col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Боль и стыд за нас, верующих»

Ссылку на композицию «Слово об Александре Невском» прислала наша читательница Анна из Пскова. «Ольга Сергеевна, здравствуйте! – написала она. – Простите, что пишу вам личное сообщение, но просто боюсь смутить людей на сайте «Ветрово», так как сама еще нахожусь в некотором недоразумении. Дело в том, что случилось событие в близком мне г. Кронштадте, в Морском соборе свт. Николая Чудотворца, такое, что повергло меня, не знаю, как выразить… в страх и боль и стыд за нас, верующих, не знаю, как к этому относиться. Я говорю о пьесе на солее, театральном представлении в Храме. Уже не сплю какой день и все думаю, может, я себе накрутила чего, может, не так все плохо, и решила Вам написать, быть может, Вы передадите мое письмо о. Роману, мне было бы большим утешением услышать его слово наставления».

Из ответного письма отца Романа: «Анна права: Храм для молитвы, а не для каких-то постановок, заливающих всё сплошной патокой и пошлостью. Жутковерующие дикторы и певцы пытаются сыграть верующих, хотя им совершенно безразлично то, о чём говорят и поют – одна из хористок даже не скрывает зевоты. Слепили надуманного сказочного героя и радуются… Вообще дикость несусветная – современные представители общества потребления, зацикленные на развлечениях, пытаются изобразить героические времена, превращая былое в сказку, которой и сами не верят. Нужно обязательно опубликовать эту патоку, чтобы оставшиеся в здравии могли высказаться».

Сайт «Ветрово»
7 октября 2021

Заметки на полях

  • О кронштадтском Морском соборе из «Википедии»: «1 июня 1929 года президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования под культурно-просветительские цели… После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой»».

    Неудивительно слышать о таких деяниях богоборцев, но совершенно непонятно, почему теперь им подражают верующие. И те, и другие совершают схожие поступки «из лучших побуждений». Недавно в одной церковной лавке о книге отца Романа «Мир вам!» сказали, что «в светском Храме это может кого-то оттолкнуть». Конечно, к творчеству отца Романа люди относятся по-разному, особенно когда речь идёт о его публицистических произведениях или гражданской лирике. Но выражение «светский Храм» в голове не укладывается. Это примерно то же, что «мiрская (обмiрщённая) Церковь».

  • Безумие какое-то. То что коммунисты насильно делали, теперь сами добровольно. Скорее всего, на постановку был выделен бюджет и снимать помещение какого-нибудь ДК это отдать лавинную долю бюджета, плюс экономия декораций. Но лучше было отказаться от постановки

  • «В центре села стоит Воскресенский храм 1750 года. У него большая колокольня — около 33 метров! В 1929 году церковь хотели закрыть, но жители не дали. Может, и стоит село, потому что не отступалось от Христа и заветов предков?»
    https://zen.yandex.ru/media/arkhlikbez/kak-vygliadit-selo-kogda-na-zemle-est-hoziain-pokazyvaiu-na-primere-iaroslavskoi-oblasti-610d4533c64d73643e83a51f

  • Псков

    Площадок для такой деятельности в Кронштадте более чем предостаточно, здесь совсем другое намерение. Как раз то, о чем о.Роман глубоко переживает. Под видом благого попечения творятся жуткие вещи. Если начальство этого не видит, то хотя бы мы, верующие не должны участвовать в подобной дерзости, уклоняясь от зла. Это не православие, это не правда.

  • Знаем, что разрушителями и Руси и России были большевики-мерзавцы: они объявили русский народ «угнетателями»… а в нынешнее время хоть отчасти царей русских нужно вспоминать с благодарностью.

  • Тверь

    Это мероприятие напоминает новогодний Огонёк на телеканале «Культура», но только с православным уклоном (благо, там никто не скачет, и исполняют чаще всего только классические произведения). Признаюсь, что иногда приходится его немного посмотреть, чтобы старшее поколение не чувствовало себя одиноко в новогоднюю ночь.
    Но сейчас, кажется, таких мероприятий, проходящих в Храмах, чуть меньше, чем раньше. Может «виновато» актуальное ныне заболевание и связанные с ним ограничительные меры? Только вот случайно ли?
    Не думаю, что великие князья, положившие свои жизни за веру и Отечество, были бы рады такому прославлению.

  • Волгоградская область

    Просто хороший православный концерт, которому место конечно же НЕ в храме.

  • Волгоградская область

    У нас в Волгограде 19 сентября было открытие Собора Алесандра Невского, который был разрушен еще в 1932 году. На освящение собора приезжал Патриарх. Я одного не поняла, почему в соборе были одни волонтёры и элита, а прихожане стояли на улице, далеко за оградой как сироты.
    https://www.youtube.com/watch?v=A7VrX2MPhfA

  • Скорее всего, волонтёры и элита привиты и имели отрицательные тесты на ковид.

  • Санкт-Петербург

    Зачем это выкладывать, чтобы очередной раз поругать Церковь? А остальным с чувством удовлетворенного благочестия самоутвердиться, какие они здравомыслящие в отличии от других?

  • Санкт-Петербург

    И так со всех каналов поливают, по чем зря…все подвергают сомнению, отбирают веру и доверию священноначалию… Посмотрите, тут люди уже детей своих в храм не вводят? И чем больше таких публикаций, тем больше таких людей будет

  • Анна, это было подготовлено, снято и выложено не нами.

    Протоиерей Александр Шаргунов о притче о злых виноградарях:

    «Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2:7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4)…

    Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило…

    Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

    Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится».
    https://vetrovo.ru/selected/o-aleksandr-shargunov-o-zlyh-vinogradaryah/

  • Анна 07.10.2021 в 11:58
    «…Это не православие, это не правда.»
    Вы правы, Анна.

    «Вместе с тем, надо знать и помнить, что «Православие» не есть только то и все то, что официально именуется «Православием», ибо в наше лживо-лукавое время крайне-печальным, но, к сожалению, уже несомненным фактом является появление все более и более поднимающего голову и утверждающегося в мiре лже-православия, которое яро стремится подменить собою Православие истинное, как в свое время Антихрист будет стараться подменить и заменить собою Христа.»
    «И поэтому действительно-православным может почитаться только тот, кто православно мыслит, православно чувствует и православно живет.»
    И ещё предлагаю проанализировать другую статью архиепископа Аверкия (Таушева)
    СОЛЬ ОБУЕВАЕТ

    ЗНАМЕНИЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ КОНЦА

    (К столетию блаженного преставления
    Святителя Игнатия Брянчанинова)

    «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы. Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облегченные в овечью кожу, являются и познаются отдел и плодов своих. Но это — попущение Божие. Находящиеся в Иудее да бегут в горы!» -такими словами характеризовал современную ему церковную жизнь, еще свыше ста лет тому назад, наш великий российский светильник, подвижник и духовный писатель — наставник православно-христианского благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов), столетие со дня праведной кончины которого мы в нынешнем 1967 году молитвенно воспоминаем (30 апреля 1867 года).
    Не с гораздо ли большим правом можем мы повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни? Ибо как раз в этом отношении — в отношении полного духовно-нравственного упадка, дошедшего, кажется, уже до крайних пределов, жизнь за эти последние сто лет, особенно со времени катастрофического крушения нашей Родины-России, действительно далеко ушла вперед.
    Печальный «прогресс», ясно свидетельствующий, по словам святителя Игнатия, о приближении конца!..
    Куда уж идти дальше, если те, кому вверены человеческие души для руководства ими ко спасению, ведут их не ко спасению, а к вечной погибели?!
    Для нас важно, что святитель Игнатий, с ранней юности искренно всей душой стремившийся к подлинной духовно-нравственной жизни и сам явивший в себе высокий образец такой жизни, пишет это не голословно, а на самом себе переживши все это, как мы знаем это из его замечательного жизнеописания. А выводы из пережитых им лично разочарований и огорчений на этой почве, он изложил письменно во многих местах своих «Аскетических Опытов», «Аскетической Проповеди», «Писем к мирянам», «Приношения современному монашеству», «Отечника» и других дошедших до нас его письменных трудов, представляющих особо ценнейшую библиотеку для каждого интересующегося вопросами духовно-нравственной жизни и, в особенности, для желающего не только «философствовать» (что часто бывает совершенно безплодно и не на пользу!), но и жить духовной жизнью, как действительно жил ею сам святитель Игнатий. Творения святителя Игнатия тем и ценны нам особенно, что они все написаны из собственного духовного опыта.
    Нарисовав положительную картину духовно-нравственной христианской жизни в целом ряде своих глубоко-назидательных творений, как она отразилась в житиях святых угодников Божиих, на протяжении всей христианской истории, а в Особенности — в наставлениях св. подвижников веры и благочестия первых веков христианства, святитель Игнатий переходит к «последним временам», причем признаки этих «последних времен» указывает уже в современной ему эпохе (сто слишком лет тому назад). Для нас ценно то, что святитель Игнатий, как он сам подчеркивает, на все ищет ответов и руководства у древних отцов-подвижников и мало что говорит «от себя» и своими словами, излагая в своих рассуждениях их мысли и приводя порою дословно их изречения.
    Вот как, например, говорит он о современной эпохе в «заключении» своего «Отечника»:
    «От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы, находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, — сказал один из них, — те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцев, прославившихся знамениями» (4-й ответ преп. Нифонта). Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного отца!»
    Чрезвычайно важно это указание! Отсюда ясен вывод: там, где много шума, саморекламы, популярности, то есть, где явно отсутствует смирение, а видно стремление к славе, к возвеличению себя в глазах других, действительными или только дутыми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами — там нет истинного угождения Богу.
    Что же там?
    Там — «одно лицемерство», приводит святитель Игнатий слова святителя Тихона Задонского.
    «Убойся этого лицемерства, — поучает далее святитель Игнатий, — убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом — в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям».
    Вот — одна, чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени, которую как опытный знаток духовной жизни, вскрывает святитель Игнатий, предостерегая нас от нее.
    Вторая черта, на которую не раз в своих творениях указывает святитель Игнатий, это — иссякновение благодатных руководителей подлинной духовно-нравственной жизни, а в связи с этим, что особенно важно в наше время знать и помнить каждому ищущему спасения души — умножение лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман. Сугубая осторожность нам нужна, как многократно предостерегает нас в своих писаниях святитель Игнатий, чтобы «не принять волка за пастыря» и не довериться легкомысленно тому, кто может погубить твою душу, поведя ее ложным путем. По словам святителя Игнатия, наше время есть время крайнего оскудения духоносных наставников, а потому найти настоящего «старца», каковы были старцы-наставники первых веков христианства теперь уже невозможно, и гораздо безопаснее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими. Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал.
    Третья характерная черта нашего времени — это необыкновенное умножение соблазнов всякого рода, самых разнообразных, которые все будут отвлекать человека от искреннего и нелицемерного служения Богу.
    «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18; 7),- предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине «умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24; 12), и «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18; 8). «Земля Израилева — Церковь будет низвращена от меча» — от убийственного насилия соблазнов — «и пуста весьма» (Иез. 38; 18).
    Жительство по Боге соделается очень затруднительным.
    Соделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.
    «О, бедственное время! О, бедственное состояние! — восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов. — О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно больше всех невещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!».
    Золотые слова святителя Игнатия! Ведь мы уже стоим сейчас пред лицом всех этих безчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям «жительство по Боге», а многие ли в наше время отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? В мире, на наших глазах, происходят душу потрясающие события, как например кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину-Россию, создание безбожных-богоборческих государств, открытая борьба с Богом и Церковью, явное служение сатане, а многие, как слепцы, ничего этого словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают: «да что вы говорите? ничего особенного тут нет! всегда это было!» и тому подобное.
    Как и эта духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!), так и все, с каждым днем, умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют «жительство по Богу», — это, по словам святителя Игнатия, явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни «отступления», о котором предрек св. Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам (2 Сол. 2; 3).
    «Соделается жительство по Боге, — говорит святитель Игнатий, — очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми… в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам!) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служении сатане».
    Кто видя все ныне в мире происходящее — вплоть до открытого уже служения сатане, — может сказать, что это время еще не наступило?
    И оно несомненно наступило, если святитель Игнатий еще более 100 лет тому назад уже писал о его наступлении в его время, указывая и явные признаки этого.
    Вот как, например, сильно и ярко пишет он об этом:
    «Времена, чем далее, тем тяжелее. Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень неприметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его («мир») падению его.»
    Здесь в этих словах очень важно отметить, что Отступления как бы не видят, не замечают те люди, которые принадлежат к «суетящейся и служащей миру толпе», те, которые сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, во зле лежащему, по слову Апостола (1 Иоан. 5; 19), что потеряли духовное зрение, и потому все происходящее ныне в мире кажется им совершенно естественным, нормальным, с чем нужно примиряться. И они страшно сердятся на тех, кто пытаются открыть им глаза, ибо это мешает им жить спокойно, в свое удовольствие.
    А вот, что далее говорит святитель Игнатий:
    «Совершается предречение Писания об Отступлении от христианства народов, перешедших от язычества к христианству. Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании.»
    Вот почему у истинного, подлинно-верующего христианина не может быть никакой «паники» при созерцании этой мрачной картины Отступления, чего как-то совсем наивно и неразумно бояться некоторые, предпочитая поэтому «не замечать» Отступления и молчать о нем. Истинный христианин ведь знает со слов Самого Христа-Спасителя, что всему этому «надлежит быть» (Мк. 13; 7; Лк. 21; 9), и он не должен закрывать глаза на это, а обязан вполне сознательно относиться к происходящему, правильно оценивать и взвешивать все события, в которых проявляется Отступление, дабы знать, как вести себя, дабы не быть самому увлеченным потоком Отступления, что может случиться незаметно для него самого, при его небрежении и недостаточном внимании.
    И вот в руководство нам святитель Игнатий и говорит:
    «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею…»
    Что же? Разве это значит, что нужно примириться с Отступлением и самому «включиться» в него?
    Отнюдь нет, конечно! А вот что: «Устранись, оградись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
    Как важно в наше время помнить, носить в уме и сердце это драгоценнейшее наставление нашего великого российского светильника!
    Вот почему преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что все вполне благополучно, что беспокоиться не о чем. И хотя мы не в силах «остановить Отступление немощною рукою своею», долг христианской любви повелевает нам не только самим «устраниться», «охраниться от него», но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами не видят, не замечают. Тут надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей св. Церкви — святителя Григория Богослова, что «молчанием предается Бог», нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, как дело спасения душ человеческих!
    Обратимся к дальнейшим мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам глаза на то, что сейчас происходит в мире:
    «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
    Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем сравнительно недавно казалось совершенно невозможным то полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни, которое сейчас на наших глазах делается, вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови на исповедующих истинную веру Христову, стало в наши дни грозным фактом. И напрасно проводить какую-то параллель между этим современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства. Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь яростно и ожесточенно, и злобно гонят Христову веру те, которые отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую — сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага.
    Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющиеся на наших глазах в наше время: «Милосердый Господь да покроет остаток верующего в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее…
    Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.
    Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять, предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят».
    Эти слова как бы списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас как раз являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви». И действительно, предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда , откуда должны были бы предприниматься — не из духовной области, а все из тех же «стихий мира, враждебного Церкви» — из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое. И, конечно, такие меры не только не остановят падение Церкви, а скорее ускорят его.
    «Послушайте, что вы говорите — скажут некоторые, — о каком «падении Церкви» можно говорить, когда мы имеем такое решительное обетование Христово, как: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16; 18)?
    Совершенно верно, и слова Христовы, конечно, непреложны. Но почему-то забывается о том, что ведь в этих словах Христовых не указывается пределов Церкви, врата ада которой не одолеют, не сказано, какая именно это будет Церковь: Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская, или еще какая-либо иная; сказано просто»Церковь», то есть, что до скончания века и Второго Пришествия Христова истинная Церковь не исчезнет с лица земли, а будет существовать.
    Но ведь Церковь останется Церковью со всеми принадлежащими Ей высокими обетованиями и благодатными полномочиями и правами и в том случае, если в Ней останется хотя бы один епископ и самое малое количество верующих. А все остальное поколеблется и «падет», будет «одолено вратами адовыми», хотя бы и впредь продолжало именовать себя «церковью».
    Вот о чем говорит здесь святитель Игнатий, и вот что надо иметь в виду для правильной оценки происходящих в наше время событий!
    «Не от кого ожидать восстановления христианства, — говорит далее святитель Игнатий. — Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердие Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность недалек.
    К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это допущение Свыше. Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
    Наставления, прямо как будто непосредственно к нам направленные, дабы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество.
    «Себя спасай! Блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно».
    Вот, какое трудное будет для спасения время, и оно уже наступило!
    «Спасаяй да спасет свою душу», — сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим», — подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание себе.
    Отступление, в усиленно, все более и более развивающуюся эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христа — Антихриста: оно должно подготовить приход и воцарение Антихриста и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его.
    Об этом, основываясь на предречениях многих Отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей замечательной книжице: «О чудесах и знамениях» (также в 4 томе).
    Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии».
    Вся обстановка в мире перед приходом Антихриста будет такова, что Антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно-антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира. Вот почему еще св. Апостол Иоанн Богослов говорил о «многих антихристах» (1 Иоан. 2; 18), вот почему можно говорить о проявлении в мире «духа антихриста» еще задолго до воцарения самого Антихриста. И говорить об этом — никак не значит брать на себя смелость «предсказывать» время явления Антихриста, которое, согласно учению Слова Божия, никому с точностью неизвестно, хотя многие признаки его и указываются.
    А говорить об этом нужно, чтобы не дать себя увлечь Антихристу, который будет чрезвычайно искусным обманщиком-прельстителем, способным даже творить ложные знамения и чудеса.
    Вот как говорит об этом опасном и губительном для душ прельщении, на основании учения Слова Божия и святых отцов, святитель Игнатий:
    «Пред Вторым Пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, — «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24; 24). В особенности сам Антихрист будет обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрование и невежество: он даст им «знамения с небес», которого они ищут и жаждут. «Его пришествие», — говорит св. Апостол Павел, совершится «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол. 2; 6-10). Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления, немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей, признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией, — и Антихрист будет принят очень поспешно, необдуманно (Преп. Ефрем Сирин, часть 2). Не сообразят люди, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они — чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта.
    Не странно, что чудеса Антихриста будут приняты безпрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния Антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих».
    Вот эти последние предостерегающие слова святителя Игнатия особенно важны для тех, кто легкомысленно смотрят на современную подготовку мира к принятию Антихриста, кто остаются слепыми, несмотря ни на что, и не хотят видеть явных признаков этой бешено-ведущейся к воцарению Антихриста со стороны его слуг, уже продавших сатане свои души за земные блага: за свободное, безпрепятственное удовлетворение «похоти плоти», «похоти очей», и «гордости житейской», то есть: сластолюбия, сребролюбия и славолюбия (I Иоан. 2;16)!
    Нужно знать и помнить, сколь велико будет лукавство Антихриста и как хитро будет действовать он, если даже «избранники Божий», то есть истинные христиане окажутся в затруднении, не будучи в состоянии сразу «раскусить» и изобличить Антихриста — не смогут сначала узнать его.
    Причина этого затруднения и сильного влияния Антихриста на людей, по словам святителя Игнатия, «будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло, в его необузданной и безстыдной дерзости, в обильнейшем содействии ему падших духов, наконец, в способности к творению чудес, хотя и ложных, но поразительных.
    Коварство и лицемерие — особенно характерные черты нашего времени. Воспитанием их в людях человечество и подготовляется к легчайшему и безболезнейшему принятию Антихриста.
    «Воображение человеческое, — говорит далее святитель Игнатий, — безсильно для представления себе злодея, каким будет Антихрист; несвойственно сердцу человеческому, даже испорченному, поверить, чтобы зло могло достичь той степени, какой оно достигнет при Антихристе. Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного Богопознания: непонимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему.
    Вострубит он, назовет себя обетованным Мессией: воскликнут в сретение его питомцы плотского мудрования; увидев славу его, могущество, гениальные способности, обширнейшее развитие по стихиям мира, провозгласят его богом, соделаются его поспешниками (Преп. Ефрем Сирин, слово 106).
    Явит себя Антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия (Преп. Макарий Великий, беседа 31).
    Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут Антихриста, нарекут его своим владыкою (Благовестник, объяснение на Евангелие от Иоанна 5; 43)».
    Вот — живая картина того, что и теперь мы уже наблюдаем, хотя самого Антихриста, как определенной конкретной личности, еще и нет. Однако, «предтечи» его уже действуют в мире подобным же образом, как будет действовать он сам. С этой точки зрения, понятными становятся нам все эти современные течения в церковно-религиозной жизни, вроде «экуменизма», все эти пламенные призывы к взаимному единению «во имя христианской любви», весь этот расцвет чисто-земной, тешащей человеческие страсти и похоти внешней культуры и цивилизации, все это увлечение «благотворительностью». И сколько осторожности и мудрой предусмотрительности нужно, чтобы отличить тут настоящее от поддельного, искреннее от лукавого, лицемерного, действительного благодетеля от разставляющего свои сети служителя грядущего Антихриста! Как опасно в наше время истинному христианину иметь дело с «благотворителями» и пользоваться «благодеяниями»!
    Но это еще не все! «Откроет Антихрист пред человечеством удобное ухищренным представлением театра позорище поразительных чудес, необъяснимых современной наукой; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безразсудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок.13; 8)».
    Начало всего этого мы видим и теперь, и можем ясно себе представить, что будет, когда явится Антихрист. «Знамения Антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое (Преп. Ефрем Сирин, Слово 106): в этом слое преимущественно господствует сатана (Ефес. 2; 2. 6; 12). Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его (Преп. Симеон Новый Богослов — «О третьем образе внимания). Святой Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что Антихрист совершит дела великие, «так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Апок. 13; 13). На это знамение указывает Писание, как высшее из знамений Антихриста, и место этого знамения — воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем».
    И это мы уже видим теперь в предначатии — в виде всяких необыкновенных, неслыханных прежде изобретений, развивающих свое действие как раз «в воздухе».
    «Знамение Антихриста дополняет действие его ухищренного поведения: уловят в последование ему большинство человеков. Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнуться пыткам и казням».
    И это нам уже знакомо! Не только сам Антихрист, но и предтечи и слуги его в наше время уже воздвигли «прикрытое и открытое» преследование всех истинных христиан, а кое-где, как, например, у нас на Родине, дошло уже и до кровавых гонений, пыток и казней. И все это делается под самыми благовидными предлогами: истинные христиане провозглашаются «врагами общественного блага и порядка», признаются «возмутителями», а в Церкви — «раскольниками».
    «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение о Антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему» (Преп. Ефрем Сирин, слово 106-е).
    «Многими чертами изобразило Писание тяжесть последнего гонения на христианство и жестокость гонителя. Чертою решительною и определенною служит название, которое дается Писанием этому ужасному человеку: он назван «зверем» (Апок. 13; 1), тогда как падший ангел назван «змеем» (Быт. 3;1). Оба наименования изображают с верностью характер обоих врагов Божиих. Один действует более тайно, другой — более явно; но зверю, который имеет сходство со всеми зверями (Апок. 13; 2), соединяя в себе их разнообразную лютость, «даде змий силу свою, и престол свой, и власть великую» (Апок. 13; 2). Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть их; утонченные, придуманные и прикрытые коварной изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя, поставят их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут предавать особенную немощь; общее презрение, ненависть, клеветы, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием. Лишь при содействии Божественной благодати, под руководством ее, избранные Божии возмогут противостать врагу Божию, исповедать пред ним и пред человеками Господа Иисуса».
    Как и это все нам знакомо: как будто списано с современной нам жизни! Только совершенно духовно-слепой или уже состоящий на службе у слуг Антихриста не признает, что мы находимся в преддверии царства Антихриста, начинаем уже испытывать на себе все вышесказанное!
    Но как и почему люди отвергнут Христа и примут Антихриста?
    И на этот вопрос дает прекрасное объяснение святитель Игнатий. Так же, как они отвергли Христа девятнадцать с лишком столетий тому назад и распяли Его на кресте.
    «Христианство преподано с такой определенностью, что нет оправдания для тех, которые не знают его. Причина незнания — одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза, да приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же и заключается и причина принятия Антихриста.
    «Я пришел во имя Отца Моего, — засвидетельствовал Господь иудеям, — и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5; 43). Они названы и отвергающими Христа и принимающими Антихриста, хотя о Антихристе упоминается, как о имеющем придти. Отвергая Христа по настроению духа: они сопричислялись с принявшими Антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело: Богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу: так находился он в состоянии общения с Антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второму тысячелетию.
    «Всякий дух, — говорит Богослов, — который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» по духу (I Иоан. 4; 3).
    «Водящиеся духом Антихриста, отвергают Христа, приняли Антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом.
    «И за сие пошлет» — то есть — попустит «им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2;11-12).
    В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе и обличением и судом для человеческого духа.
    Придет Антихрист в свое, предопределенное ему время.
    Пришествие его предварится общим Отступлением в большинстве человеков христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию Антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение Антихриста, сочувствие ему, как в состоянии сильного недуга возникает жажда к убийственному напитку. Произносится приглашение! раздается призывный голос в человеческом обществе; выражающем настоятельную потребность в гении из гениев, который бы возвел вещественное развитие и преуспеяние на высшую степень, водворил на земле то благоденствие, при котором рай и небо, делаются для человека излишними. Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков».
    Поистине богомудрые, пророческие слова нашего великого российского светильника-прозорливца! Ведь писал он все это более ста лет тому назад , когда жизнь в России была относительно спокойной, нормальной, когда и в помине не было ничего того, что судил пережить нам Бог потом, за время истекшего с тех пор столетия, а в особенности — за последние страшные, подлинно «апокалиптические» пятьдесят лет, когда многим вполне естественно начало казаться, что кончина мира совсем близка, вот-вот «при дверях». И все то, что мы теперь наблюдаем в мире — в церковной и общественно-политической жизни людей — вполне отвечает вышеизложенным предречениям нашего святителя. Ведь если серьезно вдуматься во все то, что происходит, явно станет, что еще никогда, за всю прошлую историю, мир не был так близок к Антихристу, как в настоящее время. Вопрос только в сроках, которые нам не открыты.
    Безконечно благодарны должны быть мы, сыны и дщери Русской Православной Церкви, святителю Игнатию за то, что он еще сто лет тому назад так ярко начертал пред нашим мысленным взором картину всего того, что на наших глазах теперь происходит и что еще должно произойти, быть может, в недалеком будущем. Мы — предупреждены обо всем, и страшный ответ понесем, если на все это легкомысленно станем закрывать глаза, уверяя себя и других, что ничего особенного не происходит, что все совершенно нормально и что со всем надо в душе примириться, ничего не боясь и ничего не предпринимая, а «плывя по течению, как все», или «идя в ногу со временем», стремительно влекущем нас к Антихристу.
    «Соль обуевает» — Церковь может перестать быть Церковью и стать «лже-церковью», имеющей принять Антихриста, как своего «мессию», кроме «малого остатка» истинно-верующих, который, по слову святителя Игнатия, становится «все скуднее и скуднее». Вся современная культура и вся человеческая жизнь, направленная лишь на обеспечение внешнего, чисто земного благосостояния людей, усиленно и поспешно подготовляют мир к воцарению Антихриста.
    Итак, крайнее время для каждого из нас — определить, где мы и с кем мы: в этом «малом остатке» истинно-верующих, в этом «малом стаде» Христовом, по выражению Самого Христа-Спасителя (Лк. 12; 23) — со Христом или с Его врагом- Антихристом?
    Этому учат нас богомудрые творения святителя Игнатия!

  • Нижний Новгород

    Этот «православный» концерт скорее похож на трансляцию из Кремлёвского концертного зала былых советских времен, посвященную очередной годовщине «Великого Октября». Интонации дикторов — точь в точь, как на кремлевской сцене тех лет или на первомайских демонстрациях: кажется, что вот-вот прозвучит: «Ура, товарищи!». Заключительная мелодия напоминает гимн СССР.

  • Кронштадт

    О, наш Кронштадт «прославился»… Наши батюшки себе в видео сохранили концерт https://vk.com/kronpravoslavie?w=wall-141181071_11376 Им все нравится.
    Если мое мнение спросить, согласна с редактором Ольгой Сергеевной и с батюшкой о.Романом.
    Протоиерей Иоанн Журавский пишет о том что сейчас ночь без луны и без звезд, о том что благодать сохраняется только в монашестве, не в приходских храмах.
    Стараюсь выезжать в монастырское подворье как получается.
    Но осуждать батюшек не могу, были случаи когда Он помогал мне через них, и благодать в храмах есть, не смотря ни на что. На нас, простых мирян, враг нападает так что падаем, и ничего мы не можем, и каемся, а на них тогда как. Им сейчас очень тяжело, особенно «белому» священству, в смысле служения только Богу. Особенно в таких Храмах…
    Спасибо за ваш сайт, Дай Бог здоровья Вам и многая лета о. Роману. Слава Богу, что живу в одно время с Батюшкой. И что простые люди сохранили веру. Только бы еще научиться нам не осуждать.

  • Псков

    Благодарю Михаил, за такое послание, все эти слова глубоко уважаемого и почитаемого мною св.Игнатия Брянчанинова давно слагаю в сердце своем и посему очень обрадовалась вновь прочитанному.Сохраню себе вашу подборку, распечатаю, чтобы в минуты скорби прибегать к ней, как к спасительному лекарству. Мир всем и Духа Божьего Вразумляющего на все доброе и истинное! Простите, кому в силу своего духовного возраста, пришлось не по нраву мое переживание, простите Таисия, простите Анна Санкт-Петербург. Храни Нас всех Господь.

  • Псков

    Поправьте, если не права мое убеждение о осуждении. Осуждение- это когда ставишь крест на человеке, говоря- он никогда не исправится, потому что такой-то, такой-то, а когда говоришь, этот человек заблуждается в этом и предупреждаешь своих близких, печешься о них, то какое же это осуждение? Я больше боюсь быть теплохладной, впитывая Толстовский дух смиренничества,не сопротивления злу силой. Предупредить друг друга об опасности мы должны, если любим друг друга, как родители предупреждают своих деток, более опытные предупреждают неопытных. Здесь нет превозношения, здесь есть предостерегающая любовь, которая при виде сопротивления со стороны слушающих, не вмещающих сказанное- умолкает.

  • Тверь

    « … и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; »
    (Мф. 21:13), (Ис. 56:7), (Иер. 7:11)

    «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»
    ( Псалом 2 )

    Анна, мне тоже кажется, что это не осуждение, а предостережение. Так как к Храму Божьему нужно относиться так, как относился к нему Христос.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, я не думаю, что распространение видео, порочащих Церковь и наши вздохи и ахи по поводу этого, это решение вопроса.. Дело не только в этом видео. в людях надо укреплять веру, а не искоренять ее. Все эти публикации ведут людей в раскол..

  • Анна, а почему Вы решили, что это видео порочит Церковь? В наше время принято смотреть на такие вопросы шире. Вот Галина из Кронштадта пишет: «Наши батюшки себе в видео сохранили концерт. Им все нравится». А вот отзыв под этим видео (по присланной Галиной ссылке): «Считаю это положительным событием в Культуре России❤».
    Сам факт того, что для Вас это видео «порочит Церковь», говорит о том, что Вы по какой-то причине не воспринимаете на «ура» всё, что происходит сегодня в Церкви. Читали что-то на эту тему, слышали, размышляли. Ну вот и мы стремимся к тому же. Может быть, кто-нибудь после этого обсуждения выскажет своё мнение приходскому священнику или, по крайней мере, не пойдёт на такой концерт. В раскол уходить нельзя, но думать и хранить благоговение необходимо.
    Согласна с Людмилой Николаевной: «Этот «православный» концерт скорее похож на трансляцию из Кремлёвского концертного зала былых советских времен, посвященную очередной годовщине «Великого Октября». Интонации дикторов — точь в точь, как на кремлевской сцене тех лет или на первомайских демонстрациях: кажется, что вот-вот прозвучит: «Ура, товарищи!»». И я отметила то же: что-то вроде парада. Ну кого это может привести в Церковь? Бедных военных морячков, которые стояли в Храме «почётным караулом», скорее выведет — не дай Бог!

  • Псков

    Раскол принес сам Христос, говоря «Не мир Я принес, но меч», чтобы разделить добро от зла, показать границы дозволенного, вот для этого мы и христиане, чтобы увидеть эти границы, помочь друг другу идти верным путем, это и есть Любовь, вернее одна из ее сторон, но так же есть и другая сторона, о которой думаю, вы Анна Санкт-Петербург, и пытаетесь сказать, как мне кажется, сторона покрывающая, милующая, да? Так эта сторона, не путайте, обращена у Господа к кающимся, а не к гордым, которым Бог противится. Мы должны искать правду, чтобы не дай Бог не распять ее, выявляя пороки- избежать их, а не превратиться в покрывающих зло, говорящих: «не осуждайте», созвучное — «что тебе до нас Иисусе»… «Порожения ехидны», «окрашенные гробы», «у тебя пять мужей»- это все по любви Божией к нам и что бы с нами было, если бы не было, этого отцовского слова? Пряников в нашей жизни итак много, нам бы кнута хорошего, но кнут не по нам, хотим лекарства, но сладкого. Бог- это Врач, Отец, который ищет пользы. Есть ли польза в этом действии, которое обсуждаем? Анна Санкт-Петербург, вы не высказали своего мнения именно по этому поводу, добро этот концерт, или зло? Скажите.

  • Тверь

    «Четвероевангелие, входящее в состав Нового Завета, посвящено жизни и деяниям Христа, Спасителя всего человечества, а Деяния и Соборные Послания святого апостола Павла говорят об осуществлении спасения в Церкви, о Ее создании, границах, о том, какой Церковь должна быть.
    Именно о Церкви Христовой больше всего заботился св. апостол Павел, переживал, болел и попечительствовал.
    В некоторых его Посланиях, помимо пламенной веры, горячего сердца, радости от Божественного вдохновления, можно увидеть грусть, сокрушение и разочарование.
    Слово «умоляю» звучит довольно часто из уст одного их величайших учителей Церкви.» (из беседы митрополита Антония (Паканич) о нестроениях, иногда имеющих место в Церкви)
    Также можно вспомнить о некоторых трудах святителя Игнатия Брянчанинова, в которых он часто говорит об упадническом состоянии монашества (даже тех времён!).
    Наверное, таковые суждения и предостережения не для раскола были обнародованы святыми угодниками такой величины? Очевидно, что для созидания и правильного направления в Церковном устроении.

  • Анна (12.10.2021 в 11:41). Псков. «Раскол принес сам Христос…». Анна, такое слово (раскол) не применимо рядом с именованием Иисуса Христа. Господь Иисус Христос — не раскольник…

  • Помним. «Там, где нет праведников, где исчезают святые, там рушится Православие и распадается страна».

  • «Себя спасай! Блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть… (невежества, неразумия. — свящ.-анахорет)» (свт. Игнатий (Брянчанинов). «… да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2;11-12).

  • Санкт-Петербург

    Анна, само интересное, что все кто, «обличает» Церковь в наше время — Кураев, Романов и иже с ними, все, как один ссылаются на святых и пророков: «Но они же обличали». То есть молчать нельзя. Как много среди нас пророков и святых…Можно новую истинную Церковь открывать и отправлять туда своих детей.

  • Анна, Кураев запрещён в служении, Романов отлучён от Церкви. Оба когда-то приносили пользу Церкви, потом стали приносить ей вред. Вы нас ставите в один с ними ряд? Если наш сайт так же вреден, как блог Кураева, то что Вы здесь ищете?

  • Нижний Новгород

    Сейчас любят всё, если можно так выразиться, «оправославливать». Всё подряд объявляют православным. Недавно узнала еще об одном»православном» мероприятии — фестивале с названием «Братья». Сразу почему-то вспомнился одноименный цикл передач Леонида Мациха, посвященный масонам. Само слово «фестиваль» (праздничный) как-то не сочетается со словом «православный».
    Достаточно узнать программу фестиваля, куда входят балы, игры в ангелов, посиделки у костра, мастер-классы на различные темы и т.д., чтобы догадаться, что к Православию он имеет очень отдаленное отношение. Просто молодёжь едет «потусоваться»: на людей посмотреть, свои таланты показать. Что-то вроде туристического слета.
    «Хотя изначально главной целью фестиваля была образовательная, была предусмотрена и творческая составляющая, что было сделано не только для того, чтобы поднять участниками фестиваля настроение, но и развенчать представление о православных молодых людях, как о людях замкнутых и закомплексованных, показать, что православная молодёжь «причастна и к творчеству, и к различным искусствам», а светская программа театральных, танцевальных коллективов, музыкантов, бардов, рок-поэтов — вполне совместимы с православной верой.»

    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Братья_(фестиваль)

  • Псков

    Да,Людмила Николаевна, это так. Угождение миру, думаю связано с тем, что слабо само понуждение, в угождении Богу. Почему мы слабо угождаем Богу? Потому что, более любим себя, чем Его. Все мысли, вся душа, все помышление должны направлять в Его сторону, а мы к себе, себя жалеем. Саможаление (самопозволение)- это основное утешение современного верующего человека, которое никак не перерастет в себяраспятие, как того хотел бы от нас Бог. Самораспятие и саможаление два разных полюса так сказать.Самораспятие ищет добродетель, правду и всегда противна падшей природе человека, всегда это понуждение,кот. проявляется в действии: «дай кровь-прими Дух». Отдай свою природу «голубую кровь», желания падшего естества (они заражены) и прими Мою природу (чистоту и святость).Кто что выбирает, кто как возлюбил.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа