Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас
Несколько десятилетий назад в Псково-Печерский монастырь приехали студенты духовной академии. Один из них, самоуверенного вида юноша в изящных туфлях, пришёл к нам на клирос. Чем-то я его заинтересовал — на второй день вечером понял, чем:
— Завтра буду у наместника иподиаконствовать, дай мне свой подрясник, думаю, по росту он подойдёт.
У меня было два подрясника: один довольно изношенный, рабочий — в нём, в свободное от клиросного послушания время, колол дрова, в другом ходил только в Храм. Отказывать гостю было неудобно, принёс ему свой церковный. Перед отъездом, возвращая мне подрясник, академист признался, что мог бы принять монашеский постриг, но только чтобы жить в городе. Меня очень удивило, что студент духовной академии не понимает сути монашества, но переубеждать не стал, решив ограничиться шуткой:
— Ну да, в туфлях в деревне не везде пройдёшь.
Вспомнилась встреча со студентом через несколько лет, когда, уже иеромонахом, выписал себе в обличение этот отрывок.
«Сирско-месопотамское монашество. Суровый образ жизни. В этом отношении сирийское монашество оставило позади себя первоначальное египетское. Оно изобрело самые тяжелые и странные виды подвигов. Здесь подвижники жили в помещениях менее человеческого роста, где нужно было иметь всегда согнутое положение тела, или, наоборот, совершенно под открытым небом летом и зимою, в хижинах без окон и дверей, в подвесных и качающихся круглых коробках. Сирия именно изобрела и подвиг столпничества. Неудивительно, что и в отношении поста сирийское иночество превзошло другие страны. Так, здесь был класс подвижников, называвшихся пасущиеся, они не употребляли хлеба, вареной пищи и вина, а когда наступало время вкусить пищу, каждый из них, взяв серп, отправлялся бродить по горе, будто пасущееся животное, и питался растениями. Нигде не достигали и такой степени умиления, как здесь».
Да, лакированные туфельки с шёлковыми рясами древним подвижникам и в кошмарном сне не могли присниться. Судя по тому, как они питались, можно догадаться, как одевались. Увы, у современного, заигрывающего с мiром монашества, учёного, высокообразованного, одухотворённого магистратурой, бряцающего всевозможными орденами и медалями, осталось одно именование. А если учесть, что кто-то принимает монашество ради карьерного роста, используя его как мостик на пути к епископству, то монашеские одежды скорее осудят, чем оправдают носящего покаянные одежды властолюбца. К счастью, есть монахи, пытающиеся трезво осмыслить своё служение, они говорят: «Мы — иноки, это означает, что мы иные. Мы должны отличаться от этого мiра». И почему же только иноки, а не все христиане должны отличаться от этого мiра? Разве Царство Божие обещано одним инокам? Но посмотрите, кто стоит в Храме — женщины накрашенные, стриженые, в брюках. За какие-то десятилетия наколки и железные безделушки на лице, которые раньше показались бы непотребством, стали нормой. Мало того, что в таком виде приходят в Храм, они ещё дерзают идти на исповедь и приступать к Чаше. И для того ли приступают, чтобы обновиться, стать новым человеком, измениться внешне и внутренне, или чтобы, получив облегчение, продолжать жить, как и жили? Пастыри же, вместо увещеваний, приглашают приступать ко Святому Причащению каждое воскресенье, без исповеди и поста, мол, достаточно среды и пятницы. Чувствуя неладное, знакомый строитель Храма спросил у настоятеля, почему тот допускает до Причастия всех подряд. Ответ поразил — нельзя никого отталкивать, надо кормить семью. Но угодно ли Господу такое служение, когда зарабатывание денег важнее спасения душ?
Разве не прискорбно, когда пасущие и пасомые не желают отличаться от мiра? Да и как от него отличиться, пытаясь идти с ним в ногу, подражая ему, угождая, превращая Дома Божии в клубы и театры? Повсюду обилие монастырей, Храмов и духовных школ, но посмотрите на современных миссионеров. В кого только не превратил дух времени пастырей и архипастырей! Тут и рокеры, и рэперы, и футболисты, и хоккеисты, и штангисты, и боксёры, и блогеры, и почти что клоуны — выбирай подпитку любой страсти.
Почему учёнейшие миссионеры в сане не хотят подражать апостолу Павлу? Не был он ни участником, ни болельщиком спортивных состязаний, кормился трудом рук своих, шил палатки и проповедовал ищущим Истину, а не предлагал развлечения желающим убить время. Почему бы нынешним миссионерам не спуститься в шахты и, взяв отбойный молоток, не потрудиться вместе с шахтёрами, чтобы в свободное время поговорить с ними и о смысле жизни? Не всюду шахты? Но везде есть больницы, станки, да и просто лопаты с топорами. Нет, век развлечений поставил на свою ступень даже святое дело просвещения. Ныне без развлечений немыслимо зазвать в Дом Божий! Вот и превращают Храмы в театры, а священную Литургию в телевизионное представление. Удобно, безопасно и необременительно. Под боком рай, и не беда, что он карикатура Божьего Рая. Тихую спасительную Пристань обуревают губительные волны, а пропитанное мiрским духом христианство и знать не хочет, что ад приходит со стороны рая.
Иеромонах Роман
3-9 декабря 2020
Скит Ветрово
«Святой Нестор-спортсмен» — это, по-видимому, мученик Нестор Солунский:
«Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен».
https://azbyka.ru/days/sv-nestor-solunskij-fessalonikijskij
Надеюсь, мученичество со спортом спутал автор заметки, а не Совет иконописцев Троице-Сергиевой лавры.
Редактор, понимаю о чем Вы, но монашество все же другое. Монахи не живут в миру, не ходят в мантии на работу каждый день. Пример со священниками, наверное, в этом вопросе более подходит, если бы они носили подрясник в метро, в магазине с крестом. В наше время это почти исповедничество, я так думаю
Ольга, вопрос был не только в ношении платка в храме, а вообще. Сравнивать пост, который прописан в канонах и правилах, постановлениях, если не ошибаюсь, не уместно, мне кажется. Пост — это не благочестивая традиция. Наша Церковь не единственная в мире. Но складывается ощущение, что она как-то будто эталон Православия.
Анна. Мы просто в Русской Православной церкви.