Нина Саблина. Священный язык. Урок первый. Вводный
Нина Саблина. Священный язык. Урок второй. Аз
Нина Саблина. Священный язык. Урок третий, часть первая. Буки
Нина Саблина. Священный язык. Урок третий, часть вторая. Веди
Нина Саблина. Священный язык. Урок четвёртый. Глаголь
Нина Саблина. Священный язык. Урок пятый. Добро
Нина Саблина. Священный язык. Урок шестой. Есть
Нина Саблина. Священный язык. Урок седьмой. Живете
Нина Саблина. Священный язык. Урок восьмой. Зело
Нина Саблина. Священный язык. Урок девятый. Земля
Нина Саблина. Священный язык. Урок десятый. Иже
Нина Саблина. Священный язык. Урок одиннадцатый. «И» десятиричная
Нина Саблина. Священный язык. Урок двенадцатый. Како
Нина Саблина. Священный язык. Урок тринадцатый. Люди
Нина Саблина. Священный язык. Урок четырнадцатый. Мыслете
Нина Саблина. Священный язык. Урок пятнадцатый. Наш
Нина Саблина. Священный язык. Урок шестнадцатый. Он
Нина Саблина. Священный язык. Урок семнадцатый. Покой
Нина Саблина. Священный язык. Урок восемнадцатый. Рцы
Нина Саблина. Священный язык. Урок девятнадцатый. Слово
Нина Саблина. Священный язык. Урок двадцатый. Твердо
Нина Саблина. Священный язык. Урок двадцатый первый. Ук
Нина Саблина. Священный язык. Урок двадцать второй. Ферт
Нина Саблина. Священный язык. Урок двадцать третий. Хер
Нина Саблина. Священный язык. Урок двадцать четвёртый. Омега
Осьмогласие
Святому Иоанну Дамаскину приписывают введение осьмигласия — восьми простых мелодий, которые унаследовали простоту и выразительность древней музыки греков, чтобы молящиеся не развлекались разнообразием мелодий, частой переменой напевов, а сосредотачивали внимание на молитве и ее содержании.
В отличие от обычных песен церковные песнопения направлены к миру невидимому, духовному — к Пресвятой Троице, к Божией Матери, святым. И подлинным автором этих песнопений является Святой Дух. Который говорит устами человеческими. В нашей Церкви принято вести богослужение не на русском языке, а на церковно-славянском; и все молитвы также поются на церковно-славянском языке.
Первый глас
Первый глас — первая «ступенька молитвенной лестницы», изображает радость открытия духовного мира. Он поется радостно, легко, стремительно: словно человек впервые открыл для себя духовную красоту, словно увидел то, что было сокрыто от него. С такой горячей искренностью и стремительностью мы готовы окунуться в живительный молитвенный источник, что наше пение стремится к Небесам без усилий, полное любви и веры в Господа нашего Иисуса Христа.
Второй глас
Второй глас — следующая «ступенька». Она несколько иная: словно внезапное падение после первого стремительного шага. Оказывается, духовное возрастание сопряжено с испытаниями. Душа, обнаружив свою беспомощность, плачет о потерянном блаженстве.
Третий глас
Третий глас печальный, но уже наполнен надеждой. Здесь как бы проявляется готовность начать все сначала, опираясь на Отца нашего Небесного, как бы происходит «возвращение блудного сына»: грустные распевы переходят в радостные интонации. Вспомните Кондак Рождеству Христову: Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Он поется на третий глас.
Четвертый глас
Четвертый глас изображает звуки быстро бегущего человека. Душа снова радостно стремится вперед с надеждой на встречу с Божией милостью. Звуки льются легко и свободно в достаточно быстром темпе. Этот глас наиболее распространен при пении тропарей. Вспомните Тропарь Рождеству Христову: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» Он поется на четвертый глас.
Пятый глас
Пятый глас — это пасхальный глас, «ступенька» воскресения, радость от благодати Божией, от прощения наших грехов Отцом нашим Небесным. Вспомните стихиры Святой Пасхи: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его… Они также поются на пятый глас.
Шестой глас
Шестой глас — это «ступенька» мира, покоя, обретения Божественной благодати. Этот глас всегда звучит на заупокойной службе — во время прощания с умершими, для которых земная суета отошла в прошлое.
На шестой глас поется всем известная молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Седьмой глас
Седьмой глас — это глас благодарения Господа, победной хвалы, переполняющей сердца людей любовью и радостью. На седьмой глас поется стихира: Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу, и просветившему человеческий род. со бесплотными зовуще: Создателю и Спасе наш, слава Тебе.
Восьмой глас
Восьмой глас — это последняя «ступенька». Этот глас изображает сыновнее дерзновение пред Богом, радость от сознания близости к Нему и Божией Матери: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.