col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Шадурин. Совершилось

«Вы же художник, почему бы Вам не писать иконы?» — спрашивал когда-то меня настоятель нашего Храма. Может быть, я — художник, но иконный стиль изображения долгое время не воспринимался мною, казался примитивным, далёким от совершенства, и лишь годы собственных поисков в живописи приоткрыли совершенство и красоту иконы, лаконизм и выразительность иконописных приёмов и то, что, помимо своего основного назначения, икона в лучших своих образцах — это ещё и вершина изобразительного творчества.

С высоты всё видится по-другому, и, думаю, чтобы писать иконы, надо быть тоже другим. Другим был преподобный Андрей Рублёв, написавший икону «Пресвятая Троица», которая по глубине содержания и по уровню исполнения многими признаётся как непревзойдённый образец иконописного мастерства и которая полностью изменила моё восприятие иконы. В ней увидел, как Господь открывает монаху-подвижнику Себя во время самого главного для людей Замысла — ради спасения погибающего человечества принести в Жертву Сына Своего Единородного.

Через страдания и смерть Сына Божия на Кресте спасение совершилось. Творение в безумстве своём распяло Творца и своими страстями распинает до сих пор.

Открытие оказалось настолько важным для меня, настолько зримым, что, никогда не писавший того, чему не был свидетелем, в этот раз взялся за кисти и краски. Композиционное решение было найдено быстро: в центре холста в торжествующем сиянии возносится Крест Христов, слева от него — крест разбойника, больше похожий на виселицу с остатками верёвки и сидящим на краю перекладины вороном в ожидании новой жертвы. Справа видна часть креста благоразумного разбойника. Крест Христов как бы поддерживает крест благоразумного разбойника, и в этом читается исполнение обещания, данного ему Спасителем: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лестница символизирует собой единственный путь каждого христианина в Царствие Небесное через крестоношение. Золотистый цвет сияния Вечности ближе к земле закрывается кроваво-красными облаками со стекающим с них солнцем. Земля окутана греховным мраком и устлана камнями человеческих страстей. Так виделось всё мне, и так в меру своих способностей, ничего не придумывая, исполнил. Но, может быть, христианские сюжеты позволительно и правильно изображать только иконописцам, и не стоило касаться кистью того страшного события, свидетелем которого я не был?

Ответ не сразу, но был найден: «икона — это Евангелие в красках», а моя живописная работа — всего лишь попытка передать собственное осознание значимости евангельского события, воспринимая его, как сказала Ольга Надпорожская, «не просто на рассудочном уровне, а как нечто, имеющее глубокое отношение к тебе самому».

Александр Шадурин
Сайт «Ветрово»
13 апреля 2023

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок