col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Семена, выброшенные на ветер

Свя­ти­тель Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов) в од­ном из сво­их пи­сем го­во­рит о том, что на сме­ну яв­ным го­не­ни­ям и ере­сям при­шло вре­мя, ко­гда ве­ра остав­ле­на на усмот­ре­ние каж­до­го, «но от­верг­ну­то жи­тельст­во по за­по­ве­дям Хрис­то­вым», и да­же при­ня­то жи­тельст­во со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ное. Ве­ра не яв­ля­ет­ся ни де­я­тель­ной, ни живой, и по­то­му «мы ви­дим… мно­гих, счи­та­ю­щих се­бя хрис­ти­а­на­ми, и да­же учи­те­ля­ми Хрис­то­вой Церк­ви, — из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Евангелии, — другой верит одной части учения Христова, а другую отвергает, иной не верит существованию демонов; опять иной думает, не умея различить дел веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела, и проч., и проч.». И потому «весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное».

Вроде бы всё так — картина узнаваемая, хотя с тех пор, как было написано это письмо, прошло полтора столетия. Редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, но есть ли у нас желание слышать его?

Каждый год в Неделю преподобного Иоанна Лествичника настоятель нашего петербургского Храма призывает прихожан читать «Лествицу». Он говорит о её исключительной ценности и каждый раз вспоминает о том, как в советские годы невозможно было достать духовную литературу, а сейчас, мягко упрекает он нас, легко приобрести любую книгу — было бы желание. Я почти не застала то время, о котором говорит настоятель, но, конечно, слышала и читала многочисленные рассказы о том, с каким трудом люди добывали Библию. Во времена моей юности протестанты уже бесплатно раздавали тоненькие Евангелия, в которых был воспроизведён наш синодальный текст, и очень скоро они стали попадаться на помойках, карнизах первых этажей, а иногда и просто в лужах под ногами.

В небольшом сельском Храме, куда я хожу летом, по Праздникам прихожанам дарят книги из серии «Русская икона». Книги этой серии включают в себя научные тексты об истории иконописи с обильными иллюстрациями и были подготовлены «в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендованы в качестве пособия для учебных заведений». Каждый раз я удивлялась щедрому подарку, пока однажды после праздничной Литургии в Храме не поставили открытые коробки со множеством таких книг – можно было брать сколько угодно. Стало ясно, что, видимо, эти книги людям не очень нужны, раз с ними решили с такой лёгкостью расстаться.

Этим летом, придя в Храм, увидела под навесом на улице столик со стопками разных книг – их можно было брать за пожертвование. Через неделю пошёл дождь, столик перенесли в Храм, и, приходя на Службу, я постепенно знакомилась с ними. Книги были совершенно новые, как будто только что вынутые из упаковки, и очень приличные: стопка книг того же святителя Игнатия «О прелести», толстое подарочное издание, посвящённое иконам Божией Матери, брошюрка в помощь кающимся… В одной стопке увидела поэму Николая Мельникова «Русский крест» и за символическое пожертвование взяла несколько экземпляров себе и друзьям. Вечером в Праздник Преображения на даче не было Интернета, мама читала поэму мне вслух – и я поняла её гораздо лучше, чем несколько лет назад, когда наспех читала с экрана компьютера.

… А на соседнем столике, где пишут записки, можно было брать книги совсем без пожертвования – это уже прихожане освобождают свои шкафы от скопившегося богатства. Здесь не могла не взять книгу «Человек – храм Божий», которую пару лет назад за деньги скачивала в Интернете — чтобы прочитать и опубликовать статью о благолепии церковнославянского языка.

После Службы мы иногда заходим на запущенную детскую площадку около правления садоводства. Почему-то здесь всегда безлюдно и довольно грязно, оставлено много игрушек, которые тоже, похоже, никому не нужны, но мне нравится сидеть здесь на пеньке — вроде бы в эти минуты и ты никому не нужен. И вот, уже нагруженные книгами из Храма, мы нашли на бортике песочницы насквозь промокшую книгу игумена Романа (Загребнева). Читать этого автора не собираюсь, но на обложке увидела икону Ангела — пришлось взять и эту книгу с собой.

Дома я попросила сына сжечь книгу в костре. Он долго возился с мокрыми страницами, и на некоторых из них я видела цитаты из святых отцов, но вчитываться не стала.

— Мама, кстати, это хорошая книга, — сказал сын через некоторое время. — Тут есть даже стихи.

— Ничего. Её автор ушёл в раскол, — ответила я. Про качество стихов говорить не хотелось.

Теперь нужно сделать какой-то вывод из всего сказанного, но, честно говоря, затрудняюсь. В наше время слишком много слов — самые разные семена, выброшенные на ветер. Кто-то ищет среди них Слово Божие и знает, чем жемчуг отличается от бижутерии. А дальше с этим Словом происходит то, что сказано в притче о сеятеле: оно тоже может оказаться непонятым и ненужным, а может быть, неудобным, и вера читателя, по словам святителя, не станет ни деятельной, ни живой. Кто-то делает выбор наугад, покупаясь на рекламные слова и цветные обложки («православная литература» давно не уступает в этом светской), но большинство, наверное, устали от словесного шума и не верят, что в нём можно расслышать что-то подлинное. Мне часто представляется, что я начинаю новую жизнь, вхожу в почти пустую комнату, где есть только стол, кровать, иконы и полка с книгами — примерно знаю, с какими именно, и знаю, что их хватит на всю оставшуюся жизнь, да и то едва ли осилю. Но в действительности всё не так. Я тоже скрепя сердце избавляюсь от книг, чтобы потом появились новые — порой совершенно ненужные, а порой те, которые буду любить на расстоянии, лишь иногда открывая в вагоне метро.

Может быть, электронная книга и Интернет — действительно выход из положения. По крайней мере, мы будем избавлены от книжных завалов и, может быть, напоследок сохраним от уничтожения берёзовую рощу. Но когда я публикую «ВКонтакте» серьёзное стихотворение или сообщение о чьей-то смерти, а потом, наведя курсором на количество «лайков», вижу вместо человеческих лиц кривляющиеся и прыгающие рожицы, — я не знаю, кому нужны эти слова и эта роща.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
3 сентября 2021

Заметки на полях

  • Днепр

    Благодарю , Ольга Сергеевна . Тоже посещают такие мысли .

  • Мф. (13:12-17): «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Всё о нас грешных. Спасибо, Ольга Сергеевна, за статью.

  • Тверь

    Много книг классической литературы благополучно и без сожаления ушло в букинистический магазин, с тех пор как я узнала о творчестве отца Романа. Теперь радуюсь иному просвещению и освобождённым книжным полкам.
    И среди Православной литературы не всё полезно читать, а уж другое теперь совсем не привлекает.
    Недавно, в одном из Храмов увидела в книжной лавке книги отца Романа. С радостным удивлением пролистала странички, почитала стихи, как что-то очень знакомое и близкое душе.
    Спасибо, Ольга Сергеевна, что поделились своими мыслями. Всё чаще в наши дни приходится задумываться не только о том, в какую почву упадут семена, но и о качестве самих этих семян.

  • Важное и своевременное рассуждение во временной жизни земного пребывания. Благодарю сестрицу Ольгу. …И это так: «ве­ра остав­ле­на на усмот­ре­ние каж­до­го, «но от­верг­ну­то жи­тельст­во по за­по­ве­дям Хрис­то­вым».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа