col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Реплика на интервью протоиерея Николая Агафонова «Литературных шедевров нет, ибо истощилась почва»

О материале, опубликованном на РНЛ 15 февраля 2019 года

Ие­рей Ге­ор­гий Се­лин (да­лее Г.С.): ВРЛ (поз­воль­те мне здесь и да­лее так на­зы­вать ве­ли­кую рус­скую ли­те­ра­ту­ру) яви­лась, по мо­е­му мне­нию, на свет Бо­жий за­тем, что­бы от­вес­ти пра­во­слав­ных хрис­ти­ан от Церк­ви. По­э­то­му се­то­ва­ния свя­щен­ни­ка о том, что ли­те­ра­тур­ных ше­дев­ров нет, ибо ис­то­щи­лась поч­ва, я от рас­те­рян­ности не знаю, как на­звать.

Прот. Ага­фо­нов: «Игра­ет свою роль и фак­тор мас­со­вой псев­до­куль­ту­ры, ко­то­рая увле­ка­ет мо­ло­дежь. Она сби­ва­ет че­ло­ве­ка с пу­ти серь­ез­ных раз­мышле­ний».

Г.С.: Массовая псевдокультура является продолжением культуры, начало которой на Руси положила ВРЛ. Иначе и быть не могло, потому что к серьёзным размышлениям о жизни человека подводит только Церковь и только вера, а культура от этих размышлений и от веры уводит. Культура эти размышления ослабляет и разбодяживает, говоря неистощённым культурой русским языком.

Прот. Агафонов: Когда Александр Сергеевич Пушкин писал свои гениальные произведения, вокруг него почти все дворянство сочиняло стихи. Любой дворянин мог прийти в гости, где были специальные гостевые книги, куда он мог записать сочиненное четверостишие. Это было общим явлением, которое являлось неким гумусом, на котором расцветали гении. Удобрялась почва всеобщей любовью к поэзии, к литературе. Конечно, это было очень важно, потому что на такой почве и возрастает гений. Надо, чтобы это было массовым явлением.

Г.С.: Вот именно. В церковь дворяне не ходили. В лучшем случае (вернее, в худшем) состояли в масонских ложах. Зато стихи писали все.

Прот. Агафонов: Может быть, надо с ранних лет воспитывать детей в семье, прививать интерес к литературе, потом в школе развивать то, что привито в семье.

Г.С.: Боже упаси прививать интерес к ВРЛ с ранних лет! Как наркоману, освобождаемому от наркотический зависимости, так мне, привитому с детства этим интересом, пришлось освобождаться от литературной зависимости десяток лет, чтобы начать здоровый образ жизни.

ВРЛ – опиум для народа! И вообще, после прочтения этой статьи священника я ощутил себя вновь сидящим в стенах Литературного института им. А.М. Горького. Как будто не протоиерей Николай Агафонов, но мой достопочтенный мастер, руководитель творческого семинара Всеволод Алексеевич Сурганов, упокой, Господи его душу, делится с кафедры своими переживаниями, что у нас нет теперь (90-е годы прошлого века) литературы.

Собственно, почти так, как прот. Агафонов и В. А. Сурганов, говорил В.Г. Белинский в статье «Литературные мечтания» (1834): «У нас нет литературы: я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов». Однако, видя воочию эти успехи через двести лет, я говорю: «Лучше бы у нас литературы не было». Почему? В двух словах не расскажешь. Для интересующихся вопросами ВРЛ рекомендую, простите, собственную статью «Взгляд на российско-советскую литературу через двадцать лет после ея кончины» из книги «Загадка 2037 года».

Прот. Агафонов: «Пока была цензура, литература расцветала».

Г.С.: Цензура нужна для охранения святыни. Если нет святыни, что охранять? Когда «ни церковь, ни кабак — ничего не свято», что цензуре ограждать? Впрочем, одна неприкосновенная святыня есть ещё на Руси – власть. А уж власть позаботится о себе лучше всякой цензуры. Пусть батюшка не переживает. Российская цензура есть, и она отлично работает. И массовая псевдокультура, т.е. поп-культура, и культура, т.е. ВРЛ, и протоирей Агафонов, сам того не замечая, ограждён этой цензурой. Только вот беда: священник, который отстаивает «святыню» ВРЛ, соответствует ли своей должности? Пригоден ли он профессионально? Что я имею в виду? Слова Нового Завета.

Апостол Павел:заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4:1-3).

Г.С.: Дело священника – проповедь Евангелия, а ВРЛ это и есть учение, льстящее слуху. И насколько прельщён ВРЛ прот. Агафонов, можно судить по этим его словам:

Прот. Агафонов: «Но, несмотря на это, все равно появляются достойные произведения. Возьмите Пелевина или Гришина. У них достаточно сложные произведения, заставляющие думать».

Г.С.: Если скрытую в творчестве А. С. Пушкина каббалу батюшка не видит и называет это творчество гениальным, то явную каббалу в творчестве В. О. Пелевина называет достойной. Достойной чего? По моему скромному мнению – сожжения. Во всяком случае, в собственной голове: сжечь и пепел развеять. А Вы говорите: «цензура». Для начала установите её в собственной голове в соответствии с заповедями Божиими, а потом она, даст Бог, и в законах человеческих установлена будет.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
21 февраля 2019

Заметки на полях

  • Отец Георгий, мы благодарим Вас за эту реплику! Вы правы: в стенах Церкви не должно быть сетований о нехватке шедевров светской литературы — там хранится гораздо большее сокровище.

  • Уходят в прошлое Великая Российская Империя, Великая Русская Литература.
    Историческая периодичность успехов, достижений, провалов всегда, в любом народе связана с этногенетической периодичностью. 19 век время расцвета русской литературы. Её душевного взлёта, духовного подвига. Без неё не состоялось бы нас сегодняшних. Это было время великой концентрации разума и духа русского народа. И большая часть написанного тогда проходило через морально-нравственную православную самоцензуру. Всякая культура имеет корни в собственном народе. Так и Великая Русско-евразийская Культура питалась из русско-евразийских родников. Отмечая душевные переживания и духовное становление людей той эпохи.
    Нам сегодняшним трудно понять ту эпоху. Когда после культурной европейской прививки 18 века русские переживали время заражения, выработки иммунитета, великих преобразований и тревожной психической революционизации. Если мы со своим сегодняшним не можем разобраться, пурхаясь в обломках уходящей Империи и времени, то что уж говорить о понимании прошлого?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок