col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Заметки на полях

  • МО

    «Выводы из трагедии в «Крокус Сити Холле» — отец Андрей Ткачёв: Мигранты, смертная казнь, хэллоуин…». И ни слова о покаянии. Ни слова о том, что не следует христианам ходить по «Крокусам» во время Великого поста. Кто это вещает? Священник или политик?
    Изменить миграционную политику, ввести смертную казнь, отменить хеллоуин, сменить телевизионный контент, осознать, что линия фронта проходит через каждый город и село России… Это священник или политтехнолог говорит? Не уместнее ли икону Спасителя, на фоне которой вещает отец Андрей, заменить на портрет В. В. Путина?

  • Не переживайте, отец Георгий. Это не первое высказывание отца Андрея на эту тему. О предыдущем можно узнать из публикации в Вк нашего автора Валентины Калачёвой:

    «Тут, оказывается, такие дела творятся, аж удивительно. Я-то, как обычно, всë интересное проспала. Ай-ай-ай. Отец Андрей Ткачëв позволил себе высказаться, что Россия войну переживает и, мол, какие танцульки да концерты в Великий пост, таким образом отреагировав на известную трагедию в Подмосковье… Но удивляет не однозначность батюшки, чья пламенная риторика — известный факт. Не шептал он с умиленьем никогда, сколько себя помню. Тем более, и сообщение он своë, говорят, удалил, узрев такую православную реакцию в духовной духовного стране, что чертям в аду тошно стало. Удивляет, как люди, которые уже более недели лоб обстучали об пол со словами «дай мне смиренномудрия… любви… и не дай осуждати брата моего», с завидной лëгкостью сбросили вериги поста и принялись в соцсетях троллить иерея Божия и в фельетонах, и в фото-жабах, и в прочих всплесках отборной ненависти… Это всë к чему? Это типа достойный пример похвального поведения во дни национального траура, чью чистоту они здесь отстаивают? Он что, должен был сказать: «Идите в торговые центры, на концерты, на танцульки! Благословляю святым Крестом! То, что Россия на войне, — ерунда. Жизнь продолжается! Нет войне — даëшь рок-н-ролл!»? Да, не вовремя, может, опубликовал он свою тираду, на эмоциях, но так вы и напишите в разлюбезных сердцу великопостных своих постах: а я не согласна (в основном, тëтеньки оскорбились) с о. Андреем, я считаю, что надо ходить в торговые центры, люди не виноваты, что они хотят концертов, песен. И после этого с осознанием собственной правоты спокойно смотрите в глаза матерей, которые уже счëт грузам 200 с Украины потеряли. Вы ж когда танцуете и поëте, заявляя, что вот оно — Святое Православие в действии, почему-то о них забываете. Не плачете с плачущими, к чему протоиерея опального призываете. Или у нас надо сегрегацию плачущих провести: вот с теми плакать, а вот с теми — нет, перед теми только плясать? Так нам Христос завещал и не иначе. Но это ладно. Мы уже за пару лет привыкли, что все на всë имеют права, а у православных в последнее время их спектр вообще зашкаливает — не подступись. И разводиться можно, и материться, и мастер-классы по неотразимому макияжу проводить… По любви ж всë, по правам. Любовь в нашем рту (или рте) уже в жвачку превратилась… Просто надо галочку себе в голове поставить, что любое глумление над священником — хороший он, плохой, какой угодно, — грех. И оправдывать себя тем, что «он нагрешил больше», нельзя. Нет у нас права ставить себя со священником на одну доску (о ужас!). И вообще, глядя на о. Андрея Ткачëва и анализируя его проповеди (хоть я и не фан его), можно допустить, что слова его с болью сказаны: люди! опомнитесь! война! Или только у диванных критиков душа за народ болеть может, а у о.Андрея ни разу? И пока там его в сетях полоскали почëм зря, он наверняка молился о жертвах теракта, как он молится уже много-много лет о нашем многострадальном Отечестве и о других убиенных, плененных, без вести пропавших, раненных… Без разбора. И Слава Богу!»

    А это отец Георгий Максимов — как понимаю, о нём же:

    https://youtu.be/oeeI3OX72kY?si=rU4PcnQU6rxWXLtG

    Если отец Андрей что-то недосказал, это право предоставляется Вам (в отдельной публикации).

  • МО

    //Если отец Андрей что-то недосказал, это право предоставляется Вам (в отдельной публикации).//

    А можно без отдельной публикации? Только не про сказанное о. Андреем (об этом я высказался выше), а про сказанное отцом Георгием Максимовым по приведённой Вами ссылке.
    https://youtu.be/oeeI3OX72kY?si=rU4PcnQU6rxWXLtG

    Отец Георгий вспоминает Евангелие от Луки.
    В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее (цс.: должнейши) были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк.13:1-6).

    Вспоминает эти Евангельские слова о. Георгий, но как-то поверхностно разбирает их. Первое, что бросается в глаза, что Господь не отрицает вины ни галилеян, ни иерусалимлян. Иными словами, бродившие в народе мысли, что эти люди пострадали по грехам, Господь не отрицает. Он отрицает только особую вину пострадавших. Значит, чтобы мыслить по-Евангельски, нужно рассуждать примерно так: «Думаете ли вы, что убитые в Великий пост на концерте были грешнее всех россиян? Нет, не грешнее (поэтому называть их «невинно убиенными», как это делает о. Андрей в начале ролика, значит расходиться с духом Евангелия). Нет, не грешнее, но если не покаетесь, так же все погибнете».

    И далее речь о том, в чём должно заключаться в покаяние. В частности, в необходимом соблюдении Великого поста. Согласно Апостольским правилам (которые никто уже не только не соблюдает, но даже знать не желает) не постящийся отлучается от Церкви.

    69. Если кто, — епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, — не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
    https://www.pravoslavieto.com/docs/ru/pravila_sv_apostolov.htm

    Но, с другой стороны, по слову Господа, волос сам по себе не падает с головы человека. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:29, 30).

    В «Святых несвятых» рассказывается такая история.

    Дальше все произошло в одно мгновение. Мы таскали кирпичи в грузовичок, когда раздался оглушительный грохот. Обернувшись, мы увидели, что над местом, где только что сидел отец Григорий, поднимается плотная туча пыли. Стена неожиданно обрушилась. Когда мы подбежали, то сквозь мутную завесу разглядели несчастного дьякона, засыпанного грудой битого кирпича. Меня тогда поразила повязка на его голове: на наших глазах она из белой превращалась в алую. Это было как в фильмах про красных командиров, и первое, что пришло в голову: «Кто же успел его так быстро перевязать?» И тут же сообразив, что это набухал кровью платок, которым были перехвачены волосы отца Григория, я бросился к нему.
    Отец дьякон был без сознания. Мы бросились освобождать его от кирпичей. Водитель грузовичка умчался за «скорой помощью». Врачи приехали через полчаса. Осмотрев отца Григория, они хмуро буркнули, что все очень плохо, и сразу повезли его на операцию. После случившегося отец Григорий восемь месяцев пролежал в разных больницах, перенес несколько операций, но долго еще не мог ни служить, ни просто вернуться в свое прежнее состояние.
    В этот же вечер мы — Константин, Александр и я — задались вопросом: почему именно отец Григорий оказался под стеной в тот момент, когда она обрушилась? Ведь каждый из нас хотя бы несколько минут, но сидел под ней. Почему же она рухнула именно на дьякона? И что же такое происходило в духовном мире, что наши Ангелы Хранители под любыми предлогами оттаскивали нас от этого проклятого места? Или все произошедшее — просто случайность?
    Эти вопросы так перебудоражили нас, что мы пошли за ответом к отцу Адриану. Батюшка задумался и ответил:
    — Я не смогу ответить на ваш вопрос. Скажу только (это не тайна исповеди и не секрет), что отец Григорий уже несколько лет служит литургию, не исповедуясь. И я сам, и священники его храма много раз говорили ему, что это плохо закончится.
    Но отец Григорий лишь махал рукой: «Не обязательно. Потом поисповедуюсь». И все откладывал да откладывал исповедь. А я ждал, что с ним беда случится. Такими вещами шутить нельзя.
    https://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/?full_text=1

    После слов об убитых галилеянах и иерусалимлянах Господь рассказывает притчу о бесплодной смоковнице. Феофилакт Болгарский объясняет причину возникновения этой причти в речах Господа так: «Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек ― целого народа».
    https://bible.optina.ru/new:lk:13:01

  • Тюменская область

    «Изменить миграционную политику, ввести смертную казнь, отменить хеллоуин, сменить телевизионный контент, осознать, что линия фронта проходит через каждый город и село России… Это священник или политтехнолог говорит?»

    А это кто говорит: «к 2050 году Россия должна превратиться в равномерно заселенную и обустроенную малоэтажную страну 1000 возрожденных средних и малых городов — в Гардарику XXI века. Пригородные поселки должны стать основным типом поселений в стране, 80% населения России (или более 30 миллионов российских семей) должны проживать в собственных индивидуальных домах на собственной земле. При заселении и освоении территорий первоочередное внимание должно уделяться вопросам безопасности, занятости, уровня реальных доходов, благоприятной окружающей среды, здорового питания, комфортного жилья, доступности высоких технологий, а также информационной, социальной и транспортной инфраструктуры. Жизнь на собственной земле, в экологически благоприятных и комфортных условиях, в собственном благоустроенном доме, в котором можно создать семью, родить и воспитать троих и более детей, должна стать зримым воплощением идей Русского мира.

    8. Экономическое развитие

    России нужна суверенная и эффективная экономика, основанная на полном контроле над собственной валютно-денежной и финансовой системой, а также на опережающем развитии отраслей, технологий и производств нового (шестого) технологического уклада.

    Главными целями отечественной экономики должны являться рост реального благосостояния российских семей, увеличение количества рабочих мест, обеспечение роста рождаемости, заселение и освоение огромных российских пространств, обеспечение суверенитета и обороноспособности страны, а также конкурентоспособности российских технологий, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынке… » https://vrns.ru/news/nakaz-xxv-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora-nastoyashchee-i-budushchee-russkogo-mira/

    Отец Георгий, как Вы можете это прокомментировать? Весь этот Наказ — план на следующую 25-летку?

  • МО

    Следующая 25-летка этот Наказ и прокомментирует.

  • Нижний Новгород

    «Это священник или политтехнолог говорит?»

    Священник, вещающий на всю страну, в которой не больше трех процентов граждан могут называться христианами, не может говорить иначе. Говорить про пост и покаяние сейчас имеет смысл только в церкви, но никак не с экрана телевизора или на ютуб-канале. Хочешь иметь популярность — говори об общечеловеческих ценностях, понятных всем и каждому.

    «И далее речь о том, в чём должно заключаться в покаяние. В частности, в необходимом соблюдении Великого поста. Согласно Апостольским правилам (которые никто уже не только не соблюдает, но даже знать не желает) не постящийся отлучается от Церкви.»

    Неужели можно и от покаяния отлучить? Или без поста и покаяние уже не покаяние?

  • МО

    // Хочешь иметь популярность — говори об общечеловеческих ценностях, понятных всем и каждому.//

    Ну да. Или составляй Наказы, которые читая, вспоминаешь Гоголя и Манилова.

    // Неужели можно и от покаяния отлучить? Или без поста и покаяние уже не покаяние?//

    Чтобы человек любил свободу, надо его лишить свободы. Чтобы человек любил Церковь, которая учит в обязательном порядке соблюдать пост, надо его отлучить от Церкви.

  • Отец Георгий, со Львом Толстым не сработало…

  • МО

    Этого Льва, как известно, от Церкви не отлучали. Он сам себя отлучил. И много других таких львов, которые любят не Церковь, но себя.

    19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Иоан.3:19, 20).

    43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Иоан.12:43).

  • К тому же этот лев был не заморыш какой-нибудь, а крупный, сытый, Толстой.

  • Нижний Новгород

    «Чтобы человек любил Церковь, которая учит в обязательном порядке соблюдать пост, надо его отлучить от Церкви.»

    Человек был отлучен от Бога, но это не научило его любить Бога, потому что любовь к Богу и само желание спасаться производит в падшем человеке Божественная благодать, как написано в книге Александра Буздалова.
    Да и как можно отлучить от Церкви того, кто и так не в Церкви? Кстати говоря, я знаю людей, которые соблюдают пост, но не ради Христа, потому что Он их мало интересует. А ради собственного здоровья, например, или из уважения к традиции, считая, что соблюдение традиций привлечёт в их жизнь больше удачи и счастья.

  • Нижний Новгород

    «..и само желание спасаться»
    Простите, оговорилась: не спасаться (спасать ся), а быть спасенным, хотя сейчас все говорят именно так: «спасаться», «спасающиеся».

  • МО

    // Человек был отлучен от Бога, но это не научило его любить Бога, потому что любовь к Богу и само желание спасаться производит в падшем человеке Божественная благодать, как написано в книге Александра Буздалова. //

    Верно написано. А что Вы хотите сказать этими словами ? Отлучай – не отлучай, но если Бог не вложит в человека желания быть спасённым, всё бесполезно. Так?

    // Да и как можно отлучить от Церкви того, кто и так не в Церкви? //

    Тем более не нужно быть в Церкви тому, кто вне её. За несоблюдение поста Адам и Ева были изгнаны из рая. За несоблюдение поста (кроме препятствия от немощи телесной), согласно Апостольских правил, аще клирик ― извергается, аще мирянин, да будет отлучен. В чём не права Церковь, если она учит поступать так, как поступил Бог?

  • Нижний Новгород

    «Верно написано. А что Вы хотите сказать этими словами ? Отлучай – не отлучай, но если Бог не вложит в человека желания быть спасённым, всё бесполезно. Так?»

    Если Бог не вложит в человека веру и желания быть спасенным, то с чего бы ему возлюбить Бога до такой степени, чтобы совершать подвиги ради Него? А пост — это без сомнения подвиг, требующий немалых трудов. И силы жить по вере тоже даёт Бог. Разве не так? Можно, конечно, совершать подвиги и без веры, но это другая тема.

  • Нижний Новгород

    «Тем более не нужно быть в Церкви тому, кто вне её.»

    Вы хотите сказать, что таким людям нужно запретить переступать порог храма?

  • МО

    // Если Бог не вложит в человека веру и желания быть спасенным, то с чего бы ему возлюбить Бога до такой степени, чтобы совершать подвиги ради Него? //

    Как Бог вложит, если человек не захочет?

    // Вы хотите сказать, что таким людям нужно запретить переступать порог храма?//

    Зачем же на порог не пускать? Есть разные степени отлучения. Вот, ознакомьтесь, пожалуйста.

    Церковные наказания для мирян, упоминаемые в канонах, суть следующие:
    Епитимья (μετάνοια, «επιτιμία, poenitentia)
    Бесславие («ατιμία, infamia).
    Отлучение (αφορισμоς, excommunicatio)
    Совершенное исключение из церкви или большое отлучение
    Лишение церковного погребения
    Для членов клира, как таковых, существуют особые наказания,
    Замечание (παράκλησις, obsecratio, увещание).
    Выговор (έπίπληξις, απειλή, exprobatio, minae, прещение) делает или лично епископ, или собор.
    И ещё много различный наказаний.
    https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/5#p1

    Ознакомились? А теперь забудьте, и спите спокойно, п.ч. ничто из этого уже почти не действует.

  • Нижний Новгород

    «Как Бог вложит [веру и желание быть спасенным], если человек не захочет?»

    «В том то и дело, что если бы Бог был не способен изменять качество человеческой воли, тогда никто вообще не мог бы спастись. Если воля человека злая (а такова воля каждого человека в состоянии грехопадения), но Бог желает его спасения, то как Ему это сделать, не произведя сперва в грешнике благоволения? А если Бог желает спасти кого-то вообще без его согласия, то кто или что может помешать Ему это осуществить?» (А. Буздалов. «Августианство и полупелагианство»)

    «Если кто утверждает, что человек может по силам своей природы помышлять, как должно, или избирать нечто доброе, относящееся к вечному спасению, и соглашаться на принятие спасительной, то есть евангельской проповеди без просвещения или внушения от Духа Святого — тот обольщается духом еретическим». (правило Vll Второго Аравсийского собора 529 г.)

    То есть падший человек не может быть инициатором своего спасения. Или, может быть, я чего-то не так понимаю?

  • МО

    // То есть падший человек не может быть инициатором своего спасения. //

    Инициатором не может, но от человека зависит продолжить или прекратить Божью инициативу по спасению. Вот как об этом говорит прп. Иоанн Дамаскин: «Следует принять к сведению то, что добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой, и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т. е. жить порочно и последовать дьяволу, который — правда, без принуждения — нас к этому призывает…».

    Здесь нужно поставить точку, но Буздалов мыслит глубже и дальше, как блаженный Августин, и утверждает, что и в том, что человек избирает добродетель ― не заслуга человека, но Бога, вложившего ему благую мысль выбрать благое. То же верно. И здесь уже точно пора ставить точку, но мысль Августина и Буздалова неудержимо мчится дальше и говорит: значит абсолютно всё зависит от Бога, а не от человека. И спасение человека, и погибель человека полностью в руках Божиих. Возникает тема предопределения, отстаивая которую Буздалову приходится высказывать противоречивые мысли. В частности, процитированные Вами слова.

    «В том то и дело, что если бы Бог был не способен изменять качество человеческой воли, тогда никто вообще не мог бы спастись. Если воля человека злая (а такова воля каждого человека в состоянии грехопадения), но Бог желает его спасения, то как Ему это сделать, не произведя сперва в грешнике благоволения? А если Бог желает спасти кого-то вообще без его согласия, то кто или что может помешать Ему это осуществить?» (А. Буздалов. «Августианство и полупелагианство»).

    Выражение Буздалова: «Если воля человека злая (а такова воля каждого человека в состоянии грехопадения)…» ошибочно. Он и сам об этом уже знает. Мы на его сайте опять активно общаемся, и он пишет следующее:

    Буздалов А. — Георгию Селину 2024-04-02 15:52:52: ++неужели Бог не дал Адаму сил самостоятельно и независимо от Бога делать благое?++ прежде всего, Бог не дал человеку независимой жизни от Него. Поэтому без Бога падший человек может делать только добро по своему естеству, которое, как говорит Апостол, и язычники зачастую делают. Но это не имеет никакого сотериологического измерения. Спасительны только дузовные дела совершенные во Христе, т.е. благодатью.
    https://history-of-ideas.ru/article/307

    Г.С.: Оказывается, добрая воля у человека есть, но она не имеет сотериологического значения, т.е. не может привести ко спасению. И это совершенно верно, п.ч. сам человек спасти себя не может, и сколько бы кто добрых дел не сделал, он не спасётся (не будет в числе спасённых), если Бог его не спасёт. Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти… Это понятно. Непонятно следующее речение Буздалова: «А если Бог желает спасти кого-то вообще без его согласия, то кто или что может помешать Ему это осуществить?»

    Г.С.: Да, Бог может всё. Но это не значит, что Бог помимо воли человека будет его спасать. Такое «спасение» будет насилием, а не спасением. Это будет тюрьма, а не свобода. Тюрьма в раю?.. Возникает вопрос: желает ли Бог спасать кого-либо без его согласия? Вопрос повисает в воздухе, п.ч. кто из смертных может это знать? Поэтому слова «если Бог желает спасти кого-то вообще без его согласия, то кто или что может помешать Ему это осуществить?» ― лишние, но Буздалову надо доказать всеобщую предопределённость, и он их пишет. Хотя правильнее было бы поставить перед ними точку.

    Бог может всё, но не всё делает. Это как в байке про камень. Может ли Бог создать такой камень, который не сможет сдвинуть? Может. Этот камень ― сердце человека. И поскольку Бог может всё, то он может сдвинуть этот камень, а может и не сдвинуть.

    Поэтому на Ваш вопрос:

    // Если Бог не вложит в человека веру и желания быть спасенным, то с чего бы ему возлюбить Бога до такой степени, чтобы совершать подвиги ради Него? //

    Может быть и такой ещё ответ. Бог неоднократно вкладывает в человека такое желание, десятки, сотни раз на дню вкладывает, но человек не слушает Его.

    А Буздалов интересные и сотериологически значимые :⸩ мысли высказывает, но в его посланиях, как и в посланиях апостола Павла, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3:16).

  • Самара

    Откр. 4:9-11
    И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле Живущему во веки веков;
    тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом,говоря:
    достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

    Примасий:

    Когда услышат хвалу от зверей возглашающих, то есть от евангелистов, возвещающих и прославляющих распространение Христовой проповеди, двадцать четыре старейшины, то есть вся Церковь, которая состоит из начальствующих и народа, немедленно, пав на лице свое, станут молить Живущего во веки веков.
    Полагая ВЕНЦЫ СВОИ перед престолом — то есть ОНИ ПРИПИСЫВАЮТ БОГУ ВСЕ ДОБРОДЕТЕЛИ и все величие, которое имеет каждый. Ибо все завоеванные блага по праву принадлежат Тому, Кто помог победившему…
    Бог производит в нас хотение и все прочие благие желания.
    Евангелие от Иоанна 6:44-45 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
    У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
    Человек противиться и заглушает их , потому что и совесть можно заглушить, залить алкоголем, наркотиками, сатанинской «музыкой», за тем в Крокусы и ходят.

  • Нижний Новгород

    «Да, Бог может всё. Но это не значит, что Бог помимо воли человека будет его спасать. Такое «спасение» будет насилием, а не спасением.»

    Я тоже так думаю: что Богу нет необходимости спасать кого-то помимо его воли, если Он может так изменить качество воли человека , что человек станет сам искать спасения. Добровольно, но эта добровольность будет результатом воздействия на него благодати, как, например, в случае с прп. Марией Египетской. Она ведь не собиралась ни в чём каяться и искать спасения, ей вполне нравился её образ жизни и в храм она пошла из простого любопытства, но вышла оттуда совершенно преображенной. Вряд ли она могла бы противиться благодати, потому что её воздействие было так сильно, что желание спасения будущей преподобной не ослабили даже сильнейшие многолетние искушения.

    «Бог неоднократно вкладывает в человека такое желание, десятки, сотни раз на дню вкладывает, но человек не слушает Его.»

    Желание можно проигнорировать, если оно мимолётно и слабо — пожелал и тут же забыл. Но если оно сильно, то человек будет искать способы его исполнения, в не причины, по которым он не может его исполнить. Почему иные люди, придя в храм, не хотят из него уходить, чувствуя, что это их место, а иные, если и зайдут когда, то спешат поскорее выйти? Иные люди, прозрев и увидев себя «во всей красе», едва не сходят с ума, а иные, предчувствуя близкий конец, но продолжая вести беспутную жизнь, тем не менее уверены, что им «есть, что спеть, представ перед Всевышним» и «есть, чем оправдаться перед Ним». Вот что мне непонятно.

  • МО

    //Она ведь не собиралась ни в чём каяться и искать спасения, ей вполне нравился её образ жизни и в храм она пошла из простого любопытства, но вышла оттуда совершенно преображенной. Вряд ли она могла бы противиться благодати, потому что её воздействие было так сильно, что желание спасения будущей преподобной не ослабили даже сильнейшие многолетние искушения.//

    Примеры таких преображений, как у прп. Марии, немногочисленны. Это явное действие благодати. Однако, вспоминая её жизнь как образ, как пример для подражания, Церковь установила «стояние Марии Египетской» ― усиленный труд внутри и без того непростого поста. Я хочу сказать, что Церковь именно подвижническую сторону Марииного чуда подчёркивает. Не на то Церковь обращает особое внимание, что чудо преобразило Марию, и, стало быть, всем христианам нужно с открытым ртом ждать этого чуда, но на то, что она приложила огромные усилия, чтобы остаться в благодати, которая пленила её.

    //Вряд ли она могла бы противиться благодати, потому что её воздействие было так сильно, что желание спасения будущей преподобной не ослабили даже сильнейшие многолетние искушения//

    Я бы сказал иначе. Мария перенесла эти искушения, чтобы сохранить благодать, которая её укрепляла. Хотя могла бы и не подвизаться? Могла бы? Могла. А почему нет? Как Бог может всё, но не всё делает, так и созданный по образу Божьему человек наделён от Бога силой делать всё (разумеется, в свою, человечью меру), но не всё делает.

    И НЕ СОВЕРШИЛ ТАМ МНОГИХ ЧУДЕС ПО НЕВЕРИЮ ИХ (Мф. 13:58). Почему не совершил? Потому ли, что не мог их совершить из-за их неверия? Нет, конечно. Он ― всесилен. Господь не совершил многих чудес, потому что оставшиеся невостребованными чудеса повлекли бы бОльшее наказание. Сердцеведец Господь даёт каждому благодать в той мере, которую готов восприять человек. И не даёт её больше, чтобы не навлечь на человека бОльшее наказание за несохранение Божьего дара.

  • Нижний Новгород

    «Не на то Церковь обращает особое внимание, что чудо преобразило Марию, и, стало быть, всем христианам нужно с открытым ртом ждать этого чуда, но на то, что она приложила огромные усилия, чтобы остаться в благодати, которая пленила её.»

    Конечно, усилия святой были огромны, но они были соизмеримы с вложенным в неё Богом желанием быть спасённой. Когда чего-то сильно захочешь, невесть откуда берутся силы, даже если до этого казалось, что их совсем нет.

    «Сердцеведец Господь даёт каждому благодать в той мере, которую готов восприять человек.»

    Тогда остается выяснить, от чего зависит готовность к восприятию благодати. Почему у немногих людей она велика, в то время, как у большинства других мала, а у кого-то вообще напрочь отсутствует. Если допустить, что всем людям от рождения даны равные способности воспринимать благодать и человек по собственной воле решает либо принять, либо отвергнуть ее, то придётся предположить, что качество воли у всех людей изначально разное: у одних она более злая, у других более благая. Если же готовность к восприятию благодати не зависит от воли человека, а зависит от степени способности её воспринимать, которой Бог наделяет человека (как талантом), то получается, что человек не противится посылаемой ему благодати, а отвечает на её действие сообразно данной ему способности к восприятию. Вобщем, на эту тему можно рассуждать долго, но понять всё равно вряд ли получится.

  • Людмила Николаевна, но ведь это на тему всё той же притчи о сеятеле (Лк. 8: 5-15). Из толкования святителя Григория Паламы:

    «Обратим же внимание, братие, молю, прежде всего на то, что Господь не сказал, что Он вышел пахать словесные нивы, ни плугом рассекать дважды или трижды, ни исторгать корни диких трав, ни уравнивать почву, то есть – предукрасить (приготовить) наши сердца и помыслы, но, говорит, непосредственно вышел сеять. Почему это так? – Потому что прежде сего (Христова) сеяния с нашей стороны, нам надлежит предукрасить, приготовить для сего нашу душу. Поэтому и Предтеча Евангелия Благодати, предварив, великим гласом увещевал, говоря: Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его и Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Мф. 3:2–3). Приготовление же и начало покаянию заключается в самопорицании, в исповеди и в воздержании от зла. Но и сверх того, он угрожает тем, которые не приготовили себя таким образом, чтобы принести плоды, достойные покаяния: Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3: 10). Отсечение же есть приговор Божий тем, которые не каясь грешат, приговор, согласно которому, исторгнутые как из здешней, так и будущей жизни, они отсылаются в неугасающую, увы, геенну огненную».
    https://vetrovo.ru/selected/svt-grigorij-palama-seyatel/

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, но если я правильно понимаю приведенную Вами цитату, то это и есть синергия, когда инициатива в спасении принадлежит человеку, а не Богу, а если неправильно, тогда на это толкование тоже нужно толкование. Вообще учение о синергии казалось мне более понятным.

  • МО

    //Вообще учение о синергии казалось мне более понятным.//

    Это хорошо, когда непонятно, Людмила Николаевна. Тогда мозги включаются. Например, непонятен церковнославянский перевод Библии, и начинаешь думать. А синодальный перевод понятнее, и успокаиваешься.
    Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф.7:13)
    Обратите внимание на различия с церковнославянским переводом. Цс.: Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им…
    Зачем, спрашивается, переделали? Неужели что-то непонятное или неправильное было в церковнославянском переводе? А всё за тем же. «Арсен, печатай книги как-нибудь, да только не по-старому».

    Как узкий путь ко спасению изображается в храмовом строительстве? Порталом в виде мехов гармошки. Вход как бы сужается. «По свойству русского языка называемое в нём «порталом» представляется чем-то большим, а называемое словом «портиком» представляется маленьким. Тогда как всё наоборот: портики намного больше порталов. Суффиксы «ул, ал» являются в латинском языке уменьшительными. Например, puella – девушка, puellula – девочка; caliga – сапог, caligula – сапожок (Калигула – прозвище императора Гая Цезаря, который царствовал 37-41 гг. н.э.); circus – круг, circulus – кружок; porta – ворота, portula – воро́тца. Вход в храм назван порталом, то есть маленьким входом, потому что представляет собой как бы сужающийся, собранный в гармошку проход. Таким видом портала архитекторы желают выразить в камне слова́ Господа: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14). Любопытно, что в церковнославянском переводе тесным назван путь, а узкими – врата: узкая врата и тесный путь, вводяй в живот…

    Зачем понадобилось синодальным переводчикам менять то, что замены не требовало? Если вдуматься в смыслы русских слов, то тесными могут оказаться и широкие врата, если множество людей будет в них ломиться. Так ведь? Но Господь говорит о немногих входящих. Значит, тесным, то есть стеснённым, трудным, непростым должен быть назван путь, а врата должны быть названы узкими, то есть незаметными, невидными. Значит, верен церковнославянский перевод, а не синодальный, и мысль Господа о суженном, сокрытом, углублённом входе в вечную жизнь каменотёсы выражают вот так.
    https://clck.ru/39sfgK
    https://clck.ru/39sfyC
    https://clck.ru/39sg3C

  • Людмила Николаевна, отец Георгий уже ответил.

  • Нижний Новгород

    Интресны Ваши размышления, отец Георгий. Не знала, что слово «тесный» в церковнославянском языке означает трудный, тяжёлый. В современном русском языке это слово употребляется в значении «узкий, недостаточно просторный». В этом смысле, действительно, врата могут быть тесны для толпы народа. Но синодальный перевод делался с другого текста. Наверное, поэтому и разночтения. Конечно, трудов спасаемых никто не отменял, но речь ведь о другом. Вы привели цитату из прп. Иоанна Дамаскина, где он говорит: «…в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т. е. жить порочно и последовать дьяволу…»
    Между тем вопрос спасения — это не вопрос непорочной жизни, а вопрос веры прежде всего. Добродетель сама по себе не ведет к спасению. Можно жить более или менее добродетельно и также прикладывать к этому немалые усилия, но веры при этом не иметь, а значит — не быть в числе спасаемых. А вера даётся Богом не за наши труды и заслуги.

  • МО

    // А вера даётся Богом не за наши труды и заслуги.//

    Всё так, Людмила Николаевна, всё так. Вера даётся по милости Божией. И любовь даётся не за труды. И всякий другой Божий дар ― это всегда даром. Думать же, что человек сам, своими усилиями может привлечь себе Божию благодать ― нечестиво. Это значит, ставить Бога в зависимость от своих трудов.

    Бог может дать, а может и не дать Своих даров. Может дать тому, от кого не ожидает отдачи. А может не дать тому, кто подобно приточному (в смысле описанному в притче) рабу готов принести 10 талантов вместо полученного одного, и этого одного таланта не дать. Я хочу сказать, что Бог если и даёт Свои дары, то вовсе не потому, что предвидит, что облагодетельствованный Им человек благоразумно распорядится дарами, принесёт ими пользу, поделится с другими людьми. Нет. Вот Пушкину поэтический дар за что дан? Если думать, что Бог заранее знал, что Александр Сергеевич будет развивать в себе этот дар, работать над ним, не потеряет его и не погубит, значит думать, что по трудам (будущим) Пушкина Бог наделил его стихотворным талантом. Думать так, значит ставить Бога в зависимость от Пушкина.

    // А вера даётся Богом не за наши труды и заслуги.//

    Точно. И всё-таки хочется понять, почему одним даётся, а другим нет. Что учитывает Бог? Или ничего не учитывает? Просто разбрасывает семена, где придётся. Не глядя, куда какое упадёт…

    Если дар веры даётся не всем, то дар жизни дан всем. Вот и задумайся, человек. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь зачем ты мне дана?»

    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?
    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал,
    Душу мне наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал?..
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.

    И когда задумаешься, святитель Филарет даст ответ.

    Не напрасно, не случайно
    Жизнь от Бога мне дана,
    Не без воли Бога тайной
    И на казнь осуждена.
    Сам я своенравной властью
    Зло из темных бездн воззвал,
    Сам наполнил душу страстью,
    Ум сомненьем взволновал.
    Вспомнись мне, забвенный мною!
    Просияй сквозь сумрак дум —
    И созиждется Тобою
    Сердце чисто, светел ум!

  • МО

    // Редактор 01.11.2019 в 13:00: В продолжение разговора предлагаю прочитать новую статью Александра Буздалова, посвящённую стихотворению «Сеятель»: http://vetrovo.ru/poetry/razbor/buzdalov-cherez-ternii-k-urozhayu/ .//

    Ольга Сергеевна, у меня не открывается ссылка. Это только у меня? Это вот отсюда.
    https://vetrovo.ru/seyatel/

    Одна Ваша реплика там мне показалась спорной.

    //Редактор 01.11.2019 в 14:41: Плод сторичный принесёт добрая земля, но как быть с каменистой и заросшей тернием? Ведь и Евангельский Сеятель признаёт её существование. Почему не сеет в негодную почву? Потому что огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15). Добрая земля сама жаждет семени.//

    Вопрос. Как же Сеятель не сеет в негодную почву, если в Евангелии сказано, что семена падали и на каменистую почву, и в терние?

  • 1. Отец Георгий, статья А. Буздалова теперь доступна: http://vetrovo.ru/poetry/razbor/buzdalov-cherez-ternii-k-urozhayu/ . Только предлагаю не возвращаться к её обсуждению, т.к. человек, о котором там идёт речь, уже скончался.
    2. Да, моя реплика ошибочна. Сеятель сеет везде, но не везде земля принимает. Это действительно таинственно, но во многом объясняется словами святителя Григория Паламы, на которые я оставляла ссылку: https://vetrovo.ru/selected/svt-grigorij-palama-seyatel/ . Но дело в том, что кто-то и приуготовлять землю не захочет, потому что слова Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его и Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Мф. 3:2–3) тоже не сможет вместить.

  • МО

    Милость Бога к творению ничем тварным не обусловлена. Нет у твари никаких достоинств, объясняющих её милование Богом. Всё, что она имеет, дано ей Богом, где же личные заслуги? Объяснение Божией милости к человеку лежит вне человека. Бог милостив не ради человека, но ради Самого Себя, ради Своего существа, ради того, что другим Он быть не может. БОГ СПАС НАС НЕ ПО ДЕЛАМ ПРАВЕДНОСТИ, КОТОРЫЕ БЫ МЫ СОТВОРИЛИ, А ПО СВОЕЙ МИЛОСТИ, БАНЕЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ, КОТОРОГО ИЗЛИЛ НА НАС ОБИЛЬНО ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА, СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО (Тит. 3: 5, 6). Бог милостив и человеколюбив не по каким-либо причинам, а просто потому, что Он таков. Самый Его гнев есть проявление Его милости.

    И вот по этой причине, что в даруемой твари Божьей милости нет ничего ей принадлежащего, то и твари надо быть в ожидании Божией милости ничем своим не владеющей, чтобы ничто не-Божье, ничто тварное не мешало Его действованию. Указывая владыке Вениамину (Федченкову) на природу, преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Смотрите, какая красота — солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего этого не было. Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренне придет в сознание того, что он — ничто, тогда Бог начнет творить из него нечто великое».

    Чаще всякого другого слова звучит в церкви это обращенное к Богу – помилуй. Но каков смысл нашего помилуй? Неужели только тот, что, дескать, нагрешили, Господи, сделали по-своему, а Ты нас прости и помилуй? Нет! Возвращение к изначальному ничто (нигиль), которое было прежде создания мира и человека – вот что значит помилуй. Сокруши и раздави в ничто, и сотвори заново по-Своему, а не по-нашему!

    Простите за самоцитацию из статьи «О согласии предпоследнего прошения сугубой ектении дням творения Богом мiра».
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-o-soglasii/

  • МО

    //Только предлагаю не возвращаться к её обсуждению, т.к. человек, о котором там идёт речь, уже скончался.//

    Спасибо, Ольга Сергеевна. С интересом листаю пожелтевшие страницы сайта. А почему нельзя обсуждать? П. ч. Валерий Новоскольцев умер и не может ответить своим новым критикам? Так ведь и Пушкин умер, и Достоевский, а мы их обсуждаем.

  • Мне кажется, не стоит ранить близких (о мёртвых или хорошо, или ничего). А Пушкину с Достоевским ничего не сделается. Такая уж просьба. Вернула эту статью из черновиков только в надежде на это.

  • МО

    //Мне кажется, не стоит ранить близких (о мёртвых или хорошо, или ничего).//

    Согласен с Вами про возможные раны для близких, поэтому обязуюсь обсуждений не затевать, но что касается «о мёртвых или хорошо, или ничего», то позвольте привести слова архиепископа Херсонского и Одесского Никанора Бровковича (1826-1890).

    Арх. Никанор: Говори о мертвых хорошо, или не говори ничего, — это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого впрочем и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко-религиозный народ древние Египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те, по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем перед трибуналом судей загробных, и только после такого суда, согласно приговору судей жрецов, удостоивали умершего или же не удостоивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий, по своему духу, к духу христианскому.

    Г.С.: Действительно, что это за суеверие, что за присказка, что за кривда такая распространилась среди христиан, что нельзя говорить о мертвых плохо? Наоборот, нелицеприятное слово принесёт умершему пользу во всяком случае: и в том случае, если оно справедливо, и в том, если несправедливо. В последнем даже бо́льшую, чем в первом случае, пользу. Потому что несправедливое обвинение, высказанное на земле, принесёт умершему награду на небе, а справедливое избавит от заслуженного наказания. Это азы христианства. Поэтому те, кто ревниво ограждают от критики «великих» «русских» писателей, служат им не лучшую службу.
    https://vetrovo.ru/art/o-georgij-selin-pastyri-i-nayomniki/
    Простите, опять приходится на свою статью ссылаться «Пастыри и наёмники, воры и разбойники».

  • Нижний Новгород

    «Так и человек: когда он искренне придет в сознание того, что он — ничто, тогда Бог начнет творить из него нечто великое».

    Мне в этих словах прп. Нектария Оптинского также слышится указание на обусловленность действий Бога действиями человека.

  • МО

    //Мне в этих словах прп. Нектария Оптинского также слышится указание на обусловленность действий Бога действиями человека.//

    Мне кажется, событие Благовещения должно поставить точку в вопросе о том, чьи действия от чьих зависят: Божии от человеческих или человечьи от Божиих. Какими действиями человека обусловлено рождение Сына Божьего? Никакими. Одна только воля Божия решила всё. И если для меня как для существа мужеского пола это утверждение уразуметь труднее, то для женской половины человеческого рода это понять гораздо проще. С Праздником!

  • Нижний Новгород

    Спасибо, отец Георгий. Вас также с Праздником!

  • МО

    Хотите увидеть полупелагианство в красках? Художественным выражением полупелагианства, или веры, которую я бы назвал советским православием, могут служить картины Павла Рыженко (1970-2014). Одна из них, «Ослябя» иллюстрирует эссе Дмитрия Габышева «Русская печаль».
    https://vetrovo.ru/inoi/gabyshev-russkaya-pechal/
    А другую под названием «Победа Пересвета» можно увидеть по этой ссылке
    https://media.foma.ru/2014/10/ryzenko138_3.jpg

    Мощный конь, мощный воин… Но как говорится в Псалме: Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его (Пс. 146:10,11). Ветхозаветный Давид, как он изображён в книге Царств, более христианин, чем нарисованный художником Рыженко православный монах Пересвет.

    И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. /…/ И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина (1 Цар. 17:38-40).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок