col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Горбачев. Родители, Шнуров и православная культура

Записки катехизатора

Все мы понимаем, что один урок в неделю по православной культуре в четвертом классе средней школы и даже регулярные занятия в приходской воскресной школе не могут существенным образом влиять на ребенка, особенно в случае, когда отношения в семье и взгляды родителей идут вразрез с православным мировоззрением. В раннем возрасте, когда взгляды ребенка только формируются, наибольшее влияние на него имеют не поучения, а пример близких людей. Ребенок – это как маленькое зеркальце, в котором отражается окружающая его действительность. Можно говорить сколько угодно самые правильные вещи, но детское сердечко воспримет, прежде всего, отношение, интонацию и действия говорящего. По этой причине многие родители признают, что не столько они воспитывают детей, сколько дети воспитывают их. Если ребенок находит родителей молящимися, то и сам волей-неволей будет подражать им. Если видит их курящими, то, соответственно, попытается изображать курящего человека. Если родители используют в речи нецензурные выражения, то ребенок употребляет эти слова, не сомневаясь, что именно так и следует выражать свои мысли и чувства. Эту зависимость детей от родителей мало кто станет оспаривать. Недаром и народная мудрость утверждает, что «яблочко от яблоньки далеко не падает». Не так давно один случай помог мне в некоторой степени «приоткрыть завесу», скрывающую духовный мир родителей современных школьников.

Весной 2019 года я выступал перед родителями учащихся 3-х классов средней школы, рассказывая о модуле «Основы православной культуры». В 2011-м году в наших школах введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который преподается в виде шести модулей:

«Основы православной культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддистской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».

Поскольку этот предмет ведется в 4-м (или в 4-м и 5-м) классах, то родители выбирают один из модулей для своих детей в конце 3-го класса. В регионах, где преобладает русское население, выбор идет, как правило, между православной культурой и светской этикой.

Выступая в поддержку выбора «Основ православной культуры», я, по своему обыкновению, обратил внимание собравшихся на то, что мы живем в стране, где православная вера является культурообразующей. Поэтому знакомство с православной традицией необходимо любому российскому гражданину для понимания реальности, в которой он живет, и, соответственно, поддержания добрых отношений со всеми согражданами.

Свои аргументы обыкновенно я раскрываю по трем направлениям: историческому, культурному и нравственному. И в этот раз я повел свою речь по той же схеме.

Во-первых, не зная истории Церкви и ее вероучения, мы совершенно не можем понять истории своей страны. История Русской Церкви столь органично вплетена в историю нашего отечества, что любые попытки рассматривать их в отрыве друг от друга приведут к недопустимым искажениям и полному непониманию исторических событий и процессов.

Во-вторых, русская культура до такой степени пронизана христианскими сюжетами и мотивами, что вне этого контекста наши отечественные (как, впрочем, и европейские) искусство и литература остаются загадкой, тайной за семью печатями и просто не могут быть поняты.

И, в-третьих, я указываю на нравственное значение знакомства с православной культурой. Нравственность вне религии, нравственность, лишенная перспективы вечности, расплывается в океане субъективных мнений. В наше время мир, как никогда ранее, ввергает человечество в разного рода зависимости, и прежде всего это касается детей и подростков. Возможно, знакомство с православным взглядом на мир поможет кому-то понять и осознать необходимость твердых нравственных оснований в своей жизни.

Приведенные тезисы я раскрыл достаточно пространно и привел различные примеры из истории и литературы, а также указал на некоторые известные пословицы и поговорки, взятые из Священного Писания.

Когда моя речь уже близилась к концу, в разговоре о нравственности я имел неосторожность (как понял впоследствии) выразить свое удивление по поводу того, что в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре вошел Сергей Шнуров.

Аудитория, которая до этого пребывала в спокойном, даже несколько благодушном состоянии, мгновенно взорвалась эмоциями. Из общего гула вырывались крики:

– Правильно! Конечно! Молодцы! Давно пора!

Видя, что ситуация выходит из-под контроля, я постарался не потерять лицо, сделал попытку вернуть разговор в конструктивную сторону и завершил свое выступление следующим образом:

– Вот видите, – обратился я к взволнованным слушателям, столь неожиданно для меня оказавшимся почитателями певца-матерщинника, – и в нашей сравнительно небольшой аудитории мнения разделились. А для мирного разрешения наших споров и конфликтов нам необходимо договориться о каком-то общем основании. И добрым шагом в этом направлении может оказаться знакомство с Основами православной культуры.

Понятно, что с моей стороны это заключение было неким словесным кульбитом, но ничего другого мне на ум в тот момент не пришло. Кроме того, думаю, что любой спор в этой ситуации был бы бессмысленным.

Расстались мы мирно, родители написали заявление, что выбирают для своих детей модуль «Основы православной культуры». Но у меня остался вопрос: а есть ли смысл в том, чтобы рассказывать детям о Православии, если они одновременно вместе с родителями будут слушать Шнурова?

С тех пор я стал интересоваться личностью и деятельностью Сергея Шнурова. До описываемых событий я воспринимал эту медийную персону как пример обычной нравственной распущенности и был практически незнаком ни с его творчеством, ни с его мировоззрением. Но на поверку ситуация оказалась гораздо хуже, чем я предполагал.

Дело в том, что Шнуров – не просто матерщинник, он – идейный матерщинник. Нецензурные выражения, по его мнению, – это существенная составляющая русского языка:

– С этими словами, – рассуждает апологет сквернословия, – русский народ вошел в Берлин под красными знаменами… С этими словами прожило не одно поколение, не одно! – русских людей. Они выигрывали, проигрывали, умирали и рождались с этими словами.

«Эти слова», по мнению Шнурова, столь лаконичны и энергоемки, что способны просто творить чудеса. К примеру, у Шнурова есть своя версия причин победы во Второй мировой. Версия эта проста, как площадная брань:

– После того как Советская армия отступала, а потом она отошла от устава и стала конкретно давать конкретные задания с помощью матерных выражений, скорость исполнения приказов сократилась в разы, и мы пошли в наступление.

Такое вот исчерпывающее объяснение Победы от Шнурова. Интересно, как к этой версии отнесутся ветераны? Даже если мы оставим в стороне вопрос веры, согласятся ли наши воины, что решающими для победы стали не мужество, смекалка, опыт, профессионализм, любовь к Родине и близким, а всего лишь смена лексикона?

Впрочем, в представлении Сергея Владимировича, обсценная лексика приобретает магические черты:

– У нас машины не заводятся без этих слов!

То есть нецензурные выражения превращаются поистине в волшебные слова, с помощью которых русский язык получает неограниченное могущество, а великий русский народ заводит автомобили, поднимает экономику, побеждает в войнах. Причем сквернословие – ни много ни мало – призвано к тому, чтобы заменить молитву:

– Если все будут молиться, ничего не будет лучше… вся православная Русь, она молилась, и… дальше – крестьянские восстания, на вилы… отца Достоевского, пожалуйста, и… так далее… Я просто говорю, что это ни к чему не привело. Это привело, собственно говоря, к тому, что в 1917-м году случилась революция… из-за того, что ничего не делали.

Опять же, православный христианин увидит в приведенном рассуждении очередной перевертыш, поскольку для верующего человека, знакомого с историей Отечества, понятно, что рост революционных настроений в российском обществе был следствием не молитвы, но оставления молитвы и отступления от веры и Церкви.

Молитва в глазах Шнурова – это пустое и даже вредное времяпровождение. Как это ни курьезно звучит, но в его понимании нужно не молиться, а материться. Все эти речи напоминают курехинское «научное» открытие начала 1990-х, суть которого сводилась к тому, что Ленин представлял собой разновидность гриба. В нашем случае ситуация выглядит гораздо страшнее, поскольку похоже, что Шнуров, в отличие от Курехина, относится к своим рассуждениям вполне серьезно.

Шнуровские идеи относительно значения языка сводятся к благоустройству земного отечества, что естественно, так как он не верит в Бога, хотя называет себя не атеистом, а агностиком (впрочем, иногда он говорит, что неверующих людей не бывает или что он еще не определился). Но есть в его мировоззрении один момент, который, не будучи религиозным, лежит на грани человеческого существования и представляет собой попытку ответа на предельные вопросы. Шнуров называет это эсхатологическим восторгом. Один из образов эсхатологического восторга Шнурова – это когда ты видишь перед собой раскрывающийся ядерный гриб, но испытываешь не страх, а восторг.

Всё это я написал лишь для того, чтобы попытаться осознать нынешнее состояние нашего общества, в котором родители голосуют за то, чтобы их дети знакомились с Основами православной культуры, но при этом отстаивают культуру, которая персонифицируется для них в образе певца – матерщинника и кощунника, прославляющего пьянство и наркоманию, обладающего психологией самоубийцы, стремящегося объединить российский народ с помощью нецензурной брани, которую предлагает в виде эффективной замены бессмысленной, на его взгляд, молитвы.

Андрей Горбачев
Православие.ru
13 декабря 2019

Заметки на полях

  • Если вам нравится Пушкин, то почему не нравится Шнуров?

  • От отца Романа:
    У поэта, обматерившего ямщика, были хорошие стихи о природе, но употреблением мата он опускался на дно и тянул за собой читателей. У современного матерщинника нет поэтических высот: дно, которое он пробил в самом начале своей деятельности, — его уровень, и потому спрос с дореволюционного кумира больше, чем с современного разбрасывателя навоза.
    И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок