Из книги «Сердце сокрушенно»
Многие думают, что неприязнь к русским со стороны соседей по Советскому Союзу возникла недавно и внезапно, под воздействием внешних враждебных сил. К сожалению, это не совсем так.
Еще задолго до распада Союза мне довелось быть с киногруппой в Латвии. Встречали нас там, мягко говоря, прохладно. Администратор долго не поселяла меня в гостиницу, поскольку сценариста не было в списке съемочной группы, а на улице, когда мы спрашивали дорогу к какому-то месту, нам отвечали, улыбаясь, но только по-латышски.
В Киеве в 1991 году во время первого приезда Патриарха Алексия националисты устроили безобразные беспорядки.
Нас эта неприязнь отчасти тоже коснулась. То, что в магазинах не продавали даже хлеба, – это ладно. Тогда вся страна жила по карточкам. Мои друзья-монахи устроили нам пропитание в Киево-Печерской лавре. И вот там-то в трапезной нам открыто в лицо говорили:
«Убирайтесь отсюда, москали проклятые! Нечего нас объедать».
Говорили не бритоголовые хлопцы на майдане, а вполне благовидные бабушки в платочках в самом сердце русского Православия.
Конечно, подавляющее большинство киевлян относилось к нам по-братски, как подобает православным, но встречались и такие, их было немало.
Сразу после Киева мы отправились в славный город Таллин. Патриарх здесь родился, и мы хотели отснять воспоминания людей, знавших его с самого детства, а также места, где он начинал свое церковное служение.
Здесь нас тоже ждал «сюрприз».
Гостиница была заказана заранее, но нашему директору сообщили, что бронь снята и мест для нас не имеется. Несколько часов мы сидели в аэропорту, как цыганский табор, охраняя свое киноснаряжение.
Помогла нам Зоя Фёдоровна, ассистент режиссера. Она позвонила знакомой костюмерше из местного оперного театра, которая через министерство культуры нашла нам какие-то места.
Это было неприятно, но не более того. Мы не обращали внимания на эти мелкие пакости. Ведь у нас была высокая миссия – снять достойное кино о Патриархе. Первый подобный фильм, заметьте, в истории нашей Церкви и нашего кинематографа…
Владимир Щербинин
Из книги «Сердце сокрушенно» (М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016)
Спросить, как тот же чеченец или крымский татарин относится к сталину, умучквшего их предков в казахских степях, и прочим красным палачам имена котрых до сих пор не запретом и памятники которрых до сих пор оскверняют русские города, тех русских, кого они больше всего неавидели и которых теперешние «русские» почему то восхваляют и проводят парады в их честь, отменяя Крестные ходы.? Как, повашему еще будут относиться к таким «русским» представители Кавказа, для которых кровная месть-долг чести и не имеет срока давности?
Вот и ответ, сокрытый в самом вопросе. Всегда ищи третью сторону и кому это выгодно.
Моя коллега с дочерью в 2013 году ездила на Карпаты «дикарями», их прекрасно принимали тамошние жители и общались на русском языке. Хотя сама она всегда говорила и говорит, что не любит хохлов. Наш настоятель с женой тогда же примерно посещал Киево-Печерскую лавру, жили там в гостинице. Тоже ничего плохого не рассказывал.