col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Вечный огонь Божественной любви

Опыт теодицеи

Не ра­зу­мом, но ве­рой по­зна­ют­ся Бо­го­от­кро­вен­ные ис­ти­ны. Ис­тин­но, ис­тин­но го­во­рю вам: ве­ру­ю­щий в Ме­ня име­ет жизнь веч­ную. Я есмь хлеб жиз­ни (Ин. 6: 47-48). Всё ре­ша­ет ве­ра. Но то­гда воз­ни­ка­ет во­прос: за­чем че­ло­ве­ку ра­зум? Мне ду­ма­ет­ся, Бог дал лю­дям ра­зум по по­сло­ви­це: «чем бы ди­тя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло». И носимся мы с этим разумом, желая с его помощью всё объяснить. Несчастные. Впрочем, понять людей можно. Даже после грехопадения человеческий разум сохранил в себе остатки той силы, которую имел Адам в раю, когда, называя животных, получал над ними власть. Ради этой власти трудится наш ум, потому что, объясняя что-либо, мы получаем власть над тем, что объяснили. Однако несоизмеримо бо́льшую власть даёт человеку вера. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Однако принять что-либо на веру, это и значит смириться разумом.

Причта о богаче и Лазаре ― не притча. Во всяком случае, в Евангелии она не названа притчей. Согласно «Полному церковно-славянскому словарю» протоиерея Григория Дьяченко, притча это «мудрое изречение, загадка, пословица, пророчество, образ, прообразование». Иными словами, причта ― это то, чего не было в действительности, вернее, если и было, то не так, как это рассказывается в притче, но как-то иначе. Но неужели рассказ, который мы читаем в конце 16-ой главы Евангелия от Луки, не происходил в действительности? Неужели Господь не Сам слышал слова Авраама, сказанные богачу, но придумал их за него? Неужели не присноживущий патриарх Авраам, имя которого Бог взял для Своей, простите, персонификации[1]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3: 6), описан в конце 16-ой главы Евангелия от Луки? Неужели при́точный, то есть воображаемый Господом Авраам отвечает богачу? На мой взгляд, нет. Этот рассказ Господа не притча, это именно то, о чём Он говорит иудеям: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин. 8: 38).

На что я обратил внимание в этом рассказе Господа? Патриарх Авраам видит мучающегося в аду богача, и что? Переживает за несчастного? Сострадает ему? Негодует на немилосердие Божие? Ничего подобного. Он воспринимает муки богача как должное. Более того, на просьбу богача о помощи, Авраам прежде говорит ему, что он получил то, что заслужил, а потом уже называет причину, по которой он, Авраам, даже если бы и захотел помочь богачу, то не смог бы этого сделать, потому что между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16: 26). Мне кажется, что любой человек на месте Авраама поспешил бы оправдаться в своих глазах и чужих и первым делом назвал бы причину, по которой не может помочь, а потом стал бы говорить все другие слова. Авраам поступает наоборот. Прежде держит суровую речь, которая не только не утешает, но ещё более огорчает богача: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь ― злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16: 25), и потом уже говорит, что в любом случае не может ничего сделать, потому что сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть. О чём свидетельствует этот факт? О том, что Авраам не только целиком на стороне Бога, но даже прежде Бога поступил бы так, как поступил по отношению к богачу Бог Отец, т.е. наказал бы его.

Далее. Как воспринимать именование богача чадом? Не звучит ли оно, мягко говоря, неуместно в устах Авраама в этих обстоятельствах? Чадо мучается в нестерпимых муках, а отец не только спокойно взирает на них, но вдобавок к ним доказывает мучимому, что так должно быть. Можно, конечно, предположить, что праотец Авраам называет богача чадом в ответ на его обращение к себе «отче»: «отче Аврааме! помилуй мя…», и зовёт так Авраама в надежде умилостивления. «Я тебе не отец», ― разве не мог сказать Авраам? Но он зовёт богача чадом. Зачем? Чтобы горшим был отказ? Ибо, рассуждая по-человечески, если назвал чадом, значит, признаёшь себя отцом, значит помоги. А если не желаешь помочь, так не называйся отцом, чтобы не так тяжело было твоему чаду получить отказ.

Умерший молил: отче Аврааме! умилосердись надо мною…, и что услышал в ответ? Отказ. А как же тогда наши молитвы об усопших? Как наши прошения о милости к ним? Неужели они тоже возвращаются к нам неисполненными, только мы, в отличие от богача, отказов не слышим? Не могу, говорит Авраам, даже если бы и захотел, тебе помочь, потому что между нами и вами утверждена великая пропасть… Короче, чем больше думаешь над этим Евангельским рассказом, который Сын видел у Отца, тем больше возникает недоумений. Где тут благая весть? Где любовь? Где христианство? Где самопожертвование? Так люди со своими детьми не поступают, как Бог поступает с грешниками. Обречь ребёнка, как заклятого врага, на мучения…

Однако думай не думай, гадай не гадай, Авраам есть отец всем нам (Рим. 4: 16), верующим, и, стало быть, его пример есть пример для подражания. В ответе Авраама богачу содержится примерный ответ, который мы услышим от наших родных, когда обратимся к ним за помощью, если, не дай Бог, случится и нам оказаться рядом с богачом. Ответ Авраама нечестивому богачу ― это ответ наших святых родственников, сподобившихся возлечь на Авраамовом лоне в Небесном Царстве: между нами и вами утверждена великая пропасть… Но как же так? Как они могут спокойно почивать и наслаждаться в то время, когда мы мучимся и страдаем? Где их сострадание и любовь?!

Же́стоко есть слово сие: и кто может его послушати? (Ин. 6: 60). Эти слова сказали многие из учеников Христа после того, как Он открыл им учение о вкушении Своих Тела и Крови. Же́стоко есть слово о богаче и Лазаре, и кто может его послушать? Но слушать надо, и реагировать на него тоже как-то надо. Поэтому, чтобы легче принималось слово о богаче и Лазаре, можно назвать его притчей, как многие из христиан, имею в виду протестантов и прочих, называющих образными слова Христовы: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6: 54), не принимая их буквально.

Что же делать? Назвать притчей ― прельстительно, принять буквально ― жестоко. Примирить рассказ о богаче и Лазаре с чувствительной христианской совестью помогает святитель Иоанн Златоуст. Читайте Златоуста, христиане, и ваши души успокоятся.

Златоуст: «Там не так, как здесь: для облегчения бедствия твоего не принесут тебе ― один серебра, другой пищи, иной утешительного и отрадного слова; там все будут чужие. Даже и Ной, Иов и Даниил, хотя бы увидели кого из своих родных страдающими, не согласятся тогда ходатайствовать за несчастных. Тогда отнимется у нас всякое сострадание, свойственное теперь природе нашей. Так как благочестивые родители порой имеют нечестивых детей, и благочестивые дети нечестивых родителей, то, чтобы радость праведников всегда была чистая и чтобы наслаждающие благами не возмущались состраданием, ― для этого, повторяю, и само сострадание отнимется, и они вместе с Владыкой воспылают гневом даже против единокровных своих» (Толкование на 2-е Послание к Коринфянам, беседа X).

Наша природа будет изменена Богом в восьмом дне творения. Как сотворил Он нас такими, а не иными для жизни временной, так пересотворит нас иными для жизни вечной. Его Божие право. И кто Его оспорит? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9: 20). И, пожалуйста, оставьте на совести Бога Его решения. Нам за Его решения не отвечать. Если Он сказал, что мучение грешников будет вечным, значит, оно будет вечным.

Попытки словесные оправдания Бога называются в богословии теодицеей. И данный опыт примирения Божьего человеколюбия с уготованной Им грешникам геенны огненной я хочу закончить словами великого церковного учителя Иоанна Златоуста. Не своими домыслами, которые я изложил выше, и которые могут показаться соблазнительными (хотя они мне представляются более побуждающими к размышлению, чем просто соблазнительными), но словами святителя.

Златоуст: «Обрати внимание на непостоянство в суждениях большинства людей. Здесь жалуются на Бога, что Он часто бывает долготерпелив и равнодушно взирает на то, что многие злодеи, распутники, притеснители остаются без наказания; там опять горько и сильно ропщут на то, что Бог угрожает им наказанием, хотя, конечно, если последнее огорчает их, то первое следовало бы восхвалить и одобрить. О, безумие! О, скотское и ослиное рассуждение! О, грехолюбивая и преданная пороку душа! Ведь все эти суждения происходят от любви к удовольствиям, а если бы рассуждающие таким образом захотели прилепиться к добродетели, то они скоро убедились бы в геенне и не стали бы более сомневаться. /…/ На том основании, что Бог не всех наказывает здесь, ты не должен не верить будущим наказаниям; ведь Он человеколюбив и долготерпелив, потому угрожает и не тотчас ввергает в геенну. Не хощу смерти грешника (Иез. 18: 32), говорит Он. А если нет смерти для грешника, то это напрасно сказано. Знаю, что для вас всего неприятнее речь о геенне, но для меня нет ничего приятнее этого. О, если бы вы и за обедом, и за ужином, и в бане ― везде беседовали о геенне! Тогда мы не сетовали бы на настоящие бедствия и не услаждались бы земными благами. Да и что ты назовёшь несчастьем: нищету, болезнь, плен, лишение членов тела? Всё это достойно смеха в сравнении с будущим наказанием. Хотя бы указал мне на томящихся всегда от голода, на лишённых зрения с младенчества, на живущих нищенством, ― и это ничего не значит в сравнении с будущим мучением. Поэтому будем непрестанно говорить о геенне, память о которой не допустит нас впасть в неё.

Для чего же Христос сказал: земли Содомстей отраднее будет в день судный (Мф. 11: 24)? Итак, зачем ты шутишь тем, чем шутить не должно? Зачем ты обманываешь самого себя и вводишь в заблуждение душу свою? Зачем борешься против Божия человеколюбия? Бог уготовал геенну и угрожает ею для того именно, чтобы мы, сделавшись от страха лучше, не впали в неё. Таким образом, кто не позволяет говорить о геенне, тот незаметно делает не что иное, как этим обманом толкает и ввергает другого в геенну» (т. 9, с.885-886).

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
17 декабря 2022

[1] Не говорю «для идентификации», потому что данное слово ― лукаво. Почему? Потому что выражение «быть идентифицированным», как кажется, означает «быть определённым и обособленным», но на самом деле слово «идентифицировать» в переводе на русский язык означает «отождествлять», «делать схожим». Принятый на XV Всемирном русском народном соборе документ называется «Базисные ценности ― основа общенациональной идентичности». Как понимать этот заголовок? То ли под словом «идентичность» предлагается понимать самобытность, то ли речь идёт о том, чтобы сделать все российские народы схожими? Базисные ценности ― основа общенациональной усреднённости. Так?

Заметки на полях

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    И Бог поступает так по справедливости уже без милосердия с оставшимися по себе в своей душе грешниками, т. е. нераскаянными людьми. И многие злодеи, распутники, притеснители остаются без наказания до поры, до времени в надежде на их вразумление во временной жизни земного пребвания.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок