col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Максимов о «крещенских купаниях»

«Кре­щенс­кие ку­па­ния» не толь­ко не пра­ви­ло цер­ков­ное, но да­же и не бла­го­чес­ти­вый обы­чай, а ско­рее на­род­ная за­ба­ва. В до­ре­во­лю­ци­он­ной «На­столь­ной кни­ге свя­щен­но­слу­жи­те­ля» го­во­рит­ся, что «в не­ко­то­рых мес­тах су­щест­ву­ет обы­чай в этот день ку­пать­ся в ре­ках (ку­па­ют­ся в осо­бен­нос­ти те, ко­то­рые на Свят­ках га­да­ли, су­е­вер­но при­пи­сы­вая это­му ку­панью очис­ти­тель­ную си­лу от этих гре­хов). Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.

Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Стоит добавить, что и Стоглавый собор 1551 года пишет о тех, кто «в навечерие Крещения Господня на нощное плещевание… сходились… — православным христианам не подобает тако творити».

Учитывая все это, неудивительно, что некоторые архипастыри высказывались критически об обычае крещенских купаний, например, митрополит Воронежский Сергий в 2010 году, епископ Домодедовский Евтихий в 2011 году, епископ Мелекесский Диодор в 2017 году. С другой стороны, есть архипастыри, которые поддерживают данный обычай.

Подводя итог, можно сказать: суеверные идеи о том, что купание в проруби очищает от греха или что оно может приравниваться к Таинству Крещения, совершенно недопустимы. Но если кто участвует в таких купаниях не из суеверных соображений и не в ущерб богослужению, а из желания приобщиться к народной забаве, и если ему позволяет здоровье, то это может быть допустимо.

Однако воспринимать купание в проруби как часть церковного благочестия или «подвиг веры» не стоит. Обычаи, которые сложились в народе, не являются церковными правилами, и нужно иметь мудрость отличать одно от другого.

Иерей Георгий Максимов
19 января 2022

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте! Прошу прощения, но если так рассуждать, то и в святых источниках окунаться, тоже, что ли забава? Или всё таки благочестивая христианская традиция! Ведь вода там бывает порой холоднее, чем зимой в проруби, из за перепада температур летом.

  • И такое бывает. «Кре­щенс­кие ку­па­ния» не толь­ко не пра­ви­ло цер­ков­ное, но да­же и не бла­го­чес­ти­вый обы­чай…

  • Псков

    Крещенские купания, особенно совместные ( я и на пляжи то не хожу, совесть не позволяет), не по сердцу мне. Чувствую в этой внешней стороне Церкви примешивание идолопоклонства, олимпийской силы духа и отваги, но ни как ни таинства очищения, тишины и скромности.

  • Анна (22.01.2022 в 19:43). Псков. И согласен с Вами. «… в этой внешней стороне Церкви примешивание… но ни как ни таинства очищения, тишины и скромности». … И мировоззрение истинно русского человека: быть благочестивым христианином, законопослушным гражданином, любить Россию и честно служить ей.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок