col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Градусов. Что осталось от нашей соборности?

 

С Праздником, дорогие братья и сестры, с днем памяти Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских! По его молитвам и молитвам всех молящихся о нас да дарует нам Господь спасение.

В храмах наших Святой, Соборной и Апостольской церкви еще провозглашают радостно: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Но не только радость, но тоска и грусть переполняют сердце. Что осталось от нашей соборности? Что осталось у нас святого, куда мы все так стремительно идем, а возможно, уже и падаем?

Видим, что творится вокруг — на улице, в средствах массовой информации, да и в домах у нас с вами, считающих себя православными. Можно только поплакать словами покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу:

Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Господи, помилуй!

Но еще более печально и выбивает почву из-под ног то, с чем я сталкиваюсь как мирянин, и уверен, не я один.

Был я сегодня в одном храме в Ленобласти и даже пообщался с его настоятелем. Храм новый, идет еще строительство, и на службе в нем я был первый раз. Места много, Слава Богу! Теперь желающим участвовать в богослужении не нужно стоять на улице, как это было раньше: в воскресные и праздничные дни маленькая деревянная церковь не вмещала всех желающих.

Подходя к иконам на аналое, вижу, как тяжело из-за возраста, болезней, но очень благоговейно старенькая бабушка кладет поклоны и крестится. Понимаю, что у меня это получается как-то формально, и как будто я неудобно чувствую себя при этом.

Стоя на богослужении, замечаю, что в храме есть девушки с непокрытой головой, в брюках, а также девочки в джинсах, штанах. Как раз рядом со мной стоит папа с сыном лет восьми-девяти, а на руках у него маленькая девочка лет пяти, тоже в штанах — не в платье или юбке.

Стою и думаю: наверное, надо как-то сказать, ведь наверняка они пойдут ко Причастию. Понимаю, что нужно сказать с любовью, чтобы не обидеть, но сразу не нахожу нужных слов.

Немного смущаюсь из-за того, что некоторые священнослужители говорят в микрофон и это транслируется через динамики — приходят мысли о службе как о некоем шоу. Отгоняю их, думая: наверное, я неправ.

Люди собираются у Распятия на исповедь. Выходит настоятель и говорит с амвона хорошее слово о том, что желательно приходить на службу в субботу, чтобы правильно подготовиться ко Причастию Христовых Таин. И далее следует общая исповедь, которая практикуется здесь давно, в воскресные и праздничные дни. Хорошую оценку такой исповеди, на мой взгляд, дала одна старенькая бабушка, еще когда служба была в старом храме: «Это что же за исповедь такая?!»

И вот действительно: папа с двумя детьми, который был рядом со мной, встал в очередь к Чаше со Святыми Дарами. И мне приходит мысль: пойду возьму платок и предложу им вместо юбки, так как идут ко Причастию. Потом уже говорить будет нехорошо, а сейчас есть возможность предупредить. Оглядываюсь по сторонам в поисках, где лежат платки, и тут вижу девочку постарше, тоже в брюках, уже совсем рядом со священнослужителями и Святыми Дарами.

Понимаю, что неправильно будет одним дать платок, а другим нет, и решаю, что нужно обратиться по этому вопросу к настоятелю, ибо он наверняка сможет донести эту информацию лучше и до всех сразу. О том, как благоговейно надо подходить к Христовым Таинствам, дабы Причастие было нам во благо, а не во осуждение и погибель.

И вот после Крестного хода, когда целуют крест, я говорю настоятелю храма, что заметил в храме девушек и девочек в брюках.

— Да, да, — говорит настоятель, — это вопрос ко мне, всё правильно, я вам потом объясню.

Думаю — да, интрига, не ожидал я такого ответа, интересно, что батюшка скажет, как объяснит свою позицию.

Дождавшись того момента, когда настоятель стал выходить из храма, подхожу к нему, и тут на меня обрушивается тирада:

— А вы кто такой?! Как вы можете вообще такое говорить священнику, настоятелю храма! А с чего вдруг настоятель храма вам что-то должен объяснять?! Вы что, меня учить вздумали?! А вы что-нибудь тут сделали, чтоб такие вопросы задавать, хотя бы один гвоздь прибили?! Вот сначала что-то сделайте, узнайте, что к чему, а потом вопросы задавайте!

На что я, растерявшись, то ли вопросительно, то ли утвердительно смог только произнести: да. А батюшка договаривал это всё на ходу, быстро удаляясь от меня.

И шел я домой с поникшей головой, так как не впервые слышу слова, что не мое это дело. А как не мое?! Если я тоже, пусть и самая незначительная и малая, но часть Церкви Христовой.

И печально было мне. Мало того, что мы все в большинстве своем живем неправильно, но и пастыри, которые должны нас пасти, очевидно непристойные вещи считают нормой, а когда миряне обращают на это внимание, говорят, что они никто и не их это дело.

И как же нам тогда спасаться? Если нас, слепых, ведут такие же слепые.

И в эти мгновения понимаешь, как велика любовь и долготерпение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ко всем нам.

Ему же честь и слава во веки веков! Аминь!

Андрей Градусов
Сайт «Ветрово»
22 мая 2022

Заметки на полях

  • Псков

    Когда надвинулась горькая волна на тако верующих, святитель Тихон благословил всех христиан на катакомбы, вот потому то крепких, искренно верующих и переживающих людей в храмах редко встретишь. Отмалчиваться, не значит смиряться. То к чему призвал вас батюшка похоже на просьбу смиренничать, наша же задача быть войнами Христовым, не только внутри себя, но и помогать ближнему по аполстолу, будь то батюшка, ему тоже помощь нужна. Другое дело, что он не понес кроткую укоризну, то вы верно тихо понесли его. Помоги Господь, ведь священнослужители, как начальники, больше поддаются искушениям, а Иоанн Златоуст ещё в те то времена глядя на священнослужителей произнёс: «Не думаю, что среди священников много спасающихся, напротив — больше погибающих»… Хотелось бы отдельно сказать по поводу соборности, что она теперь уже невозможна, условия жизни не те, а потому лишь в Духе и Истине со всех краев земли собирутся на небе, но не в приходах, так как приходы раньше потому были крепкие,что крепкие были семьи и все были едино крестьянами, понимали друг друга, а сейчас семей нет, потому что крестьянство искоренили. Семьи в городах не могут родиться, он заточен на разобщенность,при видимой общности, но это обман, маска. В противном случае вы столкнетесь с человекоугодием, смиренничеством, льстивостью, так похожими на смирение,коих в приходах полным полно, будьте осторожны.

  • Спасибо за статью, как все это близко и понятно! Хочется, чтобы батюшки говорили о тех искушениях, которые горой возросли над нами! А именно : назначение замужней женщины ( по воле Божьей рожать детей, а не работать! Воспитывать детей по — христиански, а не приучать к экранам, развозить по бесконечным кружкам или сдавать в детский сад!!!) , О Необходимости ручного труда и отказе от существования в виртуальной реальности! ( Что, конечно, по возможности , нужно осуществить перебравшись жить за город, возделывая землю, как и повелел Господь!). Это Каин был лишен этого права в наказание, а мы считаем за гордость жить в городах, а не на Богом созданной и исполненной его благодати природе??? Все перемешалось! Пусть рассказывают о святых,о юродстве как подвиге и т д , пусть дают примеры, а не учат толерантности ( неосуждению, как они называют) ко всему мiрскому!!! Конечно, пусть обличают недостойную одежду женщин! Уже мусульманки и цыганки благочестивые русских православных женщин, ПОЗОР!!! А пастыри молчат!!!

  • Уфа

    Вера, я полностью с Вами согласен.

    Добавлю от себя — на пастырях колоссальная ответственность, а они молчат!!! Это преступно. Лично никого конкретно не обвиняю, пусть каждый пастырь сам спросит свою совесть — сделал ли он всё чтобы эту срашную ситуацию с антисемейным и антипраославным поведением как мужчин, так и женщин пресечь..

    P.S. А ещё позволю вставить пять копеек своего скромного мнения — именно женщины сплоховали. Не могу согласиться с теми, кто говорит, что и мужчины и женщины одинаково испортились. Может я не туда смотрю, или у меня что-то со зрением, но я вижу: отцы, мужья, сыновья, не жалея ни сил ни здоровья пашут на благо семьи, без отдыхов, без отпусков, с переработками — ползут, окровавленные, к одной цели — обеспечить семью, и героически гибнут в неравной борьбе с ополчившимся на семью Вавилоном. А дамы, милые наши дамы предали своих мужчин — не обязательно изменяя физически. Они погрязли в развлечениях и праздности — у них салоны, у них маникюрчик, у них их тело — их дело. И самая милая, самая православная женщина превращается в фурию, если сказать — может маникюр-то лишний? зачем тебе новый каждый месяц?

  • Андрей Градусов. Что осталось от нашей соборности? (22 мая 2022). … «очевидно непристойные вещи считают нормой»… И мне думается, что не в соборности тут дело, а в безразличие и чёрствости, которые сейчас стали на виду. Это само по себе представляется тяжким состоянием в нынешнее время.

  • Неман, Калининградской области.

    В воскресенье в храме поют «Христос Воскресе!» Утром в воскресенье не выходило из головы «общее дело». «Христос воскрес для всех. Для всех он открыл врата Своего Царствия. Всех Он призвал трудиться на общее дело: дело воскресения из мертвых. Потому слово «литургия» и значит по-гречески общее дело, так как через нее пролегает путь к этой общей цели, общему Воскресению» Протоиерей Георгий Бенигсен.

  • Псков

    Вере:»по воле Божьей рожать детей, а не работать! Воспитывать детей по — христиански, а не приучать к экранам, развозить по бесконечным кружкам или сдавать в детский сад»… Хочется добавить и в школу тоже… Многое нужно переосознать, чтобы прийти хоть к какому то здравому житию. Ведь время такое, что все корни подрублены, а страсти множаться, как на дрожжах во всем мире, трудно стало спасаться, но ищущему правды Его все под силу преодолеть, нам бы поменьше себя жалеть. Благодарим вас за отзыв, очень близко по духу, то о чем вы говорите.

  • — Господь ожидает нашего смирения перед Ним, перед Его святой волей и всеблагим Промыслом. Но это не означает, что мы должны быть терпимы ко злу, греху и неправде (общее духовное руководство).

  • Анна, при том , что мой муж учитель в школе, наш выбор — это семейное обучение. Да, мы тоже считаем, что с тем разрушительным действием на нравственность , которому ребенок подвергнется в школе, бороться будет почти бесполезно! Могу посоветовать вам книгу, которая меня на днях меня поразила! https://www.ozon.ru/product/hristianskoe-vospitanie-detey-protopresviter-a-zhelobovskiy-311820629/?_bctx=CAUQ0Mr1DQ&asb2=lrMTjFuQQV_8YeonV4qRZfYmXaCkeNRv5udi2NEa94nKxKlQcsA6SLP2dxNUDiCt&sh=rbOHz3WpEw ее автор прот. а. Желобовский часто сослуживал Иоанну Кронштадтскому, был первым протопресвитером военного и морского духовенства, написано в 1910 г. Теперь есть какой-то маячок, куда идти. Современность заменила понятие воспитания, понятием развития ( псевдоразвития, прошу заметить, т.к. все оно обычно происходит в искусственно созданной среде и лишь промежуток выделенного на него времени, а не естественно и постоянно), но многие родители и к банальному развитию уже не стремятся, ограничиваются нажатием на кнопку пульта и бесконечными покупками «для ребенка» ( для удовлетворения собственных страстей и уныния).

  • Ещё есть в продаже хорошее дореволюционное произведение «О воспитании девиц в духе истинно христианском»
    Иеромонаха Порфирия (Левашова). Может быть читатели сайта тоже что -нибудь порекомендует (не современное, а вечное) на эту тему))?

  • Псков

    Вера, из современного Илья Литвак аудио очень хорошие жития святых, есть у него и зарубежные сказки, но не очень, а жития все замечательные. Например «Казанская икона», ‘Ноев ковчег», «Вера маленького мальчика», полегче «кроткая овечка» и др. Благодарим вас за книгу, попробуем почитать.

  • Краснодар

    Детей лучше воспитывать собственным примером, а не на семейном или школьном обучении. Им жить в этом мире, они должны включать голову свою. Это не значит во все тяжкие, но значит, что каждая семья решает как лучше.
    А женщины должны быть красивы, радостны, потому что труд наш не легок. Почему то знаю массу примеров, когда мужчины не хотят брать ответственность за семью, женщина много работает.
    В связи с этим мысль такая, что смотреть каждому нужно на сердце, не терять радости, благодарить Бога за все и стараться молиться. По апостолу вобщем 🙂 и соборность приложится Бог даст. (у нас 7 детей)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок