col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Николай Петров. Зачем нам их Бэнкси?

Россиянам упорно продолжают навязывать западные «ценности»

В Петербурге открылась большая выставка произведений Бэнкси — популярного на Западе английского художника так называемого стрит-арта. Она организована в одном из самых престижных мест города на Неве — новом общественном пространстве «Севкабель Порт».

Посетители выставки, объявили ее организаторы, увидят «более 150 работ по мотивам произведений Бэнкси, аутентичные копии картин и самые яркие скульптуры художника, реалистично воспроизведенные стены с граффити, многие из которых уже закрашены или продолжают украшать стены зданий в разных странах мира».

«Бэнкси, — продолжает расхваливать его реклама организаторов выставки, — знаменитый на весь мир художник стрит-арта, личность которого до сих пор остаётся тайной. Его граффити, выполненные в технике трафаретной печати, появляются в разных городах планеты и становятся целым событием в жизни современного общества. Работы художника, наполненные чёрным юмором и сатирой, затрагивают острые темы…

Произведения Бэнкси можно найти на стенах домов, в частных коллекциях и у друзей художника. Одну работу продали с аукциона «Сотбис» за 9,8 миллионов долларов… Организаторы выставки сделали всё, чтобы посетители ощутили тот самый ошеломляющий эффект, который производят оригинальные работы Бэнкси», — поют они дифирамбы художнику, рассчитывая, понятно, на этом шоу заморской знаменитости набить себе карманы.

Однако подавляющему большинству жителей в нашей стране имя Бэнкси совершенно неизвестно. Так кто же все-таки он такой, о ком с таким пафосом говорится в рекламе и, зачем его выставка нужна в сегодняшней России, которая занята сейчас куда более важным делом — ожесточенной борьбой с Западом, в том числе и с Англией, которые решили нас уничтожить руками украинских неонацистов?

«Бэнкси, — пишет о нем Википедия, — псевдоним анонимного английского андерграундного художника стрит-арта, политического активиста и режиссёра, работающего с 1990-х годов. Настоящее его имя и происхождение неизвестны, вокруг его биографии в обществе ведётся много споров». Неизвестно даже, как он внешне выглядит. Во время немногочисленных интервью он надевал темные очки, парик, и менял голос. Считается, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. По одной версии, его настоящее имя — Роберт или Робин Бэнкс, по другой, он — Робин Ганнингем. Впрочем, на этот счет есть и другие предположения.

Бэнкси, продолжает Википедия, получил международное признание благодаря своему отличительному стилю сатирического уличного искусства и граффити. Его работы богаты чёрным юмором и часто сопровождаются «подрывными» эпиграммами, которые содержат острые и мощные комментарии к социальным и политическим аспектам современного общества.

Однако известность он получил не столько своими картинами, как эпатажными выходками. Так в 2004-м году Бэнкси напечатал пачку 10-фунтовых банкнот с портретом принцессы Дианы, где вместо «Bank of England» он написал «Banksy of England».

Кто-то швырнул эту пачку денег в толпу во время карнавала «Ноттинг-Хилл», после чего многие люди пытались расплатиться этими банкнотами в соседних магазинах. Несколько банкнот затем были проданы на eBay по цене около 200 фунтов каждая.

Но дело сейчас не в оценки творчества Бэнкси и его эпатажных проделок, а в том, что этот художник в последние годы активно подвизается в политике, в том числе уже отличился в деле поддержки российских либеральных активистов и бандеровцев.

Так, в начале декабря 2010 года на своём официальном сайте Бэнкси объявил о намерении направить в помощь арестованным 15 ноября 2010 года участникам российской радикальной арт-группы «Война» всю выручку от продажи репродукций своей работы «Choose Your Weapon» («Выбирай своё оружие»).

По словам Бэнкси, его восхищение вызвала самая известная хулиганская акция «Войны» — гигантский фаллос, нарисованный провокаторами на Литейном мосту рядом со зданием ФСБ в Санкт-Петербурге, что вызвало бурю возмущения жителей северной столицы. Бэнкси также поддержал акцию «Дворцовый переворот», в ходе которой ночью 16 сентября 2010 года те же экстремисты группы «Война» перевернули несколько полицейских автомобилей рядом с Михайловским замком. Англичанин демонстративно собрал и передал 4,5 миллиона рублей арт-группе «Война», члены которой потом сбежали из России.

В конце прошлого года Бэнкси засветился на Украине, где заверил бандеровцев в своей полной поддержке. Для того, чтобы подчеркнуть это, он оставил на улицах Киева семь своих граффити. Украинские власти встретили приезд мировой знаменитости с ликованием, а газеты на все лады бурно расхваливали его творчество. «Бэнкси и Фонд Гетти поддерживают Украину», – отметил в связи с этим американский журнал Forbes.

Однако в конечном итоге приезд Бэнкси на «незалежную» обернулся скандалом. Граффити заезжей знаменитости мгновенно растащили на камни и стали продавать. Например, маленький камешек из картины стоит на международной площадке около 50$. Узнав об этом, художник пришел в ярость. «Украинские вандалы начали продавать куски моих граффити без моего разрешения на «eBay». Я дал вам искусство и вот как вы меня отблагодарили?» – пожаловался он в соцсетях.

Но проукраинская позиция Бэнкси, как видно, нисколько не смутила нынешних организаторов его выставок в России. В прошлом году она прошла в Москве на ВДНХ, а теперь переместилась в Петербург.

Впрочем, раскручивать у нас этого эпатажного «творца», работы которого являются олицетворением той самой тенденции «отмены культуры» на Западе, против чего выступает сегодня возрождающаяся Россия, принялись уже давно.

Первые в России выставки работ Бэнкси прошли в 2018 году в Центральном доме художника в Москве и в музее «Конюшенное ведомство» в Санкт-Петербурге. Тогда они тоже обернулись громким скандалом. Организаторов мероприятия обвинили в том, что копии работ художника были выставлены без согласования с ним. Всего было представлено около сотни картин. Сам Бэнкси тогда написал, что не имеет никакого отношения к организации этих выставок.

Между тем даже в самой Британии далеко не все считают, что Бэнкси — творец шедевров. Так, Питер Гибсон, представитель организации «Keep Britain Tidy», борющейся за чистоту, утверждает, что работы Бэнкси являются обычным вандализмом, а Диана Шекспир, представитель той же организации, говорит: «Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что, по сути, является вандализмом».

А вот как, свидетельствует сайт MSK1.ru, оценила его искусство, например, посетившая его выставку одна из москвичек: «Я не понимаю такое «искусство», тем более подачу его в виде выставки. У меня язык не поворачивается назвать это работами художника, а уж слово «гений» тут может звучать только в виде ругательства. Чем знаменит Бэнкси?

Рисует всякую ерундень на стенах домов, чаще всего это просто трафаретные рисунки, да ладно бы красивое что-то рисовал, но ведь часть его мазни пошлые и похабные картинки. Периодически у него проходят громкие выставки, вот и до Москвы добралась эта ересь. У меня один ответ — он вандал, хулиган и просто «мазила». И пусть у него в рисунках затронуты социальные проблемы, комическо-сатирическая тема, но всё равно это не повод пачкать фасады домов». И как свидетельствуют комментарии в сети, такой же точки зрения придерживается подавляющее большинство россиян.

Так кто же тогда и почему так упорно навязывает западное псевдоискусство жителям России? Четыре выставки его работ за два года в крупнейших городах России – разве не перебор? На Западе Бэнкси считают гением? Но ведь сейчас мы решительно разошлись с Европой и США не только в отношении основных мировоззренческих проблем, но и во взглядах на искусство, а значит, и наша оценка таких нынешних западных кумиров, как Бэнкси, вовсе не означает, что он кумир и для современной России, которая Западу сегодня решительно противостоит, в том числе и в культуре.

Наша позиция отчетливо сформулирована в Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года. В ней, как на важнейшую государственную задачу, указано на необходимость «стимулирования и поощрения государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев». Но как выполнению этой задачи отвечает проведение в нашей стране таких выставок, как экспозиции Бэнкси — воплощение в живописи чуждых России западных ценностей?

Зачем вообще приглашать в Россию явного симпатизанта бандеровцев и того, кто финансировал в нашей стране провокационные выходки доморощенных либерал-экстремистов, предоставлять ему престижнейшие культурные площадки? Это трудно понять.

«В школе по ИЗО у Бэнкси была тройка, а его сестра говорила, что он ужасно рисует. Однако именно его творчество молодежь Англии приравнивает к культуре «Битлз», Чарли Чаплина и Уильяма Шекспира. И именно его включают в список самых влиятельных людей планеты наравне с Владимиром Путиным, Стивеном Джобсом и Илоном Маском», — с явным придыханием писала о творчестве Бэнкси правительственная газета Санкт-Петербурга «Петербургский дневник». Ставить этого почитателя бандеровцев в один ряд с Шекспиром и президентом России? Не правда ли, круто?

«Столетие»
18 января 2023

Заметки на полях

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении в преодолении болезни:

    И такое бывает. Так кто же тогда и почему так упорно навязывает западное псевдоискусство жителям России? … мы (российская общность) решительно разошлись с Европой и США не только в отношении основных мировоззренческих проблем, но и во взглядах на искусство, а значит, и наша оценка таких нынешних западных кумиров, как Бэнкси, вовсе не означает, что он кумир и для современной России…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок