col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Пальмовая ветвь с Афона

Часть вторая, часть первая

Костница афонского Пантелеимонова монастыря

Вода, водка и лукум

Русский монастырь на Афоне – это маленький слепок государства российского на греческой земле. Множеством куполов, зданий и построек широко раскинулся он по берегу моря и вполз в гору. Большая часть из них разрушена. Встреченные монахом О., едва успели мы дойти до архондарика, как разразился сильный дождь.

Архондарик – это монастырская гостиница, где странника первым делом потчуют неизменным в веках угощением из воды, лукума и узы, или анисовой водки, а затем устраивают на ночь. Всё, как в тех писанных в прошлые и позапрошлые века книгах: глоток анисовки, пересыпанные сахарной пудрой желейные кубики виноградного сока и стакан холодной воды.

– Откуда берёте воду?

Архондаричный послушник С., обладатель роскошного баритона, как потом выяснилось на службе, выставляя на столе закуски, машет рукой вверх. Из горных родников по пластмассовым шлангам, которые, бродя по Афону, можно увидеть в самых разных местах, вода течёт в монастырские трапезные и огороды, и по вкусу её можно судить о вкусе первозданной земной воды. Особенно хороша она холодная, когда в запотевших железных кувшинах выставляется на обеденных столах, и порция фасоли, уже начинающая во чреве медленное горение, усиленно требует влаги, тогда несколько крупных глотков из металлической кружки кажутся во рту слаще мёда и всякого другого напитка, стекая по желобам гортани к месту пожара.

Во времена императрицы Екатерины в её придворном кругу был в обычае шуточный штраф – стакан воды, выпитый без варенья. Несчастные царедворцы, они не знали вкуса живой афонской воды, как не знает его и новое поколение несчастных, пьющих химию «Кока-Кол» и «Фант» да за такие деньги.

После размещения и устройства по своим гостиным кельям мы должны были вновь встретиться с нашим гидом, монахом О., но из-за дождя знакомство с монастырём, его святынями и историей пришлось отложить до завтра.

Однако как не силен был дождь, через час после него всё вокруг высохло. Средняя температура июльских суток на Афоне 26 градусов, и, естественно, плодоносит там только то, что поливается. Тщетны были мои попытки отыскать в афонских зарослях, которые трудно назвать лесом, как не назовёшь лесом заросшие осинником места таёжных рубок, куст с ягодой или дерево с плодом, которые пока ещё дарят нам запросто наши леса. Разве только тутовые деревья, или шелковица, росшие самостоятельно у стен многих монастырей, а так непроходимая, бьющаяся за жизнь, хищная и сухая растительность колючками и шипами встречала рискнувшего ступить с дороги в сторону. Но, говорят, шумели некогда на Афоне каштаны и дубы.

По моему скудному разумению, северная природа произращает человеку лесные дары из грибов, ягод и прочего в утешение, или, как говорят, лица официальные, в качестве компенсации за долгую студёную зиму, которой не имеется у природы южной, но от которой зато не дождёшься плодов без полива и труда.

Когда восторги от увиденного, а их вызывает всё: и архондарик с мостиками и террасами, и монастырские корпуса, нависающие один над другим, и святые врата с пальмами и мраморными колоннами, и самый воздух, которым дышит в твоё лицо Афон, – когда восторги улягутся, тогда естественно возникает вопрос: а зачем? Как и зачем эти люди, такие разные, всех родов и возрастов, пришли сюда?

По нынешним временам, если и вызываем мы друг у друга взаимный интерес, то не сами по себе, но своими социальными оболочками. И нынешняя культура старательно приучает нас видеть человека не как такового, но как общественное место, которое он занимает.

Кто этот постоянно мелькающий на экране телевизора человек, чем он живёт и дышит? Что за человек автор этой книги, что он из себя представляет? Это всё неважно. Важно, что первый занимает такой-то пост, а у второго фамилия такая-то. И никого уже не интересуют их личные качества, потому что главной характеристикой стал имидж. Никто не скажет о себе: я, как и все люди, имею многие недостатки и живу так-то. Кому это интересно? Зато каждый охотно объявит: меня показывали по телевизору, и знаком я с тем-то.

Всё это очередной обман, который просто и неизбежно открывается в последний час, когда отверстая могила принимает на сохранение до Дня всеобщего воскресения не оболочку, не общественный статус и не громкое имя, но тело, на котором не написано, какую должность занимало, зато на веки вечные на каждом его атоме теперь проставлено клеймо: по Божией воле или по своей прожита жизнь.

Записка вместо замка

В стороне от монастыря, невидное за кипарисами стоит небольшое двухэтажное здание. В верхнем его этаже расположен храм апостолов Петра и Павла, а внизу дверь, которая не запирается, и только записка, призывающая хранить покой усопших братьев, вместо замка.

Это монастырская костница, или усыпальница. Посредине аналой с раскрытой Псалтирью, несколько стасидий у стены, сбоку окошко и от пола до потолка стеллажи. На них рядами уложены на чей-то просвещённый взгляд бренные останки, на чей-то невежественный – страшные черепа, а на взгляд человека верующего – самое драгоценное сокровище, которое есть на земле.

Приводимые ниже слова принадлежат старцу Тихону Пелиху (†1983). Их смысл выходит из границ понимания в таинственную область веры, но это обстоятельство только укрепляет их несомненную правду и красоту. «Можно сказать, что сокрытый в могиле прах дороже всех сокровищ! Что значат золото, серебро, блестящие каменья? Всё это – бездушная земля. А прах, лежащий в могиле, – чудный, таинственный, священный! Для этого праха – мiр сотворён, для этого праха Сын Божий страдал, умер и воскрес! Для этого праха приготовлен рай Небесный, устроено Царствие Божие! Этот прах был живым существом, носил в себе образ Божий, прославлял Бога и поклонялся Ему. Этот прах был омыт крестильной водою, запечатлен печатью мира Духа Святаго, напитан был Божественным Телом и напоен Животворящей Кровью. Этот прах в самой смерти – бессмертен, потому что он таинственно соединён с Богом».

Сокровища монастырской усыпальницы лежат строгими рядами, словно головы бойцов, выстроенных повзводно, в ожидании парада на дне победы жизни над смертью – Дне всеобщего воскресения. На каждом черепе – крест, имя и дата смерти, как дата рождения в вечность. А при входе слева от двери стоит что-то вроде кушетки с перильцами по бокам. После двух щелчков шпингалетами боковая загородка легко откидывается. Это афонский гроб, в котором усопший покоится и провожается в последний путь до могилы. Хоронят, обернув в мантию, глубоко не закапывают, потому что через три года надо могилу открывать для ответа на главный вопрос этой жизни, то есть на вопрос о загробной участи усопшего: приняла ли земля тело, а Бог душу или нужны усиленные о ней молитвы?

Извлекать из земли погребенные останки – древний обычай всего Востока, принявший в христианскую эпоху особое значение. Тело мученика за веру во Христа, даже если оно не прославлено от Бога силою чудотворения и нетления, хотя примеров совершавшихся у мощей чудес множество, служит неопровержимым доказательством этой веры. И до сей поры многие греческие семьи с любовью и честью хранят останки своих родных прямо в жилищах. А в православных храмах святые мощи необходимо полагаются внутри престолов, почивают также и в особо устроенных раках для поклонения верующих.

Чуть выше храма-усыпальницы на отнятой у горы террасе лежит небольшое монастырское кладбище. Около десятка крестов на нём. Возле подножий теплятся лампадки, которые по ночам мерцают, словно светляки. Последний крест поставлен в этом месяце, а первый в годах 50-х, когда прекратился, то ли за недостатком уходящих на строительство сил, то ли по ещё каким-то причинам, обычай справляться о могильном сне усопших братьев.

Впрочем, не по костям только: белого, желтого или чёрного они цвета, но уже по лицу лежащего во гробе можно многое заключить. Некоторые из них от того посинели и скошены, что страсти, скрывавшиеся во глубинах души при жизни, теперь ничем не сдерживаемые, явились наружу и уселись победителями на теле, как на поверженном враге. Тогда как на другого, тихо и светло лежащего во гробе, приятно смотреть, как на уснувшего после выполненного жизненного урока труженика, вполне удовлетворённого своей работой.

Как приходят люди в монастырь? У каждого свои обстоятельства, но цель и смысл монашеского жития лежат на этом кладбище, среди этих белых косточек и черепов, где отдавшие свои жизни Иисусу Христу с несомненною верою в Его Божество теперь спокойно ожидают Архангелова гласа, когда под новым небом на новой земле начнётся новая жизнь по правде Божией в вечные веки.

Обо всём этом вели мы неспешный разговор с послушником А., в то время, как доливал он масло в кладбищенские лампады, счищал нагар с фитилей и откидывал боковину афонского гроба-кушетки. Прервал нашу беседу колокольный звон к вечернему богослужению.

Жизнь посолонь

Время на Афоне исчисляется по солнцу и называется византийским. С последним солнечным лучом, как с последним сигналом, наступает полночь, 00 часов, с которых начинается отсчёт нового дня. В таком счёте времени нет нашей, отмериваемой по механическим часам условности в смене суток. Византийское время натурально, оно идёт не по стрелкам, оно идёт по солнцу. Зашло солнце, значит, кончился день – ложись спать или становись на молитву, встаёт оно – поднимайся и ты и воздевай руки в молитвенном восклицании: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Этот возглас, полагающий начало великому славословию, в афонских храмах раздаётся в самый рассвет. В это время в распахнутые окна Свято-Пантелеимонова храма уже льётся вместе с долгожданной прохладой тонкий свет нового дня. А в российских церквях, где служба утрени из практических соображений совершается вечером, этот возглас священника посреди слепящих электричеством люстр хранит память, впрочем, может восприниматься и как призыв к той жизни по солнцу, которой жила некогда целая империя, и которой ещё стараются жить на Афоне.

Двое часов висят в архондарике. Одни, сверяемые с солнцем раз в неделю, показывают время давно ушедших веков, другие – современное греческое, отстающее от московского на час. Сейчас разница между ними составляет около трёх часов, зимой она будет доходить до пяти-шести.

Понять арифметику взаимоотношений греческого и византийского времён с непривычки сложно, поэтому во многих афонских монастырях из пощады к паломнику говорят о начале служб, обеда и прочего по греческому времени, опуская византийское, иначе пришлось бы гостю крутить стрелки своих часов в разных монастырях в разные стороны. Дело в том, что в каждом афонском монастыре наряду со своим уставом действует и своё время. При жизни посолонь это неизбежно, потому что, если на восточном берегу Афона солнце встаёт раньше, то как можно уравнять его время с временем западного побережья? Как можно праздновать Христову Пасху не по красной заре, а по сигналам точного времени? А то, что в мiру называется новым годом, это лучше назвать новым строем, в который весь народ в едином порыве становится под звон курантов с экранов телевизоров. Причём, нынешний их бой раздаётся намного раньше прежнего российского боя. Этот факт доносит до нас драматургия А.П.Чехова.

В его пьесах, где работает всякая сценическая деталь и висящее на стене ружьё непременно стреляет, есть такие о времени замечания. В самом начале «Вишнёвого сада» Лопахин спрашивает: «Который час?» «Скоро два, – отвечает Дуняша, – уже светло», и тушит свечу. «Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья», – делает ремарку автор.

В другой пьесе, «Чайка», Треплев говорит: «Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство. Декораций никаких. Открывается вид прямо на озеро и на горизонт. Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдёт луна».

Докторская точность, с которой Чехов проставляет в диагнозе дня часы его рассвета и заката, свидетельствует о том, что с поры написания его пьес российское время ушло на несколько часов вперёд и встало в единый мiровой строй своего счёта по Гринвичу, условность которого позволяет столько раз вернуться во вчерашний день, сколько раз будет пересечена граница суток. И всякий пересекающий её становится даже бо́льшим, чем вождь израильского народа Иисус Навин. Он повелел остановиться солнцу, когда увидел, что не успевает одолеть врага, а пересекающий эту черту не только останавливает время, но и возвращает его из прошедшего дня в нынешний.

Этот совершенный абсурд материализуется благодаря счёту времени по стрелкам, перекрути их назад, и ты во вчерашнем дне. Лишённое солнечного света, болезненно отрешённое от реальности, похожее на галлюцинацию, на жёлтый лондонский туман, время по Гринвичу, якобы учитывающее солнечный ход, в действительности уже почти автономное, возвело культ своего счёта на высоту нового механического солнца по имени циферблат. И что с этим поделаешь?

Часы с двойным циферблатом просто необходимы иноку А. По своему водительскому послушанию он держит связь с мiром, корабли которого давным-давно перестали ходить по византийскому времени. Много забот доставляет ему обширный монастырский автопарк: бортовой КамАЗ, Мерседес с фургоном, джип Defender, на котором он и повезёт нас сейчас к восточным берегам Афона.

Наш монастырь благодаря отцу О. мы, как смогли, осмотрели. Обошли храмы, приложились к святыням. Всё насквозь наше, родное. От росписей и икон до крашенных в рыжий цвет полов. Только наличие стасидий говорило о нашем афонском местонахождении. Конструкция этих премудрых сооружений, во всех монастырях совершенно одинаковая, отрабатывалась веками. В них можно, во-1-х, стоять, опершись локтями на высокие поручни, во-2-х, полусидеть, сложив Z-образно сиденье, и, в-3-х, сидеть совершенно, откинув сиденье вниз.

– О, гладкие и выгнутые, как лебединые шеи, подлокотники! Прикосновения скольких монашеских рук помнят ваши изгибы, сколько молитвенных воздыханий вы выслушали на своём веку, и сколько всенощных бдений отстояли вы, поддерживая утомлённые земным притяжением монашеские тела? Скольким из них вы стали крыльями в таинственном духовном полёте?

Но оставим монологи со стасидиями и шкафами персонажам чеховских пьес. Нас ждёт живой и прекрасный Афон, ждёт путь, несколько десятков километров которого стали длиннее многих тысяч, но измерить их и осознать ум не в силах ни сейчас, за письменным столом, ни тем более тогда, в то чудесное афонское утро, когда напутствованные Богослужением и трапезой, оставляли мы позади стремительного джипа булыжник русского монастыря, обдаваемые сквозь опущенные окна ветром, солнцем и морской далью.

Зеленобородые старцы

Маршрут, предложенный отцом А., был прост. Доехать до крайней точки полуострова – Великой Лавры, а от неё уже без спешки и суеты двигаться от монастыря к монастырю, насколько хватит сил, времени и Божьего благословения. Всё гениальное просто – говорят в мiру, в монастырях эту мысль выражают иначе: где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Благослови, Господи, путь непотребных рабов Твоих!

Гремящие и дымящие по святым афонским горам железные колесницы вызывают в среде верующих многие соблазны и споры. Современный человек разбит цивилизацией, как расслабленный параличом. Монаху тем более опасны оцепеневающие прикосновения комфорта. Однако факт остаётся фактом: автомобили на Афоне множатся, и растёт число дорог. Впрочем, кто не хочет ехать, тот всегда может пойти пешком. Пешком даже лучше: не так страшно на поворотах с обрывами, да и дороги афонские – сплошные виражи, и от них, а не от восхитительных пейзажей, кружится голова. Но нам надо ехать уже потому, что для выполнения намеченного, пользуясь услугами своих двоих, понадобится много дней и ночей, которых нет. Афоризм “автомобиль не роскошь, а средство передвижения” похож на правду, только прежде устройства на этом средстве нужно решить для себя вопрос: к Богу или от Бога будет его передвижение?

Великая Лавра стоит между подножием Афона и морем, и такое её название указывает не на величину зданий, размеры которых уступают многим другим афонским монастырям, но на почётное среди всех них главенство. Своему поставлению на верху иерархической лестницы Афона Лавра обязана святому Афанасию (†1000) и материальной помощи царя Никифора Фоки.

Изменения в монашеской жизни, совершённые на Афоне святым Афанасием, писатель Б. К. Зайцев сравнил с преобразованиями императора Петра в России: настолько радикальны они были. Но преподобный Афанасий не поднимал Афона на дыбы, он его благоустроил.

В современном русском языке слово «благо» опустошено настолько, что стало возможным говорить о «благоустройстве» чего-либо как о наведении чистоты и порядка. Но изначально слово «благо» целиком принадлежало небу и не служило выражению земных понятий. Благоустройство Афона преподобным Афанасием было подчинено главной цели монашеской жизни, как и всякой земной жизни, всякого земного дыхания – хвалению Божьему. Имя Христово, прежде едва слышимое по отшельническим лачугам и пещерам, его блаженными трудами было возглашено на многие лета во все концы земли. Потому как камни возведённой им Лавры стали буквами, кладки – строками, стены – страницами, и вся она – многоэтажным славословием Христу, написанным на все грядущие поколения. И написание этой изящной каменной книги было, несомненно, делом богодухновенным.

Доказательством того, что постройка Лавры и перемены, произведенные святым Афанасием в монашеской жизни Афона, а это и устройство водопровода с виноградниками, и строительство пристани с банею и больницей, были совершены им по Божьему внушению, служат не только эти евангельские слова, что не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3: 27), но и необыкновенное впечатление, которое производит Афон на всякого паломника. Даже фотографии, не передающие и тысячной доли живого ощущения, показанные мною по приезду людям, далёким от веры во Христа, зажигали их скептические взоры. Конечно, впечатление это носит внешний характер, с не меньшим изумлением можно смотреть на пирамиды и небоскрёбы, но афонские переживания – особые. Рука помимо воли крестится на купола Лавры, и все существо замирает в стенах её, уразумевая в слове «замирать» корень «мир».

Два зеленобородых старца, метра по два в диаметре, высятся по углам лаврского собора, молчаливо взирая вот уже вторую тысячу лет на происходящее вокруг движение. Тридцать поколений, тридцать людских родов, сменяя друг друга, искали защиты от южного солнца в тени этих высаженных преподобным Афанасием кипарисов.

Сфотографировались и мы, присев на устроенный вокруг одного из деревьев каменный парапет. Шишки, упавшие с кроны, или трава у корней – кто мы для этих великанов? И сидел бы, размышляя об этом, ещё тысячу лет, да надо идти исполнять свои паломнические обязанности.

Лето 2002
Продолжение следует

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
26 февраля 2024

Заметки на полях

  • Отец Георгий, зачиталась! Главка «Записка вместо замка» — просто замечательная (отгоняю от себя слово «шедевр»). При словах «Шишки, упавшие с кроны, или трава у корней – кто мы для этих великанов?» совсем отключилась от действительности – Ваш талант прямо-таки опасен.

    Ну а что касается цитат из пьес Чехова, то странно слышать их из Ваших уст и вообще читать у нас на сайте (тем более что цитирую не я), но мне они по душе. Пьесы всегда казались вершиной его творчества и образцом того, как нужно писать между строк. И, пытаясь оправдать эти пьесы, уже придя в Церковь, говорила себе и другим, что чеховские герои мучаются от того, что утратили Бога, только нигде не говорится об этом прямым текстом.

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи, отец Георгий, очень интересно.
    Ещё интересно было бы почитать про вашу встречу с людьми, которых повстречали там.

  • Минск

    Благодарю Вас, отец Георгий, за то, что делитесь воспоминаниями! Очень понравилось Ваше очередное творение. Признаюсь, впервые захотелось, чтобы оно подольше не заканчивалось и было многочастным) Жду третью, после которой надеюсь прочитать «продолжение следует»…

  • МО

    //Ну а что касается цитат из пьес Чехова, то странно слышать их из Ваших уст и вообще читать у нас на сайте (тем более что цитирую не я), но мне они по душе.//

    Опять я должен просить прощения за протаскивание на Ветрово литературы. Опять, потому что уже каялся в отзывах под «Православным словопытом» за цитаты из Шкловского, Страгородского, Сурожского… Но кем и когда писалась «Пальмовая ветвь с Афона»? В 2002 году изъеденным и пропахшим литературой, как курильщик табаком, молодым человеком, три года назад ставшим священником по совершенно непонятным ему причинам. Персонаж Чехова беседовал со шкафом, почему бы и мне со стасидией не пообщаться, примерно так думал этот молодой человек тогда.

    Гаев. Да… Это вещь… (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.»

    Всё-таки лучше со стасидией, чем со шкафом, пообщаться: «О, гладкие и выгнутые, как лебединые шеи, подлокотники! Прикосновения скольких монашеских рук помнят ваши изгибы, сколько молитвенных воздыханий вы выслушали на своём веку, и сколько всенощных бдений отстояли, поддерживая утомлённые земным притяжением монашеские тела? Скольким из них вы стали крыльями в таинственном духовном полёте?»

    //И, пытаясь оправдать эти пьесы, уже придя в Церковь, говорила себе и другим, что чеховские герои мучаются от того, что утратили Бога, только нигде не говорится об этом прямым текстом.//

    А моя душа не благоволит к Антону Павловичу. Умирающий просит себе шампанского… Видимо, мучился, что утратил Бога…

    Мой «гуру» (так моё отношение к В.М. Острецову охарактеризовал наш учёный собрат Александр Буздалов) пишет: «Погружение в мечтательный мир литературы неизбежно вызывает у своих почитателей уныние и неприятие действительности. И вовсе не потому, что действительность плоха и что-то в ней не устраивает. Действительность плоха именно потому, что она реальна, громадна и обладает принудительностью воздействия на человека, требует смиренного и уважительного к себе отношения, смирения в познании и терпения в труде, признания себя лишь песчинкой в громадном мире, которой будет дано лишь то, что она заслужила своим трудом и молитвой.

    Гуманная культура, воспитываемая литературой, и привела к невероятно поверхностному взгляду на духовные истины, а вернее, просто к их игнорированию. Если спросить, какие идеалы проповедует наша литература, то легко обнаружить, что ни один человек не назовет нам ничего конкретного и ясного. И все-таки идеалы в литературе есть, они заложены в самой ткани произведений. Литература наша русская многообразна и по тематике, и по стилю, и по сюжетам, и по охвату сторон русской души и общественной жизни. Но что-то общее в ней есть. Перво-наперво, что останавливает взгляд и обращает внимание, так это то, что в ней отсутствует реальность Церкви и религии. Уже отмечалось в нашей критике, что, скажем, в “Евгении Онегине” лишь однажды упомянута церковь, вскользь. А ведь в те времена жизнь каждого человека, даже самого отпетого вольтерьянца, была тесно связана с религией. Церковные праздники, крестины, отпевание усопших, венчание и дважды в день колокольный звон по всему пространству России. НОВАЯ МИРСКАЯ КУЛЬТУРА, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛИТЕРАТУРА, РОЖДАЛАСЬ ИМЕННО КАК АНТИТЕЗА ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ (выделено мной. ― Г.С.).

    Удивительно, но из нашей литературы мы ничего не узнаем и о строителях Транссибирской железной дороги, по сей день крупнейшей в мире, созданной руками русских людей в такие сроки, которые нам и не снились. Чехов в это самое время совершил поездку на Сахалин, но у него не нашлось ни одной строки, чтобы воздать должное ее подвижникам. И это не случайно для мироощущения певцов “лишних” людей. Удивительное дело, что их ум не приковывал к себе ни созидательный ум крестьян, рабочих, ни дела благотворения, ни подвиги духовных отцов, окормлявших русскую землю. Безразличным взором они проводили по лицам людей просветленных, здоровых и сильных. Они посещали иногда святые обители, просили совета, прислушивались, но в их произведениях не увидим духовных реальностей.

    Русская литература породила целое сонмище людей “лишних”, жаждущих настоящего дела, а дело было между тем в их собственной пустоте. Но спросим себя: что узнают наши школьники о России из изучения русской литературы? Ответ будет самый печальный. И удивительное дело: в то время, когда литература доносит до нас жалобные вздохи крестьян, описывает нищету и бедность, изобразительное искусство своими гравюрами, живописными полотнами представляет нам Россию сытую, лица довольные, благодушные и веселые. Какое неповторимое удовольствие испытываешь, глядя на цветные полотна, изображающие деревни или Москву XVIII и XIX столетий».

  • МО

    //Главка «Записка вместо замка» — просто замечательная (отгоняю от себя слово «шедевр»).//

    Приятно слышать от искушённого литературой такие похвалы. Да, было время, занимался ею, но недолго, слава Богу, недолго, потому что занимался именно той литературой, которую Острецов характеризует как антитезу церковной жизни. Конечно, не вся литература является таковой, но дело в том, что продвигают, развивают и поощряют именно ту литературу, которая хочет занять место Церкви в жизни человека. Нам ведь навязали взгляды и вкусы Чехова, Пушкина, Достоевского и т.д. те, кто заинтересован в их продвижении. Вот поэзию отца Романа продвигать не будут, а этих сочинителей будут. И опять процитирую Острецова: «Сами вкусы не есть вещь стихийная, свалившаяся с гор Памира или Монблана. Вкусы создаются, и это аксиома».

    //«Шишки, упавшие с кроны, или трава у корней – кто мы для этих великанов?» //

    Шишки кипариса имеют форму креста. На 1:00 минуте показан этот крест.
    https://www.youtube.com/watch?v=5Hq4Q3gcYko

  • МО

    //Ещё интересно было бы почитать про вашу встречу с людьми, которых повстречали там.//

    С людьми сложнее. Описывать невыдуманных людей, значит описывать самого себя в гораздо большей степени и глубине, чем описывать что-либо. К таким откровениям не готов.

    // Жду третью, после которой надеюсь прочитать «продолжение следует»…//

    Продолжения не будет. Литература, знай своё место! Помните, откуда эта фраза? «Тень, знай своё место!»

    //Главка «Записка вместо замка» — просто замечательная//

    Сравните костницу Руссика, или Свято-Пантелеимонова монастыря (на фото в начале статьи) с костницей Великой Лавры (на этом видео с 12:20 минуты). Разительное отличие. Посещение Лаврской усыпальницы едва бы вдохновило на написание «Записки вместо замка».
    https://www.youtube.com/watch?v=G5o6gcPYAkY

  • Минск

    Георгий Селин, иерей :«Продолжения не будет. Литература, знай своё место! Помните, откуда эта фраза? «Тень, знай своё место!»

    Нет, не помню, а точнее не знаю.
    Но посмотрела здесь:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)
    Театралом никогда не была. Была попытка в студенчестве приобщиться, но не понравилось: показалось странным и неестественным — ушла с середины пьесы (название уже и не вспомню) .
    Но поворот неожиданный . Если я правильно поняла, последнее свою творение Вы относите к литературе? А Вам по душе работа критика ? Не помню точно кто, но кто — то из Ваших коллег по Alma mater писал, что, если хочешь стать известным, выбирай, кто уже известен, и критикуй ((

  • МО

    //с костницей Великой Лавры (на этом видео с 12:20 минуты)//

    Простите, костница показана с 10:20 минуты. А на 03:00 минуте ― фреска, на которой изображены события, описанные в 11-ой главе Апокалипсиса.
    https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=G5o6gcPYAkY

    С 02:56 минуты ― Апокалипсис в красках. Глава 11 (кеф. IA ). Последние стихи этой главы:
    15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
    16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
    17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
    18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
    19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
    (Откр.11:15-19)

    Последний стих загадочен: «отверзся храм Божий на небе…». Загадочен, потому что далее Апокалипсисе сказано: «Храма же я не видел в нем (в сходящем с Неба Иерусалиме. ― Г.С), ибо Господь Бог Вседержитель ― храм его, и Агнец» (Откр. 21:22).

    Читаем толкования, что это за храм, который открылся на небе, и который изображён в верхнем левом углу фрески? Этот храм – Сам Христос, Тело Его.
    Сщмч. Викторин Петавийский: Отверзся храм Божий на небе — это явление Господа нашего. Храм Божий — это Его Сын, как и Сам Он говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его; и когда Иудеи говорят, что сей храм строился сорок шесть лет, евангелист говорит: Он говорил о храме тела Своего (Ин. 2:19-21). Ковчег завета Его — предсказание Евангелия, прощение грехов и все, что с Ним придет, — об этом Иоанн говорит, что оно уже стало явным.
    https://bible.optina.ru/new:otkr:11:19

    А что значит изображённый на фреске град, возвещённый в Апокалипсисе? Объясняет Тиконий: «Град, даже когда побивает плоды, сам всегда в большей степени раздробляется при ударе и при производимом опустошении себя же изничтожает. Таким же образом свирепая толпа язычников, которая подвергала преследованию веру Христову, позже на саму себя ополчившись, свела свою численность к малой или вовсе ничтожной».

    Не сие ли происходит с российско-украинским народом?

  • Отец Георгий: «Приятно слышать от искушённого литературой такие похвалы. Да, было время, занимался ею, но недолго, слава Богу, недолго, потому что занимался именно той литературой, которую Острецов характеризует как антитезу церковной жизни».

    Вашу «Пальмовую ветвь» антитезой церковной жизни точно не назовёшь. И потом, нельзя писателю и читателю непрерывно напрягать мозги, они от этого тоже изнашиваются. Иногда хочется просто воздухом подышать, и Вы нам в этом сейчас помогли.

    Каждый пишет, как он слышит.
    Каждый слышит, как он дышит.
    Как он дышит, так и пишет…

    От себя добавлю: когда не дышит, тогда уже совсем не пишет!

  • Алла: «Признаюсь, впервые захотелось, чтобы оно подольше не заканчивалось и было многочастным) Жду третью, после которой надеюсь прочитать «продолжение следует»…»

    Алла, намеренно растягиваю, но, увы, конец близок…

  • МО

    //И потом, нельзя писателю и читателю непрерывно напрягать мозги, они от этого тоже изнашиваются.//

    Три движения большим пальцем или три щелчка мышью, и мозги так распрягут, что потом их вместе не соберёшь, имею в виду светские сайты. Поэтому, извините, рассмотрим следующую фреску по Апокалипсису в Великой Лавре.
    С 03:12 – « А вон, смотри, ангелы играют на цитрах…».
    https://www.youtube.com/watch?v=G5o6gcPYAkY

    1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
    Г.С.: И на фреске ровно 144.000.

    2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
    Г.С.: Для русского уха привычнее ― гусли, но в греческом оригинале стоит слово «кифара».
    «От слова «кифара» произошли названия ряда инструментов, в том числе китаррон, цитра, гитара и др.» На гитару, происшедшую от кифары, обратили внимание?
    https://eomi.art/plucked/cithara/

    3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
    Г.С.: Интересно, почему никто кроме них не мог научиться сей песне?

    4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
    5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
    (Откр.14:1-5)

    С 03:27 начинается богословский спор об изображении Христа в виде агнца: можно или нельзя? Насколько мне известно, употребление символов в христианском искусстве фактически запрещено 82-м правилом VI-го Вселенского собора, которое гласит: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца, да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

    Согласно смыслу этого правила, употребление символов в христианском искусстве означает возвращение к образам и сени, т.е. к тени той истины, которую явил людям Христос Бог в Своём воплощении. Когда Бог показал Себя как человек, какое знание о Нём может скрываться под символами? Когда Истина открылась людям в той полноте, в какой только могла открыться, что ещё гадать о Ней, прибегая к помощи символов?

    Так что, прав говорящий о запрещении изображения Христа в виде Агнца. А вот на флаг, под который поставили Агнца, богословы внимания не обращают. Вообще говоря, странная картина ― агнец держит флаг, не правда ли? Однако у богословов эта странность возражений не вызывает, потому что не было по флагу вселенских соборных постановлений, потому и не замечают они этого флага. Но мы-то знаем, кто поставил Христа под флаг.
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-kto-postavil-hrista-pod-flag/

    С 12:18 – «паде, паде Вавилон, град великий…».
    И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы (Откр.14:8).

    //А Вам по душе работа критика ? Не помню точно кто, но кто — то из Ваших коллег по Alma mater писал, что, если хочешь стать известным, выбирай, кто уже известен, и критикуй (( //

    Не могли бы Вы конкретно сказать, кого из известных надо критиковать, чтобы стать известным? И я попробую конкретно ответить на конкретный вопрос.

  • Минск

    Георгий Селин, иерей : « Не могли бы Вы конкретно сказать, кого из известных надо критиковать, чтобы стать известным?»

    Это вам виднее. Я процитировала близко к тексту слова Вашего коллеги по Alma mater . Возможно, Вы знаете. А у меня другая профессия.
    Все Ваши работы здесь, на сайте, преимущественно критической направленности, если можно так сказать. Исхожу из того, что критика — это розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности.
    Список может быть очень длинным и зависит от желания критика критиковать.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок