col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. А мы точно верующие?

В посёлок Жарковский Тверской области мы приехали, чтобы навестить бывших прихожан Храма, который находится очень далеко оттуда — в Великих Луках, на Псковщине. В середине восьмидесятых годов небольшой кладбищенский Храм Казанской иконы Божией Матери стал первым местом служения иеромонаха Романа. Прямой дороги из Жарко́в туда не было, и, чтобы добраться до Храма, приходилось проделывать долгий путь по железной дороге. В Великие Луки приезжали около часа ночи и коротали время до утра на вокзале… Ездить так далеко приходилось потому, что ни в Жарках, ни в окрестностях своего Храма не было.

Отец Роман рассказывал, что Службы в Великих Луках были очень многолюдными. Обычно он служил раннюю Литургию, а потом совершал Крещение, и креститься тоже приходило множество народа.

— Иногда вынимаешь ребёночка из купели — просто ангел! А потом посмотришь на родителей, на восприемников, на синие от татуировок руки, в которые должен его отдать — и понимаешь: он ещё хуже будет.

Когда заканчивалось Крещение, уже подходила к концу поздняя Литургия, и отцу Роману нужно было идти исповедовать. После поздней Литургии начинались требы, вечером — опять богослужение. И так каждый день. Священников в Храме было только два, и третьего, несмотря на просьбы, не присылали. Но отец Роман вспоминает служение в Великих Луках с благодарностью — в книге «Не сообразуйтеся веку сему» он пишет: «Первоначальная благодать поглотила молодого священника. Люди очень тепло относились ко мне, ценя ревность и искренность».

Жарки́ посреди бескрайних лесов — как островок среди океана, вывески магазина «Дикси» и «Сбербанка» режут глаз, и даже маленькая девочка, кругами катающаяся на велосипеде, кажется чем-то необыкновенным. Кажется, что она живёт посреди стихии, джунглей, но не знает об этом — просто доверяет взрослым, родившим и оберегающим её на этом клочке земли. В Жарках мы в первую очередь едем на кладбище: совсем немного дней прошло с тех пор, как умерла Анна — одна из тех, кто приезжал когда-то на Службу в великолукский Храм.

— У мамочки сегодня радость — отец Роман приехал! — со слезами говорит дочь Анны, Ольга, приведя нас на могилу.

Ольга рассказывает, что мама очень любила людей — никогда не была одна, всегда с народом. Всех приглашала в гости, угощала, была внимательна к чужому горю, каждого старалась направить к Богу. «Она очень много молилась, мне до неё далеко. Иногда мне не нравилось что-то, я на неё обижалась… Но сейчас понимаю — она была права, жила для Бога». Вера в те годы вообще была сильнее. Да, Храма не было, но верующие собирались и молились у кого-то дома, человек по тридцать-сорок. Всех их посёлке хорошо знали — как говорит отец Роман, раньше верующих людей легко можно было отличить от остальных: они и одевались, и вели себя иначе, а теперь и в Церковь проник дух мiра сего.

На кладбище покоится ещё одна прихожанка великолукского Храма — Нина, о которой отец Роман много лет назад написал стихотворение:

Горбунья Нина — чистая душа,
Недаром знак перечеркнул гулянки.
В любой мороз — галоши и пиджак,
А есть готовила в консервной банке.

Не оставляла правило своё,
Молитвой Иисусовой молилась.
Я часто видел, как лицо её
Иконописным ликом становилось.

Боялась, что умрёт в Великий пост,
Что люди согрешат поминовеньем
И, чувствуя, что скоро на погост,
Сказала напоследок с дерзновеньем:

— Когда умру, уже недолго ждать,
Поста не нарушайте, умоляю!
А будете скоромным поминать,
То из могилы встану — поскидаю!

И вот ушла, оттаяв, отболев.
Поставили на стол поминовенье.
Пришли наутро, видят — на земле
Валяется скоромное печенье…

Жалею, что мiрянкой отошла,
А, разобраться, разве дело в этом?
Без пострига монахиней жила,
Не обещав, исполнила обеты.

Ольга не помнит, где именно находится могила Нины, а на поиски нет времени — она отпросилась с работы совсем ненадолго. Отец Роман служит литию на могиле новопреставленной Анны и навещает могилу ещё одной давней знакомой — инокини Екатерины, которая скончалась прошлой зимой.

Навестив усопших, едем к живым: сестре Анны и брату инокини Екатерины.

— Для тётушки будет очень большое потрясение! — волнуется Ольга, и не удивительно: тёте Зое больше девяноста лет. Живёт она в двухэтажном деревянном бараке — на улицу он смотрит аккуратной, «парадной» стороной, но со двора оказывается более ветхим. Ольга приоткрывает дверь в квартиру, отодвигает занавеску — и мы сразу видим бабушку в светлом платке, лежащую головой к иконам. Оля окликает тётю Зою, и та садится.

— Отец Роман приехал! — очень громко говорит Ольга ей на ухо.

Бабушка какое-то время всматривается в лицо отца Романа, то ли не понимая, то ли не узнавая его, и вдруг заходится криком:

— Род-ный! Род-ный!..

Отец Роман садится рядом, бабушка обнимает его и даже целует ему руку, чего он никогда никому не позволяет делать. Но тут он только смеётся и гладит её по голове:

— Не узнали меня?

Тётя Зоя сразу кается, что у неё нет сил на молитву.

— А Вы Иисусовой молитвой моли́тесь, — мягко говорит отец Роман, и тогда она торжествующе вынимает из-под подушки длинные чёрные чётки.

— Надо ли просить себе кончины? — спрашивает она.

— Просить не надо, принимайте что есть: «Господи, да будет воля Твоя святая!»

Пока отец Роман беседует с тётей Зоей, я вместе с Олей захожу в другую комнату. Здесь тоже много икон, а ещё замечаю на стене рамку, в которую вставлено много маленьких чёрно-белых фотографий священнослужителей. Есть среди них и портрет отца Романа. Одна икона Божией Матери очень большая — «Взыскание погибших», образ, в честь которого освящён Храм в скиту Ветро́во, где живёт отец Роман.

— Эту икону написал отец Роман, — говорит Ольга.

Это одна из первых икон, написанных отцом Романом, и написана она масляными красками, а не темперой. Почему-то этот образ сразу кажется мне очень знакомым. Потом вспоминаю, что прежде видела фотографию, на которой рядом с этой иконой стоит молодой отец Роман в монашеском клобуке. Этот снимок недобросовестные почитатели отца Николая Гурьянова выдают за портрет старца и предъявляют как доказательство того, что он был монахом. В действительности отец Николай не был монахом: он был иноком, готовился принять постриг в мантию, но сшитые для него монашеские одежды сгорели во время бомбёжки. Он принял это как волю Божию, остался белым священником и часто говорил так: «А зовут меня протоиерей Николай!».

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Прощаясь с отцом Романом, тётя Зоя громко говорит, глядя ему в лицо:

— Сколько Бог даст! Сколько Бог даст!..

Мы выходим во двор и, пройдя через калиточку, приближаемся к деревенскому дому. Здесь, по соседству, живёт ещё один прихожанин великолукского Храма, и тоже преклонных лет — ему за восемьдесят. Это Александр, брат инокини Екатерины, на могиле которой мы были сегодня.

Оля стучит в окошко с белым наличником:

— Дядя Саша!.. Отец Роман приехал!

Навстречу нам выходит хозяин, ростом с десятилетнего ребёнка — отец Роман рассказывал, что такой же маленькой была и его покойная сестра. У него безусое и безбородое лицо, а на шее висят длинные чёрные чётки. Как и тётя Зоя, Александр с порога начинает с самообличения:

— Вы меня застали… Я как поросёнок. Курятину ем…

— Ничего, ничего… Вы же не монах, поста сейчас нет. Главное, моли́тесь.

— Мне молитву не поднять… Раньше мы столько молились, Псалтирь читали, а теперь ничего не могу.

— Молитесь Иисусовой молитвой.

(Говоря о молитве, вместо слова «поднять» Александр использовал другое слово и повторил его в разговоре дважды, но, к сожалению, оно не удержалось в памяти. Совершенно понятное по смыслу, звучало оно необычно. Зато запомнилось другое слово, сказанное Александром: лазготнявый. Найдя в словаре Даля слово «лазготать» (с пометкой «твер. пск.») — «тараторить, трещать, болтать без умолку», поняла, что сказано оно было в шутку — об очень молчаливом человеке.)

Отец Роман с Александром вспоминают прошлое — людей, которые приезжали на Службу в Великие Луки и в Жарках тоже держались вместе. Пришло время, когда отец Роман сказал им: «Добивайтесь, чтобы у вас был свой Храм. Годы уже, в Великие Луки не наездитесь». Жарковчане и раньше, в течение многих лет, пытались добиться разрешения на строительство Храма, но все их усилия в советское время были обречены. И вот они снова начали писать письма и ходить по инстанциям — основные труды взяла на себя покойная Анна. Надежды на создание Храма связывали ещё и с преданием о том, что в конце тридцатых годов на окраине здешнего леса совершал богослужение игумен Моисей из закрытой Ордынской пустыни. Он сказал, что здесь появится Храм, качнув кадилом в ту сторону, где действительно в конце концов была построена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Первое богослужение в ней совершилось в год Тысячелетия Крещения Руси.

— Тебе уже трудно жить одному, — говорит Александр отцу Роману. — Оставайся у меня.

— Так я же не один, — отец Роман указывает на нашего спутника, монаха Досифея.

— Оставайтесь оба.

— Ну а мало ли, что с Вами случится, нас же попросят отсюда, — шутит отец Роман.

— А мы оформим всё документально.

— Нет, нам пора возвращаться в скит, у нас там Храмы, надо служить, — говорит отец Роман уже серьёзно. И помолчав: — А Вы не хотели бы принять монашество?

Но Александр скорбно качает головой и повторяет:

— Живу как поросёнок.

— А помните, как отец Николай говорил? — спрашивает отец Роман. — «Какие вы счастливые! Вы верующие люди, вы знаете Бога!»

— А мы точно верующие? — говорит Александр, сильно нажимая на слово «точно» и с такой болью, что мне становится жутко.

Уже обуваясь в сенях, вспоминаю, что забыла в комнате сумку, и возвращаюсь. Александр сидит на том же месте у печки, где беседовал с отцом Романом. Прошу его помолиться о себе и своих детях, и он в ответ тоже просит моих молитв. И тут вижу, что на столе лежат ещё одни чётки, такие же, как на шее у хозяина и под подушкой у тёти Зои, только недовязанные.

— Зоя, Александр — это последние могикане, сейчас уже таких людей нет, — говорит отец Роман, когда мы едем в обратный путь. — Верующие стали совсем другими…

К сожалению, мне нечего ему возразить.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
12 июля 2023

Заметки на полях

  • Волгоградская обл.

    Очень интересно, спаси Господи вас Ольга Сергеевна.

  • Волгоградская обл.

    Мы тОчно верующие? или как говорят «Бог своих не оставит».
    Когда я слышу уверенное «Бог своих не оставит» я всегда со страхом думаю «А я своя? Меня не оставит?» Очень хочу чтобы не Оставил Господь. Но почему с такой уверенностью говорят люди? для меня вопрос. Сразу мысль — что они чище, поэтому так уверенно говорят. Может батюшка Роман или Ольга Сергеевна помогут разобраться? Буду благодарна.

  • Таисия, вопрос сложный. Например, недавно у меня был спор с одним человеком по поводу возгласа дьякона «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Оказалось, что он, слыша эту молитву, причисляет себя и всех молящихся к благочестивым, а я вспоминаю тех, кого считаю благочестивыми, а «услыши ны» считаю отдельным прошением. Иногда этот возглас дьякона даже разделяется паузой посередине (по-моему, бывает даже так, что хор повторяет за дьяконом слова «Господи, спаси благочестивыя», а потом звучит прошение «и услыши ны»). Мой собеседник показал мне толкование, где действительно говорится о том, что благочестивыми называются молящиеся в Храме. Но мне всё равно как-то тошно молиться о себе такими словами. А вот здесь говорится о том, что молитва «Господи, спаси благочестивыя» первоначально звучала в тот момент, когда в Храм входили царь и Патриарх, то есть эти слова относились к ним.

    Мне кажется, словами “Бог своих не оставит” уместнее утешать других, о себе так сказать, к тому же вслух, как-то нескромно.

    Что касается Ваших слов «очень интересно», то с отцом Романом неинтересно не бывает нигде и никогда! Спасибо Вам, Таисия.

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи Ольга Сергеевна за ответ.

  • Тверь

    Спаси Господи, Ольга Сергеевна, за Ваши очерки о поездках с отцом Романом. Очень радостно за Батюшку, что он увиделся со своими давними прихожанами, которые помнят и любят его.
    И действительно, таких верующих сейчас осталось уже совсем мало. Помню таких людей с начала 90-х. В те годы, когда сектанты заполонили города, собирали на свои собрания полные залы, весьма успешно внедряя в сознание русских свою протестантскую ересь, такие вот православные христиане вместе со священником приходили защищать свою веру, приходили к ним для обличения. Таких верующих действительно было видно сразу, к какой Церкви они принадлежат. А сейчас уже есть прихожанки, которые ничем не отличаются по внешнему виду от норвежских пртестанток тех времён: брюки, короткая стрижка и так далее. Сложно сказать что повлияло на такие перемены (сектанты, средства массовой информации), но одно понятно, что западные ценности оставили свой след в сознании, культуре и даже вероисповедании нашей страны. Тех православных, что были у истоков возрождающейся веры, уже почти не осталось.

  • Рыбинск

    Спаси Вас Господи, Ольга Сергеевна!
    С какой теплотой и любовью пишете Вы о людях, которых и видите то в первый раз! Видимо, от них исходит эта теплота и любовь! Вот они действительно верующие, каких мало сейчас осталось! Дай Бог и нам встретить таких людей! Мы ведь далеко не такие, хотя и считаем себя верующими!
    Низкий поклон отцу Роману! Радостно, что батюшка победил болезнь и имеет силы посещать прихожан, для которых служил много лет назад и не забыл их! А они, по всему видно, помнят и любят батюшку!
    Дай, Господи, здоровья отцу Роману! Он так многим нужен! Учит нас, как надо любить Господа и Пресвятую Богородицу! Только, к сожалению, ученики мы никудышные!

  • г. Алексеевка Белгородской области

    Спасибо, Ольга Сергеевна за статью. Сегодня утром прочитала и за пять минут оделась и побежала в церковь на службу. Сразу в голове мысль, а какая я «верующая», церковь почти рядом, а люди ночь добирались. Спаси Господи всех Вас и низкий поклон отцу Роману, что Вы нас вразумляете.

  • И я об этом думаю, Татьяна. Даже вспоминаются времена ковидного карантина, когда Храмы были как бы закрыты. Тогда ходила на Службу в два раза чаще, чем обычно, потому что всё время думала: а вдруг этот раз будет последним.

  • Волгоградская обл.

    Да Ольга Сергеевна с батюшкой Романом очень интересно. Даже «интересно» — это слово не очень подходит. Чувствуется что-то другое, очень родное, близкое.

  • Жарковский

    Низкий поклон и благодарность Отцу Роману,что он приехал в наш поселок и отслужил литию на кладбище. Мама говорила, священник кадилом качнет на могилу, и станет легче усопшим. Приехал дорогой батюшка и помянул своих прихожан, это большая благодать и помощь для усопших. Мне после встречи с Отцом Романом было очень радостно на душе. Даже не знаю, как это чувство описать, будто на крыльях летала. Спаси, Господи Вас, Ольга Сергеевна, что Вы так точно все описали. Действительно, время было другое, церковь была в запрете, но вера крепче. Сейчас у меня возникло много вопросов к маме, но к сожалению пять лет она почти не разговаривала. На Земле хороших людей не мало, но лучше всех моя МАМА. Многая лета О. Роману и Вам, Ольга Сергеевна. Благодарю вас за все! Приезжайте в гости.

  • Жарковский

    Сегодня ходила к Д. Саше, прочитала ему статью. Он очень обрадовался, сказал, все верно. Молились очень крепко. Он и сегодня с чётками на шее. Очень Вам благодарен, мне он как родной.

  • Слава Богу! Всегда страшно кого-то обидеть.

  • Иркутская обл.

    «…сейчас уже таких людей нет…»
    Помню таких. 1992 год,Вернеудинск(Улан-Удэ).Местные,и приехавшие к ним в гости казаки из Иркутска,уставшие,расселись отдохнуть перед обратной дорогой на траве,в тени кустов,за оградой Храма.И песни запели,казачьи,старинные. Только песни,никаких безобразий. Через какое-то время вышел о.диакон cо строгим лицом. Постоял,посмотрел,ушел молча.
    А потом,после о.диакона,бабушка старенькая.Оперлась на ограду,тоже постояла,послушала…И по доброму:
    — Ребята.да как же вы ладно да красиво поете,молодцы!
    Потом похмурела,построжела,паузу выдержала и строго уже так:
    — Да только где ж место то вы наши для песен? Это же Храм Божий! Нехорошо,не надо тут,поймите,ну не место здесь для песен… и т.д.
    Ребята прониклись и поняли,умолкли)

    Сейчас,бывает,иногда,знакомым братьям и сестрам рассказываю про это,когда вижу выступления возле храмов. Искренне в ответ :
    — Да ладно,ну что такого,красивые же,наши,родные песни и хороводы,батюшка старался для нас же….
    В общем,довелось и мне увидеть и застать тех ещё бабушек.С теплотой её всегда вспоминаю.

  • Севастополь

    Ольга Сергеевна, те о ком Вы написали, это и есть Святая Русь. Хорошо, что её осколки остались ещё в глубинках Российских. Замечательный рассказ. Читается на одном дыхании и с интересом, и радостью великой. Спасибо Вам! Пишите ещё!

  • Лариса, спасибо Вам за добрые слова! И сама хотела бы написать ещё о чём-то подобном. Как Бог даст!

  • Чебоксары

    Вы правы, Ольга.
    С отцом Романом всегда интересно.
    Неинтересно не бывает нигде и никогда!

    PS. Спаси Господи всех вас.
    Наш низкий поклон отцу Роману:
    — Вы нас вразумляете.

  • г.Симбирск

    Большое Благодарение Дорогому Батюшке о.Роману за поддержу пожелых Поистине Православных Христиан и Вам Ольга Сергеевна большое благодарение за тонкую и чуткую историю,читал так будто там был,очень Трезво и красо описано о этих Благочестивых пожелых людях. ХРАНИ Вас БОГ и этих людей старых закалок Молитвенниц и Молитвенников. Глубоко кланяюсь с земными поклонами.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок