col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Вениамин (Федченков). Хорошие люди

Вместо предисловия

Очень дав­но я на­пи­сал кни­гу под та­ким же за­гла­ви­ем: «Хо­ро­шие лю­ди». Это бы­ло в Па­ри­же. Мне то­гда уже по­ка­за­лось, что пи­са­те­ли ма­ло вы­во­дят хо­ро­ших лю­дей, а все боль­ше — пло­хих и греш­ни­ков. До­шло да­же до то­го, что хо­ро­шие мыс­ли и чувст­ва нуж­но бы­ло вкла­ды­вать в ус­та «Иди­о­та» (Дос­то­евс­кий), до та­кой сте­пе­ни доб­рые лю­ди и мы­сли ста­ли не­о­быч­ны­ми, не­нор­маль­ны­ми, что их сле­до­ва­ло уже при­кры­вать мне­ни­ем су­ма­сшед­ших.

А между тем мои наблюдения говорили иное: хорошие люди есть. И их совсем не так мало. Вот я и записал кое-что об этих людях, которых я видел в жизни.

Эту книгу, том первый, я отдал читать; и она где-то затерялась. А по величине она была несколько менее этого тома; но – тоже большого размера. Теперь мне захотелось продолжить ту же самую идею.

Да хорошие люди и должны быть. Христианская Церковь существует; а она имеет своею целью воспитывать именно хороших людей — добрых, святых. И пословица русская говорит: земля стоит святыми людьми! Если же они перестают появляться, то это — очень плохой признак: значит, святых уже перестала Церковь рождать и воспитывать, значит, нужно ждать какой-то перемены в стране, а может быть, и во всем мире… Но это — не так: хорошие люди еще есть на белом свете!

Впрочем, под именем хороших людей я разумею не исключительно только святых, — их не много! — а и борющихся со злом, с грехом… Даже — видящих грех мира: и то – добро!

Почему же этих хороших людей не изображают писатели? Большей частью в книгах изображаются дурные, грешные, страстные… Я однажды обратился с таким вопросом — к второстепенному, правда, — писателю. И он сказал мне, что таких хороших людей, очевидно, очень мало в жизни. И это, конечно, верно, — и с христианской точки зрения. Церковь на то и создана, чтобы из грешных, плохих людей постепенно выделывать лучших. Но эти лучшие должны все же быть на примете наряду с плохими, еще не сделавшимися хорошими.

Несомненно… Но тут есть и другая причина — в самих писателях. Всякий смотрит на дело так, как ему видно из его собственного окошка души его. Если про философию можно говорить — и говорят, — что она в конце концов есть автобиография писателя; то тем более это можно сказать про литературу: всякий писатель выводит таких людей и так, каких и как он видит по собственной душе. А писатели — тоже грешные люди; поэтому им легче, знакомее писать о подобных же грешниках. Значит, причина лежит и в них самих, — в писателях.

Конечно, им хотелось бы выводить идеальных, то есть хороших людей; потому эти идеальные типы в нашей литературе были далеко не часты, несмотря на добрые пожелания писателей. Известно, что Гоголь, написавший «Ревизора» и услышавший общий смех, ужаснулся и уехал за границу – в слезах. «Над кем смеетесь? – слышим мы его голос из уст городничего. – Над собой смеетесь!» А увидев эти типы – Хлестакова, Бобчинских, Добчинских и К°, не смеяться следовало бы, а – плакать… Но не нашлось ни одного из зрителей: все смеялись… И эти мысли сам Гоголь, устами первого комического актера, Михаила Семеновича Щепкина, высказал отчасти в развязке «Ревизора»…

«Отперлась передо мной шкатулка. И душа моя говорит мне, что не мог иметь другой мысли сам автор». «Не одну эту комедию, но всё, что бы ни показалось из-под пера какого бы то ни было писателя, смеющегося над порочными и низкими, примем прямо на свой собственный счёт».

Но… увы! – только смеются… Все смеются… И теперь смеются… Никто не пойдет в театр на «комедию» «Ревизора» — плакать; а пойдут только для того, чтобы посмеяться над смотрителем Хлоповым, который других учит, а себя научить не может; над судьей Ляпкиным-Тяпкиным, который других судит, а сам взятки – хоть щенятами – берет; над сплетниками города, Добчинским и Бобчинским – посмеяться; над унтер-офицершей: «Она врет; ей-Богу, врет: она сама себя высекла!» — оправдывается городничий…

Вот пишу это и смеюсь сейчас… Да и, правда, смешно: «Сами себя сечем»… Лишь бы выгода была: штраф взять с городничего не худо бы было: «Деньги мне, — говорим мы с офицершей и теперь, — очень пригодились». А когда она ушла, то Хлестаков говорит (а мы не говорим ли?): «Провались унтер-офицерша – мне не до нее…» А нам?! А Хлестаков чем лучше ее? Ее хуже ли?

И все люди в комедии – такие же. Что же это?!

«Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России… Хоть два, хоть три бывают честных; а здесь – ни одного… Ну, а что если это – наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?!»

И тогда поймешь с серьезным чувством слова Гоголя, вскоре после первого представления «Ревизора», написанные им одному литератору: «”Ревизор” сыгран, — у меня на душе так смутно, так страшно… Я ожидал и знал наперед: как пойдет дело… И при всем том – чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня… Бог с ними со всеми! Мне опротивела моя пьеса. Я хотел бы убежать теперь, Бог знает куда…» «Тоска, тоска! Не знаю сам: от чего одолевает меня тоска!» (1836 года, мая 25. Санкт-Петербург).

…И убежал за границу… Там пишет «Мертвые души»… Дело знакомое: критика помещиков. Слава по всей Руси… А он уж задумывает и пишет второй том «Мертвых душ»; в коем он намерен был, по его собственным словам, «создать такие живые образы и характеры, которые пошли бы навек в урок людям»; и «должны были выгнать все те идеалы, которые напичкали в голове французские (а и одни ли французские? – М. В.) романы. Этой задаче Гоголь отдаёт одиннадцать лет тяжёлого мучительного труда и все силы свои.

Дважды Гоголь сжигает свой труд второго тома… Перед смертью сжигает… Не одолел задачи…

А про свои сочинения пишет: «Мои сочинения тоже связались чудным образом с моею душою и моим внутренним воспитанием…» «Прямо скажу: все герои мои (в «Мёртвых душах») потому близки душе, что они – из души; все мои (особенно) последние сочинения – история моей собственной души… Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной… Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу; и притом – в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке». Если бы они все (гадости) вскрылись разом пред взором, «а в то время, как я не имел еще никакого понятия о всей неизмеримости Его бесконечного милосердия, – я бы повесился» (1843 год).

Я уверен, что прочитавший последние строки…остановится в ужасе (я думаю: без смеха уже! – М. В.)… И невольно задумается… пред петлей…

А ведь это было же сказано! А ведь второй том «Мертвых душ» был сожжен же!

Почему же у Гоголя такие «идеальные» типы не вышли?

Потому что этих идеальных людей было не так много… Впрочем, нет: их было очень много, миллионы простого народа Святой Руси. Но только литература наша занималась больше не народом, а высшими классами: помещиками, богачами, чиновниками, господами. Да и там не все видела: было и там хорошее и хорошие.

Когда же затрагивалась эта народная толща, то «вдруг» мы сталкивались с мужиками, крестьянами (христианами) каратаевыми («Война и мир» Л. Толстого), с заметками о няне («Детство» и «Отрочество»), с рассказом о молитве Матрены ночью, на коленях, — бывшей в молодости грешницей… Или встречаемся с «Касьяном с Красивой Мечи», в «Трех смертях», с «Живыми мощами» Лукерьи («Записки охотника» Тургенева)… Их миллионы, миллионы…

Много их было… Если даже просмотреть литературу прошлого, встретишь много хороших людей… А Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» того же Тургенева: таких немного, а были, были…

В последние годы литература дошла и до «простых» деревенских людей. И сколько там хороших людей пришлось увидать: самоотверженных, добрых, трудолюбивых. Тысячи…

Но, к сожалению, не затрагиваются церковные люди… А сколько в ней (в Церкви. – Ред.) хороших!

Нам же, стоящим около или в самой Церкви, это виднее. Да и кто может написать об этих людях, как не мы, знающие их ближе?! А здесь хороших людей еще не мало…

О них и хочется (а может быть, и не бесполезно?) написать.

Приходила мне мысль, что, может быть, и не дело обыкновенных писателей, хотя бы и знаменитых, писать о святых? Это уже сделано — «Житиями святых», «Патериками», «Отечниками», издательствами, выборками, проповедями, богослужениями, традицией, преданиями… Вообще — Церковью.

Да и что можно сказать больше Евангелий?

Вот писатели и не касаются «не своего» круга… Они пишут только о земном, что им больше знакомо… И о том, что их больше интересует…

И может быть, это — не плохо?

А другой мир, собственно духовный (но не из среды одного духовенства), пусть нам показывает больше сама Церковь и более знающие жизнь ее…

Митрополит Вениамин (Федченков)
24 января 1953
Из книги «Хорошие люди. Из «Записок архиерея»». М.: Правило веры, 2010

Заметки на полях

  • Писатели изображают людей «дурных, грешных, страстных» не только потому, что пишут собственные автопортреты или портреты тех, кого видят вокруг себя. Художественная литература (драматургия в первую очередь) построена на конфликте, без него невозможно развитие сюжета. Даже, помню, в редакции газеты мне когда-то сказали, что в интервью есть своя драматургия. Конфликт же невозможен без страстей… А вот в лирике, например, конфликта может и не быть – там могут отобразиться минуты внутреннего покоя и созерцания.
    Поскольку литература отражает жизнь, мне приходилось размышлять о том, может ли жизнь сама по себе быть без конфликта. Ведь главный конфликт разворачивается внутри нас, причём, если судить по книге «Невидимая брань», он может терзать человека даже в уединении. Отсутствие внутреннего конфликта – это, по-видимому, бесстрастие. Ну или наоборот – человек не испытывает никаких внутренних противоречий, потому что не хочет бороться с собой, может быть, просто не проснулся.

    * * *

    Коль совесть без причины не молчит,
    Наверняка душой не покривим,
    Заметив, что она мертва, иль спит,
    Или внимает голосу Любви.

    Последнее — вершина из вершин,
    Кто совершен, тот может созерцать.
    А если нет — погрешно для души
    В молчании безстрастия искать.

    Иеромонах Роман
    12 января 2004
    Скит Ветрово
    https://vetrovo.ru/kol-sovest-bez-prichiny-ne-molchit/

  • Ольга Сергеевна: «Ведь главный конфликт разворачивается внутри нас, причём, если судить по книге «Невидимая брань», он может терзать человека даже в уединении». Рискну пообщаться, хотя мне сложно быть наравне, т.к. в отличие от гуманитариев, литераторов, историков я всего лишь математик. Мне думается, главная причина внутреннего конфликта — я — светлое и я — черное. И, конечно же, он очень даже может терзать, раздражать и в уединении. Ну и, конечно, если удастся победить конфликт, то есть победить черноту в себе — то это высшая степень духовного развития, недостижимая в земной жизни. Спасибо, Ольга Сергеевна.

  • Да, как сказал мне однажды один священник (не отец Роман): «В тишине, в одиночестве начинают страсти в сердце звучать, и выдержать это очень трудно».

  • Первая мысль: в этом случае спасает «сладчайшая Иисусова», потом подумала о подвиге Марии Египетской. «Яко блудница, яко разбойник» — говорим мы, как правило не задумываясь, что за ними подвиг.
    Потом почитала святых отцов Церкви Христовой.
    «Так как грешник подвержен многим страстям и похотям, то и бес в нем многообразен. Евангелисты по-разному описывают бесноватого отрока. Матфей говорит: «часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Лука: «его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену» (Лк. 9, 39); Марк: «испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеем (Мк. 9, 18). Итак, в одном бесноватом отроке наметились все образы семиглавого змея, все семь смертных грехов. «Внезапно вскрикивает» – это образ гордости, высокомерия и самовосхваления, ибо гордость и высокоумие не умеют молчать, на небеса возносят уста свои, и язык их проходит по земле. «Бросается в огонь» – это образ телесной нечистоты, распаляющейся на скверную похоть. Ввергает «в воду» – это образ сребролюбия и любостяжания, жадно заботящегося о том, чтобы всякое изобилие и богатство всегда текло к нему, подобно реке наводненной. «Терзает его» – это образ зависти, которая, видя благополучие других, угрызает сама себя. «Испускает пену» – это образ объядения и пьянства, а также и случающегося при пьянстве сквернословия. «Скрежещет зубами» – это образ гнева. «Цепенеет» – это образ лености» (святитель Дмитрий Ростовский).
    Всякий, кто хочет изгнать от себя такого семиглавого и многоликого беса, должен знать, что «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:29).
    «Смирили плоть, а исцеленья нет.
    Напрасны были жалкие старанья? …
    …Стань пред Крестом, как малое дитя,
    Отвергни от себя глагол роптанья,
    И Слава Божия обымет тя,
    И Бог тебя услышит до воззванья». (отец Роман)

  • Ольга, толкование свт. Димитрия Ростовского трудно полностью принять. Ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Василий Великий не винили бедного бесноватого юношу в том, что ему приписал свт. Димитрий. Отца, учеников и иудеев обличил Господь за неверие, но как обвинять юношу за то, что его враг бросал в воду, в сребролюбии и любостяжании(с детства!) и в других смертных грехах?

  • Я соглашусь с вами, Ольга Сергеевна.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок