Православный собор в честь Святой Троицы в Гайновке, Польша
Современные модернисты любят повторять слова Блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Они в главном нередко подразумевают только догматику, что само по себе правильно, но противопоставляют ей, как нечто второстепенное, – обряды, ритуалы, богослужебную традицию и символический язык Церкви, где якобы можно допустить свободу. Такая интерпретация разрывает форму и содержание друг от друга, искажает мистический язык Церкви и противоречит самому единству Церкви, как мистическому Телу Христа. По нашему мнению, в Православии недопустим не только богословский, но и литургический модернизм. Как в Ветхом Завете, так и в Православной Церкви самым высшим священным символом является храм.
Православный храм по духу и символике представляется преемником ветхозаветного Иерусалимского храма. Вдохновенная молитва царя Соломона при освящении Иерусалимского храма открыла миру, что храм Единого Бога – всечеловеческая святыня, духовный центр ветхозаветного мира, что он имеет не национальный, а универсальный характер. Христианский храм явился не простым продолжением ветхозаветной зодческой традиции, а раскрытием пророческих образов и священной символики. Он отразил в себе новые глубины боговедения и боговидения, новые перспективы, которые открылись в боговоплощении, и новую жизнь, которую принесла искупительная Жертва Христа Спасителя. Ветхозаветный храм – это плач Адама о потерянном рае, порыв земли к далеким небесам, луч божественного света в стране изгнания и ожидание Искупителя. Ветхозаветный храм был сторожевой башней Сиона, откуда по всему миру должна была пронестись весть о пришествии Мессии. Христианский храм – это ковчег крови Христа, крови, которой искуплен мир и написан новый завет. Ветхозаветный храм – образ надежды; новозаветный храм – любви. В ветхозаветном храме пребывали ангелы; в новозаветном – Божество. Ветхозаветный храм – это просвет неба; новозаветный – соединение неба с землей.
Ветхозаветный храм – путь к царству; новозаветный – царство духа, открытое на земле. Ветхозаветный храм – луч, направленный в будущее; новозаветный – будущее и прошлое, ставшее настоящим. То, что сделал Христос, заключено в Таинствах Церкви, история мира проходит в циклах богослужения. В Церкви, как в вечности, ничего не потеряно. Храм – остров в мутном море этого мира, который в своей символике знаменует вечную жизнь и преображение космоса. Храм это икона неба и он был создан как икона посредством духовного видения. У древних зодчих было целостное, непосредственное восприятие духовного мира, постепенно оно стало снижаться и бледнеть. Образ ветхозаветного храма был дан Моисею на Синае при блеске молний и раскатов грома, которые потрясали гору от вершины до его основания.
Образом новозаветного храма послужила Сионская горница, где Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов, представляющих собой первую христианскую общину. Христианский храм имеет несколько форм: форма треугольника – образ ковчега, в котором спаслось семейство Ноя от потопа: это значит, что только в Православной Церкви возможно спасение; форма квадрата – образ Небесного Иерусалима, стены которого имели одинаковый размер, длину и ширину; форма креста означает, что основание Церкви является крест и Голгофская жертва; форма базилики – дом апостола Марка, куда собрались ученики Христа в день Пятидесятницы – схождения Духа Святого; форма круга – символизирует вечность, так как Церковь – это откровение вечности во времени. Купол храма может быть конусообразным, то есть ссужающимся к вершине – это означает полет и устремление к небу. А иногда купол похож на язык пламени – образ космического огня, который очистит и обновит небо и землю. Храм нельзя представить как конструкцию, объединение отдельных частей, – эклектика не может создать единства. Моисею на Синае был дан план скинии – походной церкви, скинии – прообраза будущих храмов. В божественном Откровении великому пророку были указаны принадлежности храма, и даже материал, из которого они должны быть изготовлены. Это означает, что храм – не произведение человеческого искусства, не плод творческого вдохновения, а воплощение божественной идеи. Храм – это Библия, написанная зодчими, как каллиграфами. Православный храм – это гимн Богу, воплощенный в камнях; это сложная система символов, где каждая деталь и предмет и даже геометрические линии, формы и структуры несут в себе духовный смысл и имеют таинственное значение. Символы ветхозаветного храма раскрыты в Новом Завете; символы новозаветного храма будут раскрыты в вечной жизни. Третьего завета уже не будет, поэтому новая храмовая символика невозможна: она будет обращена в пустоту, в никуда. Это будет мертвая форма, лишенная содержания; это будет включенность человека в духовный вакуум, а точнее, в мир мечтательного и воображаемого, в мир метафизической лжи.
Единство Православия неотделимо от ее преемственности. Это единство не только догматики, как сознания Церкви, не только мистики, как сердца Церкви, но и символики, как языка Церкви. Символы не сочиняются, о них не договариваются; символы даны в Откровении или выявлены в мистических прозрениях. Нельзя создать новый символи¬ческий язык Церкви искусственно, наподобие эсперанто, – это будут бессодержательные звуки для верующей души, или же, что еще хуже, навязанное через новые формы новое содержание, находящееся за пределами христианства. По сути дела, модернисты в зодчестве хотят превратить храм или в утилитарное здание, или же в декоративное строение, где формы перестанут быть символами Евангелия, вопло¬щенными в литургической динамике храма, а только лишь взлетом творческого воображения – прыжками модернистов вверх, во время ко¬торых они думают дотянуться до неба. Такие декоративные подделки под храм могут удовлетворить эстетические чувства современного человека, но верующее сердце воспримет их как потерю, духовную энтропию, зодческую ересь. Модернисты в странах Европы строят свои молельни, как залы для рок-музыки, которые похожи на дикие вопли из стеклобетона и металла; а в древние храмы ворвалось с улиц и ночных клубов авангардистское искусство. Чего только не видел на своем веку Римский собор Петра и Парижский собор Богоматери! В стране, в которой мы живем, храмы были насильно отняты у верующих, частично разрушены, а оставшиеся превращены в склады и клубы. А на Западе модернисты сами, без какого либо насилия, игрой своего изощренного воображения превращают храм в театры, с крутящимися сценами и сменяющимися декорациями, где проводятся «веселые литургии», где молитвы переложены на мотивы фривольных песен и сопровождаются плясками. У нас этого пока нет. Но когда горит дом у соседа – это грозное предостережение.
Уступка миру похожа на скольжение по ледяной поверхности горы, где неизвестно, человек, потерявший под собой опору, сможет ли остановиться или его падение окончится на дне пропасти.
Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)
Нереализованный проект храма во имя святой Екатерины в Екатеринбурге