col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Райские яблочки

Яблоки под снегом. Фотография автора

Новый учебный год для студентов во времена моей молодости традиционно начинался с уборки всего, что смогли вырастить на колхозных полях, но не могли убрать без помощи многочисленных горожан малочисленные жители деревни. И потому свежим сентябрьским утром будущие художники и не художники оказались за городом на широком свекловичном поле, где в едином порыве устремились на свёклу, вырывая её из стройных рядов и сбрасывая в кучи. Через несколько часов усердного труда творческая молодёжь завершила свой рабочий день.

Давно сказано: трудящийся достоин пропитания. И в подтверждение этих слов кое-кто вынул из карманов предусмотрительно приготовленные дома бутерброды. Карманы, конечно, были у всех, и всем очень хотелось хоть чем-то подкрепиться, но, увы, не все оказались предусмотрительными! А кто из нас мог предположить, что вместо картофельного поля, где можно было вдоволь поесть печёной картошки, мы будем заниматься уборкой свёклы?.. Конечно, самые практичные — именно они приехали с бутербродами. А среди тех, кто поступил опрометчиво и приехал с пустыми карманами, быстро зрел голодный протест, при котором даже неспелые яблоки представляются райскими яблочками.

Но зачем всё усложнять, если в трёхстах метрах — огромный фруктовый сад. И вот уже через несколько минут человек семь-восемь оказываются в саду. Не знаю почему, но перед садом я остановился и решил подождать ушедших. Впрочем, совсем скоро они вернулись в сопровождении незнакомца с огромной овчаркой на поводке. Пытаюсь понять, что произошло — и тут же оказываюсь в общей толпе. Возражения и объяснения конвоем отвергались напрочь, а попытку неповиновения одного из задержанных овчарка пресекла сразу, оставив на его ноге глубокие следы от клыков. Меры принуждения подействовали, и, пройдя сотню метров, мы остановились у вагончика, где нас встретили ещё два сторожа, женщина и несколько цепных четвероногих. Дерзкое вторжение студентов в размеренную жизнь на территории сада взбесило обитателей временного жилища, и пленникам было поставлено условие: каждый получает по три «горячих» и только после этого — они свободны. Три «горячих» — это три удара сложенным вдвое гидравлическим шлангом с металлической оплёткой внутри. Самый младший из нас, которому едва исполнилось шестнадцать лет, истошно кричал: «Дяденька, простите — я больше не буду!». Но кто его слушал?.. Исполнитель наказания отличался от овчарки лишь тем, что не имел хвоста и ходил на двух лапах. Он был суров и непреклонен в желании провести воспитательный процесс: уроженцы Западной Украины (как потом мы узнали), видимо, не хотели упускать возможность выразить москалям свои давние горячие чувства. И передача братских чувств состоялась: восторг был настолько сильным, что не помню, куда делась моя душа: то ли ушла в землю через пятки, то ли выскочила через горло в небо!

Зато хорошо помню — обратная дорога оказалась намного приятней и интересней, потому как бурно обсуждались самые разнообразные способы наказания обидчиков, предлагались различные варианты заявлений и обращений в правоохранительные органы и письма в редакции газет; но чем дальше мы уходили от места нашего унижения, тем слабее звучали возмущённые голоса, а потом и вовсе послышался смех и подтрунивание друг над другом. Молодость взяла своё! К тому же все, кроме меня, из сада вышли с яблоками.

Много лет прошло с того дня, как мы вкусили «райских» яблочек. Уже стёрлись из памяти подробности общего унижения и лица охранников, забылись обиды и огорчения, забыт даже вкус тех ещё не совсем зрелых плодов, которыми поделились со мной товарищи по несчастью. Давно ушёл от нас свежий осенний день на широком свекловичном поле. Не только день — молодость ушла. Всё ушло, но вот послевкусие осталось.

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
27 декабря 2023

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок