Письмо второе
Мир вашим домам и сердцам!
Пишу обеим сразу. Было бы наивно что-то доказывать и убеждать, этим занимаются и православные, и протестантские богословы на кому-то нужных конференциях: там они осыпают друг друга цитатами, именами, но что-то ни один протестантский богослов не вернулся в свои края православным. Поэтому коснусь только основного, что вас смущает.
1. В Послании к Эфесянам Апостол Павел вообще называет идолослужителем любостяжателя (гл. 5, ст. 5 ). Так что идолослужителей хватает в любой конфессии. Но у нас речь об иконах. Советую достать книгу Валерия Лепахина «Икона и иконичность». Вот что он пишет: «Обычно иконоборцы указывают на вторую заповедь Моисееву: Не сотвори себе кумира и всякого подобия (Исх. 20:4). Но этот запрет носит не абсолютный, а относительный характер: запрещаются не изображения вообще, а лишь изображения ложных богов, бездушных идолов, которым покланялись как богам вместо того, чтобы служить единому невидимому Богу. Условность и ограниченность этого запрета подтверждается и тем, что для Ковчега Завета Господь повелел Моисею изготовить изображения: и сотвориши два херувима злата изваянна (Исх. 25:18)». А от себя добавлю: если понимать запрет абсолютно, то нужно сжечь все фотографии – родителей, детей, знакомых, да и свои — с документов, паспорта: чем это не кумиры и не всякое подобие? И потом, дети — не Ваше ли подобие? Зачем их сотворили? И что с ними теперь — на гильотину? Видите, до какого безумия можно дойти, упершись в букву?
«Второе возражение иконоборцев: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1:18). Так и было до Боговоплощения. А после Явления Сына Божия мы изображаем и Его, и Богородицу, и святых. Следует различать богопоклонение (служение или служебное поклонение), которое подобает единому Божескому существу, и почитание (или почитательное поклонение), подобающее изображению Креста, Святому Евангелию и прочим святыням. Движущей силой иконопочитания является любовь — любовь к Богу и Его святым, любовь к Первообразу и образу Божию, воссиявшему во святых Его. Ибо что мы целуем, то и любим, тому кланяемся, а что любим и чему кланяемся, то, конечно, целуем». По большому счету, иконоборчество — ересь иудействующих. Те пакостили и галатам, и коринфянам (в Посланиях Апостол Павел очень четко указал на врагов христианства), — всей Церкви. И такую имели власть, что даже Апостол Пётр пошел у них на поводу, а Апостол Варнава заразился его лицемерием. И если бы не Апостол Павел, сейчас бы все христиане жили под игом закона, обрезываясь, следуя раввинским заморочкам — утонули бы в жидовстве (что ныне и происходит во всем мiре — в политике, в искусстве, в литературе, в кино и телевидении. Православие еще противостоит, чем и вызывает лютую ненависть (вышел учебник по Закону Божьему, так иудеи подали в суд на автора за вопрос — за что иудеи распяли Христа? Мол, это оскорбляет их религиозное чувство. Зачем же болезненно ранимые предавали на Распятие Спасителя?), а католики уже пошли на поводу у жидовствующих, приняли постановление, что евреи не виновны в смерти Христа. Не удивлюсь, если современная «наука» станет доказывать, что распинали белорусы, рускiе, сербы).
2. О Крещении младенцев. Кого же крестил Апостол Пётр у Корнилия? Написано — весь дом. А какой дом без детей? Не сказано же — весь дом, кроме детей. И в шестой главе Послания к Ефесянам Апостол Павел убеждает детей повиноваться своим родителям в Господе (ст. 1-3), значит, те уже знали Христа, а как они могли знать Его без Крещения? А обрезание в Ветхом Завете? Не младенцев ли приносили? А ведь Авраам обрезал Исаака в знак завета, договора с Богом. Какой же завет может заключать младенец? И, тем не менее, в Ветхом Завете не взрослых приводили обрезываться, а приносили младенцев. И Иоанна Крестителя, и Самого Спасителя принесли на восьмой день. Тогда же и нарекали имя. И в православном требнике есть молитва о наречении имени в восьмой день.
3. Схематическая история христианства основана на письменных свидетельствах, на фактах, а не на Церковном Предании. Было бы неразумно приводить что-то из Предания тому, кто Предание отрицает. Чтобы не быть голословным, высылаю отрывок из послания Климента, епископа Римского, авторитет которого признают и протестантские богословы. Как раз о рукоположении, то, что смущает Л.. Цитирую её письмо: «Сама мысль, что прикосновение от Апостолов пришло до наших дней, это красиво…» (Красота без Правды — это горькая пилюля в сладкой оболочке, такие красивости нам не нужны.) «…Зная историю Православия, особенно в советское время, я не верю, что рукополагались всегда достойные и „настоящие” служители и что эта нить не потеряна». (Все мы люди, и уж никак не могу считать себя достойным и настоящим — Господи, Ты пришел в мiр грешные спасти, от них же первый есмь аз, — сказал о себе Апостол Павел. А мы вообще как те консервные банки и склянки, которые отражают солнце. Нить же отслеживается в письменных документах. Меня рукоположили — дали справку, кто, когда и где рукополагал. Если и были какие самозванцы, то их быстро вычисляли и изгоняли. В советский период существовала так называемая катакомбная церковь. Вот там, в самом деле, трудно было разобраться, кто, когда, кого рукополагал. Поэтому во избежание недоразумений Святая Православная Церковь не имела канонического общения с ними.) «НО. Даже если это было бы правдой (а доказать и ручаться за людей невозможно, да еще на протяжении двадцати веков!), то разве это имеет значение? Это очень важный для меня вопрос». (Совсем меня запутали: как не имеющее никакого значения может быть очень важным? И как правда может не иметь значения?)
«…Имеет ли значение то, что так ценно в глазах православных, если об этом нет указания (четкого, ясного, прямого) в Библии». О, если бы имело право на существование только то, о чем четко, ясно и прямо указано в Библии, тогда нам следовало бы собрать те же Библии, на которые ссылаемся, и устроить огромный костер, так как они выпущены книгопечатными машинами, о которых в Библии совсем ничего не сказано, не только — четко, ясно и прямо. А если бы существовало только то, о чем упоминает Библия, то Вы бы сейчас не ездили на машине, а держали на балконе осла, чтобы добираться на работу, и вставали бы не по будильнику, а по петушиному воплю из ванной. И носили бы зимой не сапожки, а сандалии. Ничего, что мороз и сугробы, мы ж за Библию! Что ж не живете по-библейски? И потом, как сказать четко, ясно и прямо тому, у кого мозги набекрень? Как ему четко и ясно ни говори — поймет по-своему, перекосит. Ведь кому давались Заповеди? Праведникам? Так если они праведники без Заповедей — зачем Заповеди? А если грешники, то как они поймут четко, ясно и прямо помутненным грехами разумом? Вот и приноравливался Ветхий Завет к человеческой немощи и скудости. Разве нужно не творящим кумира говорить — не сотвори себе кумира, почитающим родителей — чти отца и мать? И разве Писание могло, не обобщая, конкретно, охватить все стороны современной жизни, все секты, все ереси, все человеческие лжемудрования? Что ж низводить Божие Откровение до уровня цитатника? Писание — это Слово Божие о Самом Себе, о Спасении желающих спастись, а уж каждый человек должен рассматривать свою жизнь в Божественном Свете, освящая Им свою действительность. Не знаю, что имеете в виду, говоря о ценности в глазах Православных. Все Православные догматы основаны на Священном Писании, все Таинства существуют или как Первообразы ветхозаветных прообразов, или же установлены в Новом Завете Самим Господом. И даже церковное богослужение имеет истоки в Ветхом Завете. А так как Дух неугасим, то к ветхозаветным псалмам со временем были присоединены и творения новозаветных песнотворцев. И Вечерня, и Утреня нужны для подъятия и укрепления молитвенного духа человека. Без них бы не было и старца Силуана, и его чудной книги — плода Православного Богослужения, плода Православной Церкви. И здесь хочу привести слова одного заключенного: «Простите за неожиданное письмо от незнакомого человека, да и виноватого пред Вами за высокомерие фарисейское, по первости лжеблагочестие, голодное, как пес, бросалось на Ваши песни, за то, что другие любят. Сейчас слушаю Ваши песни и понимаю отличие от просто песней тех же протестантов. Внутренне понимаю, а объяснить никому не могу». В связи с этим вспомнил, как давно еще услышал по радио песню то ли пятидесятников, то ли еще кого. Очень она меня развеселила: солист поет нежносладким голосом — «Тополиный пух над землей плывет» (хор — воздыхает очень проникновенно: «Он плывет»), солист — «Почему же ты не идешь к Христу?» (хор — грустно-увядающе: «Не идешь»). Логика по своей убедительности потрясающая: почему ты не идешь к Христу, ведь пух тополиный плывет! Ах, если бы во времена апостольские росли там тополя! То-то бы им была подмога! Вот эту разницу и почувствовал простой заключённый. Этот православный дух и Вы почувствовали в писаниях старца Силуана, и не просто почувствовали, а приняли, как свое родное, и это важнее всех богословских аргументов, ибо, если сердце не примет, то ум отыщет сотни контраргументов. Поэтому внимайте своему сердцу, оно приведет к Истине, Дух Которой уже приняли. А обрядовая сторона — не самое главное.
4. О «помазанниках». Один чуть было не привел Вас к гибели. Нужно быть очень осторожным, сейчас век прелести, дудят, кто во что горазд. Жизнь учит мудрости. Если мне укажут на великого подвижника-старца и на пьяницу попа и спросят, чьему совету нужно следовать, — иногда посоветую послушаться горького пьяницу, а не «великого подвижника». В каком случае? Когда «великий подвижник» понесет отсебятину, а пьяница сошлется на Учение святых отцов, Церкви. Такое уже было — моя знакомая стала восхвалять одного протоиерея за его великое воздержание, мол, даже на Пасху ему готовят постный кулич. Я сказал, что этого подвижника нужно извергать из сана за нарушение Соборных постановлений, которые запрещают поститься на Святую Пасху. Вот вам и подвиги, вот вам и великий подвижник.
О своих «немощах» мог говорить и хвалиться Апостол. Я же свое место знаю, потому умолчу. Скажу только, что пока закрылся, никого не принимаю. Сколько это продлится — вопрос и для меня. Но приезжать ко мне не нужно. Есть книги, есть Храмы, есть монастыри — есть куда ехать и идти. А с наставниками будьте осторожны, особенно с теми, кто любит набирать себе чад: вместо указателя можете нарваться на шлагбаум. Совершенных духовных руководителей почти не осталось, не отношу и себя к таковым, почему и закрылся от всех, чтобы научиться хотя бы не вредить. И чем больше сижу один, тем больше вижу свою гниль и гной, тем больше поражаюсь Милосердию Божию, Которое да будет с вами. Аминь.
На этом заканчиваю свое последнее письмо: за Л. уже не переживаю, она приняла Дух Православия, а это главное. Если смирится — поймет и увидит больше. А во мне нужды уже нет, да особо и не было. Оставайтесь, хранимые Богом. М., поздравляю Вас с наступающими Праздниками и Праздником праздников — Святой Христовой Пасхой! Л. кланяюсь (не как идолу, а как несущей в себе образ Божий!). Блаженны жаждущие Правды, яко тии насытятся (если окольные пути не вымотают).
Иеромонах Роман
16 марта 2004
Скит Ветрово
С Праздником ! Спаси Господи .
Как же хорошо на вопросы ответил батюшка! Доходчиво. Храни его Господь!
Господи, Иисусе Христе ,Сыне Божий ,помилуй мя грешную рабу Твою , чтобы эти письма отца Романа прочитала и моя дочь…
«Жизнь учит мудрости. Писание — это Слово Божие о Самом Себе, о Спасении желающих спастись», — добрейшее определение для нас не разумеющих правильно. И Вечерня, и Утреня нужны для подъятия и укрепления молитвенного духа человека (иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) (16 марта 2004. Скит Ветрово).
Знаем, что «революционная идеология ушла от разоблачения, от обнажения постыдных дел и сокровенных мыслей её проводников. Ей была дана лишь поверхностная критика без осознания глубины греха и без молитв о помиловании, короче, без обращения ко Христу Богу, чем, собственно, и должно заканчиваться истинное покаяние» (Георгий Селин, иерей (17.04.2022 в 21:30). МО. Важное примечание).