col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Благовещенский голубь. Переосмысление обычая

«На во­лю птич­ку вы­пус­каю!» Вс­по­ми­наю эти пуш­кин­ские сти­хи вся­кий раз, ко­г­да иду на па­перть хра­ма по­сле Ли­тур­гии в празд­ник Бла­го­ве­ще­нья, что­бы ис­пол­нить «род­ной обы­чай ста­ри­ны» ― вы­пу­стить бе­ло­го го­лу­бя под одоб­ри­тель­ные воз­гла­сы при­хо­жан, ожи­да­ю­щих это­го со­бытия с вклю­чен­ны­ми ка­ме­ра­ми те­ле­фо­нов. «Мо­гу сво­бо­ду да­ро­вать!» И вот она, дол­го­ждан­ная! Бе­лая пти­ца из раз­жа­тых рук вз­мы­ва­ет вверх, и все лю­бу­ют­ся её полё­том че­рез ка­ме­ры га­д­же­тов или не­во­ору­жён­ным гла­зом.

Почему птичья свобода связана с Благовещеньем? Потому ли, что благая весть, воспринятая Девой Марией от архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя, даровала свободу грешному человеческому роду? И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1:31), что и значит Спаситель. Но Благовещенье ― только весть о даровании свободы. Самого же спасенья, которое совершилось в Воскресении Христовом, в день Благовещенья даровано не было. Вот именно, тогда была только услышана весть об амнистии, а приказа об освобождении ещё не поступало, причём эта весть никому не была известна, кроме Богородицы. Лишь со временем круг осведомлённых лиц будет расширяться через южику (что значит родственными юзами (узами) соединённую) Елисавету, через праведных Иосифа Обручника, Захарию, волхвов, пастухов, Иоанна Крестителя, Христовых учеников…

Может, Пушкин чего-то напутал, упомянув свободу? Известно же, что она была для него idée fixe, и он постоянно про свободу писал. Он даже сеял свободу вместо того, чтобы сеять слово Божие[1]. Кстати, в какой чужбине поэт наблюдал (в смысле, соблюдал) «родной обычай старины», если на коллективном западе никогда не был?

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

(А. С. Пушкин, 1823)

Эта чужбина ― Бессарабия, где, будучи в ссылке, поэт вступил в масоны. Вот так и получается. За границей России не был, зато духовную границу Отечества, имею в виду Православие, пересекал неоднократно и на долгие годы уходил на страну далече (Лк. 15:13). Известно, что в Кишинёве Пушкин вступил в партию, пардон, в масоны, и его муза, которая «веленью Божьему была послушна»[2], послушно вошла под шатры бродячего племени.

В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племён бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…»

(«Евгений Онегин», гл. 8, строфа 5)

По-моему, в этих пушкинских стихах всё предельно прозрачно. «Смиренные шатры» ― комнаты кишинёвской ложи «Овидий», «племена бродящие» ― братки-масоны, «речь богов» ― язык Церкви, «скудные, странные языки» ― знаки и символы масонские… Но я, простите, отвлёкся. Подробнее о масонстве в творчестве Пушкина в статье «Антихристианская направленность Пушкинской речи Ф. М. Достоевского».

Пушкин ничего не напутал и дал свободу птичке в положенное время. Это мы путаем Благовещенье с Пасхой, пуская голубей в неурочный день. Поэт под «светлым праздником весны» разумел Пасху, потому что свобода от смерти была дарована человечеству в Воскресении Христовом. И не птичкам, но людям даровалась свобода в светлые пасхальные дни. Птички появились много позже, а изначально были невольники.

Откройте житие преподобного Никона Сухого († нач. XII века) и узнайте, как он был уведён в плен при набеге на Киев в 1096 году половецкого хана Боняка, как пришли южики святого, чтобы выкупить его, и как он ответил им: «Никакоже всуе истощайте имение ваше, аще бы хотел Господь свободна мя имети, не бы предал мя в руце беззаконных сих. Той бо Сам предает в плен крепость, их же хощет». Вот так. «Не тратьте для меня понапрасну достояния вашего: если бы Господь желал моей свободы, то Он не предал бы меня в руки сих беззаконников: Он Сам отдает в плен тех, кого хочет».

Необыкновенна судьба преподобного Никона. Почитайте непременно. Ведь для того и дан православным в руки гаджет, чтобы они могли легко открывать и читать житийную и святоотеческую письменность. Или всё же литературу? Мне нравится слово «письменность». Оно наше, исконное[3]. Так же как и слово «обычай», которое стоит в заголовке статьи. Хотя напрашивалось слово «традиция», но было отвергнуто, потому что оно происходит от латинского tradere (передавать). К этому же корню восходят английское trade, итальянское traffico, ирландское trаdаla, хорватское trgovina, и других языков слова, связанные с торговлей. Нужны ли нам такие традиции? Нет. Нам нужны душеспасительные, а не торговые обычаи. Но я, прошу прощения, опять отвлёкся.

Знаете ли вы, когда прекратились разбойничьи набеги на юг Руси? Согласно Российской энциклопедии, «последним в истории К.[рымских] х.[анских] н.[абегов] стал в 1768 набег 70-тысячного войска хана Крым-Гирея на Малороссийскую и Новороссийскую губернии, однако крымской коннице не удалось прорваться далее Елисаветграда и Бахмута. Окончательно угроза К.[рымских] х.[анских] н.[абегов] перестала существовать после ликвидации Крымского ханства в 1783». Выходит, аж до времён Екатерины, которую ошибочно зовут Великой[4], совершались набеги на Россию. Процитирую ещё несколько мест из Большой Российской энциклопедии.

«Важной проблемой для рус. правительства оставался выкуп пленных, захваченных крымскими татарами в результате К. х. н. (по подсчётам А. А. Новосельского, за 1-ю пол. 17 в. было угнано более 200 тыс. чел.). /…/ В янв. 1655 союзники потерпели поражение от укр. и рус. войск под Ахматовым, но зимой и весной татары увели в Крым 50–52 тыс. чел. пленных». /…/ 15–16 (25–26).8.1659 крымские татары и ногаи зашли в тыл черты и до 3(13) сент. разоряли внутр. районы Рус. гос-ва (от Путивля до Новгорода-Северского, Курска, Воронежа, Ельца и Переяславля-Рязанского), население которых почти 30 лет не подвергалось К. х. н. Рус. правительство настолько опасалось нападения на Москву, что царь Алексей Михайлович лично работал на строительстве гор. укреплений. В результате набега 1659 в плен было угнано 25,5 тыс. чел. /…/ По свидетельству католич. миссионера К. Дюбаи, в 1-й пол. 18 в. из Крыма ежегодно вывозили до 20 тыс. пленных на продажу, а ок. 60 тыс. рабов находилось в самом Крымском ханстве».

Это про южные рубежи России. А если обратить взоры на восток, в Казань? Большая Российская энциклопедия пишет: «Казанских ханов набеги, походы воен. отрядов казанских татар на территорию Моск. вел. кн-ва и Рус. гос-ва в сер. 15 – сер. 16 вв. В ряде случаев проводились во время казанско-русских войн. Целью К. х. н. являлся гл. обр. захват добычи и пленных (в т. ч. для продажи на вост. невольничьих рынках), в отд. случаях с их помощью решались политич. задачи, в первую очередь ослабление рус. воен. потенциала. /…/ Набеги сопровождались массовым уводом в плен рус. людей (по рус. данным, до 100 тыс. чел. к 1551)».

Сотни тысяч уводимых в плен в Казанское и Крымское ханства! При каком населении тогдашней Руси-России? Как говорят в интернете, «к началу XVI века, когда Московское княжество, присоединившее к себе Новгород, Тверь и Псков, превратилось в могущественное царство, его население достигло 5,5 млн. человек, а к началу Ливонской войны 1558-1583 гг. ― 7,0 млн. человек. /…/ К началу Смуты в Русском государстве проживало свыше 7,5 млн. человек. Крупнейшим городом оставалась Москва, чьё население превышало 120 000 человек».

Итак, не птиц, но соотчичей освобождали из неволи русские люди в течение многих столетий. О чём и было сказано в издательском примечании к стихам А. С. Пушкина: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.» («Литературные листки», 1823, № 2).

Это примечание относится к последней строке стихотворения, которое названо «На выпуск птички», ― «Я мог свободу даровать!» В конце этой строки поставлен знак (*) и внизу журнального листа напечатано процитированное примечание, которое, как говорят пушкинисты, должно было отвлечь внимание цензуры от политической стороны стихотворения. Б. В. Томашевский пишет: «Явно автобиографический и политический смысл стихотворения заставил издателей прибегнуть из цензурных соображений к примечанию, затуманивающему смысл стихов: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч.»».
https://ruskline.ru/analitika/2023/04/06/v_blagovewene_prazdnik_moi

Понятно, цензура ― дура, поэтому надуть её пара пустяков. Снабдим отвлекающим примечанием стихотворение и тем самым усыпим бдительность цензоров. Но что-то мне подсказывает, что императорский цензор мог бы сказать о своей бдительности словами Пушкина: «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Я хочу сказать, что как Пушкин, так и его цензоры были людьми одного духа, одного воспитания, поэтому не надо нам сказки рассказывать про изобретательность и уловки издателей, с помощью которых они обходили цензуру. Все представители верхнего слоя послепетровской России были заодно, в смысле, за одно, точнее, за три в одном ― либерте, эгалите, фратэрните[5], так, кажется, это звучит это по-французски.

Но я опять отвлёкся. Мы говорили о том, что Пушкин в стихотворении про выпущенную птичку имеет в виду не Благовещенский, а Пасхальный обычай, что подтверждает сам автор в письме к Н. И. Гнедичу[6] из Кишинёва 13 мая 1823 года: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это ― В чужбине свято наблюдаю… (и т.д.) Напечатают ли без имени в «Сыне отечества»?» Г.С.: Напечатали с подписью «А. П.», только не в «Сыне отечества», а в «Литературных листках».
http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=yDT9xG5FrZk%3d&tabid=10398

Итак, Пушкин в стихотворении про птичкину свободу («даёшь свободу Птичкину!») говорит о Пасхальном обычае. С какого же времени птицы полетели в Благовещенье, а не на Пасху? И почему они заменили людей? Последнее произошло потому, что с укреплением границ Российского государства число пленников уменьшалось, а количество птичьих клеток увеличивалось, так как обычай держать дома птиц был весьма распространён в России. Оказывается, что помимо певчей забавы птицы служили в домах противоугарной сигнализацией. Интересные сведения об этом можно почерпнуть из статьи «Птицы в клетках ― неслучайный элемент в интерьерной живописи XIX века».

Мария Моженкова, искусствовед: «При сравнении двух интерьеров: крестьянской избы у А. Е. Карнеева и дворянской усадьбы у А. А. Боброва (имеются в виду картины этих художников, творивших в сер. 19 века. ― Г.С.), обращает на себя внимание один одинаковый элемент. Клетка с птицами. Птиц содержали и в богатых домах, и в обычных крестьянских избах. Хороший певчий соловей или жаворонок мог быть прекрасным подарком, а позже среди людей побогаче получили популярность завезённые канарейки. Но чаще всего в домах заводили местных певчих птиц (овсянок, чижей, синиц, малиновок или зябликов). Причём по весне их, как правило, выпускали на волю.

Размещение клетки у неискушённого зрителя может вызвать недоумение: её подвешивали к потолку. На первый взгляд, неудобно и в плане ухода, и в плане любования пернатыми певцами. Однако такое расположение клетки имело сугубо практическую пользу. Здесь уместно вспомнить, что дома в то время имели печное отопление. А это не совсем безопасный процесс: ведь нужно было строго следить, когда прогорят последние угли и вовремя закрыть заслонку трубы (вьюшку), чтобы сохранить тепло. Но если человек по невнимательности закрывал дымоход, когда угли ещё тлели, то это создавало угрозу жизни домочадцев. Дело в том, что в процессе горения выделяется угарный газ ― он невидим и никак не ощутим, не имеет ни запаха, ни цвета, а при попадании в дыхательные органы моментально вытесняет кислород. Недаром монооксид углерода (официальное название угарного газа) получил прозвище «тихий убийца». Так во сне могли угореть до смерти все жильцы дома. Кстати, в некоторых богатых домах хозяева настолько опасались, что слуги могут таким образом могут расправиться с ними, что вовсе убирали из дымохода вьюшки. И топить такие печки приходилось почти беспрерывно.

Своеобразными живыми «индикаторами» опасного газа и стали певчие птицы, даже при малейшем его появлении они буквально падали без чувств. А так как угарный газ легче воздуха, то клетки с птицами и размещали под потолком, чтобы вовремя заметить опасность. Если слышен весёлый щебет ― всё в порядке, если птица начинала метаться ― это сигнал для беспокойства. Таким образом, содержание певчих птиц не только развлекало домочадцев всю зиму, но и спасало жизни. Весной, когда печи переставали топить, птиц выпускали на волю».

Алексей Бобров. Внутренний вид комнаты. 1873

Википедия: «В дореволюционной России клетка с канарейкой была не менее важна в доме, чем иконы в Красном углу (во как! ― Г.С.). Птичье пение считалось благотворным и очищающим от злых духов средством. Кроме того, канарейки служили лучшим индикатором чистоты воздуха, для чего шахтеры брали птиц в забой. При появлении рудничного газа, не имеющего запаха, канарейка сразу переставала петь и валилась с жердочки. Так же птицы реагируют на угарный газ в доме, если печь неисправна или рано была закрыта заслонка. /…/ Николай II был большим любителем канареечного пения. Птиц ему поставлял в Санкт-Петербург известнейший разводчик из Павлово-на-Оке И. Н. Горшков, за что был награждён, по рассказам известного московского любителя, А. П. Хабарова, лично знавшего Горшкова, иконой Божьей Матери. Конкурсная канарейка стоила не меньше кавалерийской лошади. Московское общество любителей канареек именовалось императорским, а покровительствовал ему Великий Князь Пётр Николаевич».

А ещё из тех безвозвратно погибших времён мне вспомнился рассказ Достоевского: «В этих трактирах бывают иногда соловьи. Знаешь старый московский анекдот à la Петр Ипполитович? Поет в московском трактире соловей, входит купец „ндраву моему не препятствуй“: „Что стоит соловей?“ ― „Сто рублей“. ― „Зажарить и подать!“ Зажарили и подали. „Отрежь на гривенник“. Я Петру Ипполитовичу рассказывал раз, но он не поверил, и даже с негодованием…».

Г.С.: Если так обстояли дела с птицами в клетках в России, то понятно, насколько распространён был обычай выпускать их на волю в Пасху. Но почему в наши дни их стали выпускать на Благовещенье? Вот рассказ из первых уст, как возрождается этот обычай сегодня.

Мария Миронова: В праздник Благовещения (всё-таки на Пасху. ― Г.С) издавна на Руси существовал обычай выпускать из клеток птиц на волю. Накануне ловились лесные птички ― щеглы, чижи, жаворонки, синички, голуби. А в день праздника при большом стечении народа птицам давали свободу. В больших приходах в крупных городах этот обычай в новейшей истории России был возрожден. В московских храмах 7 апреля можно увидеть, как после Литургии священники при стечении всех прихожан выпускают красивых белых голубей. Накануне их покупают на птичьих рынках. Так происходит и в нашем храме, куда мы с детьми ходим уже много лет. Раньше мы жили недалеко от храма, а потом, в силу некоторых обстоятельств, уехали жить в Подмосковье. Ездить на каждую службу в Москву сложно, поэтому приходится чередовать поездки в свой московский приход с посещениями сельского храма, расположенного неподалеку от дома. Привыкшие к обычаю выпускать на Благовещенье птиц год назад мы столкнулись с проблемой ― дети, приехав в местный храм на службу, ждали, что после Литургии в небо полетят голуби, но ответом на наши вопросы к прихожанам, где и когда это будет происходить, было лишь молчаливое недоумение. Птиц не выпускали ни в сельском храме, ни в большом монастыре, также расположенном неподалеку. А дети ждали этого праздничного момента, и мы не могли им в этом отказать. Мысль поехать на птичий рынок посетила нас…

Мне думается, что в происшедшем переносе выпуска птиц на волю с Пасхи на Благовещенье «виновата» Церковь. Например, мне как священнику очевидно, что заниматься с птицами на Пасху непосильно и неразумно. Не столько потому, что трудно собрать верующих возле храма после Пасхальной Литургии, сколько потому, что духовная высота, на которую возводит христиан богослужение Пасхи, не нуждается в дополнительных возношениях и украшениях. В переполненных радостью сердцах о Воскресшем Христе уже мало места для переживаний о вылетающих на свободу птицах. Да и пускать их в ночное небо как-то странно. И третья причина неуместности голубя на Пасху ― бытовая, это ― множество пасок, яиц, куличей, которые нужно окропить святой водой по всё тому же «родному обычаю старины» накануне Воскресения. После этих освящений точно не до голубей. Заниматься птицами после Великой Субботы священнику не останется ни желания, ни сил.

И тут возникает вопрос. Если перенесение выпуска птиц с Пасхи на Благовещенье уже данность, то не следует ли по-новому осмыслить этот обычай? Не по Пасхальному, а по Благовещенскому чину и разумению. Я хочу сказать, что продолжать связывать взлетающего в благовещенское небо голубя с дарованной человечеству на Пасху свободой от вечной смерти и рабства греху ― значит нарушать логику празднеств, поскольку сия свобода была дарована не на Благовещенье (см. об этом в начале статьи). Можно, конечно, продолжать объяснять всё по-прежнему, но для меня такие объяснения лишены убедительности. Поэтому, не умаляя осмысления голубиного полёта как полёта души ко спасению, предлагаю вспомнить голубицу, выпущенную патриархом Ноем из ковчега. И посла [Ной] голубицу по нем (то есть после врана. ― Г.С.) видети, аще уступила вода от лица земли. И не обретши голубица покоя нога́ма свои́ма, возвратися к нему в ковчег (Быт. 8: 8).

Трижды выпускал Ной голубицу, чтобы узнать о состоянии земли после потопа. В первый раз голубица возвратилась ни с чем, не найдя покоя ногама своима. Выпущенная через семь дней во второй раз, она прилетела, имея суче́ц ма́сличен с листвием во устех (греч.: ἐν τῷ στόματι. ― Г.С.) своих (Быт. 8: 11). И когда была выпущена ещё через семь дней, голубица не вернулась в ковчег. Обратите внимание церковнославянский текст Библии: И возвратися к нему голубица к вечеру, и имеяше суче́ц ма́сличен с листвием во устех своих. Он отличается от синодального перевода: Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него (Быт. 8: 11). Данная разность взывает ряд вопросов.

Сучец это ― веточка. Зачем было голубице ломать веточку от дерева? Но, допустим, она не ломала, а подобрала её (отломанную, предположим, ветром) с земли, но и в таком случае, не проще ли птице было сделать то, о чём говорит синодальный (по сути, масоретский) текст ― принести свежий масличный лист? Лететь с веточкой в клюве, согласитесь, непросто. Однако, «и в латинской Вульгате голубь приносит Ною не листок дерева (folium de arbore), но «ramum olivae» (оливковую ветвь). Буквально «ramum» означает даже не «ветвь», но «сук», ― пишут на Дзене. И обратите внимание на выражение: во устех (синод.: во рту). Выходит, у голубки не клюв, а рот? Что бы всё это могло значить?

Конечно, при чтении синодального и масоретского переводов вопросов не возникает. Там всё понятно. «В ней (масоретской Торе. ― Г.С.) черным по белому сказано, что у голубя в клюве был именно лист (טָרָף). Слово лист (טָרָף) по-еврейски звучит как «тараф». Слово «тараф» многозначно. Согласно ИРИС-у (Большому иврит-русско-ивритскому словарю доктора Баруха Подольского), у слова «тараф» есть значение лист, пластинка листа. А также есть значение добыча (если слово читается, как «тэрэф»). Г.С.: Но ведь не лист, а веточку с листом принёс голубь, и не в клюве, а во устех.

О греческом слове το στόμα, которое переводится в церковнославянской Библии словом уста, и о его отличии от слова τα χείλη, которое переводится как устне, у автора этой статьи имеется небольшое исследование в «Православном словопыте», суть которого в том, что словом τα χείλη (устне) выражается предметно-физиологическая сторона речи, а словом το στόμα (уста) ― возвышенно-отвлечённая, когда к губам подключается сердце, потому что в словаре А. Д. Вейсмана выражение «απο χείλεων» переводится как «только губами, не от сердца». Но тогда тем более не понятно, почему клюв назван устами («ἐν τῷ στόματι» по-гречески и «in ore» по латыни)?

В Библии короля Иакова также говорится о рте у голубицы: in her mouth[7]. Мало того, что животное названо одушевлённым местоимением her (хотя англосаксы обычно именуют животных как предметы, то есть неодушевлённым местоимением it), так ещё и клюв назван ртом. Такое описание птицы говорит об особом отношении к ней Бытописателя. Он сближает её с человеком по главному отличительному признаку животных и людей ― речи. Много общего у животного и человеком, но главное, что их отличает ― Божий дар владения словом, поэтому называя клюв ртом, Бытописатель предельно приближает голубя к человеку.

Мне думается, что в 11-ом стихе 8-ой главы Бытия, описано чудо, потому что логически объяснить возникающие при чтении этого стиха вопросы невозможно. А вопросы следующие. 1. Почему голубица принесла ветвь, когда ей проще было принести листок (о нём сказано в масоретском и синодальном переводах, но не в Септуагинте, не в Вульгате и не в церковнославянской Библии)? 2. Откуда было взяться ветви, да ещё с зелёными листьями, когда вода только сошла с поверхности земли? Неужели успели вырасти и зазеленеть деревья? 4. Почему клюв голубицы назван ртом? 5. Почему, выпущенная во второй раз, она вернулась, хотя могла бы не возвращаться, как это было сделано ею при третьем выпуске? А не возвращаться голубица могла уже потому, что ветвь в её клюве свидетельствовала о том, что вода сошла.

Что отвечать? Мне думается, что ветвь оливы в устах голубицы это ― чудо. Она была принесена ею из рая, из того Небесного мiра, из которого были изгнаны прародители человеческого рода Адам и Ева. Это, знаете, как камень патриарху Иакову был дан с Неба, так патриарху Ною была дана ветвь из райского сада. Зачем? Во уверение того, что райский сад не был затоплен, как земля, и что возможность возвращения в него у людей не отнята.

А что это за камень патриарху Иакову с Неба? Придётся в очередной раз отвлечься. В статье «Земля патриарха Иакова» разбирается содержание 28-ой главы Бытия и рассказывается, как с праотцем Иаковом произошло нечто подобное истории с Ноем. Пробудившись от сна, в котором Иаков видел лестницу, утверждённую до Небес, он возливает елей на камень, лежавший у него под головой. Зачем? При чём тут камень? Неужели только потому, что патриарх увидел на нём пророческий сон? Да мало ли камней в округе, и на любом из них, положенном в возглавие, можно было увидеть тот сон. Я думаю, что этот камень ― особый, он был дан ему свыше, и потому патриарх его намащивает. Этот камень был увиден праведником во сне, и оказался лежащим у него под головой, когда он проснулся.

А в том, что камень был дан с Неба, нет ничего удивительно для тех, кто читает и помнит Жития святых. Так, Небесный перстень на руку был дан святой великомученице Екатерине. Чудесный крест, свитый из виноградных лоз, был дан святой равноапостольной Нине. Преподобному Иоанну Кукузелю была дарована Богородицею златица. И множество других примеров вхождения духовного мiра в земной мiр можно привести. Поэтому нет ничего удивительного в том, что камень патриарху Иакову был дан свыше. И как камень патриарху Иакову, так ветвь оливы была дана патриарху Ною.

Голубица с устами принесла масличную ветвь во рту как весть о сохранении рая. Эта ветвь была уверением, лучше сказать, залогом возвращения в Небесный сад. Эта ветвь была не столько вестью о том, что земля высохла, сколько вестью о неземной жизни. Лучше сказать не так. Голубице достаточно было не вернуться во второй свой выпуск из ковчега, как это она сделала в третий, чтобы Ной понял, что земля освободилась от воды. Значит, ветвь свидетельствовала не о материальном, но о духовном состоянии мiра, о котором было сказано выше. Олива не была знаком обсохшей земли, она была высшим знаком ― Божией милости к людям.

Самая схожесть греческих слов «елеон» (масло) и «елеос» (милость) говорит о том, что оливковая ветвь, принесённая голубицей в ковчег к спасённому Богом от погибели семейству Ноя и собранным им животным, была явлением чуда Божьего, а именно Божией любви к спасённым не столько для жизни временной на высохшей от потопа земле, сколько для жизни вечной, которая не была отнята у людей за грехи допотопного человечества.

Знаете ли вы, что на некоторых иконах Благовещения архангел Гавриил изображается с оливковой ветвью?

Благовещение. Алтарный образ. Симоне Мартини. 1333. Галерея Уффици (Флоренция)

Что мы видим? Как тогда, в Ноевом ковчеге, в устах голубицы, так теперь, по исполнении времён, в руках архангела Гавриила, прилетевшего с благой вестью к Деве Марии ― ветвь оливы. Откуда она? Держа ветвь левой рукой, архангел правой указует вверх. Оттуда, из райского сада, как знак высочайшего Божьего благоволения. И рече ангел Ей: не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога (Лк. 1: 30).

Выпущенный праведным Ноем голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, суче́ц ма́сличен с листвием в устех его. Разве у голубя есть уста? У голубя клюв. Но Бытописатель сказал об устах, потому что голубь прообразовывал собой архангела Гавриила. Чем заняты ангелы на Небе? Они выну (что значит непрерывно) хвалят Господа. Как славят? Устами своими.

По краям иконы, как бы вынесенные из её действа, но участвующие в нём своими изображениями, святые Ансаний (покровитель Сиены, ему была посвящена капелла, для которой был предназначен этот алтарный образ) и Джулитта (по другой версии ― св. Маргарита). Но что они держат в руках? Не мог найти объяснений в интернете, поэтому решил по-своему осмыслить (а почему нет?) эти образы. В самом деле, почему я не могу представить стоящими на месте названных святых родителей Иоанна Предтечи ― праведных Захарию и Елисавету?

И се будеши молча и не могий проглаголати до него же дне будут сия, зане не веровал еси словесем моим (Лк. 1: 20), ― изрёк архангел Гавриил святому Захарии, лишая его дара речи за неверие. Поэтому Захария, когда родился его сын, был вынужден просить дщицу, чтобы написать имя, услышанное им от ангела, когда тот возвещал ему будущее рождение, в которое он не поверил. И испрошь дшицу, написа, глаголя: Иоанн будет имя ему. И чудяхуся вси. Отверзошася же уста его абие и язык его, и глаголаше благословя Бога (Лк. 1: 63, 64). Иоанн, значит благодать. Но всё это, и рождение Иоанна, и возвращение дара речи, и рождение Iсуса, и то, что было совершено Им, ещё впереди. Поэтому все на иконе в ожидании. И Богородица, и Захария, и святая Елисавета… Примет Мария благую весть? Скажет: се, раба Господня? Родится Сын Божий? И тогда совершится ― отверзутся уста многих. Вот уже и перья у святых наготове, чтобы передать их евангелистам, которые запишут дела и слова воплощенного Слова Божьего.

Стоят у паперти христиане, провожая в небо благовещенского голубя. Он улетел из храма, как голубица из ковчега, выпущенная Ноем в третий раз, оставив спасённым от потопа людям и всем живым существам масличную ветвь. Близится Христова Пасха.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
18 апреля 2024

[1] «Свободы сеятель пустынный…». Интересно сравнить это стихотворение А. С. Пушкина со стихотворением «Сеятель» иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина).
И стоит в слезах, молясь,
До полнощной темени.
Где ты, добрая земля,
Жаждущая семени?
Почему же нет такой земли? Куда она делась? Я думаю потому, что русская духовная почва засеяна литературой Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Есенина и иных многих сочинителей. Вот ещё один такой сеятель ― Н. А. Некрасов. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» (1876). На могильных памятниках Пушкина и Некрасова ― масонские знаки (назовем их так, чтобы не назвать каббалистическими). По всей вероятности, эти звёзды ― награды механизаторам за ударную посевную. О шестиконечных звёздах подробнее в статье «О писательских могильных памятниках, гексаграмме и о других символах».

[2]«Веленью Божию, о муза, будь послушна…». Вдумаемся, что здесь написано? Разве у Бога есть дело до чьих-либо муз, хотя бы и самого Пушкина? Разве Бог повелел людям писать стихи? Нет. Воля Божия состоит в том, чтобы мы жили по заповедям Христовым, а про стихи Он ничего не говорил. Так почему Пушкин решил, что его муза должна быть послушна Богу? Пушкин презентует свою музу так, будто Бог настолько заинтересован в его творчестве, что плохо Себя чувствует, если не подскажет поэту Своего веленья. Смею думать, что Господу Богу нет дела до лукавой пушкинской музы. Прошу прощения, если оскорбил чьи-либо религиозные чувства таким сравнением, но Пушкин сам называл свою музу лукавой, да и как он только её не называл. Так вот, Господь не знает скакавшую на коне с мёртвым поэтом музу («она Ленорой при луне со мной скакала на коне»), а Пушкин внушает читателю, что она слушает Божии веленья и выполняет их. Ловко, что и говорить. Гений, однако. И акция гениальная. Что-то вроде скрытой рекламы, называемой по-американски «про́дакт-пле́йсмент». Вот дескать, полюбуйтесь, какая у меня муза, веленья Божии слушает, хотя на самом деле Богу до пушкинской музы дела нет. «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Муза это ― дочь языческого бога Зевса, и кому она может быть послушна, если не отцу? Неужели Христу? Тогда ей надо отречься от своего родителя. Или Пушкин назвал музой поэтическое вдохновенье без всякой связи с языческой богиней? Но и в таком случае непонятно, при чём тут Христос? Он не заповедовал писать стихов, и, стало быть, никого Божия веленья для вдохновенья нет. Веленья Христовы установлены для людей, а не для муз, и Христовы веленья для поэтов ничем не отличаются от велений любому другому человеку: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим /…/, возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 37, 39). Веленье Божие поэту ― жить по-христиански. При чём тут Муза и стихи? Хочешь, пиши их, не хочешь, не пиши. А если пишешь, то будь добр писать так, чтобы дух написанного был близок к Духу Христову. Как этого достичь? Ответ всё тот же: живи по заповедям Христовым. И чем усерднее ты следуешь за Христом, тем ближе будет твой дух к Его Духу.
Много размышлял и размышляет о соотнесении художественного творчества и жизни во Христе иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). На сайте Ветрово.ру большая подборка его стихов на эту тему в рубрике «Искусство? Творчество?», среди которых стихотворение «Выбор».
Есть две горы — Голгофа и Парнас.
А выбор и последствия — от нас.
/…/
И что б ни взял ты, кисть иль карандаш,
Одной горе хвалу и честь воздашь.
Куда бы ни направил сердца взор,
Он устремится на одну из гор.
/…/
И в смертный час наследуем дары
От некогда возлюбленной горы.
И у́зрят все — о Радость, о туга́! —
Кто Спаса, кто губителя-врага.
(2013)
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…». Поэт поставил своей музе задачу, о которой она слыхом не слыхивала. Столь же неслыханное для православного христианства значение своему творчеству придаёт Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828), где он решает, что он учитель. «Ты можешь, ближнего любя, / Давать нам смелые уроки, / А мы послушаем тебя»? По какому праву поэт приводит к себе людей с душевно-сердечными запросами? Кто он такой, чтобы исправлять других? Пророк? Священник? Учитель? Начальник? Судия? Ни то, ни другое, ни третье. Он ― сладкозвучный певец. Почему же певец решил, что чернь должна просить его «давать ей смелые уроки»? Или всё же ощущает за собой поэт Александр Пушкин право учительства? Тема присвоения литературой священнических, судебных, учительных и прочих прав требует особого разговора. Но если вкратце отвечать на вопрос, когда российская словесность решила, что имеет право самостоятельно, то есть без церковного благословения «давать смелые уроки», и в чьём лице она на это решилась, можно указать на А. П. Сумарокова. Подробнее в статье «Пастыри и наёмники, воры и разбойники (часть 3)».

[3] Прилагательное исконное происходит от слова искони. Некоторые переводы Евангелия от Иоанна начинаются словами: Искони бе Слово…
https://clck.ru/3A8bMu

[4] Великий это кто? Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5: 19).

[5] Фр.: «свобода, равенство, братство». Сей девиз родился за столетия до французской революции в недрах некогда тайных обществ. Почему «некогда»? Потому что, «в наше время наружу постоянно выходит информация, ранее многими считавшаяся «сумасшедшей конспирологией», ― пишет Игорь Друзь в статье «Макрон восхвалил власть масонства». 8 ноября 2023 года президент Франции Макрон выступил на собрании масонской ложи «Великий восток Франции», посвященном 250-летнему юбилею её создания.

[6] Об участии Н. И. Гнедича в литературных играх фармазонов говорится в статье «Баллада В. А. Жуковского «Людмила» как образчик масонской пропаганды». В статье рассматривается, как Гнедич критически разбирает «Ольгу» Катенина, а критику Гнедича критически разбирает Грибоедов. И эта масонская «борьба» (слово борьба взято в кавычки, потому что это ― борьба нанайских мальчиков) называется ВРЛ ― великой русской литературой.

[7] In its beak ― так выглядит это выражение в «правильном» переводе NETBible.

Заметки на полях

  • Тверь

    Не редко священнослужители называют Благовещение малой Пасхой.
    А птички — крылатые вестники (например, почтовые голуби). Конечно, страшно говорить об Ангелах и других безплотных силах в сравнении… Но, возможно, птица как-то символизирует принесшего Благую Весть Архангела Гавриила.
    В некоторых Воскресных школах есть обычай выпускать самодельных бумажных птичек в небо на шариках. Хорошо, что и у Вас, отец Георгий, есть такая традиция в Храме.

  • МО

    //Конечно, страшно говорить об Ангелах и других безплотных силах в сравнении… Но, возможно, птица как-то символизирует принесшего Благую Весть Архангела Гавриила.//

    А не страшно символизировать голубем Святого Духа?

    //Хорошо, что и у Вас, отец Георгий, есть такая традиция в Храме.//

    Да, бывает. Пускаем в небо голубей.

  • Одна из любимых песен моего детства и юности:

    Евгений Бачурин. Сизый лети, голубок

    Сизый лети, голубок,
    В небо лети голубое.
    Ах, если б крылья мне тоже пожаловал Бог,
    Я б улетел за тобою.

    Что нам земля зелена,
    Что нам любимых объятья!..
    Здесь, обретая свободу без края и дна,
    Мы с облаками как братья.

    Это биение крыл
    Нам по ночам только снится,
    Здесь всё забыто, лишь душу восторг озарил,
    Здесь мы с тобой только птицы.

    Вот мы летим и летим,
    Только бы не возвращаться!
    Господи, дай надышаться простором Твоим,
    Вольностью дай надышаться!

    Но побеждает меня
    Грозной земли тяготенье,
    И, как расплата за взлёты минувшего дня,
    Наша свобода — паденье.

    Да, мы не птицы, а жаль.
    Жаль, что живем не крылато.
    Лишь поднимаем глаза — и на сердце печаль,
    Будто летали когда-то…

    Сизый лети, голубок,
    В небо лети голубое!
    Ах, если б крылья мне тоже пожаловал Бог,
    Я б улетел за тобою…

    https://www.youtube.com/watch?v=5sRX4ziyrA4

  • Тверь

    «А не страшно символизировать голубем Святого Духа?»
    Да, Вы правы. Уже позже об этом подумала. Но то в Писании сказано, а когда сами начинаем сочинять сравнения… Архангелу ведь для Благовестия нужны вовсе не крылья. Но птица, как символ, вполне сюда подходит.
    Интересно в этой статье раскрывается смысл символических значений, их параллели, а также прямая связь Ветхого Завета с Новым.

    «И множество других примеров вхождения духовного мiра в земной мiр можно привести.»
    Ещё церковные песнопения, оказывающие духовное воздействие на душу, исполняются обычными голосами по обычным человеческим нотам. Это ли не вхождение духовного?

  • Тверь

    Ольга Сергеевна, действительно очень хороший текст песни.
    Величайший Божий дар человеку — это свобода! Выше этого дара, наверное, только единственный другой — это Спасение. Только вот свобода может оказаться и падением, а Спасение — это всегда свобода без падений.
    Вчера в монастырском Храме читался Великий Канон, а я постоянно думала о суетном. По всей видимости, так и ушла ни с чем…

  • Наталья, это, наверное, уже на Небесах падений не бывает (если забыть о падении денницы), а так многие падают с лествицы, дойдя почти до последних ступенек. Как раз думала, чем я больше всего ударилась, когда падала, взлетая вслед за голубком.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок