col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Людмила Ильюнина. Казанская икона Божией Матери и молитва верующих в годы Великой Отечественной войны

Доклад для круглого стола «Казанская икона Божией Матери как источник единства России». 1 ноября 2022 г., храм в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица.

Я хочу поделиться свидетельствами моих старших друзей, которые пережили блокаду Ленинграда и были прихожанками Князь-Владимирского собора, где находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Обращение к Церкви в блокадном Ленинграде было искренним, массовым и более значительным, чем в других районах страны. Митрополит Алексий Ленинградский, будущий Патриарх Алексей I, в своем докладе 8 сентября 1943 г. на Архиерейском Соборе свидетельствовал: «И мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде в особенности, — как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно. Самые жертвы этой войны часто, постоянно у нас перед глазами…».

Защиту и утешение верующие, прежде всего, искали в храмах у чтимых святых образов. В Князь-Владимирском соборе с 1940 г. хранилась главная святыня города — Казанская икона Божией Матери. Она была заступницей Петербурга с начала XVIII века, и теперь верующие, как когда-то в Отечественную войну 1812 года, шли к ней. Был в храме святого князя Владимира и другой чтимый образ — Божией Матери «Скоропослушница». 

Богослужения проходили при переполненных храмах. Один из друзей моих бабушек, прихожанин Князь-Владимирского собора, позднее вспоминал о декабре 1941 г.: «Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенки, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане. Вопреки опасениям, посещаемость собора нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».

Удивительно, что ленинградцы не только сплачивались вокруг своих храмов, но не жалея отдавали последние ценности на нужды Церкви. Как свидетельствует изучавший архивные источники церковный историк М. В. Шкаровский, доходы Князь-Владимирского собора в 1942 г. несколько снизились по сравнению с 1941 г. и составили 501 082 руб., но уже в 1943 г. выросли до 922 656 руб., причем 76% всех расходов пошло в Фонд обороны. Мои бабушки рассказывали, какой подъем вызвало обращение митрополита Сергия от 30 декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. Уже через четыре месяца была собрана необходимая сумма, превышавшая 8 млн. руб., из них 1 млн. являлся ленинградским. Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского, ко дню Красной Армии 1943 г. в госпитали города и войсковые лазареты поступило свыше 600 остро необходимых полотенец и т.д. Всего же верующие ленинградцы за 1942 г. собрали 1 485 тысяч рублей, а за 1943 г. — 5 051 тысяч рублей.

Когда по просьбе главного редактора Издательства Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева) и его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирнина) я записывала воспоминания церковных людей, переживших блокаду, они все говорили о том, что Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой, силой общего воодушевления. В чин Божественной литургии были добавлены специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый молебен «в нашествие супостатов, певаемый в Отечественную войну». Позднее, в 1943 г., на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Л. А. Говоровым.

К концу сентября 1941 г. фашистские войска под Ленинградом были остановлены; в город войти они не смогли. И это было несомненное заступничество Божией Матери по молитве перед Её Казанским образом. Еще до того, как появились публикации на эту тему, в том числе в официальном печатном органе Церкви — «Журнале Московской Патриархии» — бабушки рассказывали мне о том, что предавалось из уст в уста, о том, чему они сами были свидетельницами. Но теперь по порядку.

Речь идет о митрополите гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) Илии (Караме), он всем сердцем молился о спасении страны Российской перед Казанской иконой Божией Матери. Три дня без сна, еды и пития. Через трое суток бдения ему явилась Сама Матерь Божия и объявила волю Божию: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство для богослужения в храмах». Матерь Божия возвестила Своему молитвеннику: «Сейчас готовится к сдаче город Святого Петра. Доколе Мое изображение находится в нем — ни один враг не пройдет…».

После этого митрополит Илия при посредстве международной организации «Красный крест» связался с представителями Русской Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. Кому-то может показаться сомнительной эта история. Но между тем, священников во время войны стали выпускать из лагерей, стали открывать храмы. Сталин встретился с иерархами Церкви и обещал открыть семинарии и Академию. В 1947 г. митрополит Илия по приглашению Московской Патриархии и советских властей приезжал в СССР. 14 ноября владыка прибыл в Москву, и принявший его Патриарх Алексий I наградил гостя белым клобуком русских митрополитов, подарил ему список Казанской иконы Божией Матери, драгоценные крест и панагию. В своем заявлении корреспонденту ТАСС митрополит Илия (Карам) так сказал о цели своего приезда: «Поездка в Советский Союз доставила мне истинное удовольствие. Целью моего визита было возложение священной короны на Казанскую икону Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. Я выполнил эту миссию и совершил несколько богослужений в прекрасных храмах города-героя». Мои бабушки вспоминали о том, что они присутствовали при посещении митрополитом Князь-Владимирскиого собора и запомнили его рассказ о чудесном явлении ему Божией Матери.

Владыка прибыл в Ленинград 25 ноября 1947 года, в поездке в северную столицу от правительства его сопровождал А. Н. Косыгин, а от Московской Патриархии — митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Митрополит посетил Князь-Владимирский собор, увидел находившуюся всю войну в храме чудотворную Казанскую икону и возложил на нее позолоченный венец. Затем владыка Илия произнес проповедь. Он рассказал, как явилась Божия Матерь и что Она поведала ему, а затем продолжил: «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами. Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих… Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас! Посылаю благословение Господне на всех вас и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!» Говорил владыка через переводчика, но, по воспоминаниям, многие, слушавшие митрополита в переполненном соборе, плакали. Владыку особенно умилило общенародное пение акафиста Казанской иконе Божией Матери. Тропарь «Заступнице усердная…» пели все стоявшие в храме, на площадке перед ним и прилегающих улицах.

Шесть дней находился митрополит Илия в городе святого Петра, успев посетить несколько храмов, духовную академию и семинарию, ряд музеев и выставок, в том числе знаменитый Блокадный музей (уничтоженный в 1949 году), где оставил запись в книге почетных гостей (сохранилась в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга). В дальнейшем владыка еще трижды — в 1948, 1954 и 1960 годах — приезжал в Советский Союз и всегда встречал очень теплый прием. Мои бабушки вспоминали, что всегда старались быть на его богослужениях, потому что он был горячим молитвенником.

* * *

Несколько слов о Казанском соборе Санкт-Петербурга во время войны, где изначально хранилась чудотворная икона = хранительница нашего города.

В первые месяцы после начала войны — в июле-августе — антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г. в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 г. в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М. И. Кутузова и возлагали на нее цветы. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию.

Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись. Тем не менее, выставка «Отечественная война 1812 года» продолжала свою работу.

***

Блокадники молились не только в Князь-Владимирском соборе и не только перед Казанской иконой, но и в других храмах, пред другими святынями, проходили и крестные ходы в ограде храмов. М.В. Долгинская, служившая с весны 1942 г. в войсках ПВО, вспоминала, что однажды во время ее возвращения в казарму на Фонтанке внезапно начался налет германской авиации. Она побежала к Никольскому собору, чтобы укрыться. «И вдруг из ворот вышли люди. Они двинулись вокруг храма гуськом, держась в темноте друг за друга. Впереди всех шел митрополит Алексий, подняв к небу икону „Знамение“. Каждый вечер после литургии он обходил с нею собор. Даже налет не остановил его». Об этом же рассказывал замечательный православный писатель В. Н. Лялин.

Голодные ослабевшие люди приходили в храмы города и со слезами и великой верой припадали к чудотворным иконам, молясь о воевавших на фронте близких и о тех, кто ушел в жизнь вечную. Приведу свидетельство помощи святого старца Серафима, которую получила одна из подруг моих бабушек — монахиня Викторина. «В годы блокады семья Сошальских жила в Ленинграде. До войны Зоя Сошальская часто бывала в Вырице; во время бомбежек и арт­обстрелов она взяла за привычку мысленно, а то и вслух повторять: „Батюшка отец Серафим! Спаси-помоги!“ По­сле снятия блокады при первой же возможности она от­правилась к старцу. Придя в его дом на Майском про­спекте, Зоя первым делом спросила: „Батюшка, ты меня, наверное, уже забыл?“ Старец с доброй улыбкой отклик­нулся: „Где уж тебя забудешь! Надоела мне, кричавши: спаси-помоги, отец Серафим!“ Побеседовав с Зоей, ста­рец благословил ее на принятие монашества в Пюхтицком монастыре и прибавил: „Будешь еще в Иерусалиме игуменьей…“ Но потом добавил: «Нет, хватит с тебя, по­жалуй, и послушания казначеи!“ Слова старца в точно­сти сбылись». Бабушки мне показывали ее письма из Иерусалима, вырезки из газет и журналов с фотографиями о сошествии Благодатного огня. Было это в 1970-е годы и воспринималось как весть из другой планеты. Потом, в 2000-е годы, я посетила могилку монахини Викторины в Горнем монастыре.

В конце приведу впечатляющие цифры из статьи М. В. Шкаровского «Патриотическая работа в храмах блокадного Ленинграда»: «Всего в блокадном городе умерло, считая заштатных и приписных, 18 православных священников, т.е. каждый третий. Только в Князь-Владимирском соборе в конце 1941 – 1942 гг. умерло девять служащих и членов клира: два приписных священника отцы Петр и Митрофан, архидиакон Симеон Верзилов, бывший регент хора Киров, сторож и певчий В. Ф. Воробьев (13 октября 1941 г.), три дворника – Т. Петров, С. Столляр и Герасимов, а также бессменный председатель «двадцатки» И. М. Куракин (14 марта 1942 г.). Именно к Пасхе 1942 года гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Так, серьезные повреждения были нанесены в пасхальную ночь Князь-Владимирскому собору. Фашистские самолеты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полете из пулеметов».

Великую Победу России во Второй мировой войне предопределила победа духовная. И нам сейчас так важно вспомнить опыт наших предков и молиться Заступнице усердной о мире и о победе.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок