col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов

Часть четвёртая, часть третья, часть вторая, часть первая

С 16:46 ― Мы достаточно хорошую (м.б. хорошо? ― Г.С.) миссию свою выполнили, нисколько об этом не задумываясь.

Г.С.: Непонятно, что это за выполненная миссия, о которой говорит о. Константин? Предполагаю, что таковой было обращение ко Христу народов восточно-европейской равнины. Непонятно также, кто эти мы? Надо полагать, что это ― Русская Церковь, к которой мы с отцом Константином имеем счастье принадлежать. Но в словах лектора опять сквозит мысль о разделении Русской Церкви и русского народа. И я опять в недоумении: как может Церковь существовать без народа?

С 16:51 ― Когда русские первопроходцы пошли до пределов Тихого океана и в конце концов взяли эту территорию, с которой мы до сих пор не знаем, чё делать. Вот, взять-то мы её взяли, а зачем, до сих пор, вот уже 400 лет думаем, да чё же нам тут надо? Вроде и отдавать-то жалко, земля огромная, богатая… Какие там земли отдавать… Мы, вон, четыре Курильских острова не можем отдать, а тут такую большую Сибирь. Ну и что делать, мы тоже не знаем. Она лежит вот эта бескрайняя Сибирь, богатая земля, мы не знаем, что с ней делать. У нас не хватает силы ею овладеть.

Г.С.: «Мы не знаем, что делать…», «у нас не хватает сил…», ― твердит лектор. Зато начальник Чукотки, товарищ Абрамович, отлично знает, как использовать эту землю и куда вложить деньги, «заработанные» непосильным трудом на Крайнем Севере. В СМИ мелькала информация о его участии в СВО в качестве переговорщика.

С 17:32 ― Но тем не менее, народ этой земли мы привели ко Христу. Хотя никто такой цели перед собой не ставил. Люди просто шли, пытаясь достигнуть океана. Оказалось, исполняют миссию.

Г.С.: О чём говорит отец Константин? О том, что задачу христианского просвещения народов Сибири и Америки русские первопроходцы перед собой не ставили, она выполнилась сама собой. Зная дальнейшее содержание его лекции, я скажу, к чему он клонит. Он подготавливает слушателей к принятию мысли о том, что народу не нужно нарочито ставить перед собой какие-то задачи, нужно просто жить по-христиански, потому что достойная жизнь сама по себе является лучшим средством христианизации иноверческих народов. Если же действовать иначе, а именно отправлять к иноверцам миссионеров, снабдив их казёнными деньгами и военной силой ― это уже будет политический способ несения света Христова в мир.

«Люди просто шли», ― говорит о. Константин. Не соглашусь с батюшкой. Люди всегда идут ― движимые духом. Какой же дух вёл покорителей Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Аляски? Какие цели ставили перед собой первооткрыватели? Если сравнивать заселение русского Севера с тем, как осваивались необъятные пространства, открывшиеся русским людям за Камнем, то есть за хребтом Уральских гор, то нужно сказать, что была разница. На север, за Волгу, в непроходимые леса уходили подвижники, ища безмолвия. Они шли, укрепляемые Богом, и обживали те места духовно, то есть освящали их словом Божиим и молитвой (1 Тим. 4: 5). Потом к ним подтягивались крестьяне, или хрестьяне, которые выкорчёвывали леса, распахивали земли, строили деревни, сёла, города. Кстати, слово строить имеет своим корнем слово троица. Строить, значит с-троивать, у-троять, то есть уподоблять троице. И всё, что тогда строилось, строилось вокруг духовного светоча ― монастыря, скита, храма. И постепенно тамошние инородцы без оружия и принуждения, пленённые одним только житием христианским (ср. 1 Пет. 3: 1), принимали крещение, чтобы вместе с русскими хрестьянами славить в своих душах и телесах Святую Троицу.

Это русский Север. Сибирь же и да́льнейшие за ней земли осваивались иначе, потому что их покорителями двигал предпринимательский дух. «Люди просто шли». Нет, люди не просто шли. Они открывали охотничьи угодья, они заключали торговые сделки с местными жителями, они воевали с непокорными, облагали их данью… Они прошли до Тихого океана и за самый океан, потому что ими двигал торгово-промышленный интерес. Да, да, тот самый капиталистический дух наживы, которым была охвачена Европа, посылавшая морские экспедиции во все концы света: в обе Америки, Африку, Индию, Китай, Юго-Восточную Азию и т.д. Поэтому, если русский Север ― обживали, то земли за Камнем ― покоряли, чтобы выгоду извлекать. Если на русский Север шли, потому что мзда ваша многа на Небесех, то в Сибирь шли за мздой земной, не забывая, конечно, и о Небесной награде, хотя не ставили её на первое место и не стремились к ней прежде всего.

Не срамляя русских казаков сия пишу. Господи, помилуй и спаси их души! Представьте себе, что им пришлось перенести и претерпеть. Этого представить невозможно. Это не Карибские острова колонизировать, где под каждым под кустом вам готов и стол и дом, это Сибирь-матушка и Дальний Восток-батюшка. Это морозы за сорок, это тучи гнуса и комаров, это непроходимая тайга и хищные звери. И они шли! Десятки тысяч километров шли. Тут, конечно, одного только земного интереса недостаточно, чтобы подъять такие подвиги. Тут Бог вёл.

Спору нет, желание земного избытка не украшает христиан, но оно неистребимо присуще людям, а если эти люди просвещены светом Евангелия, а не канниббалистическим или коммунистическим, или ещё каким-либо выдуманным учением о земном счастье, то почему бы не благословить их проповедь? Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1 Кор. 9: 11). Другое дело, что апостолы по минимуму пользовались плодами телесной жатвы, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор. 9: 12). А у грешных западных и у грешных восточных христиан не хватило духу отказаться от сбора телесного урожая, когда они шли с проповедью Евангелия к другим народам.

И всё же, почему так произошло? Я имею в виду малочисленность сибирских святых. Монахи ли подлинные на Руси иссякли? Оскудела ли духом русская земля? Или что иное случилось? Почему Господь не дал такого количества духоносцев за Камнем, как это было в случае с заселением Севера? Почему необъятные зауральские пространства, в которых Русь в границах XV века теряется, как овца в горах, даже доныне духовно окормляют всего-то три десятка святых?

В середине XVII века в народе случился раскол, и рускiе стали русскими. Здесь, простите, у меня очередная теория. Интересующиеся подробностями могут найти их в 3-й части статьи «Рустии, Русские, Российские, Советские». Если вкратце, то суть такова. Прежде всего, различие в написании рускiй и русский ― не просто разница в орфографии, но разница имён. Рускiй и русский ― разные народы. Первый дораскольный, второй послераскольный. Потом русский народ становится российским после реформ императора Петра. Потом российский народ становится советским после 1917 года[1]. И после 1991 года советские становятся россиянами.

С 17:32 ― Но тем не менее народ этой земли (за Уралом. ― Г.С.) мы привели ко Христу. Хотя никто такой цели перед собой не ставил.

Г.С.: Действительно, эта цель не была первоочередной. Она выполнялась по ходу дела. Собственно говоря, и те люди, кто шли из Киевской Руси в Московскую, а потом далее, за Волгу, на Север, не ставили перед собой задачу обращать ко Христу языческое население. Они шли на новые земли ― жить. Также и те, кто шли за Урал, не ставили перед собой цели крестить язычников. Научение и крещение других народов совершалось рускими, русскими и российскими людьми по ходу жизни. Но совершалось различно. Разницу рускiя и русской миссий мы кратко рассмотрели выше. Теперь рассмотрим различие Церковной миссии русского и российского народов. Последний, как уже говорилось, начал свою жизнедеятельность во время царствования Петра Алексеевича Романова. Здесь мы немного отвлечёмся от лекции отца Константина, но не отвлечёмся от вопроса, им поставленного: «Богоизбран ли русский народ?»

В названной статье «Рустии, Русские, Российские, Советские», в 1-ой её части, приводится выдержка (с дерзновенными комментариями) из дневника святого Русской Православной Церкви (которая в его время называлась не Русской, но Российской Церковью, точнее ― Греко-Российская Кафолическая Поместная Восточная Церковь), равноапостольного Николая Японского. Суть выдержки в том, что святитель скорбит по поводу расширения российского присутствия на Дальнем Востоке. Происходит удивительное. Он ― миссионер, и должен бы, как кажется, радоваться, что к нему, проповедующему Христа в Японии, приближаются его единоверцы. «Ура, наши идут! ― должен бы воскликнуть он, когда в 1898 году российскими войсками был взят Порт-Артур. ― Теперь моя миссия пойдёт успешнее, теперь проповедь о Христе распространится по всему Китаю, Корее и Японии». Но мы читаем обратное, святитель негодует.

Он называет взятие Порт-Артура «нечистым актом русского правительства». Он обвиняет в тщеславии Их Императорские Высочества: «Царские братья стояли во главе флота доселе, сначала Константин Николаевич, потом — доселе Алексей Александрович, требовали на флот, сколько хотели, и брали, сколько забирала рука; беднили Россию, истощали ее средства, — на что? Чтобы купить позор! Вот теперь владеют японцы миллионными русскими броненосцами. Не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие; бездарность же не умела порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом». Он называет Россию исключительно сухопутной державой: «Поймет ли [Россия], что ей совсем не нужен большой флот, потому что не морская держава? /…/ Она будет беспримерно могущественною, если твердо и ясно сознает себя континентального державою, и хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава и потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда добычею врагов ее и источником позора для нее».

Да-а, попробовал бы святитель написать такое при императоре Петре… «Слово и дело государево»[2] ему было бы обеспечено. Но дело даже не в критике государственной политики (как эта статья нынче называется? дискредитация Российской армии?) и императорских особ. Дело в том, что это пишет миссионер, а миссионер такого писать не должен уже потому, что он заинтересован в существовании флота. Ведь до той же Японии добраться потребен корабль. А если кораблей нет, как проповедовать Христа японцам? Конечно, можно и на их судне к ним приплыть. Но одно дело, когда проповедника вместе с заморским товаром привозят местные купцы, а другое, когда он сам прибывает на технически передовом корабле с образцово-показательной по поведению командой из страны, о которой говорят много доброго. Разве не будет миссия такого проповедника успешнее? Разумеется, миссия целиком зависит от Господа. Это Он открывает или не открывает сердца слушающих к уразумению. Но посланца какой страны будут охотнее слушать? Продажной и неустроенной? Или справедливой и счастливой? Очевидно, что к представителю последней страны потянутся охотнее.

Желание святителя Николая (Касаткина) лишить Россию флота («она будет хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава») ― это что-то вроде самострела для миссионера, который сам себе подрезает крылья проповеди, потому что отсутствие флота затрудняет миссию за морями-океанами. Но, видимо, допекло святого человека, и он пишет: «Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным». Читая такие признания, догадываешься, что истинная причина нежелания святителя видеть Россию морской державой не в том, что она якобы сухопутная. Святитель не хочет видеть Россию с большим флотом и запирает её на суше, потому что иначе, выйдя в океаны, она свои «глупость и бесчестность» явит всему миру. Помните, как у Апостола? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 24).

Во 2-ой части этой статьи была предпринята попытка отнести к русским людям слова, обращённые к евреям. В частности, было видоизменено выражение Иоанна Предтечи о чадах Авраама. Были также видоизменены слова апостола Павла о том, что не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2:28, 29). Эти два стиха завершают рассуждения Апостола о сути обрезания. Позвольте привести их контекст.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием[3].
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2: 17-29).

Простите за размах цитаты, но вы поймёте, почему мною взят такой объём стихов Апостола, когда прочтёте их с некоторыми изменениями. Прошу прощения, что я вновь дерзаю «переделывать» слова Священного Писания, но поступаю так только ради того, чтобы глубже понять их смысл.

17 Вот, ты называешься православным, и успокаиваешь себя законом Христовым, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из Евангелия,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе Христа образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: `не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом Христовым, а преступлением Евангелия бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Крещение полезно, если исполняешь Евангелие; а если ты преступник Евангелия, то крещение твое стало некрещением.
26 Итак, если некрещёный соблюдает постановления закона Христова, то его некрещение не вменится ли ему в крещение?
27 И некрещёный, исполняющий закон Христа, не осудит ли тебя, преступника этого закона при Писании и крещении?
28 Ибо не тот крещёный, кто таков по свидетельству о крещении, и не то крещение, которое наружно, на плоти (нательный крест Христов);
29 но тот крещёный, кто внутренно таков, и то крещение, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Я отдаю себе отчёт, что в таких переделках Апостола соотношу вещи несоотносимые: обрезание и Крещение, луну и солнце. Но вчитайтесь, как грозно звучит: «Крещение полезно, если исполняешь Евангелие; а если ты преступник Евангелия, то крещение твое стало некрещением». И это: «И некрещёный, исполняющий закон Христа, не осудит ли тебя, преступника этого закона при Писании и крещении»?

С первым предложением о крещении, которое становится некрещением при неисполнении Евангелия, я готов согласиться, а второе вызывает сомнения. Может ли некрещёный осудить крещёного? Может ли советский человек, исполнивший моральный кодекс строителя коммунизма, который, как некоторые говорят, (и совершенно напрасно говорят), есть примитивная выдержка из Библии, иметь преимущества перед крещёным нарушителем Евангелия, держа ответ на Страшнем Суде? Думаю, что нет. Думаю, что даже великий советский праведник, красный аж до посинения, целиком исполнивший вторую скрижаль Декалога, не будет иметь преимуществ перед крещёным грешником (конечно, при условии, если этот грешник покаялся). Почему? Потому что советский не был крещён. Он не родился от Духа Святого, о рождении от Которого как необходимейшем условии вхождения в Царство Небесное дважды говорит Господь праведному Никодиму.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 3-5).

Без дарованной свыше благодати невозможно войти в Царство Небесное. Если же признать за советским праведником возможность такого вхождения без крещения, то надо признать, что люди сами себя могут спасать. Поэтому крестись, чтобы спастись! Но Царство Небесное это не только рай, но и ад. Вы удивляетесь этим словам? Вы этого не знали? Я сам об этом не знал, пока не прочитал у Златоуста: «А когда ты слышишь слова: “малейшим в Царстве Небесном”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение. Царствием Он называет не только наслаждение будущими благами, но и время воскресения, и страшное второе пришествие. В самом деле, возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым, и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и других доведет до того же, будет находиться в царствии? Не это, следовательно, разумеется здесь, но то, что нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну».

Если поразмыслить, так оно и есть. Геенна ― неотъемлемая часть Царства Небесного, и даже бо́льшая его часть. По Церковному преданию, с 3-го до 9-го дня душе умершего показываются райские обители, а с 9-го до 40-го дня ― адские бездны. Итого, 6 дней для созерцания райских кущ, и 31 день для знакомства с преисподней. Выходит, что последняя в пять раз пространнее рая, если для её осмотра нужно в пять раз больше времени? «Вольному воля, спасённому рай» ― говорит пословица. Хотений у человека много, а воля Божия ― одна. Поэтому и мест, где душа могла бы жить в согласии с волей Божией, в пять раз меньше, чем мест для её самовольного пребывания.

Простите, я опять отвлёкся. Вернёмся в рамки темы: «Миссия Церкви и миссии народов». Может ли Русская Церковь выполнять свою миссию без русского народа? Или Российская Церковь без российского народа? Или Советская Це… простите, я зарапортовался, я хотел сказать Русская Церковь без советского народа? Как Русская Церковь выполняла свою миссию в СССР? Она умирала. Она просто (вспомним это слово из лекции) умирала на кресте. Не проповедью, но молчаливым висением на кресте, она выполняла миссию Христову среди советского народа. Но он умер быстрее.

А может ли быть такое, что и российского народа не будет? Может. А вот русский народ? Я имею в виду тех, кто верен Русской Православной Церкви. Разве он вечен, как б-гоизбранный «еврейский» народ? Разве русский народ не может исчезнуть? Всё может быть. Но я хочу сказать, что разводя (простите, что я вслед за о. Константином повторяю это слово) Русскую Церковь и русский народ, отец Константин приближает день кончины последнего.

Развести Русскую Церковь и русский народ пытались ЧК, НКВД, КГБ и изрядно в этом преуспели. Впрочем, прилагать усилия, чтобы развести их, можно не только снаружи, но и изнутри. И какой урон вреднее: внешний или внутренний? О вреде, который приносят Церкви её члены, я и хотел сказать, приводя выдержки из Апостола и переадресовывая их от евреев к русским. Как ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом Христовым, а преступлением Евангелия бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Христово хулится у язычников.

Просветитель Японии, равноапостольный Николай упоминает в своём дневнике царских братьев: «Царские братья стояли во главе флота доселе, сначала Константин Николаевич, потом ― доселе Алексей Александрович…». Первый ― родной брат императора Александра II Николаевича, второй ― родной брат Александра III Александровича. Почитал о них в интернете. Почитайте и вы, если хотите. А также почитайте рассказ В. М. Шукшина «Чужие», и мы продолжим разговор о миссии Русской Церкви, которую она совершала, будучи Российской Церковью, в следующей части.

Продолжение следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
15 декабря 2023

[1] Как осваивалась Сибирь в советские годы? Поэтапно. 1-ый этап: лагеря и тюрьмы ГУЛАГа. А 2-й этап, точнее, его окончание в форме БАМа я немного помню. Помню популярную в те годы песню: «А я еду, а я еду за туманом, / за мечтами и за запахом тайги». Некоторые пели её иначе: «А я еду, а я еду за деньгами, / за туманом едут только дураки».

[2] «Слово и дело» ― выражение в Московской Руси и в Российской империи до Екатерины II, означавшее, что произнесший его может или хочет донести властям о каком-нибудь государственном преступлении, в результате чего как оговоренный, так и доносчик привлекались к следствию.

[3] Один только этот стих из Апостола делает смехотворными страшные сказки отца Константина о кровном завете евреев с Богом. Помните его слова? Отец Корепанов: «Нельзя ни при каких обстоятельствах связывать русский народ с народом еврейским. Ни в коем случае. Если еврейский народ — народ Богоизбранный, то мы не Богоизбраны. Мы просто народ. Потому что наши отношения с Богом совсем другие, чем у евреев. Почему? Связь евреев с Богом — кровная. Во-первых. Они унаследуют связь с Богом через определённый обряд, который совершается над каждым мальчиком. Они через этот кровный обряд как бы поддерживают свою связь с Богом». Связь с Богом через кровный обряд? Кто это говорит? Священник нового Израиля? Или «израильский» коген образца 1971 года? Каким бы обряд ни был, кровным (обрезание) или бескровным (Крещение), он в лучшем случае вменится в ничто, а в худшем, обернётся осуждением от Бога, если нет следования закону в Ветхом Завете, и если нет веры в Богочеловека Иисуса Христа в Новом, которая (вера) и является законом Нового Завета.

Заметки на полях

  • МО

    //«Зырьте, православныя, чё деется на Руской Земле!//

    Это обращение к женщинам. А если обращаться к мужчинам, то окончание нужно поменять на -iи. «Зырьте, православнiи!» Перед Вашим Навальным Аввакумом стоят женщины, да? Ну тогда Вы правильно написали.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок