Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает разговор с читателями «Столетия»
06.12.2012
В адрес отца Романа приходят многочисленные письма с просьбой ответить порой на самые сокровенные вопросы…
Илья 44
Отец Роман, благослови Бог Ваши труды!
Если я успеваю ещё задать Вам вопрос (или это теперь будет постоянная рубрика?): как Вы относитесь к идее православного социализма, которая все чаще высказывается как политиками, так и церковными деятелями?
Иеромонах Роман:
— Оставим внешнее внешним. И спасающемуся, и погибающему нет никакой внешней преграды: все совершается глубоко внутри. Человеческие задумки часто пишутся вилами по воде, а Божии – в сердцах внимающих. Не нужно сочетать несочетаемое.
И тучи не напрасны.
Когда бы не были пусты,
Мы не были б несчастны.
Господь исчислил даже пыль
Во всей Своей Вселенной.
Когда бы не были слепы,
Мы были бы блаженны!
18–19 октября 2003 г., скит Ветрово
Аля
Отец Роман, верите ли Вы, что «Русь еще жива», или уже все кончено? Постоянно ощущается какой-то край…
Но ведь мы не можем бросить все и уйти спасаться в леса, жизнь все равно должна продолжаться?
Иеромонах Роман:
— Да, край очень близок. Человечество заталкивают в пропасть. Этому быть. Но Русь жива, пока дышит Св. Православием. Не нужно никуда бежать, исполняйте Заповеди и живите мирно. Ничего не бойтесь! Господь любит и спасает любящих Его на всяком месте.
Анатолий
Но ведь невозможно, чтобы в таком тесном мире рядом жили мусульмане, иудеи, христиане и др., все ходили в свои храмы и тихо-мирно сосуществовали! Это был бы какой-то Рай на земле, где волки и тигры бок о бок с ягнятами и козлятами живут и не убивают последних. Значит, с нашей земли все-таки должны уйти чужие, ведь хозяин в доме тот, кто его построил! Не в прямом смысле, конечно, у нас на стройках как раз полный интернационал. А в духовном, кто построил Россию как государство, кто создал ее — как невиданный феномен духа.
Иеромонах Роман:
— Тихо-мирно сосуществовать можно, пока гости не начнут хозяйничать и чужие вносить чужое. Никто с этим не спорит. Но дело ведь не только в гостях и чужих. Я родился и вырос в чисто русском селе, где в храме грохотали трактора (сделали гараж). Молодежь уничтожала себя пьянкой и драками – большинство ребят побывало в местах не столь отдаленных. Каток безбожия уродовал без всяких нашествий. Народ, который с Богом, невозможно уничтожить!
Eva
Спасибо, отец Роман, за Ваш рассказ о том, как чуть не погибли в лесу. Со мной случилось почти то же самое. И я тот же урок извлекла. Состояние России настолько меня расстраивало, что дошло дело до многодневных мигреней, депрессии. На врагов России поднималась в душе злоба. Чем больше изучала вопросы, тем хуже становилось. Православной я не была, но молилась за спасение России и своих родных, как умела. Жизнь стала разваливаться, причем все ее аспекты рушились (и бизнес, и личная жизнь, и здоровье). Апогеем стала тяжелая авария. Удивительно было то, что удар пришелся по мне, подушка безопасности не сработала, машину разбило всмятку, но я осталась невредимой. Не было даже сотрясения мозга. Медики сначала не поверили, что со мною полный порядок, еле отпустили.
Поняла, что жила не так. Все несчастия последнего времени были вызваны душевной тоской (знак неверия)… обратилась к Церкви, и после того, как изменилась я, изменилась и жизнь. И по сей день борюсь с теми же страстями, но по краиней мере теперь знаю их в лицо.
Воистину «Не оплакивайте Россию, глядя на Её уничижение: жива Она! Живы и мы! Нам бы только сплотиться, взмолиться, и Любящий Спаситель сотворит Чудо — выведет! Нет бездорожья в Пути! Нет лжи в Истине! Нет смерти в Жизни! Нет поражения во Христе!»
Иеромонах Роман:
— Благодарите Бога, что услышали Его стук! Порадовало Ваше обращение. Помоги, Господи!
горб EVE
У меня было примерно так же, как и у Вас, уважаемая, – путь к Богу через страдания. Мне, правда, пришлось пролежать два года, чтобы осознать всю тщету своей прежней жизни. И как только осознание этого все больше овладевало моим сознанием, так и тело мое начало постепенно восстанавливаться. До конца не восстановилось, но я теперь хожу. Неисповедимы пути Твои, Господи.
Иеромонах Роман:
— Путь к Богу через страдания – самый надежный. Получить Истину даром или выстрадать – несопоставимые способы обретения. То, что даром получено, не ценится, потому и неглубоко сидит, а что выстрадано, то уже в сердце. Рад за Вас, потому что с Вами Господь!
Церковным людям не к лицу тревога.
Всё будет так, как нужно для души:
Нет ничего на свете ближе Бога!
17 ноября 2003 г.,
скит Ветрово
Senator
Отец Роман, интересен Ваш вопрос о том, что почему-то народ без всяких прав? Так ведь у народа есть право утверждать законы и законами установить справедливые правила жизни людей.
А народ от этого права отказывается в пользу чиновников, которые устанавливают воровские правила своими законами, чем наносят непоправимый моральный и материальный вред своей стране.
Мотивы такого поведения народа непонятны. Если предположить, что народ безграмотен, то- это не увязывается с количеством людей, у которых высшее экономическое и юридическое образование.
Получается, что народ сам виноват в том, что с ним вытворяют чиновники.
Ваше мнение о том, чтобы положить головушку за свой народ, является недостаточно верным, так как народу нужны не головы порядочных людей, а их просветительская работа, чтобы каждый человек был свободен от произвола чиновников, и по своему усмотрению распоряжался своим правом личного участия в утверждении законов, так как только законами устанавливаются, прекращаются и изменяются права, обязанности и ответственность человека.
Иеромонах Роман:
— Слова, слова! Народу оставили право выбора, а законы устанавливают чиновники. ВТО, ЮЮ, что дальше? Идет вырубка, которую называют просекой, ведущей в чуждые нам края.
Благодарю, что пожалели мою головушку.
Анна
Отец Роман, моя мать отказывается общаться со мной, потому что мой муж некрещеный. А я ведь люблю ее и очень по ней скучаю. Убеждения мужа я, конечно, не разделяю, но уважаю. И вот я между двух огней. Оба упрекают меня: мама говорит нужно было выходить за крещеного, муж — что моя мама — религиозная фанатичка. Как мне быть?
Иеромонах Роман:
— Скорее некрещеный окрестится, чем не имеющая любви крещеная спасется.
Крещение – для прощения грехов, для изменения жизни, для получения Благодати, без Которой невозможно исполнить Заповеди.
«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». (Мк. 12.28 – 12.31).
Если муж хороший семьянин, не блудник, не еретик, не поносит Церковь и любит Вас, а Вы его, то вспомните сказанное Евангелистом Марком:
«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мк. 10.2 – 10.12).
Поклон ревностной маме! Попросите ее помолиться о вразумлении некрещеного зятя.
Русская Автономная Республика
Греческие и арабские письменные источники всё время говорят о непрерывном потоке рабов, вывозимых с Руси на Ближний Восток, Малую Азию и т.д. вплоть до 1850-х годов. Христианская церковь об этом — ни слова. Почему?
Иеромонах Роман:
— Вы не совсем правы: Христианская Церковь оставила нам житие св. Иоанна Русского и не только.
оригами
Отец Роман, не приведет ли стремление к роскоши у нашего священства к тому, что у русского народа, по большей части сегодня очень бедного, это вызовет отторжение и спровоцирует тягу к протестантскому опрощению обрядовости, а то и вовсе к баптизму, как его понимал, например, великий русский писатель Н.С. Лесков?
Иеромонах Роман:
— Неприятие и отторжение у народа роскошь вызывала всегда, а в пору олигарщины преступно забывать о простоте Христовой. Не думаю, что из Церкви потекут потоки к протестантам и баптистам, но в нецерковной среде комсомольцы, питаемые СМИ, растут и множатся. Опыт прежних лет быстро забылся.
Когда чины нам барство обещают?
О честолюб! На Ясли посмотри!
Ужели и они не обличают?
6 января 2004 г.,
скит Ветрово
Ирина-Воронеж
Отец Роман, можно ли обращаться к Богу не молитвой, большей частью непонятной, а своими словами? Или это неправильно?
Иеромонах Роман:
— Не могу назвать молитву неправильной, если слова идут от сердца. Стоящие под мечом или винтовкой не имели с собой молитвенников, а кто-то и вовсе без слов крестился, радуясь, что удостоился высоты мученичества. Но у меня к Вам чисто риторический вопрос: Вы хотите расти или застыть? Решать только Вам. Неужели Вас устраивает первоначальный уровень воцерковления, когда многое непонятно?
Феона
Главная вина Православия в том, что отождествляя власть с богом (царь-помазаник божий) формировало в народе психологию раба. Поэтому его (раба) еще долго нужно выдавливать из сознания людей. Если бы Православие предложило людям быть творениями божьими, бог-отец, а не господин, возможно наша страна сейчас была другой, более свободной.
Иеромонах Роман:
— Даже мирские судьи, не изучив тщательно дела, не выносят приговоров человеку! Вы же, живя нецерковной жизнью, судите Церковь! И таким, стынущим на ледяном ветру, взирающим недовольно на сосульки церковной ограды, напрасно говорить о тепле: не поймут, отвергнут. А им бы зайти внутрь и обогреться. Разве Вы никогда не слышали колокольного звона? Это звонят Вам! Не откликнитесь на призыв – зазвонят по Вас. Впрочем, не самое благодарное дело переубеждать убежденную. Вольному воля! Но как можно поносить алгебру, не открыв учебник по арифметике?
И жизнь сама — плачевный звук.
Одно есть в мире утешенье —
Ночное воздеянье рук.
И ты закройся ненамного,
Пустые думы отгони,
Побудь ребёнком перед Богом,
К Родному руки протяни…
И ум ничем не тяготится,
И сердце не кровоточит.
Душа не знает, как молиться:
Припав к Отцу, дитя молчит.
19 ноября 2003 г., скит Ветрово
Анохин Михаил Петрович
Да! Да! Мысль верная! Мы еще не народ, а заготовка…
Иеромонах Роман:
— Это улыбка или ухмылка? И к месту ли они?
Сухов Феоне
Молитва Господня так и начинается «Отче наш…»
А имя Бог пишется с большой буквы.
Если к нам по справедливости, то жариться нам всем (за исключением о.Романа, конечно, и всех святых) на сковородке без масла.
Иеромонах Роман:
— Справедливость без Милости выжигает. Часто мы хотим Справедливости (по отношению к другим), и надеемся на Милость (по отношению к себе). Коль Вы помиловали иеромонаха, надеюсь, и Вас помилует Милующий и Любящий всех нас!
Феона-леснику
Меня не волнует личное спасение, главное в том, чтобы будущие поколения могли спастись от зла земного, и если жить по совести (или по заповедям) то и Бог (если он есть) не осудит. Философия имеет много направлений, основных два — материализм и иделизм, внутри которых также есть разные ручейки. Основное отличие философа от обычного человека в том, что самое главное его занятие думать и поэтому приходят разные мысли, которые не спрашивают разрешения можно ли войти. А догматизм предполагает все принимать на веру, не утруждая себя мыслями и сомнениями… Церковь также догматична, как и марксизм, который я не изучала, но зная историю философии в общем, принимаю материализм, так как ученые создали материальный мир земной цивилизации, а вот зло, несмотря на 2000 лет Христианства, не уменьшается???
Иеромонах Роман:
— О, если б Вы знали, от чего и от кого спасаются верующие, не были бы так самоуверены и легкомысленны к своему спасению. Странные люди материалисты: личное спасение их не волнует, зато переживают за еще не появившиеся поколения. Неважно существующее, важно несуществующее!
«Основное отличие философа от обычного человека в том что самое главное его занятие думать». Значит, с утра и алкоголик становится философом, и озабоченный маньяк, и вор, и грабитель – кто из них не думает?
«и поэтому приходят разные мысли, которые не спрашивают разрешения можно ли войти». Сознание нуждается в воспитании, где мысли требуют разного отношения: одни должны приниматься с радостью, а другие сходу отвергаться, чтобы они не вошли, не укоренились, не подавили волю, не поработили, сделав из человека алкоголика, маньяка, вора, грабителя и т. д.. Нельзя жилой дом превращать в проходной двор.
Если падает снег, то его в городах не видать.
И большая вода, и большие снега одиноки,
И большая душа, словно эти снега и вода.
Нет, и малых речушек никто никогда не охает,
И они отражают, у каждой своя бирюза.
Но большая вода в Небеса, как обычно, впадает,
И большая душа, как обычно, глядит в Небеса.
2 ноября 2003 г., скит Ветрово
Феона — о гордыне
Профессор духовной академии Осипов говорит, что только Православие знает истинные пути спасения (от Ада). Утверждать, что только мы правы, а другие не совсем правы тоже гордыня. Я из православной семьи, но изучала и другие основные мировые религии, полагаю, что только сам Бог может судить о том, кто ему ближе.
Иеромонах Роман:
1. Может ли кто утверждать, что дважды два четыре, или это тоже гордость?
2. Смиренно ли ставить себя выше всех Учителей Церкви и упрекать в гордости почитающего этих Учителей?
3. Вы упомянули о Боге с большой буквы, позабыв о тысячах индуистских божеств – будьте последовательны. Думаю, Вы хороший человек, зачем же запутывать и повергать себя собственными утверждениями?
Осуществиться на века!
Но суета и толстокожесть
Иному учат навыкать.
Одна попытка — жизнь земная!
А если вдруг?.. Язык! Окстись!
И ум, грядущему внимая,
Готов к безумию нестись.
Ужели Господа лишимся
И снидем в мрачные края?
Ужели мы не состоимся,
Душе́ моя, душе моя!
20 ноября 2003 г., скит Ветрово
Александра
Отец Роман, благословите.
Были ли Вы знакомы с Патриархом Сербским Павлом? Если да — расскажите, ведь до сих пор так мало и так противоречиво известно о нем.
Иеромонах Роман:
— Нет, к сожалению, знаком не был. Когда ездил в Сербию в первый раз, он сильно заболел, а потом в Белград мог приехать только после 10 лет. Ездил несколько раз к нему на могилку, служил литии. Это был Патриарх-Отец-Объединитель. Назидал своей простотой и скромностью, ходил на Службы пешком или ездил в городском автобусе один, безо всякой охраны.
Ольга (Луцкая обл.)
Я тоже хочу задать вопрос: за какой помощью, кроме молитвенной, мы, простые верующие, можем обратиться в монастырь, если он процветает? А у нас на весь городок один детсад, нет дома для престарелых, всюду беда…
Иеромонах Роман:
— В идеале хорошо бы обращаться со всеми вопросами и трудностями, как это было при преп. Сергии Радонежском. Но это в идеале. Очень много зависит от игумена монастыря. Не вините отца игумена и братию, если это не так: многие обращаются неискренно, обманывая, желая получить просимое без малого труда ради страсти. Знакомый московский архимандрит как-то посетовал: За десять лет существования монастыря не было ни одного настоящего просителя! Пришла бабушка – Божий одуванчик. Просит денег на ремонт сгоревшей квартиры. Направляю к ней монаха – «погорелица» исчезает.
Илья
Ездили на экскурсию по тургеневским местам на автобусе от школы. Обычно в таких поездках старшиклассники пьют и даже ругаются матом, даже девчонки. Но учительница поставила записи песен о. Романа, рассказала о нем, и за всю поездку ни одного плохого слова не прозвучало от нас! Плохо одно — расказал маме, так она теперь целыми днями мне ствит записи о. Романа )))). Шучю, на самом деле мне очень нравиться как он поет-молится. Думаю не только мне из однокласников, но стесняются признаваться
Иеромонах Роман:
— Илья, прошу передать учительнице и маме от меня поклон. Не шучю!
Специально для Столетия