col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. О «Диктатуре совести»

27 января я побывала в Храме святых царственных страстотерпцев в Сологубовке под Петербургом и приняла участие в обсуждении книги Ивана Русского «Диктатура совести. Дневник алтарника». В обсуждении участвовали настоятель Храма, протоиерей Александр Захаров, клир и прихожане, а также гости – протоиерей Илия Амбарцумов, исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония» Елена Рыдалевская, публицист Вадим Рыбин и другие. Книгу напечатали совсем небольшим тиражом – именно для того, чтобы первые читатели могли высказать своё мнение; позже её планируют издать для широкой аудитории.

«Диктатура совести» — это переписка двух православных христиан: алтарника Ивана и преподавателя философии Павла. Очень быстро становится ясно, что под вымышленными именами скрываются реальные люди, наши современники, и что переписка явно носит документальный характер. Будучи близкими друзьями, Иван и Павел в то же время являются идейными противниками: один – убеждённый сторонник монархии, второй – демократии. По мере переписки отношения между ними всё более накаляются и приводят к полному разрыву, и только внезапная (и, по-видимому, не случайная) смерть обоих примиряет их. Несмотря на то, что в переписке друзей обсуждаются непростые исторические и философские вопросы, читать книгу не трудно: желание героев быть услышанными настолько велико, что их спор захватывает и читателя, который мысленно включается в него, становясь на сторону то одного, то другого оппонента.

Хочу поделить с читателями своим кратким выступлением во время обсуждения книги:

«Несколько дней назад я вернулась из скита Ветрово, где мы вместе с отцом Романом и другими паломниками читали и обсуждали отрывки из книги «Диктатура совести». Некоторыми из этих мыслей мы решили поделиться с вами. Поскольку основным предметом спора главных героев является монархия, о ней и хотелось бы сказать.

Сегодня многие надеются, что в России будет восстановлена монархия, явится царь, но взгляните на состояние нашего народа. Для того, чтобы он принял царя, помазанника Божия, он должен сначала принять Христа. Но наш народ, освободившись от советского плена, во многом остаётся безбожным, и ожидаемый царь может оказаться под стать ему: мы всегда получаем то, что заслуживаем. По словам отца Романа, многие представляют себе царя, как Геракла, который станет чистить Авгиевы конюшни, и в этом – точка пересечения ожиданий монархистов и сталинистов. Ожидание сильной руки, способной навести порядок, сегодня так велико, что даже многие православные с тоской вспоминают советские времена, идеализируют вождей, превращают гонителей Церкви в праведников (например, некоторые считают, что Сталин был пострижен в монашество). Положительный взгляд на личность Сталина возникает и на некоторых страницах книги «Диктатура совести» — один из главных героев, монархист Иван, пишет: «Кто спас Россию от окончательного уничтожения?.. Бог и Сталин». По этому поводу отец Роман попросил меня прочитать два недавно написанных им стихотворения: «Тоска по плену» и «Вспять».

Хотелось бы еще сказать о том, что спор двух героев книги «Диктатура совести» напоминает разговор ума и сердца. Образованный Павел своими доводами обращается к разуму собеседника, простец Иван старается говорить от сердца к сердцу. Но нельзя не обратить внимания на то, что доводы интеллектуала Павла часто оказываются более убедительными и выстраданными. Наверное, дело в том, что Иван, хотя и старается руководствоваться в своих рассуждениях Евангелием, не принял его глубоко в своё сердце (поэтому иногда возникает ощущение, что он не совсем искренен – например, когда, говоря о серьёзных вещах, пытается дурачиться, намеренно использует просторечные слова или подслащивает свою речь). В этой поверхностной просвещенности словом Божиим, а подчас и в полном её отсутствии — наша общая беда, беда всей России.

Думается, что правда не на стороне Ивана и не на стороне Павла, она — над ними. Книга не зря заканчивается словами: «Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу». Наше собственное обращение к Богу, жизнь по заповедям, посильная проповедь и есть наше служение единственному Царю — Христу. Не нужно ожидать никого другого, ибо Он — единственный надёжный краеугольный камень нашей жизни».

Многие из выступавших после меня, говоря о книге «Диктатура совести», считали нужным сказать и о стихотворении иеромонаха Романа «Тоска по плену». Признаюсь: прочитав его впервые и оценив очень высоко, всё же не думала, что оно будет производить на читателей такое впечатление. В недавней статье главного редактора «Русской народной линии» А. Д. Степанова это стихотворение, как и стихотворение «Вспять», названо антисоветским. Казалось бы, это не логично: если не существует Советского Союза, могут ли быть написаны антисоветские стихи? Но для тех, кто сохранил Советский Союз в своём сердце, он, безусловно, существует. Вот и во время обсуждения в Сологубовке несколько человек сказали: нам не понравилось это стихотворение, оно возмутило нас, мы не согласны. А другие, наоборот, подходили ко мне, благодарили и просили прислать ссылку на стихотворение.

Во время выступления отца Илии Амбарцумова, кандидата богословских наук, я пожалела, что не взяла с собой диктофон и не могу поделиться с вами его размышлениями о монархии, демократии и об уместности этих форм правления в России. Особый акцент отец Илия сделал на том, то наше общество не только не готово к возрождению монархии, но и не просвещено духовно, и отметил, что книга «Диктатура совести» может способствовать этому просвещению. Соглашусь с ним и надеюсь, что в дальнейшем некоторые фрагменты из этой книги мы сможем опубликовать на сайте «Ветрово».

В заключение хочу привести небольшой отрывок из «Диктатуры совести» (надеюсь, издатели меня простят):

«Уникальность сегодняшнего дня в том, что нынешняя русская власть дистанцировалась от нас:

— Люди, идите, куда хотите. Хотите – в храм, молиться. Хотите – туда, где предлагают «любовь 24 часа».

Время на дворе ответственнейшее. Именно сейчас Господь взирает на нас и наконец-то выясняет: чего же ты, русский человек, по-настоящему стоишь? Куда ты пойдешь сам – если тебя никуда не подталкивают в затылок, не тащат за шиворот? Что ты выберешь своей доброй волей – храм или публичный дом? Русский народ, ты и впрямь «народ-богоносец»? Русь, мы и впрямь «Святая Русь», «дом Пресвятой Богородицы»? Или всё это было фразёрством?»

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
28 января 2019

Заметки на полях

  • Судя по работающей камере,о.Илия был записан. Ольга Сергеевна,Вы пишите как отчет о комс.собрании,не за что зацепиться.Все же попробую.Сласть поставила во главу всего деньги,забрала их в свой карман,а потом уже дистанцировалась.Сейчас стоит в позе «Кто похвалит меня лучше всех,тот получит большую конфету» и кидает косточки в толпу,котлетки в Думу,обещания в народ.

  • Выскажу свой дилетантский взгляд на предложенную тему.
    Слава Богу, что у нас есть еврейские Писания и мы можем анализировать события из своей недавней истории с той библейской. По выходе из Египта, где народ не был оставлен Богом и жил относительно не плохо 210 лет, Моисею пришлось водить его 40 лет, причем сам Моисей получал руководство непосредственно от Бога! И всё же сколько было проблем с «этим народом»….
    У нас совсем тяжелый случай. Что уж нам ожидать после выхода из нашего 74-летнего периода безбожия и войн?
    Думается, сначала надо искренне понять почему в 1917-м случилось то, что случилось!? Ведь без Божьей воли и волос не упадет с головы человека! В самом начале Писаний мы читаем главный принцип Бога в отношении Его народа: “Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну” (Бытие 12:3). А Империя наша, вряд ли благословляла еврейский народ на своей территории, как до 17-го, так и после. Вот отсюда и все проблемы наши по сей день, ведь Бог не меняется, Он живой Бог и всё тот же!
    Очень правильны слова: «Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!». Обратиться надо, но с чем!?

  • Александр СПб, вы бы свою родную советскую власть поругали, которая не деньги, а Бога у людей забрала(Слава Богу не у всех), изнасиловала русский народ, и родился на свет уродливый советский народ!Безбожный такой Шариков, миллионным тиражом!А то, что сегодняшняя власть вся сплошь состоит из этого самого советского (читай безбожного)народа, говорит о том, что у неё нет совести!Вот и украла она все денежки!Но, премудрый Господь и тут сатане больную рану нанёс- от нищеты этой и бардака люди (немногие конечно)к Богу потянулись, и я был в их числе тоже!И уж как я Богу и нашим властям благодарен за это!Да и проповедь патриарха сербского Павла о богатстве здесь на сайте размещённая очень к месту пришлась!Так что зря вы Александр СПб ругаетесь, ибо премудро всё устроил Бог, не укради власть деньги, точно все советикусы прямиком в ад пошли, а так хоть кто то, да прозрел!Всем добра!

  • Советский — антисоветский. Обратите внимание на то, что всякая неудобная правда о том времени воспринимается «человеком советским» как обида, как плевок в душу. При этом никто из них не пережил ни гражданской войны, ни 1920-х годов, ни страшных 1930-х. Все их познания истории советского времени из советских книг, фильмов, пропаганды. Нельзя сказать, что достижений не было, но они свершались вопреки, через великое насилие над человеком и обществом.

    Почему стала возможной революция 1917-го? В коротком комменте трудно ответить обстоятельно, но попробую кратко.
    Во-первых, в 17 в. после Смуты русский этнос вошёл в период этногенетической зрелости, суперэтнизации. За три века территория России увеличена в несколько раз, в общий этногенез и историю включены более сотни этнических групп Прибалтики, Молдовы, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Параллельно выполняется социально-экономический глобализационный имперский проект.
    Во-вторых, на 19 век следует обратить особое внимание. Вернее на период с 1816 по 1916 гг. Время наивысшего взлёта. 40-миллионная, аграрная, отсталая Россия успешно противостояла 71-миллионной Европе в лице франко-европейской армии Наполеона. В правление Николая Первого начинается великая промышленная революция в России. Если до того было около 800 тыс. крепостных рабочих, то к началу 20 в. их было 6 млн. только промышленных, свободных рабочих. Население РИ увеличилось в 4,5 раза! Представьте себе какая перенагрузка на пахотный клин. При этом во время жёстких голодовок 1881-1911 гг. массовых голодных смертей не было! Государи и правительство сделали всё возможное и невозможное.
    Послабления государевым крестьянам в 1840-х гг. и отмена крепостного права вызвали небывалые перетоки русского населения из деревни в город, из Центра на южные и восточные окраины Империи. Активно осваивается Дикое Поле на юге, Сибирь, Средняя Азия.
    Народ работает с великим напряжением сил. При этом происходит величайшее этногенетическое смешение русских между собой из разных регионов (а они порой имели очень разные этногенетические истоки) и русских с другими народами Северной Евразии. Окончательно формируются новые русские субэтносы — казаков на юге России, сибиряков за Уралом, новороссов на Левобережье Днепра и в Северном Причерноморье (нынешний юго-восток Украины). Всё вместе вызывает перегрев и приводит к акматической фазе русского этногенеза. Она выражается в революциях, гражданской войне, массовых репрессиях и голоде.
    В-третьих, снова обращаю внимание на процесс революционизации — разрушении русского православного сознания и российского общества. В 1816-1881 гг. он вялотекущий, слабо организованный, выдыхающийся. «Декабристы», Герцен и разночинцы, «землевольцы» и «народовольцы». Нам о них очень много хорошего наговорили в советское время. А такие ли они белые и пушистые? Если кому-то будет интересно: «Революция как помрачение сознания» — https://www.proza.ru/2015/12/10/869
    В-третьих, в чём и как «дистанцировалась» власть? И при чём здесь власть, когда я сам лично ответствен за себя? Мы получили то, чего желали долгие десятилетия — свободу! Но не знаем как ею распорядиться. За сто лет «революционных преобразований» нас отучили ею пользоваться. Да и умели ли делать это наши предки? Судя по событиям 20 века они также были в несвободе и при монархии. То есть, в народе не воспитывалась самостоятельность в этом вопросе. Вот что скажут сверху, так тому и быть. Пример демократизации жизни общества в 1861-1916 гг. показал, что свободу люди восприняли как вседозволенность. Так и сегодня. То же самое состояние, но отягощённое советским периодом.
    В-четвёртых, мы очень часто бездумно ругаем «власть». В интернете даже появилась шутка «ребёнок наделал в штанишки — это Путин виноват!»
    Мы переживаем великие трансформации — этногенетические, социально-экономические. Идёт настройка государственного механизма в новом его состоянии, в очень непростых условиях. Но сами того не замечая, мы в своих бедах и метаниях, сомнениях и неудачах виним эту мифическую власть. На себя не пора оборотиться? Спросить с себя не настало время: а я лично что сделал для лучшего будущего? Может быть хватит искать крайних да виноватых?

    Время наше очень ответственное. Вы даже до конца не представляете какое. Рядом с одним верным Господу спасутся и другие. Православие это ведь не орден на грудь, не сиюмоментное состояние. Но великий труд во Имя Иисуса Христа. Трудный путь. Когда и ногти сорваны, и тело избито, и душа вопиет. Когда Господь с нами, разве нам страшны трудности?!

  • Николай, СПб Нет, не буду ругать,надоело,вчерашний день.Да и хорошее в ней было.Вот лежу я в пионерском лагере ночью на земле и в небо смотрю.Волга рядом,слёзы из глаз текут и тоска по чему то очень хорошему.Так тогда и не понял по чему.

  • Кто рос при советской власти — рос в «темноте» — это, кому внушили, что Бога нет.
    И те, у кого была вера в Бога, ничего не рассказывали о Боге, даже родным, и они выросли, как кроты.
    И, кто так вырос, много наделал глупостей и горя, даже непоправимо испортил жизнь себе и другим .
    Эти люди не могут простить этой испорченной, отсутствием Света, жизни.
    Кажется, был бы Свет Божий, и было бы счастье, не было бы столько горя, и кто-то за них в этом виноват.
    Может быть так, не знаю.
    Но, кажется, это не важно, наше земное счастье.
    А важно, что Свет, для всех всё-таки воссиял, а многие к Свету не торопятся, отворачиваются, не хотят видеть.
    Свет не нужен и Царь не нужен…
    Простите, с уважением, Мария

  • Александру СПб, хорошо Вы сказали: «надоело ругать вчерашний день!» и я бы от себя прибавил: и сегодняшний тоже ругать не будем, а возблагодарим Бога за него, и пусть не приближусь я к Богу сегодня, по грехам и гордости но порошу Его хотя бы не отойти в противоположную сторону!

  • Дорогая Татьяна, думаю (и даже уверена), что мы должны обратиться к Богу не С ЧЕМ, а ЧЕМ: всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим (см. Мф. 22:37).

  • Однажды мой прадед сказал, что кто ожидает лучшего, тот проклятый человек. Ведь все решившие иметь в своём сердце Царя царей будут переносить скорби и всякие трудности.
    В Белгородской области в городе Короча в советское время несла свой крест Христа ради юродивая, как её называли, Липочка. Приезжавшие видели её зимой на улице без обуви. Однажды к ней приехала жена бывшего председателя колхоза (в послевоенные годы) и обратилась со словами: «Что мне скажешь, Липочка?»
    Юродивая ей ответила: «А юбки-то две, а хлеба едите белые, пышные. А мы едим стручки горькие, горькие!»
    Приезжавшая потом рассказывала односельчанам сказанное ей, и что она не поняла смысла слов.
    Для избравших узкий путь при любом строе жизнь будет нелёгкой. Для таких людей ориентир — Писание. (Православная Церковь, в уточнение одного из отзывов, считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Рождества Христова. А разные научные данные с десятками тысяч лет развития человечества — неприемлемы).
    Как написала Мария (с. Северское) в отзыве под статьёй «Сталиниана на «Русской народной линии»» о служителе Христовом отце Феодоре, что ему даже служить не давали по месту проживания семьи.
    И все, стремящиеся жить по заповедям Христовым были и будут притесняемы при любом государственном устройстве.

  • У нас несравнимо больше людей гибнет в гражданских войнах, чем от стихий. Плюс Сирия, Цар, Венесуэла, конца пока не видно — сами же гарантировали безопасность во всем мире судя по разговору Ельцин-Буш ( https://vk.com/wall-156278021_6456 ), а теперь расхлебывают. И не только Ельцин, а и последователи. С поражениями выполняем, а зачем миру наша гарантия безопасности народу говорить не считают нужным.
    В Венесуэле за 6 лет инфляция составила более миллиона процентов (руководил экономикой Глазьев) нефти море, нищета настала. Вложили Росс. олигархи кучу денег в режим, хотели купить, а америкосы зашли с другой стороны. Их народный лидер, что объявил себя сейчас президентом один в один Обама. Сынок однозначно. Еще и с кровью кубинского лидера, фамилия испанская. Главой революции случайных не ставят. А наши ЧВК поехали защищать ранее»законно избранного» и вложенные деньги. Провал полный. Такое впечатление, что отправляют на заклание.
    Большие страны Китай и Штаты сейчас заняты другим делом — переходом на новый валютный рынок и переводом индустриального способа производства в кибернетический. Пока мелкие заняты мордобоем с приглашённым вышибалой РФ.
    Своих пугают возможностью ядерной войны, но есть у нас сарматы и прочая мощь. Ура. Специалисты говорят, что это уровень вооружения середины прошлого столетия, так как сейчас при запуске маленькой штучки на старом ржавом носителе пространство превращается… всё стирается, вплоть до наших флэшек и никто никуда долететь, доторпедить не может совсем. Если, не дай Бог рванёт где, то точечно — свои своих для очистки территории.
    Мужчины любят восторженно рассуждать про сарматы, а как спросишь по ком, чём планируется долбануть, сразу задумываются. Штаты? Китай? Они в сговоре. Выполняют свои планы и строят свой мир. Бжезинский в своей книге прямо пишет «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счёт России и на обломках России».
    Хозяева денег выполняют свой план. Перелопатят, новыми границами покроют то, что осталось.Чертить границы будут хозяева. И всё это ох как не ново…. Сами в шоколаде. И им всё равно кто, кого и как раздолбает. Кстати можно и без кровопролития массового. Но наши мозги воспитаны на «сарматах» и «до победного конца!». Какой «победный», если тебе конец? Цель, мужики, спрашиваю, у нас какая? И даже бывшие военные молчат. Знать готовятся к грядущему молебну за царя-государя, флаг им в руки. Наверно цель — напугать до смерти своих, чтоб всем миром на молебен.
    Наш народ в безцельном и безсмысленном существовании. Жить хочется, придётся выживать, каждому индивидуально, если Бог даст. Может удастся проявить свои христианские качества, если такие имеются.
    Планы хозяев по разному приоткрываются, и место России там, к сожалению, такое.
    А религиозные и культурные деятели так народ утешат или сподвигнут, что мама не горюй! А то — в горячих точках ЧВК оказывается борется с игил из христианской любви к ближнему. Ещё и между собой биться до победного призывают, Автокефалия вынуждает.
    Как выяснилось, любопытная я, в папу уродилась, посмотрю, что говорят на сегодня лидеры других конфессий.
    Поклон скитянам! Помоги всем, Господи!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок