col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Красный веер протоиерея Артемия Владимирова

Если священник создает литературные произведения и стремится донести их до широкой аудитории, то мы вправе ожидать, что творения его – в первую очередь благовествование, проповедь, а это ко многому обязывает. Но если он забывает о цели своих трудов и творит уже не во имя Божие, а во имя свое, то такое творчество бросает тень на его священническое достоинство. Подобно светскому служителю искусства, он увлекается фантазиями и порой не ведает, что говорит, не поспевая за собственными словами. Обычно наиболее ярко это проявляется в устной речи, но возможно и в письменной, особенно если автор окружен почитателями и не слышит критики.

Познакомившись несколько лет назад с поэтическим творчеством протоиерея Артемия Владимирова, сочла его любительским, уместным только в узком кругу близких людей, и не стала следить за ним дальше. Однако во время нынешнего Великого поста прочитала два стихотворения отца Артемия, о которых, мне кажется, нужно сказать несколько слов.

Первое стихотворение предваряется видеозаписью, в которой отец Артемий рассказывает о том, что в самом начале Великого поста он оказался в Китае — «так получилось».

Отец Артемий — человек артистичный, своими изысканными, утонченными манерами, на мой взгляд, немного напоминающий Вертинского. Веер — предмет также изысканный, великосветский, по словам японской писательницы Сэй-Сёнагон, «пленяющий утонченной прелестью». Огромный веер (а точнее, опахало) в руках у священника кажется особенно экзотическим в первый день Великого поста, который задаёт настрой всей Четыредесятнице. В этот день начинается чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, в котором запечатлена суть поста — покаяние, пробуждение души от тяжкого сна: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Красный цвет «веера» контрастирует с великопостным черным цветом, с чтением канона при выключенном свете, при одних свечах, с той особой атмосферой сдержанности и скорби, которая присутствует в это время в Храме. Кульминацией выступления отца Артемия стали слова, которые он произносит, обмахивая опахалом воображаемых слушателей: «И сейчас, вылетая в Россию на Великий покаянный канон, я увожу с собой этот веер и понимаю, что наше жизненное кредо – давать воздух окружающим нас, освежать умы и сердца!». Создается ощущение, что сейчас он поднимется на воздух, легкий, как фея, и перенесется в Москву, прямо в Храм, где уже начинают читать канон. Священник с красным «веером» будет там как нельзя более кстати: он «даст воздух» кающимся, освежит их умы и сердца.

А вот и само стихотворение, преамбулой к которому была видеозапись:

Держу в своих руках с трудом
Китайский ярко-красный веер.
Я, пригласив друзей в свой дом,
Прохладой райской их обвею.

Дышите глубже, воздух свеж
Любовь с молитвою примите!
Не для заносчивых невежд
Мой стих, он посвящен элите…

11 марта 2019

Выражение «райская прохлада» смущает двойственностью: если бы эти строчки были написаны светским автором, мы вправе были бы счесть их избитым поэтическим образом. Но в устах священника эти слова звучат иначе. Может быть, речь о благодати Духа Святаго (тем более что далее автор предлагает принять от него любовь с молитвою)? Но тогда слова священника о том, что он обвеет друзей «райской прохладой», неминуемо покажутся нескромными и самонадеянными, тем более что произнесены они не в узком кругу, а во всеуслышание.

Но, конечно, удивительнее всего две последние строчки. О какой элите говорит поэт? В словарях слово «элита» толкуется как «лучшие представители общества или какой-либо его части»; «совокупность людей, занимающих высокие должности в управлении государством, союзом государств и экономике»; «избранное общество». В наше время слова «элита», «элитарный» приобрели однозначно негативную окраску. Элита — это привилегированный класс, роскошь, праздность, изнеженность, равнодушие к нуждам «неэлиты». Конечно, есть и такие понятия как «творческая элита», «интеллектуальная элита», но и они отдают высокомерием, поскольку говорят скорее об «успешности» тех, кто в эту элиту входит, чем об их подлинных дарованиях и заслугах. Наверное, отец Артемий хотел сказать совсем об иной элите — о евангельских избранных: много званых, а мало избранных (Мф. 20:16). Но слово «элита» выбрано им настолько неудачно, что не может не вызвать неприятного недоумения у читателей (кроме, наверное, тех, кто вправе считать, что это стихотворение посвящено им).

Если стихотворение о веере, условно говоря, посвящено духовному содержанию поста (покаянию), то второе рассказывает о его телесной стороне:

Взгромоздившись на скалу,
Вижу устриц, крабов, мидий.
Их поймаю и к столу,
Мой любимый телезритель,

Приглашу тебя тотчас —
Есть ведь можно виртуально…
Стоит ролик лишь скачать —
И въезжает ужин в спальню!

5 апреля 2019

В первую очередь, удивляет начало стихотворения: отец Артемий, такой лёгкий и воздушный, которого мы только что видели с «веером» в руках, вдруг говорит, что он «взгромоздился на скалу». Для того, чтобы «вгромоздиться» куда бы то ни было, нужно быть громоздким, и в поэзии это слово неминуемо будет создавать комический эффект. Вот, например, как использует его Корней Чуковский:

А Жираф,
Хоть и граф,
Взгромоздился на шкаф,
И оттуда
На верблюда
Вся посыпалась посуда!

(«Крокодил»)

Понятно, что Жираф гораздо выше шкафа (в отличие от человека, который никак не больше скалы), поэтому именно «взгромоздился» на него. (Кстати, уже не в первый раз вспоминаю о Чуковском в связи со стихами отца Артемия. Вот единственные строчки отца Артемия, которые запомнились из прочитанных прежде: «Доктор Лиза… Какое прозванье! // До неё только был Айболит»).

Но обратимся к содержанию стихотворения. С прибрежной скалы поэт рассмотрел в воде «устриц, крабов, мидий» — «морских гадов», которых по Уставу можно вкушать в Великий пост. Автор приглашает нас разделить с ним эту трапезу (если его не смущает, что предназначенные в пищу устрицы «улыбаются вам, когда вы держите их на ладони», то придется преодолеть это чувство и нам). Но дальше оказывается, что участвовать в трапезе мы можем только в качестве «телезрителей» — «стоит ролик лишь скачать». Немного обидно: пастырь ужинает по-настоящему, а паства виртуально, тем более что морепродукты очень дороги, и позволить себе такой ужин в реальности сможет не каждый.

«Здесь вот такие огромные мидии, которые можно запекать в оливковом масле естественного отжима, доставляемом сюда прямыми поставками от греческого президента!» — говорит отец Артемий. При этих словах мне вспомнился услышанный недавно рассказ о мастер-классе, который проводил на православной выставке шеф-повар одного крупного монастыря. Он учил, как приготовить уху из самых отборных, дорогостоящих продуктов, и завершил урок советом добавить в суп несколько ложек черной икры. А слушали его бабушки, которым не терпелось, чтобы мастер-класс подошел к концу и им, наконец, дали что-нибудь попробовать — попросту говоря, они хотели есть. По-видимому, этот мастер-класс, как и стихотворение отца Артемия, был посвящен «элите», но настоящая аудитория оказалась иной. К сожалению, когда «неэлите» предлагают добавить в суп чёрную икру или отведать мидий в оливковом масле, пусть даже с самыми лучшими побуждениями, это звучит не по-христиански. Вспомним, как Христос переживал за людей, слушавших Его в пустыне: Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека (Мк. 8:2) — и накормил всех. А ведь Сам, постясь в пустыне сорок дней, отверг предложение диавола превратить камни в хлебы: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4).

Вспомним и то, с каких слов началась проповедь Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Она была обращена не к «элите», не к избранным ученикам, не к одним книжникам и фарисеям, а ко всему народу, блудницам, мытарям и прокаженным, и завершилась для Проповедника на Голгофе. Почему же в наше время с радостью принимается совсем другая проповедь — лёгкая, ни к чему не обязывающая, словно навеянная красным веером впечатлительного священника?

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
16 апреля 2019

Заметки на полях

  • Ольга, хорошо написано! И очень Вы слова нашли правильные, строгие и, вместе с тем, сдержанные. У меня другие на языке были, Слава Богу сдержалась… Давно не слежу за «творчеством» о.Артемия, хотя в свое новоначальное врамя и на службы ходила в Красное село, и на его лекции в д/к Меридиан. А потом многое стало просто отталкивать, когда поглубже разобралась. Ну а нынешним этим его виршам вообще названия не подобрать. Спасибо за эту заметку, прочла не без пользы. Храни Вас Господь!

  • И Вам спасибо, Елена! Очень важно услышать, что прочли не без пользы.

  • Я тоже обратил внимание на слегка упавший голос отца Артемия: «Так получилось (так мне кажется)…», что застал его чистый Понедельник в Китае. Значит, ощущает батюшка неправильность своего положения. Значит, есть надежда на то, что вменит ему Господь это его ощущение в покаянный великопостный труд.

    Чистый Понедельник с китайским веером – как дуновение, как дыхание покаяния от отца Артемия. Не покладая рук и ног, несёт батюшка элитное московское православие в массы: и в Китай, и на Дальний Восток, и в Пермь, и в Дивеево.
    https://www.youtube.com/channel/UCwC4nU0xZ07MUrp1JvbOBxQ/videos

    О.С. Надпорожская: «Наверное, отец Артемий хотел сказать совсем об иной элите — о евангельских избранных: МНОГО ЗВАННЫХ, А МАЛО ИЗБРАННЫХ (Мф. 20:16)». Да, мало избранных.
    http://поисков.рф/картинка/большая/069b1e79502d5dffb0b0c5018bae8787.jpg
    https://www.pravmir.ru/dialog-cerkvy-i-obschestva/

  • Впервые пришлось услышать об о. Артемии Владимирове от Светланы Копыловой о том, как он стал её духовным отцом. Затем несколько видео посмотреть. Восторженных эмоций не сложилось, как у неё. Более того, появилось какое-то не покидающее чувство отторжения. Хотя песни Светланы нравились.
    Теперь чувство непринятия подтвердилось не только Вашей заметкой, но и отзывом Елены. Спасибо!

  • Ольга, вместо слово «Элита», возможно, тут больше подходит слово «Фавориты» — хоть в современном языке оно тоже изменило свое первоначальное значение, но изначально-то оно о тех немногих избранных свидетелях Преображения, которых Спаситель взял с Собой на гору Фавор.

  • Вот это открытие. Мне это слово всегда казалось неприятным (особенно в романах Дюма). Оказывается, какой высокий смысл!

  • Ольга, я слышала такое объяснение, мне оч понравилось. Сейчас поискала и вот: «как специально отмечает Историко-этимологический словарь П. Черных, к евангельской горе Фавор, которая расположена на территории современного Израиля, это слово никакого отношения не имеет. Название горы происходит не от латинского, а от греческого слова».

  • Как я понял, эти стихи — комментарии ( шуточные ) к видео.
    В первом видео о. Артемий говорит, что вечером он будет в Москве в храме на чтении покаянного канона св. Андрея Критского ( утро в Китае — это ночь в Москве или даже вечер предыдущего дня ).
    На втором видео видна «скала». Она едва ( сантиметров на 20-30 ) поднимается над уровнем моря и размером много меньше шкафа. Так что на нее человеку можно только взгромоздиться.

  • Геннадий, если первое видео и стихотворение (о веере) шуточны, то это настоящий театр — ведь создаётся впечатление, что отец Артемий говорит совершенно искренне. Думаю, это не так, тем более что нет менее подходящего времени для «театра», чем первый день поста — разве что Страстная седмица. Во втором стихотворении, конечно, есть и ирония, и, может быть, доля самоиронии, но приглашение виртуально отужинать с реально ужинающим священником в любом случае неуместно, тем более если оно обращено к «телезрителям», а не к близким людям («элите»). К тому же предполагается,что любое стихотворение (пусть и шуточное), опубликованное для широкой аудитории, должно обладать художественными достоинствами…

  • Редактор , 20.04.2019 в 09:41
    Так эти стихи и видео размещены на личной страничке священника, кажется, в фейсбуке.
    Посетить ее — это, как зайти к нему в гости. Со своим уставом на чужую страничку не ходят.
    Мне сложно судить, насколько размещение этого материала расходится с кодексом поведения священника.
    Я бы не взял на себя роль судьи, особенно во время Великого Поста.

  • Эти стихи и видеозаписи опубликованы на авторском YouTube канале отца Артемия, открытом для всех желающих: https://www.youtube.com/channel/UCwC4nU0xZ07MUrp1JvbOBxQ Мне не хотелось бы брать на себя роль судьи кого бы то ни было, и не только в дни Великого поста. Но судить о стихах, если они опубликованы, а не вытащены из кармана у автора, может каждый.

  • Моя знакомая мне рассказала, что её коллеги иногда смотрят на телеканале Спас программу «Ответ священника», и им нравится священник Артемий Владимиров и вот к нему они бы пошли на исповедь. Вот только живут они не в Москве.

  • Редактор , 20.04.2019 в 19:53

    Прочитав эту Вашу статью, я про себя подумал: во дает батюшка — на первой неделе Великого поста отправился в Китай, провел там весело почти месяц и теперь возвращается домой, пописывая стихи в промежутках между поеданием морепродуктов. А затем я зашел на его страничку в фейсфуке и увидел, что дела на самом деле обстоят совсем не так. Зародить ошибочный недобрый помысел о священнике помогла мне Ваша статья. Есть в ней, конечно, и плюсы, но минус оказался уж слишком весомым.

  • Чтобы уметь возражать там, где это казалось бы невозможным, необходимо иметь подготовку. И что очевидно для многих, некоторые имеют способность преподнести в ином варианте.
    Бесконечный разговор с таковыми не приведёт к единому мнению, потому что цель их — исказить, увести в сторону.
    Но не правдивость высказываний проявляется, и притворность обнаруживается.
    Непонятно, как в человеке, всегда находящем контраргументы, возможно «зародить ошибочный недобрый помысл».

  • Михаил , 21.04.2019 в 17:30:»Чтобы уметь возражать там, где это казалось бы невозможным, необходимо иметь подготовку.»

    Подготовка, точнее, жизненный опыт говорит мне, что не надо все обличительные статьи, особенно размещенные в интернете, принимать за чистую монету.

    «Создается ощущение, что сейчас он поднимется на воздух, легкий, как фея, и перенесется в Москву, прямо в Храм, где уже начинают читать канон. Священник с красным «веером» будет там как нельзя более кстати: он «даст воздух» кающимся, освежит их умы и сердца.» ( из обсуждаемой статьи )

    Он таки перенесся в Москву, и даже после службы, на которой читают Великий канон преподобного Андрея Критского, провел беседу.

    «11.03.19. ПОНЕДЕЛЬНИК
    Беседа протоиерея Артемия Владимирова в храме Всех Святых Алексеевского женского монастыря г. Москвы после чтения Великого канона преп. Андрея Критского на книгу Екклесиаста, или Проповедника (глава 3)
    Автор этой книги, которая входит в первый состав библейского канона боговдохновенных книг, — царь Соломон. Жанр книги учительный, она написана для назидания и представляет собой полифонию из нескольких голосов, вступающих друг с другом в диалог.
    Книга Екклесиаста отражает возвращение царя Соломона к Богу. Он искал счастья в земной премудрости, в самой жизни, но нигде не нашёл успокоения. «Суета сует и всяческая суета, и томление духа». Жизнь, если она не посвящена Богу, подобна жизни животных.
    «Бойся Бога и заповеди Его исполняй». Наша жизнь освящается нравственным светом только при единении человека с Творцом.
    Чем раньше человек восчувствует жажду богопознания, тем блаженнее будет.
    «Время разбрасывать камни и время собирать камни»
    Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Духовный мир объемлет мир видимый. Грех отставать от жизни, но и грех опережать время. Христианин должен размышлять о мере, о том, как с возрастом меняется самосознание человека.
    «Время рождаться и время умирать». О рождении водою и Духом и умерщвлении страстей.
    «Время насаждать и время вырывать посаженное». Нужно пропалывать гряды своего сердца. Молитва никогда не вкоренится в сердце без самоукорения.
    «Время убивать и время врачевать». Энергия гнева присуща нашей душе (раздражительное начало), она должна быть обращена внутрь нас самих. Мы — убийцы собственных страстей. Человек, подсушивший свои страсти, может помочь и другим.
    «Время разрушать и время строить». Созидание собственной души — искусство из искусств и художество из художеств.
    «Время плакать и время смеяться». Духовный плач — добродетель мытаря. Этот плач стал для него радостотворным. Время смеяться — время благодарения.
    «Время сетовать и время плясать». «Время разбрасывать камни и время собирать камни». «Время обнимать и время уклоняться от объятий». «Время искать и время терять». «Время сберегать и время бросать». «Время молчать и время говорить». «Время любить и время ненавидеть». «Время войне и время миру». Христианин — воин. Сердечный мир — это мир Христов.»

    «12.03.19. ВТОРНИК
    Беседа протоиерея Артемия Владимирова после Великого канона преп. Андрея Критского на 7 главу книги Екклесисаст
    Лейтмотив этой главы — противопоставление глупого и мудрого. Нужно осмыслить дар мудрости: начало премудрости -страх Божий. Мудрость состоит в познании воли Божией, в том, чтобы прилепиться к Создателю. Глупый человек почитает себя самодостаточным.
    «День кончины лучше дня рождения». С кончиной заканчиваются страдания. Это общее для христиан убеждение.
    «Доброе имя дороже дорогого аромата». Имя запечатлевает тайну: нам покровительствует святой. Человек крестит свое имя. В основе чистой жизни — обращенность к Творцу.
    «Лучше плакать с плачущими, нежели бездумно веселиться». «Блаженны плачущие, ибо тии утешатся».
    Память о смерти удерживает христианина от неразумных поступков.
    «Сетование лучше смеха». Смеющийся сковывает душу. Сострадание трезвит и отгоняет страсти.
    «При печали лица сердце делается лучше».
    «Сердце мудрых — в доме плача». Дом плача — наша душа. Духовный плач — зрение своих грехов. Ирония и сарказм приобщают к демоническим энергиям.
    «Лучше слушать обличения от мудрого, нежели песни глупых». Человек, научившийся самоукорению, научится сохранять мир при его обличении. Лесть весьма опасна, она растлевает сердце человека.
    «Притесняя других, мудрый делается глупым». Мудрость — в деликатном обращении к ближним.
    «Подарки портят сердце».
    «Конец лучше начала. Терпеливый лучше высокомерного».
    «Не будь духом поспешен на гнев». Умение обуздать гнев жизненно важно. Гневливый глуп, ибо лишает себя кротости и любви.
    «Мудрость есть лучшее наследство для живущих под солнцем».
    «Смотри на действование Божие». Премудрость Божия многообразна. Нельзя роптать на Творца, но во дни благополучия нужно пользоваться благом. На смену радости приходят горести. Жизнь есть школа богопознания. То и другое соделал Господь для того, чтобы мы ощущали близость к себе Небесного Отца и возрастали в доверии к Промыслу Творца.
    «Не выставляй себя слишком мудрым». В нашей праведности мы должны мыслить о себе как о грешниках, не рубить правду-матку, ибо нет правды, где нет любви. Должно смиренно склонять главу пред Промыслом Творца. «Не будь слишком строг».
    «Не предавайся греху и не будь безумным».
    Бог оставил нам рассудительность. Будем осторожны, будем избегать греха, чтобы не приблизить конец собственной жизни.
    «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей». Десять властителей — это ангелы Господни. Мудрый — Иисус Христос, пришедший спасти погибшего.
    «Нет человека, иже жив будет и не согрешит». В каждом — семя тли: Адамов грех помножен на наши согрешения.
    «Не на всякое слово обращай внимание». Мы часто произносим лишние слова. Неразумный соблазняется грешными словами. Нельзя обижаться, соблазняться чужими словами.
    Чем более человек становится специалистом в каком-либо деле, тем более почитает себя новичком, тем смиреннее становится.
    Христианин должен быть в сердце младенцем. Ощущение себя умудрённым указывает на самообольщение.
    Мудрость и разум там, где познание своего ничтожества и надежда на Творца.
    «Бог сотворил человека правым, а человек уклонился во многие помыслы». Внутренняя жизнь правая и прямая; нужно прилепиться к Творцу. Этот евангельский путь прост: всякий, кто призывает Господа, спасётся. Душа становится сосудом благодати. Но человек уклонился и пустился во многие помыслы и мечтания. Достигая одну цель, мы ставим новую. Всегда пребываем в хаотическом движении. Устремленность души и тела ко Христу Спасителю делает наш путь правым.
    Не будь праведнее Бога. Держи себя в скоромности. Обретение смысла жизни -дело простое, если жить по Евангелию.» ( взято с личной странички о. Артемия Владимирова )

  • Михаил , 21.04.2019 в 17:30:»Чтобы уметь возражать там, где это казалось бы невозможным, необходимо иметь подготовку. И что очевидно для многих, некоторые имеют способность преподнести в ином варианте.»

    Вчера, точнее, сегодня в первом часу ночи отправил Вам ответ. Пока его не опубликовали. Начинается Страстная седмица, поэтому писать здесь больше не буду. В моем, пока неопубликованном, комментарии речь шла о том, что первую неделю Великого поста священник Артемий Владимиров провел в Москве, совершая службы в храме и проводя после них тематические беседы с прихожанами.
    В этой статье такая возможность и такой ход событий ставится под сомнение вот этими словами:
    «Создается ощущение, что сейчас он поднимется на воздух, легкий, как фея, и перенесется в Москву, прямо в Храм, где уже начинают читать канон. Священник с красным «веером» будет там как нельзя более кстати: он «даст воздух» кающимся, освежит их умы и сердца.»
    Эти слова не только можно опровергнуть ( у Вас: возразить ), но и нужно обязательно это сделать. На личной странице священника после «китайского видео» идет «московское» видео службы в храме ( и не одно ), а в статье идет «дальневосточное» видео, что в результате вводит читателей ( меня в частности ) в заблуждение.

  • Ещё раз напоминаем читателям, что на Страстной неделе мы не будем публиковать комментарии, за исключением просьб о молитвенной помощи.

  • Нижний Новгород

    Дорогая Ольга Сергеевна! Скажу Вашими же словами: Вы раздираете завесу надвое. Может быть, я действительно слишком сильно привязываюсь к священникам, которые повлияли на мою жизнь, но как же быть с тем теплым чувством, которое они оставили в сердце? Отец Артемий, отец Андрей Конанос… Болью в сердце отзываются Ваши слова о них. В защиту отца Артемия хочу сказать: его проповедь, его стиль-легкий, с юмором-очень удобно ложатся на сердце детям и подросткам, и вообще новоначальным. Он очень много людей в храм привел. Он показал, что в храме нас не съедят, что там светло и радостно. Давно уже не слежу за его деятельностью, но теплое отношение к нему осталось. Думаю, что каждому духовному возрасту человека Господь даёт нужного пастыря. Отец Артемий на своем месте делает свое дело. Многая ему и благая лета!
    Конечно, на счёт его стихов я с Вами согласна, но он хорошо пишет в прозе.

  • Дорогая Екатерина, евангельские слова о разодранной завесе меня потрясают. Мне кажется, если пытаться приложить их к себе, то такой завесой может быть только собственная душа — трещит по швам, но ветхое никак не отдерётся от нового.
    Если в сердце у Вас тёплое чувство к отцу Артемию и бывшему отцу Андрею, то, наверное, это значит, что Вы можете тепло о них помолиться, и это радует. С глубоким уважением и благоговением отношусь к священному сану, хотелось бы, чтобы так относились к нему и все те, кто им облечён.

  • Москва

    В середине деяностых я привела в Храм Всех Святых знакомую. После ее исповеди у о. Артемия спросила о впечатлении. Она помолчала, а потом произнесла, тщательно подбирая слова: У меня возникло чувство необыкновенной защищенности — будто я птенец и меня накрыли огромным крылом… Я удивилась, до этого поэтических способностей у нее не отмечала.
    Автор, есть такое выражение «дух познается духом». Думаю, вы слышали. И еще — » Многие вещи нам непонятны не потому что наши понятия слабы, но потому что эти вещи не входят в круг наших понятий»

  • МО

    Екатерина 03.09.2020 в 22:02 Нижний Новгород: «Дорогая Ольга Сергеевна! Скажу Вашими же словами: Вы раздираете завесу надвое. Может быть, я действительно слишком сильно привязываюсь к священникам, которые повлияли на мою жизнь, но как же быть с тем теплым чувством, которое они оставили в сердце? Отец Артемий, отец Андрей Конанос… Болью в сердце отзываются Ваши слова о них».

    «Сегодня важный день в моей жизни, – написал он на своей странице в Facebook. – Что-то очень важное заканчивается. И начинается что-то новое. Сегодня я подал в святую Афинскую архиепископию прошение об увольнении из числа духовенства и снова стал простым гражданином мира сего. Теперь я «простой» Андреас Конанос» (Греческий богослов Андрей (Конанос) сообщил, что оставляет священнослужение).
    https://history-of-ideas.ru/article/58

    «Бог тебя любит, но ты обычно не чувствуешь этого сердцем… Говоришь: “Я чувствую за собой вину”. И сколько еще ты будешь чувствовать эту вину? сколько времени ты будешь таким? Всю жизнь? …почему… постоянно плачешься? Почему твое сердце тяжко вздыхает? Где у тебя прощение, где улыбка надежды, где та воскресная улыбка, с которой говорят: “Бог меня простил”?» «Мы свыклись с чувством вины, скорби, с разочарованиями и, когда они исчезают, не чувствуем себя на седьмом небе от счастья: нам их не хватает, мы не можем без них сделать ни шагу вперед и сказать, что заслуживаем счастья» (Архимандрит Андрей (Конанос). Холст жизни).

    «Спасение так близко к нам, а мы этого не понимаем. То есть оно переплетается с нашей жизнью, Бог проходит так близко от нас, чтобы мы Его ощутили, задумались о Его любви. Проходит так деликатно и говорит:– Я ничего тебе не сделаю. Я только люблю тебя, что Мне еще делать? Л-ю-б-л-ю тебя! – А что Ты еще делаешь? – Да это только и делаю – люблю. И жду. Жду твоего покаяния, твоей перемены» (архим. Андрей (Конанос). Мы проходим мимо своего спасения).

    Елена 24.01.2023 в 13:01 Москва: «Автор, есть такое выражение «дух познается духом». Думаю, вы слышали. И еще — » Многие вещи нам непонятны не потому что наши понятия слабы, но потому что эти вещи не входят в круг наших понятий».

    Г.С.: Вот это точно. Подобное познаётся подобным.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок