col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимирская икона Божией Матери

3 июня — Праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — одна из главных святынь русского народа. По преданию, создателем этой иконы был святой апостол и евангелист Лука, который не раз встречался с Богородицей и беседовал с Ней. Евангелист написал её на доске стола, за которым вкушали трапезу Божия Матерь, Её Сын и святой Иосиф Обручник. Взглянув на образ, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этой иконой». А учёные полагают, что икона была написана в Византии в конце XI — начале XII века.

Около 1136 года икона была подарена Цареградским Патриархом великому князю Юрию Долгорукому и помещена в киевском Вышгородском монастыре. Когда в 1155 году сын князя Юрия Андрей Боголюбский собирался ехать в Суздальские земли, произошло великое чудо: икона Божией Матери застыла в воздухе посреди храма! Святой князь увидел в этом повеление Божией Матери взять икону на север. Но когда он проезжал город Владимир, лошади неожиданно встали, и ничто не могло заставить их сдвинуться с места. Святой князь воспринял это как новое знамение, означавшее, что Пресвятой Богородице угодно оставить Свой чудотворный образ во Владимире.

За два года князь Андрей построил во Владимире Успенский собор. Туда и поместили образ, который стал называться Владимирским. К этому времени икона уже прославилась многими чудесами. Но Богу было угодно, чтобы по молитвам перед ней решались не только отдельные людские судьбы, но и судьба всей Руси.

В 1395 году огромное войско Тамерлана покорило Рязанскую землю и двинулось дальше, в сторону Москвы. Враг уже стоял на подступах к столице. А тем временем русские люди крестным ходом, с непрестанной молитвой несли в Москву Владимирскую икону Богородицы. Когда икону встречали в Москве, заночевавшему под Ельцом Тамерлану привиделся страшный сон. Ему явилась Дева в лучезарном сиянии, окружённая множеством воинов. По Её слову воины устремились на Тамерлана. Мудрецы растолковали «железному хромцу», что Дева — это Сама Богородица, защитница Русской земли. Тогда Тамерлан, вопреки всякой логике, ушёл восвояси — по словам летописца, «гонимый силою Пресвятой Девы».

В 1408 году по молитвам перед Владимирской иконой Русь была спасена от нашествия ордынского хана Едигея.

Когда в 1480 году великий князь Иван III отказался платить дань Орде, на Москву двинулся хан Ахмат с огромным войском. Хан остановил свои полчища на берегу реки Угры, на противоположном берегу встало русское войско с Владимирской иконой. «Стояние на реке Угре» завершилось тем, что хан неожиданно начал отступать. Русские связали эту бескровную победу с заступничеством Матери Божией, а Угру с тех пор стали называть «поясом Богородицы».

В 1521 году к стенам Москвы подошёл крымский хан Махмет-Гирей. Но он так и не посмел начать штурм: русское войско вдруг показалось ему несметным. Считается, что это чудо тоже совершилось по молитвам перед Владимирской иконой Божией Матери.

С Владимирской иконой связаны и другие победы русского войска, а также спасение Успенского собора во время страшного пожара в Московском Кремле в 1547 году. Именно перед этой иконой помазывались на царство русские цари.

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери и сегодня остаётся с русским народом. С 1999 года она находится в московском храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Богомладенец на иконах этого типа обычно припадает щекой к щеке Матери, обхватив Её за шею. Богородица поддерживает Божественного Сына рукой и с нежностью склоняет к Нему лик. Пресвятая Дева не только выражает Сыну материнскую любовь, но и словно просит у Него милости для всего человечества. В ответ Богомладенец благословляет Её и весь мир.

В иконах типа Елеуса заключена идея связи земного и Небесного: она выражена в соединении нимбов Богородицы и Младенца и в соприкосновении Их ликов. Подобные иконы также являются символическим изображением Христа и Его Церкви.

Перед иконами Божией Матери каждый молится о своём. Но по сложившейся традиции перед Владимирской иконой ходатайствуют о спасении России от нашествия неприятеля, о возрождении нашей родины, о примирении всех враждующих, об укреплении людей в православной вере и сохранении от ересей и расколов.

Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.

Из книги Ольги Надпорожской «Чудотворные иконы Богородицы» (СПб.: Петроглиф, 2014)
Сайт «Ветрово»
2 июня 2021

Заметки на полях

  • Пользуясь случаем, хочу познакомить вас с заметкой Натальи Батраевой (автора фильма «Донецкая Вратарница») от 12 декабря 2021 года:

    «Раньше я периодически приходила к Владимирской иконе, что находится в храме Третьяковской галереи, долго стояла перед образом, и всегда удивлялась совершенным чудесам и заступничеству — развернуть полчища ордынские, возможно ли такое?! По преданию, сам евангелист Лука писал ее с Богородицы еще при Ее жизни. Заступницей Земли Русской исстари считали Ее на Руси.

    У меня, конечно, мелькнула мысль про коды, но показалась столь нелепой, что даже не стала лезть в интернет.

    Я не успела зайти за рамку металлоискателя на входе, как ко мне уже кинулась полицейская: «Вход по кодам!» «Мне не нужен музей, мне к иконе!» В моей голове плохо укладывалось происходящее. Мое ошарашенное «Всероссийская святыня!» полетело в пустоту. «Храм — музейный!» — заученно повторила полицейская, преградив путь. Видно было, как достали ее паломники, прущие со всей России, не понимая с первого раза смысла расхожей фразы.

    «Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону».

    Нам, людям второго сорта, милостиво разрешили молиться величайшей святыне России в утренние и вечерние часы, несколько раз в неделю, пока идет служба… Пока разрешили.

    Зловещим показался эпизод этот — на Что покусились? Осознанно или понезнанию? И выйдут ли нынче к Спасским воротам святые Сергий и Варлаам? И, видно, сильно мы закоптили небо, раз лишают нас свободного доступа к главной святыне Руси».

  • «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). … И свои ошибки необходимо вовремя исправлять (а лучше не допускать), а также выправлять сообща или по отдельности (смотря какой случай) ситуацию во временной жизни земного пребывания.

  • Помним. Малая, Белая и Великая Русь — это многовековое историческое родное наименование Руси-России.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок