col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Об отце Александре Мене

 

Протоиерей Александр Мень (Мень Александр Вольфович, 1935-1990) – один из крупнейших модернистов в Русской Православной Церкви XX в., экуменист, основатель религиозного синдиката, носящего его имя.

Во время учебы в школе занимался в детском биологическом кружке при ВООП (Всероссийское общество охраны природы). По воспоминаниям соученицы Александра, из кружка, «кто послабее, шел в Московский пушно-меховой институт (МПМИ) на охотоведческий факультет». В 1953 г. Александр Мень пытался поступить в МПМИ, но и «здесь нужное количество очков набрать не удалось, и он пошел на заочное отделение». В 1955 г. институт расформировали и студентов перевели в Иркутский сельскохозяйственный институт. В мае 1958 г. Александр отчислен с последнего курса.

В 1950 г. познакомился с инспектором МДА А.В. Ведерниковым, который стал его покровителем. В 1958-60 гг. учился на заочном отделении ЛДС. В 1965 г. закончил заочно МДА. В 1969 г. защитил в МДА кандидатскую диссертацию “Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии”.

В 1958 г. был представлен А.В. Ведерниковым митрополиту Николаю (Ярушевичу). В том же году посвящен в дьяконы и направлен в приход села Акулово. Рукоположен в сан священника; направлен вторым священником (с 1961 г. – настоятель) в храм Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Алабино. В 1964-70 гг. служил вторым священником в Тарасовке Московской области. В 1970-89 гг. – второй священник в храме Сретения Господня в селе Новая Деревня близ Пушкино Московской области, с 1989 г. – настоятель.

Отец Александр Мень утверждал, что на него оказали большое влияние представители “русской религиозной мысли” и богословского модернизма. Он называл В.С. Соловьева своим учителем, не разделяя основных положений учения Соловьева: учение о Софии, о всеединстве, о теократии. «Наиболее чужды мне его апокалиптические мотивы». Среди прочих авторитетов отец Александр Мень указывал на Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, отца П. Флоренского, отца С. Булгакова и С.Л. Франка. Очень ценил С.Н. Трубецкого. Из западных считал наиболее важными для себя Гарнака, Честертона, Любака, Л. Буйе, советника по литургической реформе Второго Ватиканского собора. «Очень дорожу духом Второго Ватиканского собора», — говорил отец Александр Мень в одном из последних интервью.

В 1961 г. познакомился с трудами Тейяра де Шардена, которого высоко ценил за оккультный эволюционизм и вообще за разрушительные для Христианской веры выводы. Из новых философов наиболее близки А. Бергсон, У. Джеймс.

С 1959 г. его статьи начали появляться в “Журнале Московской Патриархии”, ответственным секретарем редакции был в то время А.В. Ведерников. При нем отец Александр опубликовал более 20 статей.

Отец Александр Мень публикуется в католическом издательстве “Жизнь с Богом”, которое использует его книги как орудие католического прозелитизма в России. Участвовал в переводе и издании Франциска Сальского. В 70-х гг. приглашен принять участие в издании “брюссельской” Библии; составил комментарии к Пятикнижию Моисея и книгам Пророков.

Образец герменевтики отца Александра Меня. Он говорит о вечности загробных мучений буквально следующее: «Слово “вечность” не должно пониматься как бесконечность во времени. Ведь сказано, что времени уже не будет. И сказано, что “Бог будет всем во всех”… Слова Христовы о “вечных” муках следует скорее понимать как слова о муках “потусторонних”. Ибо вечное в данном случае синоним неземного, так же как и “жизнь вечная” есть не просто существование без конца (такое ведь может быть и в аду), а с истинной Жизнью в ином бытии. Средневековое же понятие о бесконечных муках ада было, вероятно, скорее педагогическим приемом». То есть вечность мук будет конечной, “потому что” в вечности нет времени! Иными словами, отец Александр Мень не постигает, что время есть мера, а вечность – отсутствие всякой меры и всякого предела. Именно из этого Святые Отцы делали вывод о том, что за гробом мучения будут продолжаться бесконечно.

С сер. 60-х гг. статьи отца Алксандра печатаются в “православных” модернистских и католических изданиях: “Вестник РХД” (Париж), “Голос Православия”(“Stimme der Ortodoxie”) (Берлин), “Логос” (Брюссель), “Посев” (Франкфурт-на-Майне).

В 1975 г. дал интервью самиздатскому журналу “Евреи в СССР” под заголовком “Евреи и христианство”, перепечатанное через год в “Вестнике РХД”. В нем отец Александр называет “ошибочным” прославление Церковью святых мучеников Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского. Полагая недостоверным подвиг этих святых (принятие мученической кончины от иудеев), признавал возможность их деканонизации. Позднее, в 1989 г. в интервью С.С. Бычкову в газете “Московский комсомолец” объявил «политической акцией карловчан» канонизацию Новомучеников Российских. На вопрос о наличии в православных богослужебных текстах «резких выпадов против евреев» отец Александр ответил, что они являются «пережитком средневековых нравов» и, возможно, вскоре будут изъяты из богослужения. Речь шла о текстах из “Последования 12 Евангелий Страстей Господних” и Утрени Великой Субботы: “За благая, яже сотворил еси роду еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя”; “О предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще; “Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго”. Такова оценка отца Александра Святоотеческих текстов: святого Мелитона Сардийского “О Пасхе”, текст которой лег в основу антифонов Утрени Великого Пятка, трипеснца святого Космы Маиумского и тропарей крестовоскресных канонов Октоиха “Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество…”, автором которых является святой Иоанн Дамаскин.

Еще в студенческие годы целиком перешел на экуменические позиции. На этой почве сблизился с Н.Е. Пестовым, который, по воспоминаниям близких, «открыл ему западное христианство». Причинами отпадения западных христиан от Православной Церкви отец Александр Мень парадоксально считал «различия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках». Это, разумеется, несправедливо по отношению к католическому Западу, который отличался догматическими нововведениями, но отнюдь не по душевному складу от греков, болгар и славян. Различие же в обрядах относится к эпохе первых веков Христианства и никак не может считаться результатом расовых различий римлян от сирийцев, греков и евреев.

В духе марксистского эволюционизма отец Александр Мень утверждал, что «в развитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя стадия уже близка к осуществлению», как пророчествовал отец Александр Мень. Содействуя этой эволюции религии, поощрял молитвенное общение своих прихожан с инославными, вместе с ними встречался с либеральным католическим ксендзом Станиславом Добровольскисом, участвовал в библейских семинарах, которые организовывал в Москве католический священник из Швейцарии Жак Лёв. В семидесятые годы члены экуменической общины в Тезе, основанной протестантским пастором Роже Шютцем, познакомились с последователями отца Александра, который лично проявил внимание к деятельности этой общины в области пропаганды религиозного индифферентизма.

В круг последователей и почитателей отца Александра Меня входили многие модернисты и экуменисты, в частности, С.И. Фудель, отец Сергий Желудков, католическая монахиня в миру Н.Л. Трауберг, Владимир Никифоров, ставший отступником от Православия и перешедший в католицизм, Сергей Маркус, отрекшийся от Христа и ставший магометанином, отец М. Аксенов-Меерсон, Е.В. Барабанов, С.С. Бычков, В.К. Зелинский, Г.П. Чистяков, Я. Кротов, Е.Ю. Гениева, А.И. Борисов, В.Н. Лапшин, Л.И. Василенко, В.И. Илюшенко, С.С. Аверинцев и другие.

Известен отзыв отца Александра об одном из самых известных его последователей С.С. Бычкове. Согласно свидетельству А.И. Огородникова, он «в феврале 1974 г. был в гостях у Александра Меня, я еще у него никого не знал, мы обсуждали идею создания подпольной семинарии и он сказал, что у него есть Бычков С.С., он очень активный, но он стукач и агент КГБ и чтоб я это имел ввиду. Он сказал, что от него сложно избавиться, тем более что он прихожанин». Это и впоследствии не помешало отцу Александру поддерживать отношения и пользоваться информационной поддержкой со стороны С.С. Бычкова.

С началом перестройки связан выход отца Александра Меня к широкой аудитории. С 1988 г. он активно сотрудничает в средствах массовой информации, занимается широкой преподавательской и лекционной деятельностью. Провел серию религиозных передач по радио, подготовил несколько телевизионных программ. В 1989 – 1990 гг. напечатал около 30 статей. Прочел более двухсот лекций на самые различные темы – “История религий”, “Жизнь и смерть”, “Библия в литературе”, “Обряды и таинства”, “Культура и христианство” и многие другие – в учебных и научно-исследовательских институтах Москвы, а также в различных клубах. Среди них циклы лекций в д.к. Дукат, д.к. им. Горького, д.к. Завода автоматических линий, д.к. завода “Серп и Молот”, д.к. им. Серафимовича, д.к. “На Красной Пресне”, в Государственной библиотеке иностранной литературы (директор Е.Ю. Гениева) и других.

В 1989 г. в конференц-зале ВГБИЛ отец Александр организовал дружескую встречу под девизом “Ислам – Христианство: конфронтация или диалог?” На ней присутствовал мулла из Дагестана Магумаев Магомет Расул (см. публ. Анастасии Андреевой в журнале “Наука и Религия” №3, 1994).

Один из инициаторов создания Российского Библейского общества (основано в 1990 г.); в том же году основал журнал “Мир Библии”, учредил общество “Культурное возрождение”.

Убит неизвестным преступником 9 сентября 1990 г.

В целях распространения наследия протоиерея Александра Меня еще при его жизни был создан религиозный синдикат, в который на настоящий момент входят приход храма святых Космы и Дамиана в Шубине (настоятель отец Александр Борисов, руководитель книготорговлей – брат отца Александра Павел Мень), приход храма Сретения Господня в посёлке Новая Деревня (отец Иоанн Пеньтковский, отец Владимир Архипов) и ряд других, Общедоступный Православный Университет, Российское Библейское общество, Гуманитарно-благотворительный фонд им. отца Александра Меня в России, Международный благотворительный фонд им. Александра Меня в Латвии и другие организации.

В Культурно-просветительском центре “Дубрава” им. протоиерея Александра Меня ежегодно проходит научно-богословская конференция – “Меневские чтения“.

Премия имени отца Александра Меня с девизом “За экумену культуры” была учреждена в 1995 году Академией католической епархии Роттенбург-Штутгарт, ВГБИЛ (директор Е.Ю. Гениева), Европейской Академией “Гражданское общество”, журналом “Иностранная литература” и Институтом восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета (Германия). Среди лауреатов – М.С. Горбачев, писатели Л. Копелев, Ч. Айтматов, А. Приставкин, Д. Гранин, Л. Улицкая, немецкие политики, журналисты.

В Большом зале ВГБИЛ ежегодно проводятся Международные межрелигиозные тематические конференции памяти протоиерея Александра Меня.

В 2000 г. “канонизирован” в самочинной “Православной церкви возрождения” (иначе – “Апостольской православной церкви”).

Цитаты

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

(Мое) усвоение русской религиозной мысли нового времени столкнулось неожиданно с определенной трудностью. Протоиерей Г.Флоровский, труд которого я прочел в конце студенческого периода, называл все это течение “декадентским”. Он предлагал ориентироваться на митрополита Филарета (Дроздова), считал его чуть ли ни новым отцом Церкви. Но его аргументы в конце концов меня не убедили.

Если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.

Еврея-христианина и еврея-иудаиста связывает не только общность национального происхождения, но и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика.

Христианство и ислам имеют общие корни. Я думаю, не всем это ясно, не все это отчетливо понимают… Я думаю, что в итоге некоторого цикла таких обсуждений, конференций, встреч общественности возможно объединение усилий наиболее авторитетных сил ислама нашей страны и христианства нашей страны, чтобы они совместно могли противостоять тому злу разрушения и распадения, той ржавчине, которая разъедает наше общество. Во имя веры! Во имя духовных ценностей! Во имя вечных нравственных заповедей, данных Богом нашему праотцу Аврааму, от которого ведут свое происхождение монотеистические религии, в частности, христианство, ислам и иудаизм.

Прав был Владимир Сергеевич Соловьев, автор одной из лучших работ XIX века по мусульманству, который подчеркивал, что христиане должны помнить о том, что Мухаммед проповедовал веру в единого истинного Бога…

Антимодернизм.ру

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Священник Александр Мень, возможно, и демонстрировал широту взглядов, но взгляды его были очень поверхностными. У него неоплатоники и христиане, индуисты и буддисты, в частности , Плотин и Ареопагит, Яджнявалкья и Будда, приходили к одному и тому же — они «приходят к тому же, к чему приходили все мистики» ( о. Александр Мень ). Кстати, неоплатоники и составители Упанишад ( Яджнявалкья был одним из них ) действительно пришли к одному и тому же. Они действительно «возвещали о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия» (о. Александр Мень ), но он забыл добавить и сказать, что они дошли до «пределов тварного ( сансарного ) бытия».
    И так у него во всем.
    Истина же находится между регоризмом «ревнителей» с Антимодернизма.ру и экуменизмом. Точнее, она находится над ними, а чтобы ее познать, человек должен оказаться между ними — между двумя этими крайностями.

  • Симферополь

    «Постовой сионизма» — фильм представляет экранизированный текст письма священнику Александру Меню, написанного в середине 80-х годов прошлого века митрополитом Антонием (Мельниковым), управляющим в те годы Ленинградской кафедрой…
    https://www.youtube.com/watch?v=PRcl1_Ghdrw

  • Нижний Новгород

    Ого, прям волки в овечьих шкурах. Их вроде и распознать нетрудно и притягивают они своих, наверно. Но всяко бывает, хитрые. Спасибо за статью и за ссылку.

  • Ольге Сергеевне большое спасибо за статью. Божией помощи.

  • МО

    «Постовой сионизма»? «Постовой сатанизма» ― такое название точнее. Почему? Потому что сионизм это, по определению митрополита Антония, и есть сатанизм.

    Митр. Антоний (Мельников): Сионизм есть не что иное, как практическое осуществление тайных стремлений религии талмудического иудаизма.

    Современный иудаизм – это не просто одна из религий одного из народов земли. Духовная сущность иудаизма достаточно определенно раскрыта в Евангелии. Иудеям, которые упорно не пожелали уверовать во Христа распятого и воскресшего как в обетованного Мессию, Сына Божия, пришедшего во плоти, Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если бы Вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы; А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал; Вы делаете дела отца вашего». «Если бы Бог был ваш отец, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел». «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи; А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Иоан. 8, 39-44).

    Итак, слово об иудаизме, не признающем Христа Сыном Божиим и истинным Мессией, сказано: «Ваш отец диавол», и прибавлено: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Матф. 23, 38). Дом в смысле слов Священного Писания – это, прежде всего, церковь, в данном случае иудейская церковь.

    Известно, как на протяжении истории в определенных кругах Израиля еще до пришествия Христа Спасителя начиналось, сперва духовно, поклонение дьяволу, а затем это поклонение князю тьмы стало вполне определенным и осознанным. Правда, такое сознательное дьяволопоклонение было и остается уделом весьма немногих особо посвященных духовных вождей и учителей Израиля. Для остального еврейского народа считается достаточным только то, чтобы этот народ не верил Христу, распятому и воскресшему, а во всем прочем пусть себе думает, что поклоняется Богу Авраама и Иакова и чтит закон Моисеев, который, впрочем, в корне извращен в толковании талмудического иудаизма. ТАК ПОД ВИДОМ РЕЛИГИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА, ПОД ВИДОМ ПОКЛОНЕНИЯ ЕДИНОМУ ИСТИННОМУ БОГУ УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ СКРЫТОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ДЬЯВОЛУ, САТАНЕ ИЛИ ЛЮЦИФЕРУ, НИСПАВШЕМУ С НЕБА ДЕННИЦЕ, КАК ЕГО ИНОГДА НАЗЫВАЮТ (выделено мной. ― Г.С.)».
    https://rusidea.org/36004

  • МО

    Говорят о сатанистах в руководстве Украиной, а также о наличии их в управляющем этим руководством «коллективном Западе». Эти заявления верны лишь отчасти, п.ч. главные сатанисты, т.е их короли и ферзи суть те, на кого указывает митрополит Антоний, а остальные ― пешки, разменная мелочь.

    Митр. Антоний (Мельников): «При этом иудаизм скрывал и продолжает скрывать от еврейского народа, что в глубине этой религии совершается поклонение не Богу Авраама, Исаака и Иакова, а дьяволу. Для Православия эта тайна иудаизма давно уже не тайна».

    Оказывается, тайна. Да ещё такая тайна, о которой лучше молчать, п.ч. что за разглашение этой «тайны» могут больно наказать.

  • МО

    У нашего автора, А.В. Буздалова есть статья «От Меня это было…». Название, конечно, не очень. Уместны ли такие шутки?
    https://vetrovo.ru/inoi/buzdalov-ot-menya-eto-bylo/#footnote_01_top

    Я её перечитал и не нашёл никаких перекличек с разоблачениями митрополита Антония (Мельникова), то есть ни слова о том, что является главной пружиной модернистского запала протоиерея А. Меня ― жидовствующая закваска. К сожалению, ни Андрей Вячеславович Кураев, ни разоблачающий его Александр Вячеславович Буздалов не говорят того главного, о чём пишет митрополит Антоний в «Открытом письме» этому протоиерею.

  • МО

    Фильм «Постовой сионизма» (благодарю уважаемого Александра из Симферополя за ссылку) снят во Львове в 2008 году. В титрах перечислены его создатели: Казаченко, Симоненко, Полетчук, Ростивый, Кубаненко, Мазуренко.

    Заглянул также и сюда «Живое слово протоиерея Александра Меня»
    https://www.youtube.com/watch?v=wvPaLn4pcJY

    Аннтотация: «Фильм посвящен жизни и служению о. Александра. Содержит воспоминания, интервью и документальные кадры, многие из которых публикуются впервые. Об отце Александре рассказывают Мария Витальевна Тепнина, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, протоиерей Александ Борисов, Павел Мень, отец Владимир Архипов, Екатерина Юрьевна Гениева, отец Виктор Григоренко, режиссер фильма «Белорусский вокзал» Андрей Смирнов, Фазиль Искандер и другие. В фильме использованы редкие фрагменты любительской съемки отца Александра, сохранившиеся в архиве Фонда. Продолжительность 44:15. Фонд Александра Меня м продюсерская компания «Фора-фильм М». Режиссер Андрей Селиванов. По заказу ФГУП «Телеканал Россия» 2005 г.».

    Что же говорит сравнение этих фильмов и их авторов? Ничего хорошего о последних. Грустно всё это.

  • МО

    Ольга 03.10.2022 в 12:58: «Ольге Сергеевне большое спасибо за статью. Божией помощи».

    Присоединяюсь.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 04.10.2022 в 06:51МО: «Что же говорит сравнение этих фильмов и их авторов? Ничего хорошего о последних. Грустно всё это.»

    Это говорит о том, о чем я писал в своем первом комментарии:

    «Истина же находится между регоризмом «ревнителей» с Антимодернизма.ру и экуменизмом. Точнее, она находится над ними, а чтобы ее познать, человек должен оказаться между ними — между двумя этими крайностями.»

    Регористы из Львова ничем не лучше экуменистов с востока, а если учесть то, что Русскую Православную Церковь раскололи те, которые с запада, то можно сказать, что первые намного хуже вторых.

  • МО

    //«Истина же находится между регоризмом «ревнителей» с Антимодернизма.ру и экуменизмом. Точнее, она находится над ними, а чтобы ее познать, человек должен оказаться между ними — между двумя этими крайностями.»//

    15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
    16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
    (Откр.3:15, 16)

  • МО

    Хочу сразу сказать, что разбор речей профессора Зубова будет критическим и, что называется, в моём репертуаре.

    Andrey Zubov:
    СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ

    Объявлена мобилизация. Нам говорят, что священный долг каждого – защищать родину. Но слово «священный» предполагает верность Святыне. А никто не свят, как только Бог. И лишь то свято у Бога, что соответствует Ему. А ложь не соответствует Богу. Она соответственна сатане. И захват чужого – не соответствует Богу. Желание завладеть чужой собственностью – это прямое нарушение двух заповедей – не укради и не пожелай чужого – и тоже вполне соответствует сатане.
    https://t.me/s/anbzubov/194

    Ну, сатану оставим сатане и поговорим о Святыне.
    Впервые профессора Зубова я увидел и услышал вот здесь:
    Должен ли христианин быть патриотом? — YouTube
    https://clck.ru/32FdYf

    В компании, простите, в кругу единомышленников: протоиереев Алексея Уминского, Андрея Кордочкина, поэтессы/поэта/поэтки Ольги Седаковой…, но тогда не стал слушать его речь.

    Поэт или Поэтка:
    https://godliteratury.ru/articles/2019/03/13/opros-poyetessa-ili-poyet
    (Ольге Сергеевне и всем читательницам сайта, наверное, будет интересно посмотреть эту ссылку)

    Но после того, что прочитал в его «телеге» и услышал вот здесь
    https://www.youtube.com/watch?v=U_4gYl8kKJY

    загорелся желанием разобраться в речах профессора.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 05.10.2022 в 15:53 МО: //«Истина же находится между регоризмом «ревнителей» с Антимодернизма.ру и экуменизмом. Точнее, она находится над ними, а чтобы ее познать, человек должен оказаться между ними — между двумя этими крайностями.»// ( Геннадий )

    15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
    16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
    ……………………………………………………….

    У меня было написано: «между двумя этими крайностями». Регоризм и экуменизм являются ЭТИМИ крайностями. Если Вы решили, что предложенные Вами слова из «Откровения» Иоанна Богослова относятся к ним, то объясните, кто из них горяч, а кто холоден, и кого, в таком случае, Бог извергнет из уст Своих? Того, кто не является ни регористом, ни экуменистом ( Он извергнет из уст Своих )? Вы, так понимаете Священное Писание? Я Его понимаю по-другому. По-моему, и регористы, и экуменисты являются теплохладными, потому что не обладают нужным для познания духовным накалом. Познавательного накала им явно не хватает. Первые удовлетворяются черно-белыми умозрительными схемами, и не способны выйти в своем познании за пределы «умопостигамого», а вторые в силу своего скудоумия сочиняют примитивные и лживые умозрительные конструкции, и тоже удовлетворяются ими. Истинного опыта Богопознания они не имеют, вкушаю только плоды разума падшего человека. И те, и другие являются рабами этого разума — разума теплохладного падшего человека.

  • МО

    Как много букв и слов… И ни одного о Христе.
    Процитированное из Откровения сказано Христом. Значит, горячность и холодность человека определяется отношением к Нему.

    //Познавательного накала им явно не хватает.//
    Господь говорит не о познавательном накале, а о любви к Нему.

  • Санкт-Петербург

    //Господь говорит не о познавательном накале, а о любви к Нему//-

    Я же Ваши слова комментировал, поэтому и писал об ущербном познании, которое как раз и препятствует любви, а настоящее познание ( я его назвал «опытом Богопознания» ) приводит человека к Любви.

    А вот для чего Вы процитировали отрывок из «Откровения», Вы так и не объяснили, и на мои вопросы не ответили, хотя они содержали не много слов и букв.

  • Нижний Новгород

    «Подвиг. Зачем он нужен верующему сердцу? Дабы убежать болота теплохладности, равнодушия. Мало кого оно не засасывает, мало кто из него вырвался. Кто вырвался — тот подвизался, кто подвизался, тот шёл путём Верности и Любви — узким, заповеданным Господом путём. И этот путь — ради Встречи с Любящим и Любимым, а не гордостная самоцель.» О. Роман » Не сообразуйтесь веку сему»
    Наши солдаты сейчас — подвижники. Потому что подвиг — это когда человек принимает войну, болезнь , беду. От Бога. Ведь мы ВМЕСТЕ с властью профукали Украину своим равнодушием, криками уря! Америке и Европе, кинулись им в объятия, а они и не думали нам их раскрывать. И точно мы всё равно не можем знать мотивы людей из власти. Потомучто, чужая душа от нас сокрыта.

    Про профессора Зубова хочется процитировать:»Зачем враги, страна моя, коль есть такие сыновья?»
    Ну плохая власть, генералы, чиновники, а мы хорошие? И все мы в Финляндию не поместимся.
    Ещё возмутило, что профессор победу в Северной войне называет «старинной победой в те времена, когда все в Европе друг с другом воевали», а про позорную (каждый школьник знает)советско- финскую вываливает всю грязь. Молодец! Вспомнилась метафора про кровь на подоле матери.
    Неужели батюшка о Георгий одобряет этого профессора, может я чего не поняла? Не внимательно читала?

  • МО

    Митрополит Антоний (Мельников) о духовном родстве католиков и сионистов.

    Митрополит Антоний: За последние годы между сионизмом и властями Католической церкви возник самый тесный союз. Это в значительной степени объясняется не только двойной игрой, которую они ведут друг с другом, но и некоторой духовной общностью. К примеру, католическая церковная политика ориентируется на приобретение всемирного духовного господства. Это прямо вытекает из некоторых существенных черт католического мировоззрения: стремления к внешней деятельности в мире, к влиянию на ход чисто мирских дел, к мировому могуществу. Заразить православных католическими настроениями значит возбудить в них дух внешней активности, жажду политической борьбы, участие в суете чисто мирских дел. Для чего это нужно, станет ясно из дальнейшего содержания письма, а пока мы отметим одно существенное Ваше, отец Александр, высказывание.

    В своем интервью самиздатовскому журналу «Евреи в СССР», о котором у нас будет речь отдельно, Вы откровенно заявили, что ЗАПАДНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЛИЗКА ЕВРЕЙСКОМУ СОЗНАНИЮ, В ЧАСТНОСТИ, ДУХОМ АКТИВНОСТИ, ЭНЕРГИИ, ДЕЯТЕЛЬНЫМ ПРАКТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ. КАК ЭТО НИ ПОКАЖЕТСЯ СТРАННЫМ С ПЕРВОГО ПОВЕРХНОСТНОГО ВЗГЛЯДА, НО СИОНИЗМ И КАТОЛИЦИЗМ В ЭТОМ ПУНКТЕ ОБРЕЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕКОТОРОЕ ДУХОВНОЕ РОДСТВО. Но попытки внедрить в Православие такой же дух активности имеют и свой особый расчет. Если Марии (Православию) сообщить марфино (католическое) состояние суеты, то благая часть отнимется от Марии (Лук. 10).

  • МО

    //Неужели батюшка о Георгий одобряет этого профессора, может я чего не поняла? Не внимательно читала?//

    Одобряет? Ну что Вы, уважаемая Елена, речи этого профессора токсичны. И очень токсичны, потому что не сразу понимаешь их ядовитость. Но я никак не соберусь об этом поведать. Вы сподвигли. )

    Во-1-х, как гладко он рассуждает с 46:50 минуты этого видео (нет желания и времени стенографировать его слова).
    Должен ли христианин быть патриотом? — YouTube
    https://clck.ru/32FdYf

    Он цитирует Христа, а что делает? Поступает так, как предостерегал поступать Христос, говорящий: желающий спасти душу свою, погубит ю… (Лк. 17:33) ― едет в Брно со словами: «У каждого из нас действительно есть священный долг, но долг этот не перед Путиным и его политическими фантазиями, а перед Тем, Кто дал каждому из нас жизнь. Исполним же этот священный долг перед Богом. Сохраним и наши жизни, и жизни тех, кого нас посылают убивать. Не совершим дьявольского преступления!»

  • Москва

    Отец Георгий, а разве плохо не хотеть проливать братскую кровь? При этом никуда не бежать. Я никуда не бегу, но я не хочу убивать православных. И никто мне до сих пор не объяснил, зачем мне нужно это делать.

  • МО

    Простите, не завершил реплику о духовном родстве сионистов и католиков. Так вот, не припомню, чтобы у кого-либо из современных православных деятелей читал или слышал эту мысль, кроме как у митрополита Антония (Мельникова) в его Открытом письме протоиерею Меню.

    Ругать-то католиков ругают все. И даже Алексей Ильич Осипов, вслед за святителем Игнатием Кавказским, называет католических святых ненормальными. Но чтобы сравнить ненормальность духовной жизни католиков с умопомешательством духовной жизни сионистов ― об этом прямо говорит только митрополит Антоний. Причём, связывает эти ненормальности по тому принципу, который в талмудизме называется тиккун оламом. Подробнее о том, что это такое, можно прочитать здесь:
    «Тиккун олам, или Исправление мiра по-советски»
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-tikkun-olam/

  • МО

    Продолжая тему о профессоре Зубове. Вступительное слово Владимира Лучанинова. Он помимо всего прочего пересказывает беседу миссионера с «представителем примитивного племени», очевидно, желая развеселить собравшихся. Но, по-моему, этот примитивный представитель умнее говорящего. Во всяком случае, первый отлично знает, зачем живёт и за что готов умереть, а второй только изображает из себя знающего это, как и профессор Зубов, кстати.

    0:23 – в центре кадра, по-моему, священник Филипп Парфенов (сидит за мужчиной в белом джемпере с тёмными линиями)

    https://www.pravmir.ru/author/user_2158/

    Его ЖЖ
    pretre_philippe (священник Филипп П.)’s Journal (livejournal.com)

    «Священник Филипп Парфенов Выпускник биологического факультета МГУ, Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Священник с 1997 г.; начал служить далеко от Москвы, в Чите (Забайкалье), будучи рукоположенным еп. Читинским и Забайкальским Иннокентием (нане архиепископ Виленский и Литовский). С 2002 по 2004 гг. — клирик Корсунской епархии (Трехсвятительский храм, Париж). В январе 2005 возвратился в Москву по семейным обстоятельствам. В настоящее время за штатом».

  • МО

    https://www.youtube.com/watch?v=U_4gYl8kKJY
    В этом ролике профессору Зубову задают вопрос:
    С 10:42 ― Почему люди не готовы говорить? У нас сейчас репрессии, у нас сейчас в принципе всё то же, что было в Советском Союзе. Но мы всем молчим. И вот можно ли провести такую последовательность после подавления крестьянских восстаний …. народ до 62-го года не оказывал сопротивления. Почему?

    Зубов: Подождите. Во-1-х, народ оказывал сопротивление…
    Г.С.: Далее идут слова о сопротивлении народа, с которыми нельзя не согласиться, но… Но опять ни слова о природе Советской власти. И опять я не могу не обратиться к Острецову, ответ которого на этот вопрос предельно краток и ясен: «А ведь не случайно же большевики сразу же ввели закон об антисемитизме, приравняв его к контрреволюции, и тем самым, обнаружив природу своей власти. Таким образом был поставлен знак равенства между «советским» и «еврейским».

    О каком законе говорит Виктор Митрофанович? 25 июля 1918 года председатель Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Ленин подписал декрет СНК «О борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами». 27 июля он был опубликован в газете Правда, в нём, в частности говорится: «Совнарком предписывает всем Совдепам принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения. Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона». Что здесь имеется в виду? Имеется в виду архаическое наказание, состоящее в лишении правовой защиты. В 1918 году «поставить вне закона» de facto означало прямую санкцию на физическое уничтожение.
    https://clck.ru/uwoem
    В
    марте 1919 года Ленин произнёс речь «О погромной травле евреев».
    Хотите услышать голос Ленина?
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Lenin_-_Anti-Jewish_Pogroms.ogg

    О ПОГРОМНОЙ ТРАВЛЕ ЕВРЕЕВ
    Антисемитизмом называется распространение вражды к евреям. Когда проклятая царская монархия доживала своё последнее время, она старалась натравить тёмных рабочих и крестьян на евреев. Царская полиция в союзе с помещиками и капиталистами устраивала еврейские погромы. Hенависть измученных нуждой рабочих и крестьян помещики и капиталисты старались направить на евреев. И в других странах приходится видеть нередко, что капиталисты разжигают вражду к евреям, чтобы засорить глаза рабочего, чтобы отвлечь их взоры от настоящего врага трудящихся — от капитала. Вражда к евреям держится прочно только там, где кабала помещиков и капиталистов создала беспросветную темноту рабочих и крестьян.
    Только совсем тёмные, совсем забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой против евреев. Это — остатки старого крепостного времени, когда попы заставляли сжигать еретиков на кострах, когда существовало рабство крестьян, когда народ был задавлен и безгласен. Эта старая крепостническая темнота проходит. Hарод становится зрячим.
    Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих — капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты: как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы. Hа розне рабочих держится сила и власть капитала. Богатые евреи, как и богатые русские, как и богачи всех стран, в союзе друг с другом давят, гнетут, грабят, разъединяют рабочих.
    Позор проклятому царизму, мучившему и преследовавшему евреев. Позор тем, кто сеет вражду к евреям, кто сеет ненависть к другим нациям.
    Да здравствует братское доверие и боевой союз рабочих всех наций в борьбе за свержение капитала!

  • Нижний Новгород

    О Алексий Уминский рядом с профессором сидит и ерзает. Я поняла — это съезд подпольных иудеев.

  • МО

    https://www.youtube.com/watch?v=U_4gYl8kKJY
    Вопрос А. Б. Зубову:
    20:45 ― Общество у нас то ли заражено, то ли больно агрессией, причём ко всем вокруг. Как оставаться человеком и при этом не молчать? Что делать?

    Его ответ – ну просто заслушаешься, до того красив и убедителен. Про крепостное право ― соглашусь с Андреем Борисовичем. Но то, что «сам народ выступил на стороне большевиков… и сверг старый режим и создал новый» ― это неправда. Во-1-х, сам же несколькими минутами раньше говорил, что в РОА был миллион бойцов, а это каждый шестой красноармеец воевал против Советской власти. А во-2-х, старый режим сверг не народ, но инородная сила. Об этом красноречиво говорят приводимые Острецовым факты в его лекциях о двух революциях.

    Зубов (с 28:15): Люди сами творят себе пагубы, не какие-то там таинственные жидо-масоны. Их же нет. А если есть, то надо признать что …. (нрзб.) полные идиоты и они заслуживают того, что они имеют, п.ч. их обманывают каждый, кому не лень…
    Г.С.: Ну вот Зубов и обманывает.

    https://clck.ru/32FdYf
    51:19 ― с этой минуты и до конца выступления Андрей Борисович особенно хорош.

  • МО

    //Я поняла — это съезд подпольных иудеев.//

    Я бы назвал это иначе – тусовка, или лучше ― тусня. Как в к/ф «Брат» про Горбачёва: «Продал твою Родину, сынок, Горбачёв, чтобы тусоваться красиво».

    А иудеев уже почти 2000 лет как нет. Кончились. Остались только косящие под евреев и иудеев.

  • МО

    Поэт или Поэтка: https://godliteratury.ru/articles/2019/03/13/opros-poyetessa-ili-poyet

    Елена Джаббарова: «Предпочитаю, наверное, «поэт». Я не против феминитивов. Просто, прежде всего, это вопрос привычки. Иногда создается ощущение, что феминитивы могут использоваться несколько истерично, как своего рода компенсация. Но в целом они, конечно, необходимы, с учетом того, насколько маскулинен русский язык сам по себе.

    Русский язык маскулинен? Это как понять? В нём много слов мужского рода? Или мало слов женского рода? Кстати, а каких больше?

    «Как ни странно, но существительных женского рода в русском языке больше, чем слов мужского рода. Лингвисты подсчитали, что существительных мужского рода всего около 40,5%, женского рода — 43% и среднего рода всего-то около 16,5%.»
    https://bash.news/sputnik/uroki-russkogo/101104-pochemu-sushchestvitelnykh-zhenskogo-roda-v-russkom-yazyke-bolshe

  • МО

    22:18 ― … что главные беды, которые обрушивались на нас, это не злобные происки каких-то внешних врагов, а это, как сказано было патриархом Тихоном в каноне Божией Матери Всецарица, э, Державная «самоизмышленная пагуба», т.е. мы сами её создали себе, это о революции он так пишет…
    https://www.youtube.com/watch?v=U_4gYl8kKJY

    И впрямь за идиотов считает своих слушателей профессор Зубов. Самоизмышленная, значит людьми выдуманная. А из его слов выходит, что «самоизмышленная пагуба» из воздуха соткалась. Не из воздуха, а из слов, которые говорят, пишут, читают, претворяют в жизнь люди.

    Товарищ Каганович говорил, что у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество. Так же обстоят дела с самоизмышленными пагубами. Их выдумывают определённые люди. Но поскольку люди всего лишь ретранслируют то, что внушили (буквально вн-ушили, вложили в уши) духовные существа, то вся власть и сила человеческого разума только в том, чтобы фильтровать внушаемое.

    Собеседники ангелов ― величает Церковь своих преподобных. И как есть собеседники ангелов, так есть собеседники бесов. Вот эти последние и измышляют пагубы на свои головы и головы тех, кто их слушает.

    Патриарх Тихон принимал участие в написании службы иконе Божией Матери Державная (спасибо Зубову, не знал этого факта). «Служба и акафист “Державной” иконе составлены с участием святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон призывал православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Он особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице. Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной».
    http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_21398/

    «Самоизмышленная пагуба покрыла есть всю землю Твою, и мрак велии воцарися днесь в вертограде Твоем. Тяжко ми есть, и рыдаю Тебе, Мати Пречистая, и, аще услышиши, ничесоже устрашуся, и воспою имя Твое, славно бо прославися.

  • Москва

    О. Георгий, такую информацию слышал — якобы патриарху Тихону ещё до убийства Царской Семьи давали деньги на организацию их освобождения/спасения, но он не стал использовать средствами по назначению. Хотелось бы знать о Вашем отношении к этой истории. Спаси Господи Вас.

  • МО

    Ничего такого не слышал. На мой взгляд, это «утка», пущенная опорочить патриарха.

  • МО

    Удивительное дело: в языке, как в народе. Соотношение слов: 40,5% мужского и 43% женского рода. Делим, получаем ― 0,942.

    В народе же, как известно, «на 10 девчонок по статистике 9 ребят». То же число: девять десятых. Так было в 1966 году.

    На 1 января 2021 года численность мужчин в России составила 67,8 млн человек (46,4 %), женщин — 78,3 млн человек (53,6 %). На 1 января 2021 года в России на 1000 мужчин приходилось 1154 женщины, или 866 мужчин на 1000 женщин. Выходит, соотношение изменилось с 0,9 на 0,86.

    Какой будет статистика 2023 года?

  • Москва

    Любопытный вопрос. Попробуем дожить до 2023)
    Может сбудется пророчество : «и ухватятся семь женщин за одного мужчину…»

  • Петр (пожилой подвижник-труженик душеполезности).:

    А “США помогают киевскому антинародному режиму закрыть рот миллионам людей и убедить миллиарды во лжи…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок