col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. «Биеннале» при Храме

«МОСКВА, 14 марта. Первая биеннале христоцентричного искусства открылась в здании просфорни на территории храма Михаила и Федора Черниговских. Экспозиция включает 140 работ художников, которые посвящают творчество осмыслению христианского вероучения и пониманию евангельских сюжетов, передает корреспондент ТАСС.

«Иногда художественные произведения могут открывать нам совсем не заметные на первый взгляд смыслы, которые не лежат на поверхности. И в этом я вижу большую силу искусства, в том числе – христоцентричного искусства», – отметил проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры ОЦАД, иеромонах Павел (Черкасов).

В преддверии Великого поста он напомнил, что одной из важнейших функций искусства в жизни человека является возможность через него преображать самого себя. «Я хотел бы пожелать, чтобы эта выставка послужила поводом для нас задуматься и о самих себе как о произведениях искусства, чтобы самих себя мы старались преображать в соответствии с теми смыслами, которые здесь почерпнем. Смыслами, которые связаны с Евангелием, с богослужением, и которые всегда готовы нас возвысить, если мы будем этому отдаваться», – подчеркнул иеромонах…

Между участниками биеннале будут распределены три приза: «Гран-при», «Лучший молодой художник» и «Приз зрительских симпатий». Первые два будут присуждены жюри во главе с митрополитом Иларионом, приз зрительских симпатий получит автор работы, набравшей наибольшее количество зрительских голосов. Общий призовой фонд – 200 тыс. рублей. Лучшие работы будут изданы в международном каталоге по итогам биеннале».
https://tass.ru/kultura/10900305

Что ж, о большой силе искусства высоким штилем нам поведал проректор-иеромонах, призвав собрата иеромонаха-не проректора из псковских болот познакомиться, хотя и с некоторым опозданием, с шедеврами, представленными на выставке. Печально, что замусоривание родного языка не тревожит служителей Слова. Почему выставку нужно называть чужеродным словом биеннале? Видимо, по замыслу устроителей выставки, словесное новшество должно придать дополнительный вес работам художников и привлечь как можно больше праздношатаек. Судя по всему, и это событие стало частью миссионерской работы: биеннале открыта на территории Храма, представленные работы — якобы посвящены осмыслению сюжетов Священного Писания, хотя в действительности являются скорее карикатурой. Наверное, по мысли устроителей, такая выставка может помочь приблизиться к Церкви любителям современного искусства и самим «свободным художникам». Но так ли это?

С самих нецерковных художников спрос невелик. Евангельские сюжеты для них ничем не отличаются от любых других: это поле для самовыражения, смелых трактовок и художественных экспериментов. Наверняка на выставке были и достойные работы, но как туда попали карикатуры икон, да ещё с благословения представителей Церкви?

Чтобы не множить слова, предлагаем просто посмотреть эти произведения.

Голова Адама

Птичий иконостас

Работа №1 из серии «Lignum»

Работа №2 из серии «Lignum»

Св. Георгий

Борис и Глеб

Желающие лучше убедиться, к каким печальным результатам приводит заигрывание с мiром, могут заглянуть на этот сайт:

https://christ-art.ru/works/

Иеромонах Роман
7 июня 2021
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Сыктывкар

    Добрый день! Страшно, батюшка, страшно!Первое безобразие напоминает дорожный знак «Проезд запрещен».Хотел ли автор этим выразить свое отношение к Таинству, но «…Ходящий во тьме не знает куда идет».

  • Коломна

    Одно только слово: «доколе»…

  • Рыбинск

    Ужасно!!! И какие же скрытые смыслы нам могут открыть эти так называемые «художественные произведения»? Детская мазня!
    Неужели отцы Церкви могут считать ЭТО искусством? Да ещё с Евангельскими сюжетами?

  • Нижний Новгород

    Первый «шедевр» ещё напоминает знак «не влезай — убьет».

  • Санкт-Петербург

    Действительно, какой ужас! Лучше об это не знать и не смотреть это

  • Санкт-Петербург

    «Голова Адама» просто убийственно…

  • МО

    Митрополиту Волоколамскому Илариону присуждена Государственная премия Российской Федерации за ленинские темпы в обмiрщении церкви.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5818466.html

  • МО

    Вместе с митрополитом Иларионом Государственной премией в эпидемиологическом 2020 году награждён скульптор Александр Иулианович Рукавишников.
    http://www.kremlin.ru/supplement/5655

    Его круглогодичную биеналию (в отличие от раз в два года устраиваемой биеналии под председательством митрополита) можно видеть возле храма Христа Спасителя. Имею в виду памятник императору Александру Николаевичу Романову. Немного об этом памятнике, его обломанной ротонде, двух львах и двух египетских обелисках, простите, сошлюсь на собственное сочинение:
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-10-otlichij/
    Г.С.: «Откуда эти обелиски? Из Египта, вестимо. Разумеется, не сами они, но их форма, образ, идея. Вообще говоря, за любым предметом всегда стоит мысль, прообраз, дух — как хотите, так и назовите всё то невидимое, но существующее, что несут в себе явления сего мiра. Какие идеи стоят за египетскими обелисками? Чтобы долго не распространяться на этот счёт, назову их просто — антихристианскими. Так вот, эти антихристианские идеи, овладев с некоторых пор умами передовых людей российского общества, или верхним его слоем, стали надзирателями и управителями этих умов. Всё просто. Какой дух владеет душою, тот ей и командует. /…/ Стоящие за спиной Александра II два египетских обелиска мне представляются его стражниками, а также выразителями супротивной христианству идеологии, которая, овладев умами правящего слоя имперской России, привела её к катастрофе».

  • МО

    А не устроить ли и нам биеналию? Первым её экспонатом предлагаю коллаж под названием «Голова митрополита». Всё так же, как на картине «Голова Адама»: красный плат, открытый рот, руки крестом, только вместо изображённой головы в очках ― голова митрополита в белом клобуке.

  • МО

    Белый и красный цвета есть, не хватает синего. Таким цветом может быть вложенный в крестообразные руки «Головы митрополита» (как вкладывается в руки усопших разрешательная молитва) диплом лауреата Государственной премии за 2020 год.

  • МО

    Вторым экспонатом может быть парсуна митрополита Илариона. И как обычно святители держат на иконах Евангелие, так в руках митрополита Илариона его книга «Евангелие Достоевского».

  • Предлагаем пощадить митрополита, но создать галерею картин, где голову «Адама» заменят головы авторов наиболее вопиющих работ, представленных на «биеннале».

  • Притч.4:14 На пути нечестивых не ходи и не ревнуй путям беззаконников.
    Притч.4:15 На каком месте они соберутся, не ходи туда, уклонись от них и пройди мимо,
    Притч.4:16 Потому что они не заснут, если не делают зла; отнимается у них сон и не спят,
    Притч.4:19 Пути же нечестивых темны, они не знают, как спотыкаются.
    Притч.8:12 Я, Премудрость, вселила совет и разум, и смысл я призвала.
    Притч.8:13 Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых.
    Притч.8:14 У меня совет и крепость, у меня разум, у меня и сила.
    Притч.8:20 Я хожу по пути правды и среди путей правосудия пребываю,
    Притч.9:7 Поучающий злых получит себе безчестие, обличающий же нечестивого опорочит себя самого, ибо обличение нечестивому — раны ему.
    Притч.9:8 Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. и т.д.
    Книга притчей Соломоновых. Изучаю. Спаси, Господи.

  • г. Жуковский МО

    Ничего не понимаю в искусстве, возможно поэтому не вижу нехорошего смысла на первой фотографии. Изображен человек, удалившийся от Бога, потерявший с Ним связь, но всегда жаждущий соединения с Ним и готовый принять от Бога, не рассматривая, не выбирая и не боясь, всё что Господь пошлёт. Где ты, Адам? Вот я, Господи, не благообразный, современный, искалеченный. Исцели меня! Алчба Бога и полное доверие Ему, доверие с закрытыми глазами.

  • МО

    Красное полотно во всю «картину» под названием «Голова Адама», по-моему, недвусмысленно говорит о том, что вход закрыт, весит «кирпич», въезд запрещён. Поэтому все это: «Вот я, Господи, не благообразный, современный, искалеченный. Исцели меня! Алчба Бога и полное доверие Ему, доверие с закрытыми глазами», ― всё это стоит перед запретной красной чертой, которую кто провёл? Разумеется, ретрограды-церковники.

  • Москва

    Наверное точным ответом на это, может быть вот это видео:
    Если бы мы могли хранить Истину, то мир бы ещё постоял
    https://www.youtube.com/watch?v=Kbs7auNYGwo
    Спаси Бог!

  • «Будучи студентом, посетил Эрмитаж. Осматриваю отделение абстракционистов. В углу — поломанный стул, на нём скрученная ржавая проволока, консервные банки, старые калоши. К чему этот хлам? И тут, под «скульптурой», увидел надпись: «Портрет мамы». Любил же скульптор маму! И чем она ему так досадила? Портрета папы не оказалось — то ли не подвернулся поломанный стул, то ли свалку разобрали, пока сын ждал творческого вдохновения. Стал рассматривать рисунки на стенах — кубики, резаное, ломаное, сплошная чернота, хаос — распад. Вижу, прохаживается девушка, смотрит, кивает. Набираюсь смелости: «Прошу прощения, объясните, что тут к чему, стыдно признаться, но я не вижу смысла во всём этом». Девушка посмотрела на меня, подумала-подумала — решилась: «Знаете, я тоже ничего не понимаю. А сознаться в этом — как показать свою глупость: недаром же всё это повесили». Рассмеялись мы и пошли из этого мрачного шизопомещения, где всё вопияло о разложении забывших Бога личностей…

    «Чёрный квадрат» — поругание художеству. Промолчу о жутком самомнении автора, но до чего же он, мягко говоря, не уважал зрителей, если выставил как произведение искусства то, что может нарисовать любой ребёнок! С таким же успехом он мог изогнуть проволоку или гвоздь и выдать за новое видение в искусстве. И нашлись бы «ценители», ахали бы и охали над этим гвоздём, а потом бы ещё и Росiю осчастливили — какой-нибудь любитель прекрасного и за него вывалил бы миллион. И везли бы этот ржавый гвоздь спецрейсом из Америки, а потом, в бронированной спецмашине, под усиленной охраной, доставили в Эрмитаж. Но… гвоздя под рукой не оказалось, повторного сумасшествия не состоялось, трудовой миллион сэкономлен. А ведь если сотворённое оправдает или осудит — страшно и подумать, что ждёт таких «творцов». Так и видишь на Страшном Суде стоящих с «чёрным квадратом» или с «портретом мамы» великих мiра сего. Но если «чёрный квадрат» и «портрет мамы» — символы разложения, вырождения в искусстве, то кто же тогда те, кто сеет это разложение и вырождение — не символически, а буквально? Те, кто наполняет литературу, фильмы сценами насилия и блуда — вышеописанной чернотой и уродством. Если глянуть на современную поэзию — изобретение звучных рифм и рваных смыслов, выдувание мыльных пузырей, принятие поз многозначительности при ничтожности содержания».

    Иеромонах Роман. Не сообразуйтеся веку сему
    https://vetrovo.ru/prose/ne-soobrazujtesya-veku-semu/6/

  • Тверь

    Как говорил известный персонаж Костик из «Покровских ворот»: « Искусство в большом долгу!»
    И, конечно же такой «портрет мамы» никуда не годится. Мне кажется потому, что художник мыслил ассоциативно, когда его создавал. И его неуважение к зрителю заключается в том, что он не учитывает, что его ассоциации могут быть не распознаны. То есть ему как бы всё равно. Это его личное видение мамы…
    Мне старые элементы мебели напомнили бы о нашем старом доме из детства, скрученная проволока — это очень нужный материал для теплиц, а без старых калош маме вообще не зайти в огород. Так что, действительно, это всё напоминает о маме. Но это далеко не её портрет. Просто он так хотел её видеть. И вышло мрачно.
    «Чёрный квадрат» наводит на мысль о какой-то болезни души сего « творца». Хотя, где-то читала, что его секрет заключается в кракелюрах, тех самых трещинах красочного слоя, которые современные искусствоведы пытаются разглядеть. Что, якобы, в начале, это была другая картина, которая впоследствии была закрашена чёрной краской. Как бы там ни было, но это действительно, как говорит отец Роман, «выдувание мыльных пузырей, принятие поз многозначительности при ничтожности содержания».
    Глубоко личное видение художника не должно быть напоказ, особенно, когда оно принимает непонятные, а подчас и уродливые формы.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок