col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Сласти душевные

Поскольку речь зашла о соединении светского и духовного в культуре, кратко скажу ещё об одной песне, точнее, о её исполнении. 16 января этого года на церемонии награждения победителей и лауреатов Всероссийской премии «Служение» песня «Родина» прозвучала в исполнении солиста группы «Рондо» Александра Иванова и монаха Киприана (Буркова).

Сначала несколько слов о самой песне, которую, знаю, любят многие верующие люди. Как говорят святые отцы, в человеческой жизни есть три стороны — телесная, душевная и духовная. «Не надо допускать вкушать сласти душевно-телесные, — пишет святитель Феофан Затворник. — У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, всё прочее — трава; а когда придётся вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ». Тут в очередной раз хочется вспомнить слова иеромонаха Романа: «Сентиментальность — враг духовности». Думаю, сентиментальность можно определить как избыточное, острое проявление душевности.

Песня «Родина», безусловно, душевна. Посмотрим на её начало:

Золотые маковки церквей над рекою,
Земляника спелая с парным молоком,
Я бегу по скошенной траве, а надо мною
Небо голубое высоко.
Я ещё мальчишка лет пяти,
И радость моя поёт, и счастье моё летит.

Бабушкины сказки про любовь и отвагу,
Где добро и правда белый свет берегут,
Дедовы медали за Берлин и за Прагу,
И весенний праздничный салют.
Знаю, что все вместе мы народ,
И счастье моё летит, и радость моя поёт.

Бабушкины сказки, дедовы медали, праздничный салют — всё это сугубо душевные, эмоциональные образы. Маковки церквей и небо можно было бы отнести к духовному, но героем песни они воспринимаются исключительно восторженно-эстетически, то есть опять душевно. И вывод из этих восторгов какой-то неестественный для маленького ребёнка: «Знаю, что все вместе мы народ». Вряд ли в пять лет кто-то думает о своём народе, больше о папе с мамой. Лишний килограмм сахара добавляет в эту песню музыка и, как правило, умильное исполнение — прошу прощения за подробность, но, когда слушаю её, желание заплакать борется во мне с приступом тошноты.

И дальше главное — припев:

Это всё моё родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать,
Это то, что не купить и не отнять.

Конечно, воспоминания детства очень отрадны, они согревают нас всю жизнь, и их действительно не отнять у человека. Но слова

Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать —

говорят о том, что их произносит или человек неверующий, или тот, у кого в голове путаница. Если сказки, медали, земляника, молоко — это самое святое в душе человека, то где же там место для Бога? А верить в то, что эти воспоминания «хранят и лечат, как Господня Благодать» — вообще безумие. И лечат, и хранят в какой-то мере, но не как Благодать Духа Святого, которая подаётся человеку в Таинствах и за которую он бьётся всю свою жизнь. Иначе достаточно было бы верить «во всё хорошее», как, собственно, и верили многие в советское время. И как верят сейчас те, кто говорит, что Церковь им не нужна, потому что «Бог у них в душе», называя Богом примерно такую же совокупность образов и чувств. Эти строчки — типичный образец поэзии ради поэзии, когда во имя красивости автор (может быть, неосознанно) пренебрегает правдой.

А теперь об исполнении этой песни дуэтом светского певца и монаха. В последние годы монах, поющий на эстраде, стал довольно привычным образом и, к сожалению, он уже не травмирует так, как прежде. Монахи поют на сцене (иногда кажется, что это делается для «оправдания» монашества — монах, а ведь тоже может!), а светские исполнители, наоборот, в Храме — всё идёт своим чередом. Помню, по телевизору показывали шоу с участием известного вокалиста-иеромонаха. Вид молодого монаха в окружении каких-то кривляющихся, аляповато одетых людей, которые ни говорить, ни даже стоять на месте спокойно не могут, вызывал желание спасти его, как ребёнка, который попал в беду.

Но когда на сцену выходит пожилой монах с худым аскетичным лицом, в облачении, со Звездой Героя Советского Союза (и, как мы знаем, на протезах), спасать его не хочется — он настолько величествен, что облик его оказывается сильнее всей обстановки, перевешивает его чаша весов. Солист группы «Рондо» (в отличие от монаха, у него на груди поверх одежды почти священнический Крест) рядом с ним совершенно меркнет. Но тут монах начинает петь именно эти слова:

…Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать…

Конечно, можно возразить, что это не для исполнителя самое святое, а для лирического героя песни и, так сказать, для его собственного сценического героя. Но тут мы вступаем в очень неопределённую область искусствоведческих допущений. Между автором стихотворения и лирическим героем, между артистом и его героем нет знака равенства. Значит, нет знака равенства и между монахом и словом, с которым он в данном случае к нам обращается? Зачем он наговаривает на себя? Разве не должен он, обращаясь к людям с проповедью, помочь им обрести Того, Кто действительно хранит, лечит и спасает? Ведь он монах — человек, посвятивший жизнь Богу, и хоть что-то да знает об этом!

А если и вправду самое святое, что есть у этого благообразного монаха, — это обилие душевных сладостей, то скажите, к кому нам идти за духовным?

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
1 февраля 2024

Заметки на полях

  • Псков

    Считаю, душевность, если имеет стражника Духа не навредит,но будет являться отдохновением по причине нашей природы, а она трехсоставна. Как сменяется пост и вкушение праздной пищи. Мирской путь, что от него хотеть,немощный путь.Отвержение душевно-телесного, это высота монашества, но недосягаемая для мирских или в меру сил и способностей. «В миру, когда бы не роптанье-скорбями многие б спаслись.» В миру нести духовное очень большой подвиг, мало способных к этому, а потому наблюдаем только вспышки, но может Слава Богу и за это?

  • Самара

    Истинное отступление и происходит в Церкви истинной, когда в ней истинная духовность замещается душевной бесовской верой , а не где то там в Палестине или Риме, и с такой то верой участие в Таинствах не будет спасительным. Горькая правда о состоянии современного монашества (и мIрян) https://darslovo.ru/lozhnoe-pravoslavie/gorkaya-pravda-o-sostoyanii-sovremennogo-monashestva/

  • г. Гусев Калининградская область

    У о.Романа есть в книге » Не сообразуйтеся веку сему» заметка про жутковерующих христиан. Жёстко, но правдиво.
    Сегодня открыл церковный календарь, а в нем день выделен красным цветом, как двунадесятый праздник. Подумал, может такая честь св.преп.Макарию Великому или св.Марку Ефесскому. Нет. Это сегодня день интронизации( а это русское слово?) предстоятеля. Земное преобладает, к сожалению и в Церкви.

  • Губкинский

    Благодарю за такой подробный полезный разбор. Если возможно, что можете сказать о песнях и исполнителе Шамана. У меня один его псевдоним вызывает отторжение.

  • МО

    Странный момент на 03:13 минуте записи. Солист группы «Рондо» ещё не поднёс микрофон ко рту, а его голос уже звучит. Фанера?

  • Анна, кто же станет спорить: конечно, мы не духовные люди, живём другим. Но Церковь как раз и призвана возвышать нас, поднимать на новые ступени. Именно этого мы ждём от монахов, священников. Если хочется душевного, то для этого и существует светское искусство. Лично я думаю, что хорошее стихотворение светского поэта, хорошая песня, фильм – лучше, чем «православный театр», бездарные стихи архиерея, монах, поющий романсы, и тому подобное. К Богу, наверное, ни то ни другое не возводит, но хорошие произведения сугубо светского искусства хотя бы не портят вкус и не искажают образ Церкви (конечно, если не являются богоборческими).

    Всё как-то очень быстро меняется, в считаные годы. В юности знала, что Церковь – это нечто сокровенное, это тайна, что в ней Бог. И когда пришла туда, действительно встретилась с Тайной. Такой опыт нельзя пережить заново, и трудно сказать о том, что происходит с другими. Уверена, что и сейчас многие встречаются в Церкви с Тайной, но не может не быть тех, кто в первую очередь соприкасается с подменой – с теми же концертами в Храмах, например. Мне бы от этого стало тошно, потому что до прихода в Церковь (к сожалению, и после прихода тоже) в моей жизни было полно светского искусства, и я умела отличать качественное от некачественного. Не понимаю, зачем Церковь предлагает людям то, что они могут получить в другом месте, и при этом теряет своё достоинство? Она что, хочет показать, что ничто человеческое ей не чуждо? Так пусть показывает людям Христа – это Он совместил в себе две природы, Божественную и человеческую, и через Него человек приобщается Божьего. Да, человеку это трудно, но пусть хотя бы попробует. Если обманывать его и отвлекать какой-то развлекаловкой, он и шага не сделает на этом пути – просто не поймёт, где цель. Обо всём этом хорошо (хотя и очень сурово) говорит архимандрит Рафаил (Карелин) https://vetrovo.ru/art/o-rafail-karelin-o-literature-i-iskusstve/ .

    Вы недавно спрашивали, какие современные произведения искусства мы могли бы вам посоветовать. Лично я стала заниматься деятельностью, связанной с творчеством отца Романа, не просто потому, что согласилась с тем, что он делает, а потому что увидела в его стихах что-то, похожее на красоту звёздного неба – намного выше головы, не достать, невыразимо, исполнено тайны. То, что эти же стихи могут приносить множество неудобств и боли (как и попытки допрыгнуть до неба), стало ясно позже. Мне с тех пор ничего не хочется искать в культуре, хотя понимаю, что кому-то это покажется очень однобоким. Конечно, что-то ещё есть подлинное, живое, всегда радуюсь, когда это просверкивает в чьих-то стихах, картинах и т.п. Но не пойду по белу свету в поисках всего этого, и так слишком много времени уходит впустую. Искренне могу сказать, что мне понравилась книга В. Щербинина «Сердце сокрушенно» — в ней есть и недостатки, но есть открытая, испытывающая боль, ищущая человеческая душа. Это из открытий последнего времени, могу с чистой совестью порекомендовать. Или, например, стихи отца Анатолия Трохина, которые мы стали публиковать на сайте, — хорошие. Не стану перечислять других поэтов, чтобы не обидеть кого-то. За музыкой не слежу. До сих пор не вытравилось из головы всё то сладко-душевное, что забилось туда ещё в детстве. Нравится, например, песнопение «Не унывай…» в монашеском исполнении https://www.youtube.com/watch?v=wvNAhmwYTtw . Но всё, что называю сейчас, — достаточно случайные вещи, потому что не ищу их целенаправленно и не систематизирую. Понимаю, что настоящее есть. Его трудно распознать именно потому, что мы не духовны… И ещё думаю, что оно не всегда на виду.

    Сегодня перечитывала святителя Феофана Затворника, что процитировать в начале этой заметки. До чего интересно! Вот что могу посоветовать. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/chto-est-dukhovnaja-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsja/ Уж сколько раз читала её, а какой была, такой и осталась! Но хоть огонёк загорался всякий раз!

  • Сравните выступления сектантов и православных певцов-проповедников. Есть разница или она уже стёрлась?

    Сектанты:
    https://www.youtube.com/watch?v=6bZmxvYJCjA

    Сектанты:
    https://www.youtube.com/watch?v=rdMbD0T0Kds

    раскольник Олег Моленко:
    https://www.youtube.com/watch?v=bVjGyKUlAA8

    Православный мiрянин:
    https://www.youtube.com/shorts/qbG2KlYN9YQ

    Православный священник:
    https://www.youtube.com/watch?v=xTX6xIeWznM

    Православная игуменья:
    https://www.youtube.com/watch?v=ZyrEGJkHoTs

    Православный архиерей:
    https://www.youtube.com/watch?v=chSTyDgcGxo

  • Татьяна, согласна: если русским шаман в теории, возможно, и может быть, то православным точно нет! Шаманизм — это махровое язычество. С самого начала смешило это несоответствие имени и образа, несвойственное русскому человеку позёрство, да и в целом текст и клип песни «Я русский!». А потом ещё был клип «Исповедь», где Шаману срезал дреды священник, и всё это, по-видимому, каким-то образом должно было перекликаться с монашеским постригом. Всё это нелепо и к Православию и русскости отношения не имеет, но на безрыбье и рак рыба. По-видимому, многие любят Шамана просто за то, что он обозначил себя как патриота. Посмотрим, как будет развиваться его творчество дальше.

  • Москва

    Редактор, и как теперь это развидеть? Побольше барабанов и дешёвых синтезаторов, стихов ни о чём и попов, не попадающих в ноты. А я думал, откуда такое благоухание по стране, а это «православие» — видимо, нужно чаще выходить, чтобы не терять связь с реальностью.

    Друзья, хочу заниматься просвещением.
    https://www.youtube.com/watch?v=3EWdTMEMYO0

    Это музыка, в отличие от того, что по ссылкам выше.

    Хочется слушать музыку — слушайте хорошую музыку, а хочется молиться — выключайте музыку и молитесь. Почему-то люди не умеют разделять дела — им кажется, что можно молиться, слушая музыку или петь песни в церкви. К счастью, времени нам дано много, можно уделить его разным делам, кому что по силам. Но нужно уметь отделять одно от другого.

  • Тверь

    Из Православных исполнителей нравится хор братии Валаамского монастыря, а также псалмы и молитвы в исполнении Оптинского иеромонаха Василия Мозгового.
    Ещё нравится одна песня, исполнителем которой комментаторы почему-то считают отца Романа, но это поёт баптист Борис Сахарчук. Голос действительно очень похож, но те, кто внимательно слушает, и для кого голос отца Романа стал дорог, никогда не перепутают:
    https://youtu.be/bFDiZj_iaQE?si=E2gYzjjwj6akxVMN

  • Не знаю, Павел, как развидеть. Моя жизнь давно этим отравлена. Можно было бы сказать, что не надо совать нос куда не следует, но как быть, если всё вокруг потонуло в таком «миссионерстве»? У меня всё время всплывает в голове:

    — Куда бы ото всех сбежать? —
    Спросил у старца сын…
    https://vetrovo.ru/kuda-by-oto-vseh-sbezhat/

    В книге «Не сообразуйтеся веку сему» приводится письмо одной женщины: «Сейчас ситуация вообще комическая — что ни «батюшка» — то член Союза писателей или Общества психологов, педагогов и т.п. …Такие мы стали люди, такие мы стали христиане. Где нас только нет! Внутри себя нас нет».

    Внутрь себя и можно было бы сбежать, но поскольку мы и этого не умеем, остаётся терпеть и делать то, что можешь.

  • Наталья, а мне кажется, что ни голос, ни текст песни совсем не похожи на отца Романа. Эту песню действительно часто ему приписывают, её даже чуть не включили в передачу на радио «Россия», посвящённую творчеству отца Романа. Под записью, на которую Вы сослались, тоже раньше было написано, что автор песни — иеромонах Роман. Была проведена целая операция, чтобы избавиться от этого… Правда, в комментариях все по-прежнему благодарят отца Романа. По возможности, говорите, что к творчеству отца Романа это не имеет никакого отношения.

  • г. Гусев Калининградская область

    Вот в добавление к списку поющих отцов:
    https://youtu.be/EKN1yrb9rWk?si=vUZwVAbgdtBKcYRw

    Это наш настоятель собора создал, как это написано под клипом группу из трёх священников, поющих в стиле рок с чем то не помню.

  • Псков

    Братия Монастыря Ущелья Мариамполь — «не унывай» и о. Евгений Самаркин- очень понравилось, благодарим, возьмём на вооружение. А по поводу обсуждаемого выступления о. Киприана и Александра (Рондо), что могу сказать. Первое впечатление было примерно, как у Вас, Ольга Сергеевна. Сердечно так восприняла, но Вы знаете, просмотрела ещё немного раз и отношение поменялось. Думаю, как раз так, выражаясь Вашими словамии «что-то живое… всегда радуюсь, когда это просверкивает в чьих-то стихах, картинах и т.п.», но далее Вы говорите: «Но не пойду по белу свету в поисках всего этого», наверно Вам это не нужно, но в силу моих обстоятельств, мне приходится часто искать, т. к. воспитываю молодежь, а это чувственная, непостоянная среда, где требуются разные механизмы. Посему, благодарю Вас за предложенное (что могли посоветовали) и если будет у Вас еще что-то возвышенное, встречаться на пути, будем весьма благодарны, если поделитесь и опубликуете на сайте. Храни Вас Господь.

  • Псков

    Сергей, «Три отца», это правда, что-то уж очень не совместимое, не хорошо так…

  • Тверь

    Ольга Сергеевна, спасибо Вам за разъяснение, я даже и не думала, что с этой песней связана такая история. Скажу честно, песня мне понравилась больше из-за голоса, похожего (как мне кажется) на голос Батюшки. И один человек, профессионально занимающийся музыкой, сказал, что да, сходство есть. По поводу текста, здесь очевидно, что он далёк не только от стихотворений отца Романа, но и в целом от Православного стиля. Возможно текст не совсем такой, как этот торт (всё же он об искренней молитве и о желании всегда быть со Спасителем, доверить Ему всю свою жизнь), но всё же этот стих тоже слегка полит чем-то сладким.
    Отличить голос не сложно: отец Роман поёт свои песнопения часто с болью, которая очень передаётся, а этот исполнитель поёт эмоционально и устремлённо.

    Конечно, при случае, буду тоже говорить, если кто интересуется, что это не песнопение отца Романа, а другого исполнителя. Спаси Господи! Извините.

  • г. Гусев Калининградская область

    Анна, да правда. Других двух не знаю, говорят с других епархии российских. А инициатор и обьединитель наш о.Георгий, настоятель Собора Всех Святых. Он до прихода в храм увлекался рок музыкой. Но сейчас решил совместить рок с православием, а теперь еще и рэп вставили. Результат вы видите.

  • г. Гусев Калининградская область

    Мне кажется есть еще неточность слов в этой песне о медалях сразу за Берлин и Прагу. Теоретически получить их можно было, наверное, если ты из высшего комсостава и тебя перебросили с одного фронта на другой. Но в реальности эти две операции проходили почти в одно время и Прагу штурмовали войска Украинского фронта с Коневым, а Берлин — Белорусского с Жуковым.
    Для рифмы конечно подходит.

  • Нижний Новгород

    Наталья, у этого исполнителя много песен, но почему-то отцу Роману приписали авторство именно этой. Ещё не переходя по Вашей ссылке, сразу догадалась, о какой песне идет речь. Красивый голос и мелодия приятная, но сразу возникли сомнения в её авторстве, потому что для большого таланта она явно мелковата и, как Вы точно заметили, по-протестантски сладковата. На слух по некоторым нюансам, характерным для отца Романа, тоже можно понять, что поёт не он, но это, к сожалению, не все сразу слышат. Признаться, я тоже некоторое время сомневалась. Правда, недолго.
    Кстати, в интернете можно увидеть и прозаические произведения, авторство которых приписывают отцу Роману. По крайней мере, одно такое есть.

  • Сергей, может быть, у него было два дедушки: один брал Берлин, а другой Прагу. Один в войсках Белорусского фронта, другой — Украинского… Мы сейчас в этой песни глубокий смысл о единстве Руси раскопаем…

  • Людмила Николаевна, а что это за произведение?

  • Нижний Новгород

    Виновата, Ольга Сергеевна, оказывается, автор этого произведения (не буду его называть) — другой иеромонах Роман. Видимо, я сама приписал его перу нашего отца Романа. И такое бывает…
    Подозреваю, что на том сайте, где я с ним познакомилась, фамилия автора просто не значилась, а, поскольку для меня в то время (4 года назад) другого иеромонаха Романа просто не существовало, то вот такой казус и получился. Наверное, и с песней этой примерно такая же история. Ещё раз прошу прощения.

  • Да, есть иеромонах Роман (Кропотов), довольно часто вижу его публикации на Православии.ru .

  • Тверь

    Людмила Николаевна, мне кажется с внедрением интернета, в мiре стало ещё больше путаницы и подмен из-за обилия информации.
    Зачастую используют чужое имя для продвижения своего контента, как например В Контакте появилась группа «поэзия иеромонаха Романа». Подписавшись на неё, заметила, что чаще публикуют стихотворения других авторов. Теперь отпишусь.
    А ещё мне никак не верится, что у песни «Ты не пой соловей» автор не отец Роман. Там настолько гармоничны исполнение и стих, что невозможно представить, что это ни один и тот же автор. Одно из самых любимых песнопений, согревающих душу, настраивающих на уединение и покаяние.

  • Да, Наталья, в этой группе публикуют и других авторов, причём не всегда первосортных. Ещё они не очень бережно со стихами отца Романа обращаются. А «Ты не пой, соловей» действительно народное песнопение…

  • МО

    //По-видимому, многие любят Шамана просто за то, что он обозначил себя как патриота. Посмотрим, как будет развиваться его творчество дальше.//

    Какое там творчество? Что скажут эту парню делать и петь, то он и будет делать и петь. А иначе ему удачи, в смысле, денег не видать.

  • МО

    Смотрю, ссылками тут делятся на свои любимые «сласти душевные». Так и я поделюсь.
    Валерий Гаврилин. «Перезвоны».
    https://www.youtube.com/watch?v=Cd79aoUMrJg
    Творение советского композитора русского происхождения. Лучше слушать с текстом.
    https://clck.ru/38Vwkf

  • Отец Георгий, сильно травмируют тексты В. Гаврилина. Всегда думала, что это православный человек, а у него какие-то страшные языческие заговоры. «Русский дух», только не православный, а самый что ни на есть Баба-яговый:

    Слышим благую весть-
    Любушка с нами есть.
    (Ну и «благая весть»! Это что, Евангелие по Гаврилину?)

    ***

    Силы небесны-
    Глазки твои прелестны.

    Ток-ток, током,
    Пироги с соком,
    С луком с перцем,
    С собачьим сердцем.
    Силы небесны-
    Глазки твои прелестны.

    Ток-ток, током,
    Пироги с соком,
    С луком с перцем,
    С собачьим сердцем.

    ***
    Чёрен на теле крест,
    Весело на душе.
    Громы сошли с небес,
    Весело на душе.

    ***
    В наши души гадью плёвано,
    Грязно!
    Наши думой водкой чищены.
    Качнёмся влево, братушки!
    Качнёмся влево, милые!

    ***
    Силы небесны-
    Глазки твои прелестны,
    Прекрасны, красны.

    Эх, ходом, водом,
    Ходом, вводом
    Идут ходом, водом.

    ***
    Корона-венец, корона-венец,
    Ещё не конец, ещё не конец.
    Летит ворона, кричит «кар-кар»
    За ней летит корова «мууу» и та нездорова.
    За ней летит кобыла «ИИИ»и та Бога забыла
    (…) не злись, ворона…

    Котища женили, бабищу прогнали, Окошки открыли и сами глядели.
    Тебя же, ворона, с падучей коровой,
    С безбожной кобылой прогоним!

    Не каркай!

    Прогоним да шутки пошутим.
    Ведь мы и сами колдуны ныне…
    Бом! ку-ку…перетика-натика-буки-собаки-кенени-манени-тверёзы-берёзы-тура-мурашура-жи-вотре-па-розы! чего? ничего! ку-ку…и свист

    Страшно и странно, отец Георгий!

  • Псков

    Не читая текстов Гаврилина, сразу не пошло все это действо. Не люблю сложности,а там оказывается такое… Боже упаси от высшего искусства. За последнее время в поисках песни, я пришла к выводу, что искать их надо в окопах и действительно, и за душу берет и правда из первых (святых) уст, не побоюсь так выразиться, потому, как ребята за нас жизни кладут и Господь сказал, что нет выше, кто положит душу свою, а значит и песни у них высокие. Конечно людям, кто придирчив к форме, слогу, высшему искусству-все это не вместить, но мне простому человеку, благодарному за их подвиг ради моей многодетной семьи, их окопные песни по сердцу.

    https://youtu.be/iW8v3O0nW18?si=HqSaopwmb-CjVx4i

    https://youtu.be/GFkNMw5OtQs?si=BbYYrYyHe0Jkg_6W

    https://youtu.be/CMHTuHqYXw0?si=LKa2nJE6yvl2Xkkv

  • Нижний Новгород

    Особенно страшно было комментарии читать под этим изысканным «лакомством».

  • Что бы мог означать этот отзыв? «Вершина музыки ХХ века. Для России, увы, пророческое сочинение».

  • МО

    //Страшно и странно, отец Георгий!//

    Георгий Свиридов о музыке Гаврилина: «Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, ее сердцевина… Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах». Вдохновлён же на создание «Перезвонов» Гаврилин был Шукшиным.
    https://www.belcanto.ru/or-gavrilin-peresvony.html

    А Вы, наверное, и Свиридова, и Шукшина относите к православным деятелям? Православный композитор/писатель. Кто это? Вот лютеранский композитор это Бах. Православным его слушать нельзя? Я слушал. С таким же удовольствием, как и Гаврилина. Раньше слушал, сейчас нет. Было время и ушло. Имеет ли музыка конфессиональную принадлежность? Назначение музыки трогать струны души не просто человека, но, как удачно выразилась Ольга Сергеевна, ветхого человека. Слушая Баха или Гаврилина, я иной раз представлял, как бес бьёт по клавишам органа или играет на дудочке. Или как бесы, взявшись за лапки, размеренно кружат в такт музыки. И ведь нравилось слушать. Бесы играют, поют и пляшут, а я слушаю… Такая вот странная и страшная картина.

    //Не люблю сложности,а там оказывается такое… Боже упаси от высшего искусства.//

    Согласен с Вами, но причём здесь окопы? Чем глубже в окопы, тем выше музыка?

    //Господь сказал, что нет выше, кто положит душу свою, а значит и песни у них высокие.//

    И я когда-то служил срочную в советской армии. Полагал, стало быть, душу. И что? Не скажу, чтобы песни там были высокие. Зато их удобно было петь, идя строем.

    У Валерия Гаврилина есть цикл военных песен. Сейчас так не поют и не пишут.
    — Уезжал он зимой или летом?
    — Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик.
    — Сколько лет ему было, мама?
    — Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю!
    — Что сказал он в последнюю минуту?
    — Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы.
    — Как домой ты вернулась, мама?
    — Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю…
    https://www.youtube.com/watch?v=VaUEZ-65kr8

  • Тюменская область

    Слова песен Гаврилина напоминают творчество хлыстов, как оно описано в книге Мельникова-Печерского «На горах». Для него характерны и бессвязный набор слов, и восклицания, и использование православной и простонародной лексики. Особенно «пахнет» этим «любушка с нами». Хлыст верят, что после верчений, кручений и народных плясок в них входят Святой Дух, Господь или Богородица, и они потом от лица духа «выкликают», «ходят в слове», «пророчествуют» то связными, то несвязными речами, главное, в рифму. Как у Гаврилина. И этот «пророческий дух», он же вакхический, известен уже у древних народов, поэтому даже восклицания и выкрики у вдохновленных им людей разных точек земли одинаковые. Например, особо часто они кричат или поют: «эва» (присутствует у Г.), «эвои», известное со времен дионисийских исступлений. Мельников-Печерский тоже об этом пишет. И о том, что всегда в хлыстах и подобных «кружках» ходили не только безграмотные простецы, но и известные и знатные люди (даже духовные лица). Например, художник Боровиковский, который писал евангельские сюжеты, изображая апостолов с чертами лиц своих (бесноватых?) братьев по хлыстовским радениям. Отец Георгий не зря при звуках музыки представлял весёлые пляски бесов. Уж ангелов пляшущих никак не представить.

  • МО

    //Слова песен Гаврилина напоминают творчество хлыстов, как оно описано в книге Мельникова-Печерского «На горах».//

    Я бы уточнил, что слова песен Гаврилина потому напоминают творчество хлыстов, что оба творчества имеют один источник вдохновения. Гаврилин, разумеется, не хлыст. Он наверное никогда не слышал пения хлыстов. Зато он услышал тех, кто вдохновлял хлыстов на их творчество. И не только хлыстов, но всех прочих протестантов экспрессивных деноминаций, которые могут вести себя во время своих богослужений, как одержимые.

    //И этот «пророческий дух», он же вакхический, известен уже у древних народов, поэтому даже восклицания и выкрики у вдохновленных им людей разных точек земли одинаковые. Например, особо часто они кричат или поют: «эва» (присутствует у Г.), «эвои», известное со времен дионисийских исступлений.//

    Наверно так и есть. Но в таком случае песня «Эх, раз» ― из тех же дионисийских источников почерпнута. «Эх» равно «эва», а убыстряющийся темп песни как ускоряющаяся в исступлении пляска. Автор песни – Аполлон Григорьев. Г. В. Вернадский в своём труде «Русское масонство в царствование Екатерины II» пишет: «Аполлон Григорьев одно время был близок к масонству, под влиянием масонских песен сложились некоторые его стихотворения». А.В. Буздалов цитирует письмо Аполлона Григорьева: «…под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства Что это начало, на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата — должно обновить мир — вот что стало для меня уже не смутным, а простым верованием — перед которым верования официальной церкви иже о Христе жандармствующих стали мне положительно скверны» (Григорьев А. Письма. М., «Наука», 1999. С.217-218).

    По ссылке классическое исполнение «Эх, раз». Поёт Дина Дурбин.
    https://ok.ru/video/6149895359012

    «Интересно то, что знаменитый припев «Эх раз, ещё раз! … » — появился в песне позже, в тексте у Григорьева этих слов не было».
    https://dzen.ru/a/ZAF3d0nfrER3hQvq

  • МО

    //Страшно и странно, отец Георгий!//

    Вопрос остаётся открытым. Почему иерей Георгий поделился душевной сластью, которая страшна и странна для души? Потому что все душевные сласти страшны и вредны для души. И вкусняшки Гаврилина под названиями «Перезвоны», «Военные письма», и вкусняшки Ивана Севастьяновича Баха, и все другие душевные сласти, какие не предложи, будут неполезны для души. Вот музыка Баха. По-моему, это верх совершенства. В его избранных сочинениях ни одного лишнего звука, никакой выдавленной из себя человечины, то есть отсебятины. Всё написано по чистому вдохновению. Но ведь при слушании этой музыки, как и при слушании Гаврилина, у меня возникает в голове та же картинка ― красиво танцующие под музыку бесплотные существа. Мне бы нужно прямо назвать их бесами, но язык не поворачивается. Это падшие ангелы. У Баха они пали на немецкие равнины, а у Гаврилина на русские поля.

  • Минск

    Что-то мне подсказывает, что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться)

  • МО

    // Что-то мне подсказывает, что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться) //

    Разумеется, не всеми душевными сладостями можно делиться, чтобы не подвергать чрезмерной опасности душевное здоровье читателей «Ветрово.ру». Так что, то, «что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться», понятно и без определённого рода подсказчиков. Я поделился только теми падшими ангелами, которые прошли аттестацию по поведению и имеют общественные награды. Так, «Перезвоны» Валерия Гаврилина награждены в 1985 году Государственной премией СССР.

  • Минск

    Георгий Селин, иерей: «Разумеется, не всеми душевными сладостями можно делиться, чтобы не подвергать чрезмерной опасности душевное здоровье читателей «Ветрово.ру». Так что, то, «что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться», понятно и без определённого рода подсказчиков.»

    Интересно было бы узнать, к какому роду подсказчиков Вы меня относите?
    А что касается моего комментария, то я имела ввиду те сласти, о которых Вы сами нам ранее поведали и даже цитировали в своих статьях, на их родном языке. А именно, павших на британских полях .
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B,_%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81

  • МО

    //павших на британских полях//

    Всё верно, я цитировал Битлов в 5-ой части статьи «Как меня лишил Богоизбранности…» на их родном языке. Рифма, согласитесь, сильная: Bill ― kill. Впрочем, в русском переводе ещё сильнее рифмуется: Билл ― убил. Если же обратится к контексту цитаты, то можно увидеть иронический подтекст цитирования: «What did you kill, Bungalow Bill?» (и так 8 раз по разу)». А ещё я потому цитировал эту песенку Битлов, что в ней открывается связь времён и культур, а именно, с прототипом героя этой песни охотился на бизонов Его Императорское Высочество великий князь Алексей Александрович Романов, родной брат Александра Третьего. По-моему, это интересно: Алексей Александрович и Буффало Билл в 19-м веке охотились вместе, через столетие о Буффало Билле Битлы сочинили песенку, а я с удовольствием её слушал в своей юности. Согласитесь, любопытная связь и открытие, которым я хотел поделиться с читателями «Ветрово».

    Что касается моего нынешнего отношения к творчеству Битлов, то оно высказано в статье «Протоиерей Алексий Уминский и Джон Леннон. Годный троллинг».
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-uminskiy/

    В этой статье критически рассматриваются высказывания прот. Уминского, а также песня Леннона «Вообрази», которой восторгается ныне запрещённый в служении священник. Если же говорить кратко о моём нынешнем отношении к Битлам, то когда я узнал, что Джон Леннон в 28-летнем возрасте сфотографировался для обложки своей грампластинки «Unfinished Music No.1: Two Virgins» (1968) в совершенно голом виде в обнимку с голой Йоко Оно, и когда увидел эту фотографию (благодаря эпохи интернета и гласности), то композитор Леннон перестал для меня существовать как нечто значительное, опустившись в моих глазах до очередного пошлого деятеля попсовой культуры.

    Ссылка, Вами присланная, с интересом мною прочитана. Не знал, что бунтарь и хиппарь, оказывается, принёс публичные извинения за своё изречение о популярности Битлов, которая была больше Христовой. Чего не сделаешь ради денег.

    Википедия: Несмотря на то, что скандал набирал обороты, группа решила не отменять гастроли (отмена влекла за собой выплату неустойки в 1 000 000 $, как сообщает та же Википедия. ― Г.С.), отправившись в турне 11 августа 1966 года. По словам жены Леннона, Синтии, музыкант нервничал и был расстроен тем, что он разозлил людей, просто выражая своё мнение[15]. Прибыв в США, The Beatles провели пресс-конференцию в чикагском аэропорту, впервые публично высказавшись по этому вопросу; изначально Леннон не хотел извиняться, однако Эпстайн и Бэрроу настояли на этом, вручив ему заранее подготовленный текст[23]. Музыкант произнёс его перед десятками журналистов: «Если бы я сказал, что телевидение более популярно, чем Иисус, то, наверное, все было бы в порядке. Я же сказал то же самое о „Битлз“, употребив это слово в том смысле, какой в него вкладывают люди, а не я сам. Я сказал, что „Битлз“ оказали большее влияние на молодёжь, чем все остальные, включая даже Христа. Но я не говорил, что мы лучше или что мы более великие, чем Иисус. Меня неверно поняли…»[24], подчеркнув, что просто комментировал то, как другие люди воспринимают и популяризируют (англ.)рус. группу. Затем Леннон описал собственную веру в Бога, процитировав епископа Вулвичского: «[Я воспринимаю Бога] не как старика на небе. Я верю: то, что люди называют Богом, есть во всех нас…»[21]. Музыкант продолжал: Я мог бы сказать: я сейчас более христианин, чем когда-либо. […] Я верю: то, что проповедовали Иисус, Магомет, Будда, было правильным. Но вот их толкователи наделали ошибок. Иисус говорил одно, а потом образовались все эти общины, которые стали по-своему трактовать Его слова, и в результате учение искажалось. Как при игре в “испорченный телефон”. Я прошепчу сидящему возле меня: “Люби ближнего своего” или: “Все должны быть равны”; но пока это дойдет до последнего игрока, то превратится в нечто совсем иное…[12] Настаивая на том, что он не сравнивал себя с Христом («Я не говорил того, что мне приписывают»)[12], Леннон пытался объяснить прессе упадок христианства в Великобритании. Наконец, отреагировав на назойливые попытки одного из репортёров прину́дить его к извинениям, музыкант сказал: «Если вы хотите, чтобы я извинился, если это сделает вас счастливыми, тогда ладно, мне жаль. […] Я сожалею, что сказал это. Я никогда не был паршивым антирелигиозником… Я приношу извинение»[25][12]. После этого сбавившие накал журналисты объяснили Леннону, что американский Библейский пояс «печально известен своим [ревностным] отношением к Христианству»[26].

    Вы зачем эту ссылку прислали? Если для того, чтобы предостеречь меня от чрезмерного увлечения Битлами, то его уже давно нет. А если для того, чтобы предостеречь от рекламных акций в поддержку их творчества, то этого и прежде не было, чему доказательства я представил выше. Да, такое увлеченье было, но, как поёт Лещенко (который Пётр, а не Лев): «Всё, что было, то уплыло…».

    Но обратите внимание, как от нескольких слов Валерия Гаврилина становится странно и страшно, и даже хлыстовские пляски вспоминаются, тогда как Гаврилин не фотографировался голым вместе с женой. А Ленин, просите, Леннон фотографировался, и ничего ― не странно, не страшно и дионисийские оргии не вспоминаются. Прекрасная музыка «Битлз» продолжает звучать в наших сердцах.

    //Интересно было бы узнать, к какому роду подсказчиков Вы меня относите?//

    Похоже, Вы меня не поняли. Я говорил не о Вас, но о Ваших подсказчиках. Вы написали: «Что-то мне подсказывает, что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться)». Я ответил: «Так что, то, «что главной сластью иерей Георгий предпочел не делиться», понятно и без определённого рода подсказчиков». Как видите, речь шла вовсе не о Вас, уважаемая Алла.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок