col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Закономерность

 

Прbр0чєствіz не ўничижaйте
(1 Сол. 5: 20).

«Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь
Офи­ци­аль­ный сайт Мос­ковс­ко­го Пат­ри­ар­ха­та

14 фев­ра­ля 2019 г.

13 фев­ра­ля 2019 го­да в Пре­зи­дентс­ком за­ле Меж­ду­на­род­но­го муль­ти­ме­дий­но­го пресс-цент­ра МИА „Рос­сия се­год­ня“ со­сто­я­лась пре­зен­та­ция кни­ги мит­ро­по­ли­та Во­ло­ко­ламс­ко­го Ила­ри­о­на „Ии­сус Хрис­тос“, вы­шед­шей в се­рии „Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей“. Из­да­ние бы­ло под­го­тов­ле­но из­дательским домом „Познание“ совместно с издательством „Молодая гвардия“.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5372395.html

4 июня 2021 г.

В год 140-летия со дня кончины и 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского в Издательском доме „Познание“ вышла новая книга председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона „Евангелие Достоевского“.

Достоевский — один из самых сложных для понимания русских писателей. Как никто другой, он заставляет читателя размышлять, ставя вопросы и не давая на них прямые ответы. И Евангелие — один из ключей, при помощи которых открывается миросозерцание Достоевского. А его сочинения, в свою очередь, могут для кого-то стать ключом к открытию Евангелия.

Название книги имеет двойной смысл. Речь в ней пойдет не только о том Евангелии, которое всю жизнь читал Достоевский, но и о том, которое он писал. Ибо его творчество было „благой вестью“ для русского народа — пророческой и апостольской вестью о спасении через Христа. Евангелие Достоевский воспринимал очень лично, через призму своего собственного опыта. И промыслом Божиим ему суждено было стать пророком, возвещающим евангельские истины и в XX, и в XXI веке.
http://www.patriarchia.ru/db/text/5817221.html »

Не радующие новости, свидетельствующие об очевидном обмiрщении церковных кормчих. Впрочем, удивляться не приходится. После того, как жизнь Господа нашего Иисуса Христа поставили в один ряд с биографиями «самых разных людей: это и политики, и государственные деятели, и террористы, и композиторы, философы, писатели, художники, деятели культуры и искусства и так далее — как те, кто вошел в историю со знаком „плюс“, так и те, которые остались в ней со знаком „минус“, а также те, о которых до сих пор спорят» – стоит ли недоумевать, что известного писателя митрополит называет пророком, а его сочинения благой вестью, Евангелием? До издания книги «Иисус Христос» в серии «Жизнь замечательных людей» верующие люди считали Спасителя не замечательным человеком, а Человеком совершенным.

По словам митрополита,

«то, что Иисус Христос был Богом, не мешало Ему быть абсолютно полноценным человеком, причем человеком интересным, ярким, к Которому можно во всех смыслах применить прилагательное «замечательный»».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5372395.html

Было бы удивительно, если бы, воплотившись, Бог не дотягивал до уровня полноценного человека (неполноценный человек — это ненормальный, ущербный). Как Божественная природа может оказаться ниже человеческой? А определения яркий и интересный вообще больше подходят для светского знакомства.

«А что касается того, что книга об Иисусе Христе будет издана в одной серии с книгами о революционерах, террористах и т.п., то, я думаю, что если Христос не погнушался быть распятым между двумя разбойниками, то Он не погнушается и тем, что его биография будет стоять в одном ряду с биографиями людей, вошедших в историю со знаком минус».
http://www.patriarchia.ru/db/text/5427865.html

И кому же, в таком случае, уподобляет себя автор, ставящий Богочеловека в один ряд с замечательными людьми, вошедшими в историю со знаком минус? С римскими легионерами или с членами синедриона, убедившими Пилата совершить Богоубийство?

Сместилась система координат: Христа ставят рядом с замечательными людьми, принижая Его достоинство, а Достоевского, наоборот, возвышают над этими замечательными, величая Божиим избранником — пророком.

В самом деле, если любое слово можно наделить любым смыслом и назвать Христа замечательным человеком, то почему писателя не назвать пророком? Но разве бывают пророки не святыми? В таком случае, куда смотрит комиссия по канонизации, почему она не причисляет к лику святых писателя, которому промыслом Божиим суждено было стать пророком, возвещающим евангельские истины? Или там понимают, что придуманные пророки не совсем пророки? Но тогда они лжепророки. Трудно представить, что автор книги желает участи лжепророка возвеличенному им писателю.

Печально, что размыванием смысла слов занимаются служители Слова. Бросать слова на ветер, не веря и даже не вдумываясь в их подлинный смысл – более привычное занятие для светских краснословов. Впрочем, искажённая система координат хорошо объясняет, почему Храмы превращают в театры, устраивая перед Царскими Вратами представления, где вместо проповеди прихожанам приходится слушать декламацию лицедеев.

Иеромонах Роман
6 июня 2021
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Пенза

    «его /ФМД/ сочинения… могут для кого-то стать ключом к открытию Евангелия» (митр. Иларион). Раньше считалось, что таким ключом может быть только Священное Предание как действие Того же Духа, Которым вдохновлено Евангелие. Это называется «не различать духов». А кто не различает духов, тот не богослов.

  • Рыбинск

    Видела у нас в одном книжном магазине книгу»Биография Иисуса Христа». Книга довольно большая по объёму, наверное страниц семьсот. Автора не помню, но не думаю, что это написал истинно православный человек, тем более пометки «Допущено к публикации Издательским советом РПЦ» не было. Ведь об Иисусе Христе всё написано в Евангелие.

  • Коломна

    Мартин Лютер в свое время хотя бы признавался, кто руководит его разумом,в отличие от нынешних «реформаторов»,верных слуг грядущего всемирного хозяина…

  • МО

    «Ибо его [Достоевского] творчество было „благой вестью“ для русского народа — пророческой и апостольской вестью о спасении через Христа».

    Митрополит ошибается. О спасении не через Христа, а через Пушкина. Начало Пушкинской речи Достоевского, или его, согласно словам митрополита, Евангелию: «Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание».

    «… появление его [Пушкина] сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом». Вот-вот, НАРОД, СИДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ, УВИДЕЛ СВЕТ ВЕЛИКИЙ, И СИДЯЩИМ В СТРАНЕ И ТЕНИ СМЕРТНОЙ ВОССИЯЛ СВЕТ (Мф. 4:16).

  • МО

    «Евангелие Достоевского» говорите? И какие же заповеди в этом Евангелии? «Константинополь ― рано ли, поздно ли, должен быть наш».

    «Да, Золотой Рог и Константинополь ― всё это будет наше, но не для захвата и не для насилия, отвечу я. И, во-первых, это случится само собой, именно потому, что время пришло, а если не пришло еще и теперь, то действительно время близко, все к тому признаки. Это выход естественный, это, так сказать, слово самой природы. Если не случилось этого раньше, то именно потому, что не созрело еще время…» (Дневник писателя. 1876 г., июнь. Глава 2. Утопическое понимание истории).

    Константинополь должен быть наш, говорит Достоевский, разумеется, не для захвата, но с единственной целью, чтобы купола Святой Софии вновь увенчались крестами, а истина Христова воссияла на весь мир. И «это будет настоящее воздвижение Христовой истины, сохраняющейся на Востоке, настоящее новое воздвижение креста Христова и окончательное слово православия, во главе которого давно уже стоит Россия», ― пишет Достоевский в своём Дневнике, или в «Евангелии», как называет митрополит Иларион сочинения писателя. Вникнем в эти слова.

    Первое что бросается в глаза, это провозглашённое писателем «окончательное слово православия». Не могу понять смысла этой фразы. Православие не всё сказало и должно сказать что-то окончательное? Но что православие может сказать кроме Евангелия? Православие это Богооткровенная истина, в которой ни добавить, ни убавить ничего нельзя. Напротив, сохранить данное откровение в полноте ― вот окончательное слово Православия. Или Ф.М. имеет в виду не теорию, но практику православия и хочет сказать, что православные ещё не всё в этой жизни сделали? Но что православным людям нужно сделать кроме своего спасения? Других спасти? «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», ― сказал преподобный Серафим всем ревнителям чужого спасения. В этом странном выражении Достоевского об окончательном слове Православия сокрыто, как мне кажется, такое о нём представление, которое я не могу определить иначе как лозунгом: «Даешь окончательное слово Православия!» Или лучше словами маски Достоевского по фамилии Шатов: «Я верую в Россию, я верую в ее православие… Я верую в тело Христово… Я верую, что новое пришествие совершится в России…» (Ф.М. Достоевский. Бесы. Часть 2, глава 1, VII).

    Не менее странно читать слова писателя о том, что во главе Православия стоит Россия. Во главе Православия стоит Христос. Словами же о России как главе Православия Достоевский в очередной раз являет нам свою церковную неосведомлённость. Можно, конечно, назвать замеченные мною огрехи в статье Достоевского мелочными придирками. Ни одно сочинение не свободно от разного рода неточностей, и желающий всегда найдёт, к чему прицепиться. Зато какова высота мысли! Орлиный полёт! Дух захватывает! Что ж, заглянем на эту высоту и ужаснёмся. Чему же? Страшному предсказанию. Да, да, эти слова Достоевского самые провидческие, только исполнились они не так, как мечталось Федору Михайловичу в его литературных грёзах. Он пишет: «это будет настоящее воздвижение Христовой истины, сохраняющейся на Востоке, настоящее новое воздвижение креста Христова…».

    Для чего здесь стоит слово «настоящее», причём дважды? Разве бывает ненастоящее воздвижение Христовой истины? Или бывает ненастоящее воздвижение Креста Христова? Неужели чуткий слух великого художника слова не улавливал нелепости таких выражений? «Писатель, ― скажут мне, ― хотел подчеркнуть небывалость предстоящего события, и от избытка чувств не стал подробно пояснять свою мысль, но сказал кратко: «настоящее». Нынче в этом смысле говорят слово «реальное». Реальное воздвижение креста Христова? Не прошло и полвека, как слова Достоевского сбылись буквально. Воздвижение Креста было самым настоящим и самым реальным, потому что воздвигался он не на куполе святой Софии, но у стен Киево-Печерской Лавры, в подвале ипатьевского дома, в концлагере на Соловках, по всем городам и весям российской земли. «Окончательное слово православия» произнесла Россия, установив крест не в Константинополе, но в самой себе, не позолоченный и всехвальный, не торжественный и ликовствующий, но настоящий, мучительный, позорный, воздвигаемый под брань и стоны, обагряемый кровью христиан, т.е. Христовою кровью крест. Достоевский предсказал крест, но не там и не такой. Предсказав крест в Константинополе, он воздвиг его в России. Предсказав крест могущественный, он укрепил крест мученический. Предсказав крест величия и славы, он вознёс крест унижения и смирения. Но это и есть настоящий Крест Христов.

  • Тверь

    Если прочитать жизнеописание Достоевского, то не возникает впечатления, что он хотел бы когда-нибудь стать евангелистом или пророком. А то, что из него сейчас делают — совсем никуда не годится.
    Возможно, что все его «предсказания», «высота мысли», « литературные грёзы» — обыкновенный писательский пафос ( достаточно характерный тому времени). Заметила, что писатели очень часто, как бы играют словами. Наверное, это одно из отличий художественной литературы от научных трудов, где требуется точность и отсутствие эмоций. И это её недостаток, так как в ней всегда мало правды.
    Может под «окончательным словом Православия», писатель имел ввиду проповедь Евангелия по всей земле и обращение других народов в правильную Христианскую веру? Распространение Слова, правильно Славимого. Ведь Господь придёт судить народы только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле? Хотелось бы узнать мнение отца Георгия.
    И разве слова прп. Серафима Саровского обращены к Православию в целом? А не к человеку, ревнителю чужого спасения?
    Конечно, много в произведениях Достоевского всего выдуманного, мрачного, мучительного, приводящего к тяжёлой задумчивости и унынию.
    К сожалению, не обладая широким мышлением и соответствующим образованием, не могу понять, почему его могли счесть пророком и тем более евангелистом.

  • МО

    //Может под «окончательным словом Православия», писатель имел ввиду проповедь Евангелия по всей земле и обращение других народов в правильную Христианскую веру?//

    Скорее всего, именно это и имел в виду Достоевский. Только окончательное слово Православия, т.е. Евангелие что об этом говорит? Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю. А как звучит «окончательное слово Православия» у Достоевского: «Константинополь ― рано ли, поздно ли, должен быть наш».

    М.Выгин: Реформа Патриарха Никона, до основания потрясшая всю Русь, отшатнула большую часть народа от официальной Церкви. Реформа эта, как признают многие историки, была искусительной для православных. Прежнее двуперстное знамение, которым крестились и преп.Сергий Радонежский, и святые Борис и Глеб, и все поколения русских людей, почему-то заменили на трехперстное. Справщики, приехавшие из ополяченной Украины, переписали богослужебные книги – на свой манер, с множеством галлицизмов. Кое-что поменяли и в самом богослужении. А потом, уже при Петре I, отменили «должность» Патриарха, поставив на его место чиновничье ведомство по делам религии и Священный Синод. И даже не это было самым страшным. В новом российском государстве, строившемся по западному образцу, народная вера заменялась «вероисповеданием», Церковь отдалялась от простых людей.

    Историки пишут, что реформы для того и проводились, чтобы в «русском мужицком православии» несколько поуменьшить этот ярко выраженный национальный дух. Москва становилась третьим Римом, центром вселенского православия, соответственно, Русская Церковь должна была поступиться своеобразием, чтобы ее во всем мире восприняли как «вселенскую», универсальную для всех народов. Отчасти задумка эта удалась – была построена огромная Российская империя. Если б не поражение в Первой мировой войне, то империя, возможно, выросла бы до границ Византии, а в Константинополе вновь бы воздвигли царский трон. Но… тут-то как раз и случилась революция, похоронившая «великие перспективы». Пришло время платить по счетам. Ведь «перспективы» были куплены большой ценой: после гонений на «русскую веру» уже не было прежнего единства в Церкви, жизнь обмирщилась, государственная власть стала чужда народу… И народ равнодушно взирал, как враги разрушают империю.

    Есть идеи, схемы жизни, а есть сама жизнь. И вот ведь что странно. Идея-то «вселенскости» православия верная. Но попробуем вспомнить, сколько народов удалось принять в православие после того, как эту «вселенскость» ввели в нашу Церковь Патриарх Никон и Петр I? И сколько народов крестили до них – крестили именно в «русскую веру»? Почему карелы, коми, даже татары и множество других народов с легкостью ее принимали? И почему сибирские народы – кого крестили уже после раскола – остались наполовину язычниками? Бурятов вообще не удалось оправославить миссионерам послереформенной Церкви. Почему?
    Такие вот мысли роились в голове, когда я вникал в историю единоверчества.
    http://rusvera.mrezha.ru/362/8.htm

    Г.С.: Как было дело в допетровской Руси? Русская всемiрность (о которой так переживает Ф.М. Достоевский) устраивалась и расширялась сама собой, т.е. по Божьему велению, вокруг жившего в Церкви русского народа. Но со времён Петра она стала устраиваться горделиво и самочинно теми оторванными от Церкви и от народа людьми, которые воодушевляясь самозваными пророками от литературы устанавливали звезду с надписью: «Господи, покажи нам пути твоя», т. е. Господи, покажи нам дорогу в Турцию», как пишет Пушкин в «Истории Петра»), и шли с этой звездою на все четыре стороны света. И стала наша русская всемiрность иной – не христианской, но коммунистической, и потому пошла прахом.

    А. С. Пушкин написал в своей «Истории Петра» за 1711 год (прописные и строчные буквы и курсив поставлены в тексте, по-видимому, издателями): «1 янв. Петр обедал у кн. Менш.; вечером, при фейерверке, освещены два щита, на одном изображена звезда с надп.: «Господи, покажи нам пути твоя», т. е. господи, покажи нам дорогу в Турцию, на другом — столб с ключем и шпагой, с надп: «Иде же Правда, там и помощь божия». Однако бог помог не нам».

  • МО

    //Может под «окончательным словом Православия», писатель имел ввиду проповедь Евангелия по всей земле и обращение других народов в правильную Христианскую веру?//

    Скорее всего, именно это и имел в виду Достоевский. Только окончательное слово Православия, т.е. Евангелие Христово что об этом говорит? БЛАЖЕНИ КРОТЦЫИ, ЯКО ТИИ НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ (Мф. 5:5). А как звучит «окончательное слово Православия» у Достоевского: «Константинополь ― рано ли, поздно ли, должен быть наш». А в наше время «окончательное слово Православия» звучит так: «Мы зубы выбьем всем, чтобы они не могли кусаться».
    https://sharij.net/putin-poobeshhal-dat-po-zubam-tem-kto-pretenduet-na-territorii-rf

    Из рук Президента Российской Федерации митрополит Иларион будет получать Государственную премию, в том числе и за свою книгу «Евангелие Достоевского».

    «Око за око, зуб за зуб»- митрополит Илларион предложил симметрично ответить Чехии за… — Яндекс.Видео

    NEWSru.com :: Митрополит Иларион призвал отыскивать и уничтожать террористов, потому что «России объявлена война»
    https://www.newsru.com/religy/20nov2015/ill.html

  • Тверь

    Спасибо за ответ, отец Георгий.
    Последние две строчки предыдущего комментария о многом говорят: правда была не на их стороне. Прочла Ваш комментарий и под другой публикацией. В нём Вы говорите, что Церковь во все века развивалась, но, подразумевается, что не в том направлении.
    А где Церковь развивалась в правильном направлении: в Греции, в Сербии, в Израиле или других странах, где есть Православие? Почему апостольское Учение не повлияло на всех одинаково и появились конфессии?
    С Достоевским многое прояснили, большое спасибо.

  • Тверь

    «Окончательное слово Православия» в приведённом примере звучит остроумно! Но, кажется кто-то застрял в Ветхозаветных временах…Особенно странно услышать от митрополита.
    Хотя, с другой стороны, во все века при любом вероисповедании Родину было принято защищать. Может Евангельскую кротость нам нужно применять к себе, а не к врагам Родины?

  • Тверь

    Точнее сказать, Евангельскую кротость нужно проявлять по отношению к личным врагам, а не к врагам Родины. Поправьте, если ошибаюсь.

  • Отец Георгий, в данном случае мы (отец Роман и я вслед за ним) поддерживаем точку зрения президента:
    «Кто-то даже публично осмеливается говорить, что несправедливо якобы, что России принадлежат богатства такого региона, как Сибирь, только одной стране. Странно слышать публично такие вещи, но они иногда звучат. Все нас хотят где-то укусить или чего-то от нас откусить. Но они должны знать: те, кто собираются это сделать, что мы зубы выбьем всем так, чтобы они не могли кусаться».
    https://sharij.net/putin-poobeshhal-dat-po-zubam-tem-kto-pretenduet-na-territorii-rf
    Неужели нужно поощрять тех, кто хочет оторвать часть нашей земли, или не придавать этому значения? Речь ведь не о нашей частной собственности, которую мы вправе по своему желанию раздать нуждающимся, как поступали некоторые святые, а о Русской земле. И мне кажется, Вы не совсем правы, отождествляя слова президента с «окончательным словом Православия».
    Слова митрополита Илариона, на которые Вы ссылаетесь, хотя и звучат излишне жёстко (не стоит священнику призывать уничтожать кого бы то ни было), по мысли тоже верны:
    «Мы должны понимать, что России сегодня объявлена война… Эту войну ведет террористическая группировка, которая называет себя «Исламским государством»… Люди, которые совершают сегодня такие преступления, не являются религиозными людьми, это не служители Аллаха, это сатанисты, они выполняют волю дьявола, поэтому противостоять им нужно всем миром… Этих людей нужно уничтожать везде, где они находятся, их нужно отыскивать и уничтожать».
    https://www.newsru.com/religy/20nov2015/ill.html

  • МО

    Согласен с Вами, Ольга Сергеевна, а также с президентом Путиным и митрополитом Иларионом. Россию для того только и сохраняют как государственную единицу, чтобы стравить её с мусульманским миром и войною расчистить путь машиаху, или антихристу.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.