col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Три дня иллюзии

О фильме протоиерея Сергия Баранова

Не каждый священник решается или имеет возможность говорить о войне. Есть Храмы и православные издания, где эта тема остаётся закрытой или её касаются только намёками. А вот протоиерей Сергий Баранов, духовник орского Иверского монастыря, снял целый документальный фильм «Три дня войны» — о том, как побывал на передовой. На сайте монастыря приводятся слова отца Сергия о рождении фильма: «Мы возвращаемся домой с Дмитрием, послушником Свято-Духовского скита. Два дня молчим под впечатлениями увиденного. И у меня перед глазами — вся линия фильма, по каждому дню, каждый кадр… Еду и смотрю фильм, который мне Господь показывает. Не стесняюсь это сказать. На второй день я останавливаю машину и говорю Диме: смотри, вот это будет началом фильма. У дороги в поле дерутся в смерть, не останавливаясь, два оленя. Очень символично. Мы сделали видеокадры. Господь как бы точку поставил. Всё это вы видите на экране. Тут даже моего творчества не было».

Символические кадры с дерущимися оленями и деревом, с которого срывается стая птиц — словно само дерево рассыпается на части — стали своего рода вступительным словом к фильму. Это вступление очень красиво: движения замедлены, цвета настолько приглушены, что кадры становятся почти чёрно-белыми, звучит музыка и молитвенные размышления отца Сергия. В общем-то, в такой стилистике сделан весь фильм, но во вступлении и заключении многие кадры становятся почти что живописью. Они производят завораживающее впечатление — но тут же возникает ощущение, что ты попадаешь в мiр «чистого искусства», очень далёкий не только от идущей сейчас войны, но и от реальности в целом. И это ощущение только усиливается по мере просмотра фильма. В упомянутом философском вступлении к фильму автор задаёт Богу вопрос — «Почему бывает война, где в это время Ты?». Затем следуют три военные истории — три «дня» войны, а в конце заключение: «ответ» Бога.

У истории первого «дня» наиболее чёткий сюжет, и её отец Сергий рассказывает, просто сидя перед камерой. Задумка правильная: история настолько страшная, что её и слушать тяжело — ужасная гибель сына от руки бандеровцев на глазах и практически в объятиях матери. Какие-то дополнительные средства выразительности здесь излишни — как сказал однажды иеромонах Роман, «ни красоту, ни правду не нужно приукрашивать». Но, к сожалению, в рассказе отца Сергия без приукрашиваний не обошлось. Во-первых, он подчёркивает трагичность истории тем, что и говорит о ней подчёркнуто трагически, через паузы, как бы с трудом, и в этом есть налёт театральности (хотя как-то раз мне довелось услышать от профессионального актёра: грустный текст нельзя произносить грустно). А во-вторых, рассказ отца Сергия по-прежнему сопровождает музыка. Это произведение эстонского композитора Арво Пярта — думаю, именно такую музыку называют «медитативной»: она неспешная, задумчивая, как бы вращающаяся на месте, порой угнетающая. А у музыки есть такое свойство: если соединить её с любыми кадрами – даже самыми невыразительными, будничными — они уже покажутся эпизодом из художественного фильма. И история, которую рассказывает отец Сергий, благодаря этому тоже начинает казаться какой-то условной реальностью. Похожее чувство возникает, например, когда Дмитрий Дюжев читает на сцене главу из книги «Несвятые святые». Благодаря актёрскому чтению история о реальном человеке, монахе, к тому же объявленном «несвятым святым» (то есть всё-таки почти что святым!) превращается в какой-то эпизод из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Очень мило, конечно, и очень смешно, но при чём же здесь совершенно конкретный, хотя уже и покойный монах? Очень страшна история, рассказанная отцом Сергием — за ней стоит физическая смерть одного человека и разорванное горем сердце другого. Эта история объясняет, почему началась война — тем, кто до сих пор этого не понял, она оправдывает эту войну, но зачем же превращать её в литературно-музыкальную композицию?

У истории второго «дня» сюжета почти нет, вся она — сплошное философское размышление. Звучат эти размышления в морге, где отец Сергий отпевает погибших накануне солдат. Съёмки сделаны мастерски: медленно качается кадило, мы видим силуэты убитых, лежащих прямо на полу, порой крупным планом — их руки и обнажённые стопы, и слышим голос отца Сергия. На теме рук и ног хотелось бы остановиться отдельно. Простите, если здесь придётся перейти черту допустимого, ведь речь идёт о телах по-настоящему убитых людей, причём в фильме указано название батальона, в составе которого они воевали. То есть их матери и жёны, просматривая этот фильм, смогут догадаться, что это тело их сына или мужа. Так вот, эти руки и ноги тоже сняты очень красиво. Знаете, на них посмотришь — и, в общем-то, остального фильма не нужно. Кадры, как уже говорилось выше, по цвету приближены к чёрно-белым, но вот мы видим на ступнях тёмно-красную кровь. Или вот священник берёт покойного за руку, тоже в застывших струйках крови — и она оказывается мягкой, как будто человек только что скончался. На полу свежие капли — и они похожи на кровь, хотя в это трудно поверить. В одном из своих видеообращений Евгений Пригожин тоже показывал убитых солдат, касался их рукой и говорил что-то вроде «вот, кровь ещё не высохла» — чем вызвал справедливое возмущение тех, кто это видео посмотрел. Но Пригожин подобными кадрами хотел встряхнуть нас, убедить в своей правоте, привлечь на свою сторону — а отец Сергий подаёт их как философ и эстет. За кадром звучит его задумчивый голос: «И вдруг там, в этой точке бытия, я ощущаю новые, незнакомые нотки. Сквозь отвратительность, омерзительность смерти звучит как-то тонко, тонко, но очень отчётливо тихая мелодия жизни, которая идёт от каждого из них… Мне не отвратительно и не страшно. Это что-то другое, это реквием. Реквием, который играет самый величественный орган. В нём утопают звуки моего голоса, звяканье кадила. Звук его настолько пронзителен и печален, что… послевкусие остаётся ещё несколько дней. А может, и на всю жизнь. Оно и теперь во мне».

Здесь становится понятно, почему весь фильм сопровождается музыкой. Это — та «тихая мелодия жизни» и одновременно «реквием», который услышал отец Сергий. Если попытаться сформулировать, что именно он имеет в виду, то, наверное, это жизнь бессмертной души, дыхание Духа Святого — иначе непонятно, что за «мелодия жизни» исходит от усопших. И эту «мелодию» отец Сергий распространил на весь фильм, поскольку во всём фильме пытается сказать о присутствии Божием на войне. Но передавать мир невидимый, благодать Духа Святого с помощью оркестра… конечно, это в духе нашего времени, но разве не должен священник его избегать? Здесь уже не только обыденная реальность, но и реальность духовная становится произведением искусства.

Когда я смотрела «День второй», мне вспомнилось, как однажды нас с маленьким сыном увезли на «Скорой помощи» в больницу. Там ему пришлось проделать неприятную процедуру, сын кричал, я стояла в коридоре. Один человек сказал после этого, что я, наверное, с профессиональным интересом поехала в эту больницу — ведь мне как «писательнице» нужны сильные ощущения. Слышать это было неприятно: я что, буду использовать страдания ребёнка как источник вдохновения? Но сейчас мне так же неприятно слышать слова отца Сергия о «послевкусии». Какое уж тут послевкусие, людей убили. Разве можно использовать чью-то смерть ради самовыражения, пусть и очень талантливого?

И ещё одна история. Много лет назад я была подписана на рассылку фонда, который помогал больным детям. Мне постоянно приходили по почте рассказы о них, и сердце обливалось кровью, когда я это читала, пока однажды не поняла, что… как будто упиваюсь своим состраданием. А ведь его запросто можно сделать предметом искусства, и тогда чужие страдания действительно станут дровишками, которые можно подбрасывать в костёр творчества, и только. Так Марина Цветаева однажды была влюблена, а когда роман завершился, не узнала своего возлюбленного при встрече. Она плохо знала, как он выглядит: ведь он был нужен ей в основном как источник вдохновения, подпитка внутренней жизни.

«День третий» в фильме отца Сергия — это рассказ о венчании на передовой. Он венчает не очень молодых людей прямо на поляне, невеста, хотя и с фатой, но тоже в военной форме. Вокруг собрались друзья, молодых снимают, поздравляют, подносят им хлеб с солью. Это выглядит как вызов войне и смерти, отец Сергий сам говорит: «Мы совершали венчание вопреки, назло, наперекор всему, что вокруг». И дальше: «Можно ли было всё это сделать в безопасном, укромном месте? Да». Признаться, такой же вопрос возник у меня. Жених и невеста сами признались, что они гордые люди, они и венчаясь хотели сражаться. А ещё понятно, что им хотелось, чтобы свадьба была красивой, и им это удалось. Даст Бог, окончится эта война, вернутся домой, и всю жизнь будут помнить и рассказывать о своей свадьбе. Но… если делалось это во имя любви, то, может быть, стоило, любя, поберечь друг друга? Ведь Таинство было бы Таинством и «в безопасном, укромном месте», и это ни в коей мере не было бы уничижительным для него. Есть же грань, за которой исповедание веры и любви становится их демонстрацией. Что-то должно быть важнее: жизнь или красивые картинки, на которых она запечатлеется.

Заключение фильма — это «ответ Бога» на вопросы отца Сергия. «Где Ты, когда идёт война?» — спрашивает отец Сергий, и Бог «отвечает»: «Чадо, я на войне, в самой её гуще. В каждом событии, в каждой секунде. Я здесь ещё отчётливей, чем в мирное, спокойное время, контрастней, определённей… Мои руки держат каждый пакет гуманитарной помощи. Мои руки — это руки хирурга у операционного стола. Мои руки — в руках бойца, который тащит раненого товарища под бомбами, в крови, в грязи. Мои руки протягивают похоронку матери убитого сына. И они же обнимают её. Мои уста целуют её заплаканные глаза».

Если бы отец Сергий сказал от себя: «Я верю, что Бог на войне. Что Он в каждом событии, в каждой секунде…» — это было бы совершенно естественно. Но он говорит от имени Бога. Прошу прощения за такую параллель, но мне этот «разговор с Богом» чем-то напомнил песню Розенбаума «Блюз Господень»:

Вся история наивна и проста.
Мы сидели как-то с Господом в пивной.
А когда приятель мой совсем устал,
Я сказал ему: — Старик, пошли домой!

<…>

Рассветало, солнце рвало облака,
Ветер гнал по небу белые ладьи.
Я спросил: — А где живёшь Ты, Старикан,
И куда Тебя до дому проводить?

Улыбнулся Он, моё плечо обняв:
— Ты, видать, сынок, совсем захорошел.
Разве может быть квартира у Меня?
Я стараюсь жить у каждого в душе.

Конечно, «разговор с Богом», который предлагает отец Сергий, совсем иной, и аудитория его иная, и всё-таки это тоже выдумка. Розенбаум выдумывает в меру своего представления о Боге («боги тоже иногда сидят в пивной»), отец Сергий — в меру своего. Конечно, он знает о Боге больше, потому что служит Ему, но тем удивительнее, что верит: фильм «Три дня войны» показал ему Сам Господь, а значит, и «ответ» Свой в каком-то смысле продиктовал.

Кстати, завершает отец Сергий свой фильм, как постскриптумом, тоже песенкой — видимо, просто для того, чтобы снять напряжение, потому что смысла и ясности она точно не добавляет:

Там в высоте за небом карнавал, кутерьма, звездный бал.
Там крылья ангел не сберег, не удержал.
Быть может, развязались ремешки или ослабли кнопочки,
Но в небесах ведь некого просить о помощи…

Нужно отдать отцу Сергию должное: он нашёл в себе мужество побывать на войне и рассказать об этом. Но, похоже, во время работы над фильмом художник победил в нём священника. Конечно, не мне рассуждать о таких вопросах, но вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Если… человек будет руководствоваться прежде очищения истиною своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый». Сказано это было о Гоголе и, по большому счёту, для него это было не так уж плохо: произведения мiрского писателя всё-таки издавали свет, хотя бы и смешанный! Но отец Сергий — священник, и мы ждём от него действенного слова, которое встряхнёт и отрезвит, просветит Светом истинным, даст силы жить, а не унесёт в мiр иллюзий!

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
22 июля 2023

Заметки на полях

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи Ольга Сергеевна.
    Фильм посмотрела, впечатления не очень понятные. Подавленность какая-то.

  • Нижний Новгород

    Непонятна идея венчания на фронте. Браки заключаются с целью создания семьи и рождения детей, то есть для жизни, а там всегда есть риск погибнуть, особенно, если специально рисковать, венчаясь на виду у противника. Глупо как-то. И вообще зачем нужны женщины в окопах? Чтобы смущать мужчин? Разве это женское дело — воевать, убивать?

  • Санкт-петербург

    Людмила Николаевна, а семья без детей это не семья? или вне войны дома на мужа или жену кирпич не упадет? машина не собьет? рак не съест? может они хотя узаконить свои отношения перед Богом, зная, что каждый день может быть последним?

  • С.Пб- Пс.

    Смотрел.Читал. Вывод: очень мягко, тактично Ольга Сергеевна написала статью, стараясь обойти, смягчить углы, которые можно назвать косяками. А углов в этом фильме полно и покалечить о них можно не только логику, но и душу. Особенно в те моменты, когда священник эстетствует на тему смерти и сказанные слова кажутся вторичными по сравнению с видеорядом.»— Voilà une belle mort, (Вот прекрасная смерть) — сказал Наполеон, глядя на Болконского.» Фильм, с подачи батюшки, напоминает памятники древнегреческой литературы. Так же пафосно, театрально с привкусом немого кино. «Кровью упьются моей и, унылые сердцем, на праге
    Лягут при теле моем искаженном! О, юноше славно, Как ни лежит он, упавший в бою и растерзанный медью, — Всё у него, и у мертвого, что ни открыто, прекрасно!»
    Смотрел фильм и ловил себя на мысли: «Красиво» и понимал, что это смесь и художественного фильма и документального. Действительно, очень важно кто написал эту картину, сыграл эту музыку. Светский эстет, размышляющий на тему войны или священник, владеющий другим языком, духовным, а не душевным. Одно оправдание нахожу — желание говорить чувственным языком эстета, для владеющих только этим языком, но тут же сам себя спрашиваю, а не спускается ли батюшка таким образом ступенькой ниже, вместо того что бы подтянуть зрителей ступенькой выше? Возможно , я написал это в сердцАх. Простите.

  • Екатеринбург

    Благодарствую за разоблачение этого лжеучителя.
    Прегорестное время!
    Новое «нравственное предание» — всем на погибель https://www.youtube.com/watch?v=hj4WNCW8xe0

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок