col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Алексей Саков. «Царство Небесное силою берётся…»

Недавно мы опубликовали на сайте «Ветрово» два стихотворения московского поэта Алексея Сакова — «Огни зажгутся городские» и «Лица». Мысли и общий настрой этих произведений показались нам созвучными некоторым стихотворениям отца Романа. Оказалось, что у нас с Алексеем Саковым есть и другие точки соприкосновения: он интересуется святоотеческим наследием и стал автором-составителем книги «О духовной жизни, многозаботливости и молитве. По творениям святителя Феофана Затворника», вышедшей в 2019 году в православном издательстве «Зёрна». Алексей разрешил опубликовать на сайте «Ветрово» отрывки из этой книги, и сегодня мы хотим познакомить вас с первым из них.

…Сочетавшись с нашей свободной волей, призывающая благодать полагает начало новой, христианской жизни. Но как узнать, в чём она заключается и по каким законам протекает? Преосвященный Феофан определяет понятие духовной жизни, как постоянное памятование о Боге: «Надо довести сие до того, чтобы мысль о Боге сроднилась и срастворилась с умом и сердцем и с сознанием нашим. Чтобы утвердилась такая память и такая мысль, надо потрудиться над собою неленостно… ибо это и есть духовная жизнь»[1]. Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). И в первую очередь необходимо усилие, чтобы прогнать отлагательство. «Всякий говорит: ”Ещё успею”, — и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Итак, пришла благая мысль исправиться — ухватись за неё, займись тем, чего ради она послана к тебе; и с сею целью гони отлагательство»[2], — призывает святитель и на примере очнувшегося от сна человека переходит к описанию следующего искушения. «Подобно тому как пробудившийся, пока думает ещё только встать, всё в теле у него спокойно. Но лишь только положит он встать самим делом и мало напряжёт мышцы — все боли в теле, которые дотоле не беспокоили, теперь дают о себе знать и поднимают жалобы»[3]. Так начинают сопротивляться страсти взявшемуся за дело подвижнику. Среди всего многообразия страстей святитель Феофан выделяет 4 главных — это саможаление, чувственность, человекоугодие и пристрастие к земному. Остановимся коротко на каждой:

Саможалением является пагубная привычка уступать собственным прихотям и греховным желаниям. «Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем: жаль в чём-нибудь отказать себе, в чём-нибудь поперечить; не может одолеть себя, чтобы в чём-нибудь поднять на себя руку»[4].

Чувственность проявляется привязанностью к изысканным вещам, вкусной пище, питью, дорогой одежде, комфорту и удовольствиям. «И действительно, в грехолюбце качествует чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному, а всё чувственное так известно и так переиспытано»[5].

Человекоугодие поставляет нас в зависимость от общественного мнения, вынуждая стыдиться добра и правды перед лицом окружающих. «Живёт обычно человек этою ненарушимостью заведённого вокруг порядка или установившихся отношений, оттого робеет поколебать их и для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор, не уважить, войти в неприятности»[6].

Наконец, пристрастие к земному сопряжено с притуплением веры в будущую жизнь, когда вечность видится чем-то далёким и нереальным и все силы уходят на добывание короткого земного счастья. «Живёт обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает; знает счастье только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет»[7].

Обнаружив восстающие на человека страсти, Феофан Затворник предлагает и средства борьбы с ними, а именно «противочувствия» коренным требованиям греха[8]. Другими словами, чтобы победить ту или иную страсть, необходимо развить в себе противоположную ей добродетель. С саможалением, например, следует бороться «самопротивлением»[9], поступая наперекор своим греховным прихотям. Человекоугодию противопоставить «отвращение от всех недобрых обычаев и связей»[10]. Чувственность связать целомудрием, воздержанием в пище и питье. Пристрастие к временной жизни обличить памятью смертной, мыслью о странничестве человека на земле и Небесном Отечестве, к которому необходимо стремиться.

Поскольку всё вышесказанное представляется довольно трудным для исполнения, святитель Феофан задаётся справедливым вопросом: «…пусть и знает кто путь, и путь сей освящён, — что пользы в сем знании, если нет сил идти по нему?»[11]. И сам же отвечает: «…не смущайтесь! Все Божественные силы, яже к животу и благочестию (2 Пет. 1: 3) — заготовлены уже нам Господом… и всякому верующему подаются в святых таинствах Церкви… в таком обилии, сколько кто желает и может вместить. Крещение возрождает, миропомазание укрепляет, святое причащение преискреннейше соединяет с Господом Иисусом Христом, святое покаяние восставляет падшего, который падает снова по крещении, и прочее. Всякое таинство дает особую Божественную силу, нужную человеку на пути в Царство Небесное»[12].

Алексей Саков. Из книги «О духовной жизни, многозаботливости и молитве
по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского»
Сайт «Ветрово»
17 февраля 2022

[1] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2001. С. 262.

[2] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 185.

[3] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 245.

[4] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 250-251.

[5] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 251.

[6] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 252.

[7] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 252-253.

[8] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 259.

[9] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 335.

[10] Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. С. 259.

[11] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. М.: Изд. Правило веры, 1999. С. 144.

[12] Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. С. 145.

Заметки на полях

  • Помним и примерно прилагаем усилия. «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок