col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Валентина Иванова. О «внутренней» биографии Валентина Распутина

Рецензия на книгу: Корольков А. А. Нравственная философия Валентина Распутина. Очерки. Письма. Дневники. СПб.: Росток, 2018. 272 с.

Книга А. А. Королькова «Нравственная философия Валентина Распутина» – один из первых шагов всобирании «внутренней» биографии писателя Валентина Григорьевича Распутина. «Внутренней», то есть биографии души писателя, протекания его внутренней жизни, не видимой другими и оберегаемой им. Многие, знавшие Валентина Григорьевича, отмечают его замкнутость, немногословие и молчаливость, застенчивость – все это сохраняло невидимым внутренний мир писателя, приоткрываемый лишь в художественном и публицистическом творчестве. То, что сейчас может подсказать знаки духовного пути прозаика, – это письма, неоконченные рукописи, пометки в записных книжках. Но последние две формы отражения внутреннего мира писателя почти отсутствуют. Остаются письма Распутина и воспоминания близких людей. А близкий круг писателя был очень узок.

К кругу любимых людей, которым Валентин Распутин доверял, относится А. А. Корольков, сыгравший главную роль в знакомстве писателя с иеромонахом Романом (Матюшиным-Правдиным). А. А. Корольков первым написал о личных и творческих связях писателя и духовного поэта, тем самым открыв новую страницу изучения прозы В. Распутина в соотнесении ее с поэзией иеромонаха. Письма Валентина Распутина, опубликованные в книге, отражают заботу об отце Романе, мысли о нем: вопросы о здоровье, обмен письмами, передачу поклонов. Творческие связи двух авторов – одна из неисследованных страниц в распутиноведении.

Книга содержит философские статьи А. А. Королькова, раскрывающие отдельные аспекты мировоззрения Валентина Распутина: культурологический, духовно-православный, нравственный. В книгу входят дневниковые записи автора о встречах с писателем и письма Валентина Распутина. В предисловии к книге автор определяет чувство как особенность русского философствования, включая в эту не западную философскую парадигму миропонимание Валентина Распутина, тем самым определяя цель своего труда как раскрытие Распутина-мыслителя, но «мыслителя ранимой души». Рассмотрение единства чувства с мыслью, первенства нравственного над рациональным в итоге расширило цель сборника, в котором миропонимание писателя рассматривается в согласии с его личностными качествами, с сокровенными гранями души.

В первой статье «Философия культуры Валентина Распутина» А. А. Корольков утверждает, что уже в 80-е годы в своей публицистике Валентин Распутин выражал идеи отечественной религиозной философии, идущей от православной традиции. Философия культуры писателя заключается в опоре на эти традиции, укреплении их в сознании народа, сохранении соборности, переживании душевной боли за родину. Культурными опорами для писателя, по мнению автора, были Достоевский, Василий Шукшин, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский. В следующей статье «Культура как культ предков» автор рассматривает философию писателя, представленную в художественном творчестве. Образы распутинских старух, тема старости, образ матери и связанный с ним мотив памяти в прозе Валентина Распутина не только укрепляют в отечественной культуре родное, коренное, но
и обеспечивают ее будущее. Обращение к красоте народного слова – важная сторона миропонимания писателя. В этом Валентин Распутин видит условие сохранения идентичности русского народа. Автор статьи убежден в органичности соединения художественного, философского и публицистического начал в творчестве писателя [2, с. 29]. В статье «Валентин Распутин и традиции русской нравственной философии» А. А. Корольков рассматривает Валентина Распутина как наследника философии Гоголя и Достоевского, традиций православной этики. В эту традицию автор включает также подвижническую деятельность писателя в сохранении русской культуры. Интерес А. А. Королькова к связям творчества Валентина Распутина с русской религиозной философской мыслью укрепляет новую тенденцию в распутиноведении, представленную работами А. Г. Гачевой, А. П. Козырева, А.А. Тесли и других.

Книга отмечает важнейшие вехи духовного пути писателя. В первую очередь, известное малому кругу людей крещение писателя в г. Ельце 22 сентября 1980 года после празднования 600-летия Куликовской битвы. Об этом очерк «Крещение как духовное преображение». Поездка в Тобольск 2002 года с целью передать Тобольской и Тюменской епархии старинную икону святого Иоанна Тобольского описана в очерке «Вершина Сибири». Важной страницей в духовной биографии писателя является организация в Иркутске и Иркутской области Дней русской духовности и культуры «Сияние России». В другом очерке «Утрачена ли ранняя повесть Распутина о любви?» говорится о неопубликованной повести Валентина Распутина. Дается биографический контекст ее создания, тем самым предлагается материал для размышления, научных поисков и обобщений.

Целостность содержания книги обусловлена позицией собирания знаков внутренней жизни писателя, отражающих путь духовных обретений. И логично, что центральной в книге является личность Валентина Распутина. В бытовых деталях, житейских ситуациях, разговорах раскрывается душа писателя, его действующая и действенная нравственная философия. Невидимые большинству людей, непубличные особенности характера писателя могут помочь исследователю в постижении его творчества. Следует признать, что полнота раскрытия души писателя возникает благодаря личности автора книги, что отчетливо проявляется в тональности и доверительности писем.

В разделе «Письма Валентина Распутина» опубликованы сорок три послания, адресованные А. А. Королькову в период с 7 ноября 1985 года по 9 ноября 2012 года. Интересные биографические факты обнаруживаются в «Предуведомлении к письмам»: история дружеских отношений В. Г. Распутина и А. А. Королькова, сближение их семей, подробности личных и семейных встреч, детали домашнего уклада писателя, его привычки, описание библиотеки, помощь Светланы Ивановны Распутиной в работе мужа, его садово-огородная увлеченность. Здесь же упоминается о прототипе главного героя рассказа «Век живи – век люби». Развернутые комментарии к письмам воссоздают подробную биографическую канву их появления.

Письма Валентина Распутина открывают глубинные стороны души писателя, его «внутреннюю» жизнь: трепетное отношение к матери, заботу о близких и друзьях, совестливость, готовность помочь, постоянную загруженность делами других, любовь к жене Светлане и чувство потери себя после ухода ее из жизни, страдания от болезней, молитвы писателя, душевную боль. В них обнаруживается объяснение своей неловкости и молчаливости: «Я готов раскрыться и вывернуться почти наизнанку, но делать этого я не умею; моя искренность искренна, но неловка. Я разговариваю и понимаю больше чувством, и в этом смысле мне казалось, что мы сказали друг другу многое» [2, с. 203]. Можно согласиться с автором книги в том, что письма ценны «исповедальными, почти молитвенными обращениями» [2, с. 189]. Искренние, доверительные признания Валентина Распутина в письмах имеют статус документа и неоценимы в развитии распутиноведения. Они дают дополнительный материал о поездках писателя, в том числе заграничных, о привязанности его к Иркутску и родной деревне, о жизни в Москве. Важно отметить, что объем эпистолярного наследия Валентина Распутина на данный момент трудно представить, так как письма рассредоточены по всему миру, и многие открытия, извлеченные из них, еще впереди.

Книга А.А. Королькова является ценным источником биографической информации о личных и творческих связях Валентина Распутина с Василием Беловым, Виктором Астафьевым, Федором Абрамовым, Леонидом Бородиным, Владимиром Крупиным и многими другими русскими писателями, а также с Валентином Курбатовым, Владиславом Чернушенко, Георгием Свиридовым, Валерием Гаврилиным, Анатолием Пантелеевым. Книга содержит информацию о встречах Валентина Распутина с американским профессором и переводчиком Джерри Майкельсоном. В ней обозначены соответствия с фактами из других воспоминаний, например из воспоминаний А. С. Гурулева, давнего друга В.Г. Распутина [1].

Книга проиллюстрирована редкими, ранее не публиковавшимися фотографиями из семейного архива автора. Владея писательским словом, А. А. Корольков выразительно и увлекательно сообщает о многочисленных событиях, поездках, встречах, разговорах, сохраняя научную достоверность описанного. Для распутиноведов и исследователей новейшей русской литературы книга А.А. Королькова является, безусловно, необходимым научным источником.

Валентина Яковлевна Иванова,
кандидат филологических наук, кандидат культурологии, доцент кафедры новейшей русской литературы Иркутского государственного университета

Журнал «Вестник Вологодского государственного университета». Серия: Исторические и филологические науки». 2019. №1 (12). С.114-115

Литература

1. Гурулев, А. С. Остановиться… и оглянуться. Воспоминания о Распутине / А.С. Гурулев. – Иркутск: Сибирь, 2017. – 192 с.

2. Корольков, А. А. Нравственная философия Валентина Распутина. Очерки. Письма. Дневники / А.А. Корольков. – Санкт-Петербург: Росток, 2018. – 272 с.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок