col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Я учусь быть монахиней»

Беседа с монахиней Теодорой (Васич), благочинной Свято-Введенского монастыря в г. Белграде

Монахиня Теодора (Васич)Я родилась в Белграде 29 мая 1967 года, в день памяти святых Феодора Освященного, великомученика Феодора Вршацкого и мученика Вукашина Ясеновацкого. Но мои родители были родом из Боснии и Герцеговины, бывшей югославской республики. Из-за новой работы папы семья переехала в Белград. На тот момент у родителей был один ребенок, мой старший брат, а в то время, когда мои родные переехали в Белград, мама уже была беременна мной. Тогда же одна замечательная женщина, знакомая моих родителей, сказала, что она хотела бы быть крестной младенца, и если это будет девочка, ее нарекут Еленой. А моя бабушка, мама моей мамы, не зная ничего об этом, однажды увидела интересный сон. Во сне ей навстречу шел младший сын, мой дядя, со словами: «Мать, родилась Елена». И я родилась — несколько месяцев спустя. Так Господь открыл бабушке мое имя, которым меня действительно нарекли при Крещении.

Я росла в церковной семье. Еще с детских лет я очень любила рисовать, особенно портреты и природу, а окончив лингвистическую гимназию в Белграде, собиралась поступать на факультет драматического искусства Белградского университета. Но Господь управил иначе.

Когда мне было 23 года, я трудилась в одной государственной структуре. Во время перерыва на работе мне в руки попал журнал, где была интересная статья о студентах богословского факультета Белградского университета, и мне очень захотелось там учиться. Я узнала, что там изучают языки, иконопись, историю, богословие. Сразу туда позвонив, я выяснила, в какой день будет приемный экзамен, а на следующий день уволилась с работы. Экзамены я сдала успешно и была зачислена на факультет.

Нашими преподавателями были: епископ Афанасий (Евтич), епископ Ириней (Булович), митрополит Амфилохий (Радович), епископ Игнатий (Мидич) и владыка Даниил (Крстич), а также академик, профессор Владета (Еротич). Все было очень интересно и ново для меня. Студентов было много, среди нас были ребята даже из Греции, но когда началась война, многие сербы вернулись домой.

В один из дней в «окне» между занятиями я хотела показать моему другу, который собирался поступить послушником в монастырь Дечаны в Косово и был родом из Черногории, белградский храм святого Архангела Гавриила. Поскольку у нас было много времени, в знак благодарности он тоже захотел показать мне кое-что… Я подумала: «Какой это может быть храм, о котором я, живя в Белграде, не знаю?» И мы пошли (я едва за ним успевала, он был очень быстрый). Наконец, мы оказались у стен монастыря. Как потом выяснилось, все наши владыки с факультета служили здесь, кто-то был пострижен тут, но я этого ничего не знала. Мне было очень стыдно. Это был Свято-Введенский монастырь в Белграде.

К тому времени мне уже давно хотелось поговорить с кем-то именно из монахинь. Помню, когда привезли мощи святого владыки Николая в Сербию из США, в монастыре Лелич собрались тысячи мирян, монашествующих и духовенства. И вот там я обратила внимание на трех монахинь, стоявших ко мне спиной. Другие подходили к той, что была посередине, и брали благословение, а я смотрела на нее и не могла оторваться. Я спросила студентов вокруг меня, знают ли они, кто она, но они не могли ответить мне. Тогда в Леличе из множества монашествующих и мирян только она заинтриговала меня. Еще год я буквально каждый день думала о ней и вздыхала, но не знала, кто она и как ее зовут, из какого она монастыря. Это была игуменья Агния (Дмитрович), моя будущая старица. Я даже маму никогда так часто не вспоминала.

Но Господь помиловал меня и через год или два привел именно к игуменье Агнии, о которой я так много думала и с которой мечтала пообщаться. Вот как это было. Я долгое время собиралась прийти в Введенскую обитель и поговорить с кем-то, но искушение всегда препятствовало этому. В какой-то из дней я поехала туда с твердым намерением и молитвой сделать это. Когда я была уже в храме монастыря, то обратилась к одному из трудников с просьбой позвать кого-нибудь из монахинь. Меня пригласили в корпус. Я села. Трудник вернулся и сказал, что со мной поговорит матушка-игуменья. Я испугалась, потому что студенты говорили, что все игуменьи такие строгие! Опустив голову, сижу и думаю: «Господи, какой будет разговор, какая встреча?»

И когда спустилась игуменья, я, увидев ее, растерялась. Тогда я не могла поверить, что это она! Та самая монахиня, которую я видела в Леличе! Красивая, словно с небес! Если бы я знала, что она тут, я бы прямо из роддома сразу жила с ней в монастыре. Матушка Агния была и внешне очень красивая, но особенно поражала ее внутренняя красота. Она была настоящей духовной матерью. Для меня она стала абсолютным авторитетом.

В тот день матушка пригласила меня на угощение и беседу. Я была как на небесах. Время остановилось… Я представилась, сказала, кто я и зачем пришла. Она ответила, что у нее будут гости, но пока они не приехали, мы можем поговорить. Я осталась, а гости не приехали. Наша беседа длилась около пяти часов, в ней я открыла себя полностью. Тогда же она сказала мне, что я могу приезжать в монастырь, когда хочу. Нас прервал звон колокола перед началом вечерней службы. Помню, что это был октябрь. С тех пор каждое воскресенье и праздники я приходила в монастырь на службу, а весной уже знала, что останусь здесь.

Мне требовалось сдать еще несколько экзаменов на богословском факультете, но тогда для меня все стало не важно. Я пробовала вспомнить, что еще меня держит в миру, но ничего толком не вспомнила и однажды просто осталась в монастыре. Я не знала точно, когда уйду в монастырь, в какой день и какого числа, но была абсолютно уверена в том, что это случится само. Однажды я пришла на службу (было воскресенье), и матушка Евгения, благочинная, спросила, смогу ли я завтра им помочь. Я ответила: «Да», а на следующий день случилось то же самое. Домой мне не хотелось, так я и осталась. День, в который я пришла в монастырь, 24 июля — это память святой великомученицы Евфимии и блаженной Ольги-Елены, княгини Русской, а Елена — имя, данное мне при Крещении…

Перед всенощной накануне Воздвижения меня одели в послушницы. Тогда я почему-то не думала ни про маму, ни про папу. Я даже спрашивала матушку: «Что со мной такое? Это нормально, что я ни про кого не думаю?» Она сказала, что это нормально, что Господь дает такое состояние. И что Господь оторвал меня от родителей и привел к Себе. Она была очень хорошей духовной матерью, педагогом и руководителем, особенно для меня. Я была ее келейницей семь лет. Еще когда я студенткой приходила к матушке для бесед и на послушание, она говорила, что очень хотела бы закончить ремонт храма, корпуса, постричь меня и умереть. Точно так и случилось.

В детстве я часто думала о том, что будет со мной в 2000 году, и случилось так, что в 2000 году патриарх Павел постриг меня в монашество. Матушка часто говорила, что всегда хотела иметь монахиню Теодору — в честь преподобной Теодоры Александрийской, которая подвизалась в мужском монастыре. Месяца за два перед постригом она предложила мне выбрать имя. Помню, что было четыре варианта: Елисавета, Евфимия, Теодора и Павла. Я очень хотела быть Павлой — в честь патриарха. Тогда она сказала мне: «Возьми Евангелие и список. Когда будет Троица, мы выберем имя». И вот когда наступил праздник, я ей говорю: «Матушка, нам же нужно сегодня выбрать имя!» А в этот день службы были долгими, и она уже была уставшая, поэтому ответила: «Давай завтра». «Вы же сказали, в первый день Троицы! Я Вас прошу». — «Добро».

Мы нашли глубокую посудину, положили туда бумажечки с именами, чтобы не было видно, матушка сказала, чтобы я выбирала. Признаюсь, я боялась, что у меня будут искушения из-за того, что я сама выбрала имя. Но матушка меня успокоила. Она подошла к окну, прочитала «Царю Небесный», перекрестилась и вытащила бумажку. Я говорю: «Матушка, ну что? Давайте я посмотрю». Она отвечает: «То, что я всегда и хотела — Теодора».

Надо заметить, что когда я училась в художественной школе, то всегда подписывалась как Теодора. Даже не знаю, почему. Как-то посмотрела американский фильм про русскую эмигрантку Теодору, девушку-инвалида. И еще тогда читала роман про византийскую царицу Теодору. Но тогда я совершенно забыла, что так подписывалась и любила это имя.

В том году у патриарха Павла были проблемы с горлом, и он иногда не мог по этой причине совершать богослужение, поэтому мой постриг откладывали. В какой-то вторник из Патриархии позвонили по телефону и попросили нас с игуменьей приехать к Святейшему для беседы. Мы сразу поехали. Постриг был назначен на четверг. Монашеское одеяние было полностью готово, кроме власяницы, но мы ее быстро подготовили. Еще было дано благословение, чтобы я никого, кроме членов семьи, не приглашала на постриг.

Во вторник вечером позвонила моя подруга детства, и мы немного поговорили. Во время разговора она несколько раз спросила, как у меня дела. Меня это немного удивило, потому что я поняла, что у нее нет никакой конкретной причины для звонка. Я спросила, почему она столько раз спрашивает, как у меня дела. Она ответила, что прошлой ночью увидела во сне наш старый край, где мы жили и выросли, и что в моем доме собралось много народу. Она пришла и узнала от людей, что я скончалась. Она ужасно скорбела и была потрясена, что я умерла молодой. Тогда кто-то из присутствующих сказал: «Не скорбите, несмотря на то, что она умерла молодой, ей 33 года, и она ушла непосредственно ко Христу». Тогда она немного успокоилась, потому что и сама была верующей девушкой. Однако когда она проснулась и вспомнила свой сон, то начала думать обо мне и переживать. Поэтому она позвонила в монастырь, чтобы узнать, как у меня дела. Я попросила ее остаться на связи и поспешила к матушке-игуменье, чтобы пересказать ей это вкратце. Матушка улыбнулась и сказала: «Вот, Господь открыл ей твое умирание для этого мира, пригласи ее на постриг».

Мой постриг состоялся на праздник Рождества Иоанна Предтечи. Тогда же, после службы, ко мне подошла подруга и сказала: «Ты помнишь свои рисунки?» Я тогда очень удивилась: как могла об этом забыть?..

Продолжение следует…

Записала инокиня Иоанна (Панкова)
29.06.2017
Сайт Свято-Елисаветинского монастыря в Минске

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок