В лекции, прозвучавшей в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга», кандидат педагогических наук Василий Семенцов рассказал о значении и происхождении глагола «слушать». Свои рассуждения Василий Васильевич проиллюстрировал стихотворением иеромонаха Романа, написанным в 1994 году, и сделал его краткий разбор. Приведённый ниже отрывок звучит в записи радиопередачи через тридцать шесть с половиной минут после начала.
36:33. … Действительно, поэзия истинная влияет на человеческие сердца, а за сердцами и на умы, часто делает неверующих верующими, ибо вера от слышания (Рим. 10:17). И когда поэт прославляет Бога и является рабом Божиим, тогда его свободная песня обязательно оказывает благотворное влияние на сердца и умы слушателей — не всех, заметьте, а только имеющих уши слышать, с отверстыми ушами. И тогда это благотворное влияние делает неверующих верующими, а неверных — верными. Чтобы убедиться в этом, давайте обратимся к строкам стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), из возлюбленного мною сборника 1995 года «Блажен, кто Истину не продал». Это его наблюдения, то, свидетелем чего он был, когда подвизался в Псково-Печерском монастыре. И вот его свидетельство о жизни монастыря, написанное 12 декабря 1994 года, уже в скиту Ветрово:
Печерский инок (кажется, Мирон)
Перекрестился, глядя на иконы,
И стал молиться на грядущий сон,
Читать неспешно и творить поклоны.
Бесёнка затошнило от старанья,
Суёт под нос грехов рукописанье.
Послушник глянул — помутился свет,
Одна тоска, молитвы больше нет.
— О, этот грех! Да как я только мог!
А этот помысл? Ну, куда годится!
Да как такого только слышит Бог?
Да слышит ли такого проходимца?
Вскочил на ноги, к Старцу припустил,
Чтоб на уход отсель благословил.
С улыбкой молвил Старец: — Отдышись, —
И глянул на послушника с любовью.
— Сначала сам с собою умирись,
И умирятся Небо и Земля с тобою.
Это образец корнесловного влияния на сердца и умы читателей и слушателей, имеющих уши, чтобы слышать (Ср. Мф. 11:15). Смотрите, сначала инок глядит на иконы, затем начинает молиться, произносить слова, творить поклоны. А в это время бесёнок, который хочет смутить сердце этого инока, отвлечь его от молитвы, от Богообщения, суёт под нос ему грехов рукописанье, то есть показывает ему перечень грехов, обращается не к слуху его, а к глазам. «Глядеть» и «глаза» – это глагол и имя существительное, этимологически восходящие к одному и тому же корнесловному образу, ответвления одного языкового корня.
Дальше послушник глянул — то есть обратился их слуха и послушания в глядение и доверился больше своим глазам, чем слуху, – и сразу помутился свет. Скажите, он только в глазах помутился? Да нет, глаза — зеркало души. В душе у него свет померк, в сердце. И тогда уже — тьма:
Одна тоска, молитвы больше нет.
— О, этот грех! Да как я только мог!
А этот помысл? Ну, куда годится!..
Судить стал, рассуждать. Сердце молчит, рассудок смущает его. Ибо «смущать», «мутить» и «мутный» — это однокоренные слова, заметьте. «И как такого может слышать Бог» — он уже вместо Бога начинает судить себя. Вместо того, чтобы обращаться к Богу, он уже Богу выговор делает: да как же Ты меня можешь слушать-то и терпеть. И дальше появляется сомнение после этого неправомерного вопроса и совершенно неблагодатной попытки поставить себя на место Бога: «Да слышит ли такого проходимца?» Уже он в Боге сомневается, в Его всепрощающем милосердии, в Его готовности принять грешника, очистить его сердце, согреть Своей любовью — Бог есть любовь (1 Ин. 4:16) — и спасти: «Как только слышит?..» То есть он отвергает веру от слышания, потому что слышание от слова Божия (Рим. 10:17), помните? Ну и, естественно, что ему тогда остаётся? — Уходить из монастыря, всё! Послушник перестаёт быть послушником. Он
Вскочил на ноги, к Старцу припустил,
Чтоб на уход отсель благословил.
И вот здесь истинный старец с улыбкой молвил: «Отдышись», то есть освободи своё дыхание, свой дух от связи с этим бесёнком, который, будучи духом нечистым, отравил твоё сердце и душу. Очисти своё дыхание от грязи, лжи, сомнений и отрицания слова Божьего, от хулы на Духа Святаго.
— Отдышись, —
И глянул на послушника с любовью.
— Сначала сам с собою умирись,
И умирятся Небо и Земля с тобою.
Православное радио Санкт-Петербурга
Сайт «Ветрово»
29 декабря 2020