Давно заметила, что, путешествуя вместе с иеромонахом Романом и другими паломниками, обращаю внимание не на красоты природы и городов, а на лица людей, и на фотографиях тоже в основном остаются они. В этот раз во время поездки на Брянщину вспомнились слова из стихотворения Николая Заболоцкого:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Огонь, мерцающий в сосуде — это то, что открывается мне в людях, когда с ними разговаривает отец Роман. Не знаю, в чём тут дело — то ли я смотрю на них его глазами, то ли в них действительно просыпается то, что обычно скрыто, погребено где-то на глубине. Это похоже на то, как иногда по телевидению показывают богослужение и в камеру вдруг попадает чьё-то лицо — человек в лучшие минуты своей жизни, когда он, сам не ведая того, весь виден как на ладони. Отец Роман иногда говорит, что тому, кто ради Христа оставил свой дом, мать и отца, Бог даёт множество домов и родных людей. Одним из таких домов для отца Романа оказался дом Александра Васильевича Шадурина, художника из Трубчевска, где мы побывали недавно.
Дом художника стоит на берегу Десны — с одной стороны высокая круча, с другой стороны река. Я подивилась красоте этого места и огорчилась, когда хозяин сказал, что к реке он ходить не любит — «там всё загажено». Родом Александр Васильевич из деревни Прудки — она стояла неподалёку от родного села отца Романа, пустела, зарастала, потом сгорела — так что от неё осталось только кладбище. Воспоминания о ней и боль о русской деревне, не только родной, — одна из основных тем живописи Александра Шадурина. Некоторые из этих работ развешаны на стенах в его гостиной, но бо́льшая часть стоит на полу в соседней комнате, и художник выносит их нам по одной.
Алекандр Васильевич рассказывает, что после окончания художественного училища он долго не мог найти себе применения. Работал столяром, а по утрам выходил писать пейзажи. И вот однажды рано утром он писал поле с сухим одиноким деревом, чувствовал, что не получается, и впервые начал молиться. Вскоре в дом к нему пришёл священник и, взглянув на уже готовую работу, сказал, что в ней есть что-то особенное, — и приобрёл её. Ещё одним важным для внутренней жизни событием стала встреча с творчеством иеромонаха Романа — сначала с песнопениями, а потом со стихами из сборника, который попал к нему в руки в Храме.
Шесть лет тому назад, когда отец Роман приезжал в Трубчевск, Александр Васильевич приходил на встречу с ним в библиотеку и после этого написал два его портрета по фотографиям. Но пообщаться с ним лично довелось только сейчас.
— Вы пытаетесь сделать кистью то, что я пытаюсь сделать пером, — говорит отец Роман, глядя на работы Александра Васильевича.
Положа руку на сердце, скажу, что из работ Александра Шадурина мне больше всего понравились пейзажи, а картины с явным христианским сюжетом показались идущими скорее от ума. Природа благовествует о Творце сама по себе, и тот, кто умеет подметить это и передать, ничего не добавив от себя, делает зрителя соучастником тайны и без слов рассказывает о самом главном. Хороши, но печальны деревенские натюрморты художника — Александр Васильевич любит писать окна деревенских домов, похожие на угасающие глаза старого человека. На одной из картин изображён его дедушка, и они показались мне похожими не только внешне: роднит их какое-то горестное раздумье. Отец Роман на портретах Александра Шадурина выглядит слишком сильным физически, а вот картина «Иерей» получилась правдивой и выразительной — художнику удалось показать внутренние противоречия, «невидимую брань» незнакомого нам священнослужителя.
Глядя на картину «Хлебушек», обратила внимание на «фон» — белую узорчатую скатерть с тщательно выписанными деталями, и очень скоро увидела её же на кухне, на столе, за которым жена художника, Елена Викторовна, угощала нас картошкой и салатом из огурцов с помидорами — действительно, это второй хлеб для русского человека, особенно сельского, особенно в сентябре.
Видно было, что Александр Васильевич очень тронут приездом отца Романа, и всё же на душе у него печаль. Как и отец Роман, он болеет за гибнущую деревню, за потерянную русскую душу, и часто думает, что работы его никому не нужны — как и всё то, что на них изображено. Я так не думаю — мне никогда не поверить, что отец Роман пишет и говорит напрасно, и не забыть, кто самым первым заказал на сайте «Ветрово» книгу его стихов — читательница по фамилии Родина.
Напоследок мы всё-таки спускаемся к Десне, омываем лицо водой и видим на горе за поворотом белый Троицкий Храм. Вернувшись в скит, ещё раз пересматриваем картины Александра Шадурина и говорим о том, что некоторые из них хорошо могли бы дополнить стихотворения отца Романа. Если благословит Господь, может быть, следующий календарь со стихами иеромонаха Романа будет оформлен его работами. А пока предлагаем вам познакомиться с ними на сайте «Ветрово».
С художником Александром Шадуриным можно связаться, отправив письмо на адрес редакции сайта «Ветрово»: editor@vetrovo.ru .
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 сентября 2021
Спаси Господи Ольга Сергеевна и дай Бог здоровья Александру Шадурину, действительно картины настоящие, передают красоту и печаль нашей Руси.
Картины — как живые, изумительно красивые! На каждом кадре хочется задержаться. Художник невероятно талантливый и светлый человек. Спасибо ему и Вам, Ольга Сергеевна, за знакомство с его творчеством!
Спасибо Вам, Ольга Сергеевна, за рассказ и видео. В картинах этого замечательного художника действительно чувствуется связь со стихотворениями отца Романа. Русская природа там такая же как и в стихах. Всегда казалось, что поэт — это тоже, в какой-то мере художник, а художник — отчасти поэт.
Также понравилось Ваше наблюдение о том, что в людях, общающихся с отцом Романом или узнающих о его творчестве, проявляется всё лучшее, что есть. Всё, что находилось в глубине души и вышло на встречу Евангельскому Свету.
От этого рассказа о Вашей поездке на Родину Батюшки, стало как-то светлее, в этот осенний пасмурный день.
Удивительно тёплый и душевный рассказ написали Вы, Ольга Сергеевна! Спасибо Вам!
Картины этого художника действительно замечательные! Хочется смотреть и смотреть. И если выйдет календарь отца Романа с его работами, это будет прекрасно.
Получила сегодня календарь отца Романа на 2021 год. Очень красивый! В предыдущей статье Вы написали, что календари недолговечны. Но разве поднимется у кого-то рука выбросить такой календарь на помойку? Не думаю. Наверное все, кто заказывал эти календари, их сохранят. И можно будет иногда доставать его и любоваться ещё и ещё и перечитывать стихотворения.
Спасибо Вам за Ваш труд и за прекрасные календари!
Низкий поклон отцу Роману!
Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!
Спаси Господи Александра за прекрасную живопись. Просмотрел не один раз.Теплее стало на душе.
Отзыв знакомого художника и музыканта: «Замечательный художник. Прекрасные работы. Словно воды попил чистой в душный день. Спасибо. Жалко, что его никто не знает, мало знают. Статья в тему. Хорошо. А вот музыка в видео пытается объяснить, подсказать, и слишком старательно».
Спасибо. Очень верно сказал художник. Тоже названия картин мешают восприятию. Они живые, и в каждый момент выражают разное.
Какова стоимость его картин?
Александр, о стоимости картин сказать не можем (не знаем), зато можем помочь связаться с художником.
Благодарю, что Вы открыли нам художника Александра Васильевича Шадурина. Благодарю Александра Васильевича за живые картины.
А картина «Гвозди», перекликаясь со стихотворением отче Романа
«Прибит на Крест моей неправдой,
Чем оправдаюсь пред Тобой?
Моя поруганная Радость,
Моя распятая Любовь! …»
разрывают душу … Бог в помощь!
Сегодня этот материал опубликовали на сайте «Столетие», дополнив и другими работами художника:
https://www.stoletie.ru/kultura/ogon_mercajushhij_v_sosude_983.htm