Выход клирика «заштат» означает, что по болезни или старости клирик (священник и диакон) не может больше служить и уходит «на покой». Понятие «заштат» можно бы заменить словом «уход на пенсию» по старости и болезни, если бы РПЦ МП платила пенсию старым и больным клирикам. Теперь возникает новое понимание термина «заштат»: уволенному «заштат» клирику не позволяют служить, а на практике он не сможет в своей епархии даже причащаться, как священник.
Практика исполнения отождествляет запрет в священнослужении и увольнение «заштат».
Увольнение «заштат» священника и архиерея приобрело разный смысл.
Устав РПЦ заботливо определяет статус архиерея, уделяет внимание его правам , административной и судебной власти, обеспечивает его материальное содержание. Когда епископ достигает 75 лет, он пишет прошение о «почислении на покой». Священный синод рассматривает прошение и увольняет от дел и служения «заштат» или просит продолжить служение на кафедре. В прежнее время заштатного епископа направляли в монастырь, где он доживал свои дни, совершая богослужение, по мере сил, и пользуясь заботами монашеской братии. Отправляя епископа заштат в наши дни, Устав РПЦ определяет ему пенсию в качестве пожизненного содержания. Каждый епископ заранее отстраивает для себя коттедж, пока служит, и его доходы не ограничены. Редкие епископы в наши дни соглашаются провести остаток своей жизни в монастыре, подобно опальному архиепископу Ермогену, проведшему в монастыре последние 20 лет жизни.
В гл. 10 Устава РПЦ Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи.
Статья 24 «предоставляет право» на многократный отпуск в течение года без разрешения и по разрешению Высшей церковной власти.
Статья 25 «назначает архиерейскую пенсию» в дополнение к государственной.
Статья 26 оговаривает время и условия выхода епископа «на покой».
О служении клириков Устав РПЦ говорит мало и не наделяет их правами. Клирики несут обязанности, а когда становятся немощными, РПЦ отправляет их «на покой», возлагая уход на родственников, а денежное содержание на государство. РПЦ не берёт заботу и расходы на заштатных клириков: «с глаз долой, из сердца вон». В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам участвовать в литургической жизни по мере старческих сил. Они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, читали записки, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали. Выход на пенсию осуществлялся по личному прошению, когда священник ослабел и не может нести полноценную нагрузку в приходе. Теперь увольнение «заштат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении.
Устав РПЦ лишил клириков социальных гарантий, сбросив с церковных плеч бремя старости… Человек ценен, если он епископ и неценен, если он клирик.
Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл: не упоминает о болезни, инвалидности и заштатной судьбе стариков. Время ухода «заштат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым – уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «заштат».
Заштатному клирику Устав не уделил ни слова. Право священнодействовать и причащаться не гарантировано. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Утрачен святоотеческий принцип: «Не малый грех для нас лишать епископства, кто благочестиво и непорочно приносили дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» (Св. Климент Римский. «1 Посл. к Коринф.» XLIV,4-5). Увы, святитель Климент! Нас лишают сана за то, что мы слишком долго несли своё служение и состарились.
Синод ужесточил положение заштатных клириков решением от 22.03.11 г., ограничив право на служение в своей и в чужой епархии. Архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Стёрто различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками.
Священник Павел Адельгейм
7 июня 2011
https://adelgeim.livejournal.com
Вечная память отцу Павлу Адельгейму.
Жизнь прожить—не поле перейти.
Жизнь моя! Как будто и не жил!
Что-то я сегодня загрустил,
Стоя одиноко у межи.
Был я никудышным ходоком,
Падал, разбивался, ковылял,
Не припомню дня без спотыков,
Но одним доволен—не вихлял.
Никого локтями не толкал
И не урывал кусок большой.
Да и что от этого куска,
Если все окончится межой?
Не скакал на белом скакуне
И не красил клячи в белый цвет.
Я любил при полной тишине
Радоваться молниям комет.
Отходил, отпадал, отследил.
Поле Жизни, я не твой, прости…
А лазурь такая впереди,
Что не жаль прошедшего пути.
Иеромонах Роман
Избранное.
16 января 1996 год.
скит Ветрово
Отец Роман, это стихотворение знаю наизусть, очень часто повторю. Благодарю за Ваши стихи.
Были случаи применения?
Александр, были. Отец Роман «Не сообразуйтесь веку сему», прочитала на сайте Ветрово.