col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Константин Шемлюк. Почему священники УПЦ уходят в ПЦУ?

Часть третья, «не патриотическая»

Фотография: «Союз православных журналистов»

Самый распространенный аргумент перехода священников в ПЦУ – «непатриотичность» УПЦ. Мол, там не служат на государственном, а в храмах нет флагов и трезубцев.

В первых двух статьях мы рассказывали о том, что некоторые священники, которые из УПЦ переходят в ПЦУ, делают это либо из-за «синдрома спасателя», либо по причинам нравственного характера. Сегодня поговорим о тех, кто уходит из-за «не патриотической» и «не национальной» позиции УПЦ.

Откуда появился «патриотизм» ПЦУ?

Уход из-за отсутствия в УПЦ патриотического вектора, наверное, самый распространенный. В том смысле, что и те, кто чувствует, что не может себя реализовать в интеллектуальном смысле в УПЦ («синдром спасателя), и те, кто чувствует, что их нравственно-этическое состояние не совпадает с Евангелием и позицией УПЦ по вопросам морали, рано или поздно прибегают к «национальным» или «патриотическим» аргументам.

Это неудивительно, потому что ПЦУ – это прямая наследница и продолжательница филаретовского раскола, у которого, кроме «национального вопроса», не было ничего, чем можно было бы привлечь верующих.

В начале 90-х и сейчас в Украине была и есть каноническая Церковь с каноническим Предстоятелем, которую признавали и признают все Поместные Церкви мира. Естественно, что верующие люди никакой другой Церкви на территории Украины не искали. Зачем? Поэтому Кравчук и Филарет Денисенко – создатели УПЦ КП – сделали ставку на людей неверующих, на тех, кто на Рождество желал друг другу «смачной кути», а в храм ходил «посвятить воду» или «паски». И сегодня в ПЦУ такие люди вовсе не стали просвещеннее. Например, после перехода на новый стиль они в Навечерие Богоявления массово поздравляют друг друга с Щедрым вечером.

Для таких людей все богословские аргументы, канонические правила или здравая логика – то же, что китайский язык. Поэтому Филарет придумал простой лозунг «независимому государству – независимую церковь», а в качестве главного аргумента, при помощи которого человеку «объясняли», зачем ему надо поддерживать УПЦ КП, использовал национальные чувства и языковой вопрос. Всюду, где только можно было, как сам Денисенко, так и его ближайшие помощники и практически все «священники» и «епископы» Киевского патриархата говорили, что их «церковь» – «национальная», потому что в ней «служба» – на украинском языке. Ничего другого люди, отказавшиеся от веры своих отцов, предоставить нашему обществу не могли. Эту же логику переняла ПЦУ, и на нее же, по большей части, опираются те, кто решает «сменить юрисдикцию» и уйти из УПЦ.

Но действительно ли высказывания как самого Думенко, так и многих «священников» ПЦУ, которые говорят о «патриотичности» и «национальном характере» своей «церкви», имеют под собой основания? Что такое патриотичность и сколько в Церкви может быть предоставлено места национальным идеям?

Патриотизм: на словах и на деле

Быть патриотом – значит любить свою Родину. Это общеизвестный тезис. Но любовь к Родине не должна ограничиваться исключительно словами. Потому что важнее слов – дела. И если сравнить дела тех, кто является частью УПЦ, и дела тех, кто поддерживает ПЦУ, то мы увидим много интересного.

Чтобы не быть голословными, приведем конкретные цифры.

Так, только за 2022 год и только по информации из открытых источников усилиями Украинской Православной Церкви было передано Вооруженным силам Украины более 200 тонн гуманитарной помощи, а бойцам, имеющим ранения, оказана медицинская помощь в виде покупки медикаментов более чем на 4 миллиона гривен. В течение года было куплено и передано военным 80 автомобилей, а общая сумма предоставленной военным помощи составляет более 30 миллионов гривен. Еще раз: это цифры, которые говорят только о помощи военным и только за 2022 год. Не о помощи мирному населению, не о помощи беженцам, переселенцам и всем, кто пострадал от войны, а только военным.

В 2023 году УПЦ собрала военным и пострадавшим от войны украинцам 88 миллионов гривен. Блаженнейший Митрополит Онуфрий лично передал на нужды ВСУ 2 миллиона грн, а благотворительный фонд Предстоятеля УПЦ собрал миллион для закупки продуктов нуждающимся. Духовенство и верующие УПЦ совершили около 40 гуманитарных поездок на прифронтовые и деоккупированные территории, куда было доставлено около 100 тонн гуманитарной помощи.

Видим ли мы нечто подобное со стороны ПЦУ? Нет. Какая-то гуманитарная деятельность есть, конечно, и у Думенко, но ее масштабы ни в какое сравнение не идут с теми, что оказывает УПЦ. При этом нередко встречаются случаи, когда представители Думенко после захвата храма УПЦ даже сворачивали те благотворительные проекты, которые там существовали до них. Например, в Хмельницком рейдеры ПЦУ захватили Георгиевский и Казанские храмы УПЦ и практически сразу прекратили работу их столовых, в которых питались не только малоимущие жители города, но и многие переселенцы. Обоснование такого решения – «нет денег». Но вот люди, которых выгнали из этих храмов, деньги нашли и продолжили кормить нуждающихся. Этот случай – далеко не единичный.

Кроме того, не секрет, что более половины личного состава ВСУ – это люди, которые принадлежат к УПЦ. Также наша Церковь за два года войны потеряла больше священников и церковнослужителей, чем остальные церкви Украины вместе взятые.

В то же время в ПЦУ есть «архиереи», которые получили российское гражданство уже после 2014 года, то есть после начала войны на Донбассе (Климент Кущ), или являющиеся агентами спецслужб ЛНР с соответствующими «документами» (Тихон Петранюк). Ни первый, ни второй не были осуждены руководством ПЦУ. Так что если говорить не лозунгами о патриотизме, а делами, то такой разговор будет явно не в пользу Думенко и его организации.

Нация и Церковь

Не менее проблемным для наших оппонентов из ПЦУ получится и разговор о национализме, который они часто путают с патриотизмом. Для думенковцев быть националистом – это почетно и радостно. Именно по этой причине все те, кто ушел в ПЦУ, и те, кто там был раньше, превращают Церковь в какой-то идеологический придаток государства.

Во время «богослужения» в храмах ПЦУ звучат не только молитвы, но и гимн Украины или бандеровские песнопения, алтарь может быть «украшен» флагом нашей страны, а на Царских вратах может красоваться тризуб.

Иконостас с тризубом в храме Одессы. Фотография: «Информатор»

Тот же тризуб «архиереи» ПЦУ могут использовать для «освящения» воды, объясняя потом его происхождение какими-то «традициями», а думенковский «священник» после «богослужения» может крикнуть «Слава нации!» и услышать в ответ «Смерть ворогам!». Их не смущает, когда человек в одеждах священника может заявить, что для него «Украина – понад усе!», или когда он оправдывает Гитлера и нацизм. И опять же, эти случаи – не единичные свидетельства, а система, действующая внутри ПЦУ.

Поэтому неудивительно, что для представителей организации Думенко понятие «нации» становится выше Евангелия и Христа. Они, сознательно или нет, сакрализируют националистическую символику, десакрализируя или даже уничтожая при этом символику христианскую. И это не преувеличение. В Требухове активисты ПЦУ после захвата выбросили на свалку Библию только потому, что она была напечатана в Москве. Христианство становится «народной религией», а не «религией народа» и теряет свою суть. Отсюда – борьба против «русских святых», которые «чужды» украинцам, против «российских праздников» и «рабских российских традиций».

В итоге Церковь в представлении думенковцев приобретает исключительно «национальный характер» и такой же колорит, как вот этот «игумен», у которого на фелони изображена карта Украины.

Выводы

Во Христе нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3: 11), говорит нам апостол. Это значит, что если свести Церковь к группе национальных общин, то она утратит свой вселенский характер, перестанет быть универсальной, охватывать все племена, народы, страны. Все те, кто ушел в ПЦУ из-за «патриотических» и «националистических» соображений, должны понимать, что сведение сути Церкви к служению нации, а не Богу, превратит Церковь в маргинальную структуру, которая, если и не исчезнет в мгновение ока, то будет постепенно угасать вместе с нацией в водовороте истории.

С другой стороны, служение нации, народу, стране превращает религиозную общину во что-то совершенно чуждое Евангелию. Но самое страшное, что, пропев в храме гимн Украины и «Червону калину», свой патриотизм ты все равно не докажешь, а вот Христа можешь потерять.

«Союз православных журналистов»
31 января 2024

Заметки на полях

  • Пермь

    Ларисе.
    Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный.

  • Севастополь

    Добрый день, Алексей! Не поняла, в чём должно заключаться моё милосердие к УПЦ. Это первое. В этом видео интервью даёт священник УПЦ, о.Димитрий, рассказывает свою историю и вскрывает обстановку изнутри, как очевидец. К нему у меня доверия больше, чем к Вам. «Старец», как Вы назвали о.Георгия, в данном видео практически молчит. Это второе. Ну, а третье, Ваши советы, о которых Вас не просили и неуважительное отношение к человеку в принципе, дало полное основание закончить всякое общение.

  • Пермь

    Добрый день, Лариса.
    1. С любовью и состраданием относиться к братьям и сёстрам во Христе.
    2. Ролик я смотрел. Один человек против тысяч, отстаивающих свои храмы и не озлобляющихся на своих обидчиков. Без Благодати это невозможно.
    3. О. Георгий постоянно обвиняет УПЦ в расколе. Пришлось даже Патриарху осадить излишне ретивых священников, высказывающихся о безблагодатности УПЦ.
    4. До 2014 года «православный аналитик» Владимир Семенко брал интервью у священника из России, который перестал поминать Патриарха после Гаванны и называл это каноничным. Сейчас молчит об этом.
    5. По канонам приходскому священнику достаточно поминать своего Епископа.
    6. То что назвал «старцем» — это крик души. Один против православных УПЦ. Не сдержался — по немощи своей. Простите.

  • Севастополь

    Попытаюсь, Алексей, Вам ответить только по пунктам. Шире не получится, не позволяет формат комментария. А рассказать хотелось бы многое, но не уверена, что Вы не тот Андрей или Алексей, который постоянно меняет место жительство и активно поддерживает именно украинский народ. Простите. Всё же у нас с Вами, Алексей разный опыт в Церкви. Вы живёте на Урале, я 23 года прожила на Украине и была чадом УПЦ.
    1. во мне живёт скорее жалость к моим братьмя во Христе. Т.к. во многих из них всё же победил этнофелитизм. Украина привыше всего, понад усе. И ещё м.Онуфрий наше всё. Это из личного общения.
    2. Почему же один! Назову несколько публичных священников, бежавших с Украины. О.А.Ткачёв, после открытых угроз, о.М.Новиков(клирик храма Живоночальной Троицы на Воробьёвых горах). Отец Михаил тоже из Одесской епархии. Отец Димитрий, герой видео. Ян Таксюр. Именно Ян Ильич открыто и прямо говорит о епископате УПЦ, о Феофании как расколе. А ещё о том, как м.Онуфрий благославлял воинов на АТО. Не знаю знакомо ли Вам это понятие, АТО. Жителям Донецка и Луганска очень хорошо! Поэтому хочу и Вас попросить с состраданием отнестись к тысячам верующих этих двух городов и областей. Они страдают очень давно. Многие храмы и монастыри порушены. Донецк 8 лет без воды, им перебили водовод украинцы.
    3. Ну почему же только о.Георгий. Очень много священников уехало с Украины и свидетельствуют о расколе. Сразу после Феофании в начале июня 22 года Крымскую митрополию вывели из УПЦ. Интересно, правда? 8 лет после воссоединения с Россией, мы были в УПЦ.
    4. В этом пункте Вы совершили ошибку. Гаванна была в 16 году. Имя священника не названо. Думаю он уже наказан за нарушение канонов.
    5. Этот пункт тоже для меня сомнителен. За долгие годы в Церкви на богослужениях я слышала поминовение сначала патриарха, затем правящего архиерея.
    6. Что значит один против православных УПЦ? Не понимаю. Это Ваши домыслы и видимо личное неприятие о.Георгия. Я Вас прощаю.

  • Лариса, Алексей из Перми — не тот Андрей, у которого много имён и мест жительства. Алексей поддерживает Украину, но, если не ошибаюсь, целостности не теряет. Ещё он терпелив, и говорит всегда немножко в миноре.

  • Севастополь

    Спасибо, Ольга Алексеевна! Надеюсь я не обидела Алексея. Возможно я не терпелива, так и есть. Однако о.Георгия буду слушать и делать выводы.

  • Тоже уважаю отца Георгия Максимова. Он очень ответственно относится к тому, о чём рассказывает. Пример для всех публицистов. Ошибки бывают, но то, что они сделаны не по невнимательности и не преднамеренно, это точно.

  • Севастополь

    Совсем запуталась, Ольга Сергеевна. Простите меня.

  • Пермь

    Лариса, я не буду отвечать вам по пунктам, т.к. в споре не рождается Истина, а лишь в тишине человеческого сердца. Скажу только, почему я не слушаю публичных проповедников, в том числе перечисленных вами, словами иеромонаха Симона (Безкровного):

    «Всегда радуется тот, кто стал свободным в духе
    истины.
    Истина в том, что твой дух не принадлежит
    миру. Твой дух принадлежит свободному Богу и
    потому свободен от мира, который не имеет над
    ним никакой власти.
    Всегда пребывает в любви тот, кто обрел в ней
    покой. Любящий Бога не безпокоится ни о чем, по-
    тому что отдал Ему все свои заботы и попечения и
    стал свободен в Божественной любви.
    Христианство вечно спасает души человече-
    ские, помогая им в восхождении в Царство Не-
    бесное, а религия говорит о том, кто, что и когда
    сказал, сравнивает и сопоставляет, критикует и
    прославляет, борется с врагами и периодически
    разрушается, занимаясь делами царства земного.
    Как говорится, там, где нет лошадей, ослов назы-
    вают лошадьми. Подобным образом дело обстоит
    и со святыми: если их нет, то святыми считают ко-
    гоугодно: книжников и диванных богословов.
    Бог сотворил человека совершенным, не об-
    ремененным помыслами. Демон вошел в челове-
    ка и стал в нем мышлением, полностью овладев
    умом человеческим. Если всегда будешь помнить,
    кто мыслит в тебе и через тебя, то с помощью
    Божией освободишься от рабства диавола, спа-
    сешься во Христе и снова наследуешь Царство
    Небесное.
    Иго твое и тяжкое бремя твое – это твой ум. Чем
    скорее ты это поймешь, тем спасительнее для тебя
    твое понимание.»

  • Севастополь

    Спаси Вас, Господи, уважаемый Алексей! Весь спор у нас начался с того, что Вы почему то приказали мне не слушать священника Георгия Максимова. А теперь пишите о тишине человеческого сердца. И прислали какие то витиеватые слова иеромонаха, сложные и не понятные для меня. Поэтому я не слушаю на Ютубе этих проповедников с Афона. А на том же Ютубе слушаю о.Георгия Максимова, признаюсь не часто, нет времени. Вот и вся разница между Вами и мной. А, ещё стараюсь ответы на духовные вопросы получать всё таки из книг святых отцов. Очень люблю Святителя Игнатия Брянчанинова. Простите, если, что не так.

  • Пермь

    Лариса, у меня и в мыслях не было что-то приказывать, какое я на это имею право? Я посоветовал осторожно выбирать себе учителей, т.к. очень часто проповедники говорят от своего ума, а не по воли Божией и здесь можно обмануться. Что касается иеромонаха, то наш он, русский, духовное чадо арх. Кирилла (Павлова), бывший насельник Троице-Сергиевой лавры, а сейчас живёт на Афоне. А вот кстати ответ на все ваши пункты по ссылке: https://spzh.media/ru/zashhita-very/78681-otnoshenija-rpts-i-upts-kak-my-dokatilis-do-takoj-zhizni Спорить у меня нет никакого желания, лишь хочу обозначить свою позицию.

  • Севастополь

    Благодарю Вас, Алексей, за Вашу заботу обо мне. Я стараюсь быть осторожным человеком, именно по этой причине с недоверием отношусь к СПЖ. Особенно сейчас. Продолжая присылать ссылки, Вы, как мне кажется, всё же хотите не столько обозначить свою позицию, сколько подспудно навязать её, это где то глубоко у всех нас, в нашей греховной природе. Мне кажется наше обшение затянулось, нет сил опять начинать обсуждать то, что Вы прислали. Поверьте, у меня есть свои мысли, отношение ко всему, что сейчас происходит, его я сопрягаю с близкими мне православными людьми и со священниками, у которых я исповедуюсь и которым доверяю. А Учитель у меня один, Иисус Христос. И ещё, конечно, святые отцы, об этом я Вам уже сообщила. Понятно, что время расслабленное заканчивается, начинается такое время, когда каждый из нас должен задуматься о глубине того, что грядёт. А мы всё со своей гордынькой, упрямством, всё хотим склонить всех на свою сторону. Я, Алексей, тоже считаю эту войну священной и считаю, что сейчас решается будущее России. Так жить как раньше уже нельзя и не только внешне. Нельзя быть всю свою духовную жизнь -ты ни холоден и не горяч. Господь сейчас очень внимательно смотрит на нас всех. И, наконец, Алексей, я думаю, что ничего без Промысла Его святого в этом мире не происходит.

  • Пермь

    Радостно, что наш диалог по этой теме закончился миром 🙂

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок