col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Владимир Цветков. Крест Господень

Крест Хрис­тов, Крест Вос­кре­се­ния Гос­под­ня яв­ля­ет­ся од­ним из на­ших со­кро­вищ, од­ной из на­ших ве­ли­ких цен­нос­тей и во­ис­ти­ну есть центр ми­ра и центр пра­во­слав­но­го, хрис­ти­анс­ко­го ми­ро­воз­зре­ния. По­сле гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­чес­ко­го ро­да, со­вер­шив­ше­го­ся у дре­ва по­зна­ния доб­ра и зла в раю, Крест стал не­об­хо­дим, и та­инст­во Крес­та со­вер­ши­лось по­сре­ди­не все­лен­ной, по­сре­ди­не все­го и вся — в Ие­ру­са­ли­ме, ко­то­рый по­ис­ти­не яв­ля­ет­ся цент­ром ми­ра, ну­ле­вой точ­кой от­сче­та. Там находится символический пуп земли. Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73: 12), — говорит нам пророк Давид. Вот об этой середине земли напоминает нам сегодня Церковь, и мы с этой точки, от Креста рассматриваем себя, и нашу жизнь, и окружающий мир.

Крест — хранитель всей вселенной, слава Ангелов. Крест — источник всякого блага, которое только может быть и когда-либо было и будет, и, как говорится, «где нет креста, там нет Христа». То есть если мы не несем свой крест, следуя за Христом, если мы не вглядываемся в таинство Креста, не осознаем его важности и не стараемся соединить с ним свою жизнь, свою судьбу, свое понимание мира, то мы оказываемся вне Христа, вне вечной жизни и вне самих себя. Мы выпадаем даже изнутри себя, перестаем быть самими собой.

У каждого человека есть свое предназначение, ради которого он родился в этот мир, и мы должны исполнить его, как бы «удвоить талант», то есть использовать время нашей жизни, наши знания, умения, способности на то, чтобы приобрести жизнь духовную, спасение, благодать Духа Святаго, освящение, просвещение, очищение предварительное. Другой вариант — остаться при нашем плотском животном существовании и не исполнить того, для чего мы родились, для чего вошли в этот мир. Святитель Василий Великий говорит, что человек — это животное, которому дано повеление стать богом. И у нас есть выбор: либо наслаждаться своей животностью, то есть жить удовольствиями, своеволием, возношением, какой-то силой, той или иной властью, какая нам под руку попадется, либо мы, созерцая Крест Христов, научаясь мудрости духовной, божественной, последуем за Христом и встанем на то место во вселенной и в иерархии ценностей, для которого мы предназначены, будь то наше семейное положение, или наши знания и труды, которыми мы приносим какую-то пользу обществу, или духовные наши подвиги, наша борьба со страстями, ведя которую мы исполняем наши христианские обязанности. В чем бы это конкретно ни выражалось, но, следуя своему предназначению, мы приносим в этот мир то, что можем принести по мере нашей веры, чистоты нашей, по мере свободы от страстей, по мере ревности нашей и решимости идти за Христом.

Сегодня мы как бы находимся в центре мира — созерцаем Крест. Мы должны свидетельствовать возможность жить в нашем мире по Евангелию, по духу Христову, то есть возможность и необходимость жить в духе крестоношения, иными словами — в духе самоотвержения, в духе любви.

Что такое Крест? Это любовь, это символ любви, потому что пределом любви является смерть за ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, — говорит Господь. И каждый раз, когда мы проявляем любовь к ближнему, мы так или иначе распинаем себя, мы отделяем от себя что-то свое — время ли, средства ли, внимание или еще что-то. Каждый раз, общаясь с ближним, мы что-то отдаем, мы несем какой-то крест. Либо мы уходим от общения, избегаем людей и стараемся сохранить все, что мы имеем, для себя, но тогда мы становимся эгоистами, сластолюбцами, гордецами и просто существами неразумными, не понявшими и не желающими понять смысл этого мира, потому что смысл его в том, чтобы отдавать. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20: 35), — приводит слова Иисуса Христа апостол Павел.

И вот это самоотречение, самоотдача является ключом к миру. Бог создал этот мир и дал нам ключ — Крест. Крестом разрешаются все проблемы, разрешаются и страсти наши, и отношения с ближними, и если что-то нам непонятно, то мы должны встать перед Крестом — и нам должно стать ясно, что делать. Если мы не понимаем, как и где распинать себя и в чем крест наш — ну, есть Церковь.

Из книги протоиерея Владимира Цветкова «Пример для монахов — Ангелы, пример для мирян — монахи»
СПб: «Православный летописец Санкт-Петербурга», 2020

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа