col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. И кладбище проповедует

Очень люблю бывать на старинных кладбищах, особенно — на Смоленском, где находится часовня блаженной Ксении, и на Никольском в Александро-Невской Лавре. На Никольском кладбище впервые оказалась, когда меня попросили написать заметку ко дню памяти митрополита Иоанна (Снычёва). Идя к нему на могилу в этот день, думала, что сейчас мне придётся расспрашивать людей о том, были ли они знакомы с митрополитом Иоанном, какую роль он сыграл в их жизни — но, к моему удивлению, собравшиеся там рассказывали об этом друг другу сами. Было похоже на какой-то вечер памяти, только выступления рождались прямо на месте, и все напряжённо прислушивались к каждому выступающему, боясь не расслышать слова́, сказанные без микрофона. Так я открыла для себя этот уголок — место упокоения человека, которого знала только по его статьям, и каждый раз, оказавшись в Лавре, стараюсь к нему зайти. Удивительно это ощущение участливого и тёплого внимания к тебе со стороны того, с кем ты не был знаком и с кем общаешься, глядя на фотографию на могильном Кресте.

В последний раз была на Никольском кладбище в конце весны и увидела возле центральной дорожки удивительную картинку: птица свила гнездо в нише надгробия с надписью Господи, да будет воля Твоя. Она слетела с гнезда при моём появлении, но, когда я прошла несколько шагов, вернулась и снова села высиживать птенцов. Она даже позволила мне подойти довольно близко и сфотографировать её, хотя вся сжалась и, наверное, готовилась к самому страшному. Конечно, во всём этом я увидела притчу. Вроде бы надежды у птицы не может быть никакой: она высиживает птенцов там, где ежедневно проходит множество людей — скорее всего, их любопытство рано или поздно погубит её детей, а может быть, и её саму. И всё же невольно получилось так, что она положилась на Бога — и, чем бы ни окончилась эта история, научить она может многому!

Оказавшись в следующий раз на Смоленском, обратила внимание на старинный Крест с такой же надписью — Господи, да будет воля Твоя и осознала, что это, в общем-то, очень распространённая надпись на кладбищах. Нас учат смирению даже не сами усопшие — их родственники, понесшие страшную утрату, но в ответ вспомнившие о Боге, обратившиеся к Нему с молитвой. Положиться на Бога бывает трудно и в житейских обстоятельствах, а тут люди доверяют Ему в самой глубокой скорби… Потому-то так хорошо бывать на старых кладбищах: здесь есть и прекрасный сад, и молитва, и скорбь, звучащая как надежда.

Совсем недавно побывала ещё на одном кладбище — в посёлке Комарово, где похоронена Анна Ахматова. Её могила выглядит очень достойно: над ней возвышается тёмный металлический Крест, перед которым всегда горит свеча. Правда, помню, что, приехав сюда лет десять тому назад, убрала с могилы сигареты — кто-то оставил покойной «покурить». Но Комаровское кладбище для знающих интересно ещё и тем, что здесь похоронено множество других деятелей культуры. Близкие мне люди, оказавшись здесь, «узнают» тех, с кем встречались когда-то, дружили, работали, тех, у кого учились. У меня на этом кладбище гораздо меньше знакомых, и многие надгробия расцениваю просто как произведения искусства. Как на могилах борцов за коммунизм ставили пирамидку со звездой — в ней воплощалось главное дело их жизни — так здесь во многих надгробиях воплотили идею служения искусству.

Вот на могиле оперной певицы стоит её фотография — она в гриме, в театральном костюме, в кокетливой позе. И, может, пела она хорошо, и роль удалась, но… порадовала бы её саму эта фотография, если бы она взглянула на неё в последние часы? О чём расскажет этот образ пришедшим на могилу? Быть может, поклонникам и ученикам будет что вспомнить, но внукам и правнукам он может показаться бессмысленным и фальшивым.

Могилу одного композитора придавливает гранитное фортепиано, на могиле другого — скрипка (вспомнилось сельское кладбище во Франции: там тоже на могильной плите было изображение орудия труда — трактор). Вот могила режиссёра и его жены. Режиссёр был нетрадиционной ориентации, и, может быть, поэтому их общее надгробие — это разорванное кольцо, а в разрыв кольца насыпаны камушки. Могила рано умершей рок-певицы – свернувшаяся клубком лисичка, вокруг множество развешенных безделушек. Вот тоже рано умерший, сильно пивший артист, на надгробии его портрет в ореоле летящих осколков… На этом кладбище ты как будто в музее под открытым небом — есть на что посмотреть, что разгадать, но под ногами у тебя покоятся люди. Они прожили жизнь, творили, и в конце их пути кто-то решил поставить не менее художественную точку, воздвигнув над прахом новое произведение искусства.

Вспомнилась история: несколько лет тому назад умер один пожилой артист. Гроб с телом поставили в театре и, хотя усопший был нецерковным человеком, пригласили священника для отпевания. Он отпевал его прямо на сцене, а рядом с зажжёнными свечами стояли другие артисты. И непонятно было: молитва это или игра? Смерть превратили в спектакль, так же как здесь многие могилы превратили в инсталляции. Казалось бы — хоть после смерти человек должен перестать быть артистом и стать просто человеком — таким, каким сумел стать. Но, видимо, эту правду трудно принять окружающим, вот и обыгрывают кончину, как могут. Здесь в смерти не ищут волю Божию, а противопоставляют ей свою собственную, свой интеллектуальный и творческий багаж — где сокровище ваше, там и сердце ваше будет!

Останавливаюсь у могилы другого актёра, которого знала с детства. В памяти у меня остались слова, которые были давным-давно сказаны о его герое в одном спектакле: «Всё земное соскользнуло с него, как кольцо с исхудавшей руки…» Слова из сказки, но есть в них глубина: приходит смерть или скорбь, и всё ненужное слетает с человека… Это был известный артист, и можно было найти много образов, чтобы воплотить их на его могиле, но там стоит деревянный Крест, своей простотой зачёркивающий все интеллектуальные изыски соседей. Эта простота вселяет надежду и звучит здесь, как проповедь — помоги, Господи, чтобы кто-то услышал!

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
14 августа 2022

Заметки на полях

  • Тверь

    Спаси Господи! Очень поучительные наблюдения.
    На кладбище земная наша жизнь воспринимается и ощущается немного иначе, чем обычно. И Небо там ближе…
    Ещё понравились такие слова из статьи:
    «Потому-то так хорошо бывать на старых кладбищах: здесь есть и прекрасный сад, и молитва, и скорбь, звучащая как надежда.» Внутренний голос говорит с нами честнее в Храме Божием; и разговор с самим собой бывает правдивей на кладбище.

  • Москва

    Да, жизнь прожить — не поле перейти, и дай нам Бог в конце её блаженство обрести…

  • Прочитав эту зарисовку, редактор томского издательства «Гусеница» (там выходила книга Зорицы Кубурович «Лекарство из персиковых листьев») и переводчик с сербского Михаил Сердюк прислал стихотворение своего покойного отца, написанное в 1967 году:

    Валерий Сердюк

    НА НОВОДЕВИЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ

    О, вечный спутник меланхолий,
    осенний дождик – морось, грязь…
    Камней молчание глухое.
    Печальных букв скупая вязь.
    Здесь, за кладбищенской оградой,
    свой календарь и жизнь своя.
    Я чувствую, что где-то рядом
    идёт граница бытия,
    где мир живой и край загробный
    соседствуют без войн и драк,
    где столбик Ильфа – серый, скромный –
    стоит, как пограничный знак,
    где землю слёзы оросили,
    где никого назад не ждут…
    Ну как вам, Николай Васильич,
    среди взаправду мёртвых душ?
    Я что-то зябну – оттого ли,
    что день промозглый, час сырой?
    Вам, Маяковский, как – тепло ли
    здесь, рядом с мамой и сестрой?
    Покой вам непривычен, Брюсов?
    Багрицкий, вам поют стрижи!..
    Илья Григорьич, это грустно:
    уходят люди, годы, жизнь…
    Так что ж, подсчитывать потери,
    расход на ленты и венки?
    Искать ли утешенья в вере
    бессмертью слова и строки?
    И сердце верить было б радо,
    но в нём навеки сплетены
    слепое чувство – боль утраты
    и ощущение вины.
    Да, той вины, что мы, живые,
    транжирим время в суете…
    Рисуют капли дождевые
    узор на мраморной плите.
    Вдали, негромок, но настойчив,
    сквозь шорох капель дождевых
    меланхоличный колокольчик
    скликает к выходу живых…

  • МО

    Простите, я опять со своими масонами и Острецовым.
    Виктор Митрофанович пишет: «Тот, кто захочет узнать степень распространения при Екатерине Второй и Александре Первом масонства может ничего не читать на эту тему, но зная лишь поверхностно масонскую символику, пойти на кладбище Донского монастыря в Москве. Почти все могилы того времени, включая и женские, имеют богатейшую оккультно-каббалистическую и специально масонскую символику. Этот факт».

    Таким же фактом является множество иудаистических и прочих революционных захоронений уже внутри Александро-Невской лавры, появившихся там после революции 1917 года. Что ж, так и должно было быть. Потому что, когда при входе в Лавру столетиями громоздят могилы с каббалистической символикой, то рано или поздно внутри самого монастыря должны появиться такие могилы. Вот они и появились после 1917 года. А русские кладбища с той поры в городах и деревнях засверкали красными кровавыми звёздами.

  • МО

    В конце ролика «О «знаменитых» могилах на Троекуровском кладбище» рассказывается о грандиозном мемориале. Если верить автору ролика, то состоящий из
    1) часовни,
    2) портретно-скульптурной галереи,
    3) и самой гробницы
    комплекс воздвигнут на могиле самоубийцы.

    https://www.starhit.ru/life/syin-vliyatelnogo-biznesmena-nayden-mertvyim-148941/

    Ещё пару столетий назад самоубийц в России хоронили за кладбищенской оградой или же на специально отведённых участках. Ныне им сооружают пышнее мавзолеи на центральных аллеях. Так, дуэлянта Лермонтова, а таковые стрелки приравнивались к самоубийцам, отказались отпевать в храме.

    «В отпевании Михаила Юрьевича было отказано. Священник В. Эрастов даже закрыл церковь в Пятигорске, потому гроб с телом просто обнесли трижды возле храма, а протоирей П. Александровский сопроводил усопшего к могиле. Тот же Эрастов в своём доносе утверждал, что «Лермонтова, как самоубийцу, надо было палачу привязать веревкой за ноги и оттащить в бесчестное место и там закопать».
    /…/
    «Лишь к 1955 году на место первой могилы Лермонтова водрузили мемориальную плиту, отлитую из чугуна. Сам обелиск заменили на точную копию, выполненную из маншукского камня. В 1973 году данный участок кладбища вошёл в состав Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах».
    https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/pervaya-mogila-lermontova/

    Участок самоубийц вошёл в состав Государственного музея-заповедника… Определённо, крыша у называющих себя православными едет, и, боюсь, едет необратимо. Кладбище об этом проповедует. Великолепными могилами самоубийц, бандитов, поэтов, актёров и певцов.

    Николай Павлович Раевский. В пересказе В. П. Желиховской:
    На другой день опять мы со Столыпиным пошли к священнику. Матушка-то его предупредила, но он все же не сразу согласился, и пришлось Столыпину ему, вместо 50?ти, 200 рублей пообещать. Решили мы с ним, что, коли своих денег не хватит, у Верзилиных занять; а уж никак не скупиться. Однако батюшка все настаивал на том, что, по такой-то-де главе Стоглава, дуэлисты причтены к самоубийцам, и потому Михаилу Юрьевичу никакой заупокойной службы не полагается и хоронить его следует вне кладбища. Боялся он очень от архиерея за это выговор получить. Мы стали было уверять его, что архиерей не узнает, а он тут и говорит:
    – Вот если бы комендант дал мне записочку, что в своем доносе он обо мне не упомянет, я был бы спокоен.
    Мы попробовали у Ильяшенко эту записочку для священника выпросить, но он сказал, что этого нельзя, а велел на словах передать, что хуже будет, когда узнают, что такого человека дали без заупокойных служений похоронить. Сказали мы это батюшке, а он опять заартачился. Однако, когда ему еще и икону обещали в церковь дать, он обещался прийти. А икона была богатая, в серебряной ризе и с камнями драгоценными, – одна из тех, которых бабушка Михаила Юрьевича ему целый иконостас надарила.
    Мы вернулись домой с успокоенным сердцем. Народу – море целое. Все ждут, а священника все нет. Как тут быть? Вдруг из публики католический ксендз, спасибо ему, вызвался.
    – Он боится, – говорит, – а я не боюсь, и понимаю, что такого человека, как собаку, не хоронят. Давайте-ка я литию и панихиду отслужу.
    Мы к этому были привычны, так как в поход с нами ходили по очереди то католический, то православный священник, поэтому с радостию согласились.
    Когда он отслужил, то и лютеранский священник, тут бывший, гроб благословил, речь сказал и по-своему стал служить. Одного только православного батюшки при сем не было. Уж народ стал расходиться, когда он пришел, и, узнавши, что священнослужители других вероисповеданий служили прежде него, отказался служить, так как нашел, что этого довольно. Насилу мы его убедили, что на похоронах человека греко-российского вероисповедания полагается и служение православное.
    При выносе же тела, когда увидел наш батюшка музыку и солдат, как и следует на похоронах офицера, он опять испугался.
    – Уберите трубачей, – говорит, – нельзя, чтобы самоубийцу так хоронили.
    Пришлось хоть на время спрятать музыку.
    Похороны вышли торжественные. Весь народ был в трауре. И кого только не было на этих похоронах.
    https://biography.wikireading.ru/227039

  • МО

    Православная Энциклопедия: 17 июля 1841 г. Л. был отпет в Скорбященской ц. Пятигорска прот. Павлом Александровским (по жалобе настоятеля прот. Василия Эрастова потом было возбуждено дело о незаконности этого отпевания, но вскоре прекращено) и похоронен на Пятигорском кладбище. 21 апр. 1842 г., после продолжительных хлопот бабушки, прах Л. был доставлен в Тарханы и 23 апр. погребен в семейном склепе, рядом с могилой матери. По распоряжению Е. А. Арсеньевой вскоре над этими могилами была поставлена часовн».
    https://www.pravenc.ru/text/2463583.html

    Я в полном недоумении. Православная Энциклопедия пишет, что Лермонтова отпели в церкви, а современники говорят, что церковного отпевания не было, и лишь по ходу похоронной процессии к кладбищу священнослужители пели молитву «Святый Боже…».

    Рощановский, житель Пятигорска, очевидец событий:
    В прошлом 1841 году, в июле месяце, кажется, 18 числа, в 4 или 5 часов пополудни, я, слышавши, что имеет быть погребено тело умершего поручика Лермонтова, пошел, по примеру других, к квартире покойника, у ворот коей встретил большое стечение жителей г. Пятигорска и посетителей минеральных вод, разговаривавших между собою: о жизни за гробом, о смерти, рано постигшей молодого поэта, обещавшего много для русской литературы. Не входя во двор квартиры этой, я с знакомыми мне вступил в общий разговор, в коем, между прочим, мог заметить, что многие как будто с ропотом говорили, что более двух часов для выноса тела они дожидаются священника, которого до сих пор нет. Заметя общее постоянное движение многочисленного собравшегося народа, я из любопытства приблизился к воротам квартиры покойника и тогда увидел на дворе том, не в дальнем расстоянии от крыльца дома, стоящего о. протоиерея, возлагавшего на себя епитрахиль; в это самое время с поспешностию прошел мимо меня во двор местной приходской церкви диакон, который тотчас, подойдя к церковнослужителю, стоящему близ о. протоиерея Александровского, взял от него священную одежду, в которую немедленно облачился, и принял от него кадило. После этого духовенство это погребальным гласом обще начало пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», и с этим вместе медленно выходило из двора этого; за этим вслед было несено из комнат тело усопшего поручика Лермонтова. Духовенство, поя вышеозначенную песнь, тихо шествовало к кладбищу; за ним в богато убранном гробе было попеременно несено тело умершего штаб– и обер-офицерами, одетыми в мундиры, в сопровождении многочисленного народа, питавшего уважение к памяти даровитого поэта или к страдальческой смерти его, принятой на дуэли. Таким образом эта печальная процессия достигла вновь приготовленной могилы, в которую был опущен в скорости несомый гроб без отправления по закону христианского обряда: в этом я удостоверяю, как самовидец.
    https://biography.wikireading.ru/227039

    Любопытно, что здесь цитата самовидца оборвана, хотя в другом источнике она имеет продолжение.

    «Таким образом, эта печальная процессия достигла вновь приготовленной могилы, в которую был опущен в скорости несомый гроб без отправления по закону христианского обряда: в этом я удостоверяю, как самовидец, но было ли погребение сему покойнику, отпеваемое отцом протоиереем в квартире, я того не знаю, ибо не видел, не слышал оного и даже тогда не был во дворе том» (Коллежский секретарь Д. Рощановский, из показаний следственной комиссии).
    https://proza.ru/2018/08/19/634

  • МО

    «Как истинный друг человечества, уважавший и понимавший все народы и все религии, Михаил Юрьевич, пусть и невольно, но был отпет тремя священниками: католическим, лютеранским и православным. Это ли не протянутая к нему рука Бога! И первыми, кто откликнулся стихами на его смерть, были Павел Гвоздев и осетинский поэт Коста Хетагуров» (Нина Бойко).
    https://proza.ru/2018/08/19/634

    Это какой же Б-г протянул руку Михаилу Юрьевичу и Нине Бойко? «Я бог отца твоего, бог Маркса, Ленина и Сталина. Я ― истинный друг человечества».

  • МО

    Николай Павлович Раевский. В пересказе В. П. Желиховской: «Когда могилу засыпали, так тут же ее чуть не разобрали: все бросились на память об Лермонтове булыжников мелких с его могилы набирать. Потом долгое еще время всем пятигорским золотых дел мастерам только и работы было, что вделывать в браслеты, серьги и брошки эти камешки. А кольца в моду вошли тогда масонские, такие, что с одной стороны Гордиев узел, как тогда называли, а с другой камень с могилы Лермонтова».

    Милые «православные» люди. Вместо того, чтобы читать Псалтырь об усопшем, они вделывали в браслеты, серьги и брошки камешки с могилы. «А кольца в моду вошли тогда масонские, такие, что с одной стороны Гордиев узел, как тогда называли, а с другой камень с могилы Лермонтова».

    https://irenegro.livejournal.com/278095.html?

    Вот и другая наша современница, Нина Бойко, по всей вероятности, считающая себя православной и не носящая масонских колец, высказывает тем не менее совершенно масонские мысли: «Как истинный друг человечества, уважавший и понимавший все народы и все религии, Михаил Юрьевич, пусть и невольно, но был отпет тремя священниками: католическим, лютеранским и православным. Это ли не протянутая к нему рука Бога!»
    https://proza.ru/2018/08/19/634

  • МО

    «Как истинный друг человечества, уважавший и понимавший все народы и все религии, Михаил Юрьевич, пусть и невольно, но был отпет тремя священниками: католическим, лютеранским и православным. Это ли не протянутая к нему рука Бога!» (Нина Бойко).

    Простите, что предлагаю ролик предателей православной веры, но можно немного послушать этого «батюшку Лютера», чтобы ужаснуться: какая же дурь в голове у парня. Даже кочетковские ученики удивляются. И если бывший православный священник такое выдаёт, то что говорить о писательницах вроде Нины Бойко. АЩЕ УБО СВЕТ, ИЖЕ В ТЕБЕ, ТЬМА ЕСТЬ, ТО ТЬМА КОЛЬМИ? (Мф. 6:23)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок