col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Аромат фимиама

Вышел в свет стихотворный сборник отца Романа «Светозарное», подготовленный Издательством Сретенского монастыря и Фондом творчества иеромонаха Романа. Сегодня, в День рождения отца Романа, мы публикуем вступительную статью из этой книги.

По учению святых отцов, нам даны две книги Откровения: Священное Писание и Божие творение — природа. Возможность прочитать Священное Писание, хотя бы и поверхностно, есть сегодня у каждого. Но как читать книгу природы, где Божия Премудрость выражена не в словах, а в образах и явлениях, живущих не только по физическим, но и по духовным законам? Ключ к этой тайне можно найти в Евангелии и творениях святых отцов. Многие образы, которые Спаситель использует в Своей проповеди, взяты из жизни природы: лилии, которые не трудятся, не прядут, но одеваются так, как не одевался и царь Соломон; птицы, которые не жнут и не сеют, но питаемы Отцом Небесным. Порой Господь разворачивает эти образы в притчи — о сеятеле, сеющем семена в землю добрую или каменистую, о Царстве Небесном, подобном горчичному зёрнышку, уподобляет праведников и грешников колосьям и плевелам. Если мы откроем книги русских святых, близких нам по времени, то и у них найдём духовный взгляд на явления природы, их «толкования». Так, у святителя Тихона Задонского есть целая книга — «Сокровище духовное, от мiра собираемое». В предисловии к ней святитель пишет: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их, так христианину можно от мiра сего собирать душеполезные мысли, и слагать в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Среди «сокровищ», собранных святителем Тихоном, немало уроков, преподанных природой: вода мимотекущая, древо высокое посреди малого леса, тина или грязь на дне ключа — последний образ был то ли осознанно взят из этой книги иеромонахом Романом для песнопения «Ах, оставьте, не нужно тревожить…», то ли родился у него самого, в удивительном согласии с мыслью святого.

А у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть зарисовка «Сад во время зимы», где он, глядя на спящие под снегом деревья, чувствует, как «с очей его души упала завеса» и им открывается книга природы, в которой он читает благовестие о воскресении мертвых…

Около десяти лет тому назад в петербургском издательстве «Амфора» мы готовили книгу ранних стихотворений отца Романа и не сразу смогли подобрать для неё название. Один из вариантов был — «Радость моя». Меня это название смущало тем, что перекликалось со словами, которыми приветствовал приходящих святой Серафим Саровский. В ответ на моё смущение отец Роман написал: «С кем же ещё перекликаться поэтам, как не со святыми?»

Позже поняла, что он «перекликается» со святыми в первую очередь не как поэт, но как их ученик и последователь: человек, отдавший, как и они, свою жизнь служению Богу. И если Христос и святые избирали земные образы, чтобы сказать о Небесном, то, конечно, может подражать им в этом и живущий ныне священник, монах.

И ещё об одном хочу сказать с любовью и трепетом: как невозможно читать простую книгу, не зная грамоты, так и книгу природы нельзя читать, не имея навыка. Для нас она часто закрыта не только потому, что мы не имеем чистого сердца, а значит, не можем увидеть в обыденном Божьего. Она закрыта в первую очередь потому, что мы утратили связь с природой — не в каком-то мистическом, а в самом прямом смысле слова. Мы, жители городов, часто видим только клочок неба над головой, и даже оказавшись в лесу или в поле, ухитряемся оставаться слепыми, видящими только самих себя. И здесь у отца Романа тоже есть преимущество перед нами: бо́льшую часть жизни он провёл на природе — сначала в родном селе Рябчёвске на Брянщине, потом на приходах Псковщины и, наконец, в скиту Ветро́во, где в уединении живёт уже более четверти века. Очищая сердце монашеским житием, он всё яснее понимает книгу природы, находя в ней подтверждение Премудрости Божией. «Эта красота — только прообраз той Красоты, которую Господь хочет дать нам в Царствии Небесном», — сказал он однажды. Оказавшись впервые в Ветрово, я удивилась неброскости этого места, потому что стихотворения отца Романа обещали нечто, похожее на впечатление послов князя Владимира в Царьград: не знаем, на Небе были или на земле! А в стихах иеромонаха Романа последних лет, мне кажется, можно увидеть и следующую ступень: когда человеку всё меньше становится нужно внешнее и он черпает всё необходимое для себя (и для творчества в том числе) из Слова Божьего и молитвы. Отец Роман говорит, что тот, кто хоть немного вкусил внутренней, сердечной тишины, будет изо всех сил стремиться к ней, внешнее потеряет для него значение. Подвижники уходили в пещеры, чтобы ничто, даже красота природы, не отвлекало их от молитвы, а святой Иоанн Креститель жил в пустыне, где не было ничего, кроме камней. Как сказал отец Роман в строчках одного песнопения, «пусть о чём-то поют соловьи — я приветствую голос иной».

Здесь можно вспомнить ещё одного святого — Феофана Затворника: в одном из писем он говорит о том, что красота Рая была только «внешней прикрасой», наслаждение которой не было целью для человека. Цель у него была другой: общение с Богом. Тот, кто обретает это общение в земной жизни, на красоту природы тоже начинает смотреть как на нечто второстепенное. Можно понять тоску неверующего человека, провожающего закат: красота неба обещает ему нечто большее… но что́ это большее — он не знает. «Фон» так и остаётся фоном, декорация — декорацией, но действие, для которого она создана, для неверующего человека начаться не может. Храм, в котором никто не молится, становится в лучшем случае музеем.

В книгу «Светозарное» вошли стихотворения отца Романа, написанные в разные годы, но отразившее нечто общее для всех этих лет. Мы знаем, что каждый год в богослужебном круге повторяется, казалось бы, одно и то же: Рождество Христово, Великий пост, Пасха, Пятидесятница… Но, возвращаясь снова и снова, эти события остаются всегда новыми — ведь и мы меняемся, и каждый пост, каждая Пасха приносят нам нечто незнакомое прежде. То же совершается и в природе. Там не просто сменяют друг друга времена года — совершаются те же Праздники, и природа становится Храмом, в котором Бога славят не только птицы, но и заснеженные ветви, и тишина — «всё в Духе, если в Духе человек»! И в то же время природа таинственно и печально прообразует человеческую жизнь, от рождения до кончины, и утешает, обещая грядущее Воскресение. Подобный «круг» запечатлён и в этой книге иеромонаха Романа.

Творчество отца Романа исключительно тем, что в авторе соединились большой поэтический дар, высокое мастерство и в то же время монашеское самоотречение, открытость Богу. Это поэзия, которую нужно хранить, как фрески Дионисия или иконы святого Андрея Рублёва, и передать потомкам, ничего не исказив и не утратив. Может быть, сравнение с фресками и иконами не совсем точно: ведь отец Роман не пишет икосов и кондаков, как его небесный покровитель, преподобный Роман Сладкопевец, его произведения нельзя назвать сугубо церковным, богослужебным творчеством. Поэзия иеромонаха Романа — как аромат фимиама, доносящийся через приоткрытые двери Храма, сильный и в то же время ненавязчивый. И вся надежда отца Романа — на то, что кто-то, прислушавшись к голосу поэзии, переступит этот порог, и, оказавшись в Церкви, останется там навсегда.

Ольга Надпорожская,
редактор книг отца Романа последних лет и сайта «Ветрово»
Иллюстрации Наталии Назаровой из книги «Светозарное»
Сайт «Ветрово»
16 ноября 2023

Стихотворный сборник иеромонаха Романа «Светозарное» можно заказать на сайте магазина «Сретение».

Заметки на полях

  • Иркутская обл.

    Ольга Сергеевна,а пятый выпуск сборника «Ветрово» планируется?

  • Игорь, ещё как планируется! Прошу Ваших молитв.

  • Волгоградская область

    Спаси Господи.

  • Санкт-Петербург

    Поздравляем отца Романа с приходом в этот мир. Статья прекрасная, благодарим Ольга Сергеевна. Так точно и тонко-проникновенно.

  • Спасибо, Людмила Александровна! Статья сложилась в том числе благодаря Вашим советам.

  • г. Жуковский МО

    Тоже очень понравилось, как написана вступительная статья. Образно, бережно, «с любовью и трепетом»! Невозможно не залюбоваться и не поблагодарить Вас, Ольга Сергеевна! Прочитаешь и можно заново начинать читать. Гимн духовной поэзии. Поэзия в прозе.
    А можно ли будет заказать книгу Светозарное, Ольга Сергеевна, на сайте Ветрово?

  • Надежда, спасибо за добрые слова. Это отец Роман пишет с любовью и трепетом, поэтому и к его творчеству нельзя относиться иначе. Не уверена, что книгу можно будет заказать у нас на сайте, поэтому заказывайте в магазине «Сретение»!

  • г. Жуковский МО

    Благодарю за ответ, дорогая Ольга Сергеевна! Уже заказала. Доброго завтрашнего дня!

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    И в состоявшейся День рождения батюшки о. Романа (Матюшина-Правдина), мы (люди, почитатели-усмотрители, странички Ветрово ) с радостной памятью о Ваших родителях: Иоанне и Зои (м. Зосиме).

  • «…Второе, что мешает паломнику в молитве, — это красота природы, которая подобна обоюдоострому мечу. Эта красота может говорить душе о вечной красоте духовного мира, о том, что земная красота — только тени, осколки той красоты, которую созерцал человек в Эдеме. Земная красота может свидетельствовать о величии Творца, но чаще бывает другое: она захватывает человека в плен, закрывает перед ним небо, как бы заслоняет собой духовный мир. Поэтому человек должен благодарить Бога, создавшего видимый мир, но остерегаться, чтобы это видимое не отняло у него невидимого, пребывать в сердце с молитвой, где сокровенно находится ни с чем не сравнимый предвечный свет и красота».

    Архимандрит Рафаил (Карелин)

  • Казань

    На слова архимандрита Рафаила (Карелина) вспомнился молитвенный плач прп. Силуана Афонского:
    Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя.
    Ты украсил небо звездами, воздух — облаками, землю же — морями, реками и зелеными садами, где поют птицы, но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен.
    Только Тебя желает душа моя, Господи. Приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе. Не оставь меня, раба Твоего; услышь меня, вопиющего, как пророк Давид: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок