col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. «Колыбель войны — грех». Окончание

О проповеди епископа Порфирия, наместника Соловецкого монастыря. Окончание, часть первая

С 9:50 ― Ко­неч­но, это важ­ный смысл. Об этом не­об­хо­ди­мо всем по­мнить, кто рас­суж­дает и опре­де­ля­ет свою по­зи­цию, по­то­му что све­тиль­ник сте­зям на­шим дол­жен быть за­кон Хрис­тов и на­ша со­весть. Но взгляд свя­щен­ника он бо­лее про­ни­ца­те­лен. Он при­зван быть более про­ни­ца­тель­ным. Отец Ки­рилл (Пав­лов), /…/, он од­наж­ды ска­зал так: «Ко­лы­бель вой­ны это ― грех», т.е. грех это ― при­чи­на вой­ны. А ес­ли так, то при­чи­на ми­ра это от­сутст­вие гре­ха. И есть лишь два ис­хо­да для на­ро­да со­гре­шив­ше­го. Пер­вый ис­ход ― по­ка­я­ние, и то­гда вре­ме­на мир­ные. Такое увра­че­ва­ние от гре­ха. Ли­бо, ес­ли по­ка­я­ния не про­ис­хо­дит, то по­пус­ка­ет­ся Бо­гом вой­на, и вой­на эта ста­но­вит­ся очис­ти­тель­ной.

Г.С.: Нельзя не согласиться с епископом Порфирием, тем более, что так говорит апостол Петр: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет. 4:13-17)

Что значит «огненное искушение»? Блаженный Феофилакт и другие отцы подразумевают под таковым скорби и страдания, которым подвергаются христиане вслед за Христом. Это понятно. Непонятно, почему искушение названо огненным? Лопухин поясняет: «Бедствиями душа очищается и возвышается добродетель, как золото очищается в горниле и возвышается в ценности по мере удаления через огонь примесей».

Выходит, что во образ очищения золота огнём всякое страдание, посылаемое христианину, апостол назвал огненным? Но только ли во образ? Нет ли здесь прямого смысла? Мне думается, что словом «огненное» апостол предуказал христианам на то искушение, которое будет буквально огненным и последним испытанием человечества, имею в виду второе пришествие Христово и Его Страшный Суд, о чём апостол говорит так: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет. 3:7). Подробнее, если кому интересно, здесь.

Войну также в прямом смысле можно назвать огненным искушением. Тем более ядерную, тем более мiровую. Что же, и этого испытания не нужно чуждаться христианам? Братья и сестры, как бы дико это ни звучало для некоторых, но сей дивный прекрасный мiр, созданный Отцом через Сына, рано или поздно будет сожжён. Судьба у него такая. И огненный суд начнётся, как сказал апостол, с дома Божьего, стало быть, с Православной Церкви. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

С 11:38 ― Слова проповедника церковного, Екклесиаста о том, что всему своё время, время войне и время миру, это не банальность, которая произносится с умным видом, это свидетельство о предначертаниях промысла Божия. Если Бог свяжет, то никто не может разрешить. Именно поэтому тем священникам, которые ищут некий третий путь, некий третий исход из состояния согрешившего народа, нужно обратиться к ветхозаветному пророку Иеремии, который обличил иерусалимских священников такими словами: врачуете раны народа своего легкомысленно, говоря «мир, мир», а мира нет.

Г.С.: Позвольте полнее привести эти слова пророка Иеремии. И домы их перейдут к другим, равно поля и жены; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь. Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника ― все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем» (Иер. 6:12-16).

Где же добрый путь, и в чём мерзости? Простите, что я, грешный иерей, дерзаю предложить свой ответ. Как мне представляется, грех, в котором, как в колыбели, выросла война, это, говоря по-латыни, коллаборационизм, по-гречески ― синергия, по-русски ― соработничество, или сотрудничество православных с мiром.

С 13:00 ― Поэтому не будем заблуждаться, не будем искать в действительности того, чего сейчас нет по правосудию Божию, по закону Его Божественной правды и справедливости. И если время войны настало, то будем делать то, что полагается в эти времена, когда попускает Господь совершаться войне.

Г.С.: Нельзя не согласиться с владыкой, что молиться о мире всего мiра, когда пришло время его суда, не богоугодно. Молиться о мире всего мiра, когда Бог судит его, значит идти наперекор Божией воле, потому что это значит просить и за тех, кто должен быть осуждён. Здесь мне вспоминаются слова апостола Павла: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с мiром (1 Кор. 11:31, 32).

Златоуст так толкует эти слова: Не сказал: если бы наказывали себя, или мучили себя, но только: если бы захотели сознать грехи свои, сами себя осудить, признать свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь и там. Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога ― и сознанием грехов своих и готовностью не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела, и однако он не угрожает нам наказанием вместе с мiром, но щадит нас, угрожая здешним наказанием, которое временно и заключает в себе много утешения; оно освобождает от грехов и подает сладостную надежду на будущее, которая облегчает настоящие (страдания). Этим он желает и утешить немощных и сделать других более ревностными.

С 13:38 ― Мы возносим наши молитвы о нашем воинстве, которое сейчас стоит за правду, отстаивает самую высокую правду и справедливость. Возносим наши молитвы о главнокомандующем, о нашем правителе рабе Божьем Владимире и его верных соратниках. Конечно, о тех, кто переносит бедствия войны. Соберём пожертвования и всё, что можем, для беженцев. /…/ Вспомним сегодня, вступая в поприще Великого поста, самих себя и год назад, и два года назад, на протяжении всех этих 30-ти лет духовной свободы.

Г.С.: Да, давайте вспомним то небывалое событие в жизни Русской Церкви, которое произошло в те самые годы, от которых владыка Порфирий отсчитывает 30-летие нашей духовной свободы. Это событие ― речь патриарха Алексия II в нью-йоркской синагоге в 1991 году. Эта речь ― пример коллаборационизма православных с теми, с кем они никогда и ни за что не должны сотрудничать ― с так называемыми иудеями, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2:9).

Если Христос ― Истина, то какое у христиан может быть соглашательство с теми, кто называет Его лжецом? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6:15). Никакого. Но это согласие и это соучастие происходят всякий раз, когда христианство ставят рядом с иудаизмом, называя то и другое мiровой религией. Так вот, если христианство ― религия, то иудаизм – лжерелигия. И если иудаизм ― религия, то христианство ― лжерелигия.

С 15:10 ― Вновь вспомним, что не могли мы не ощущать камень осознания того, что окружает нас и властвует над нашим обществом сила иной духовной природы, чем той, которой мы служим. И что же сегодня, вдруг, в одночасье случилось то, о чём мы в этой сокровенной скорби сердца молились все эти десятилетия прошедшие. Ведь, действительно, в одночасье и вдруг исчезли эти вражеские голоса американские, немецкие, европейские…

Г.С.: Если вспомнить слова епископа Порфирия: «Но взгляд священника он более проницателен, он призван быть более проницательным», то надо сказать, что вражеские голоса для христиан это не просто американские, немецкие, европейские голоса, но голоса врагов Христовой Церкви, которым внимают и которые повторяют американские, немецкие, европейские голоса… Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к мiродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12). Нет у христиан войны против крови и плоти, не так ли?

С 16:13 ― … исчез Фейсбук с его зловонной контекстной рекламой.

Г.С.: Никогда не пользовался Фейсбуком, но ВКонтакте и Ютубе зарегистрирован, не имея там контента. Для того только зарегистрирован, чтобы иметь возможность в случае редкой необходимости заходить со своих страниц в те соцсети, где требуется регистрация.

С 16:20 ― Вдруг в одночасье ушли из поля нашего зрения мiровые бренды, как бы символы той жизни, которая по определению Бога, наславшего потоп на землю, являются символами безбожной, по-каинитски безбожной, безвозвратно безбожной жизни.

Г.С.: Сильные слова. Но я с ними не согласен. Для меня такими символами являются Талмуд и Каббала. А что такое Макдональдс или Икея? По сути, это американская пельменная и шведский хозмаг. Что же в них такого безвозвратно безбожного? За что любителей пельменей или картошки фри, или удобных стеллажей с посудой лишать возможности покаяния, называя кумиров, которым они служат, символами безвозвратно безбожной жизни? И потом, неужели для того, чтобы ушли из поля нашего зрения мiровые бренды, надо было идти спецоперацией на Украину? Неужели для того, чтобы из рунета был изгнан Фейсбук, Господь попустил быть кровавому конфликту между братскими народами? Неужели как-то иначе нельзя было решить этот вопрос? Например, свои пельменные, блинные и хозмаги открывать, вернее, не закрывать их в своё время, а также свои соцсети плести и не пускать в них фейсбуки.

Я не согласен, что поклонники мiровых брендов и любители кока-колы не могут покаяться. Во любом случае, лишать их такой возможности я бы не стал. А вот у поклонников Талмуда и Каббалы, боюсь, такой возможности уже нет. Хотя, наверное, не у всех. Во всяком случае, Талмуд и Каббала вот, на мой взгляд, самые что ни на есть мiровые бренды безбожной, по-каинитски безбожной, безвозвратно безбожной жизни.

С 16:47 ― Поистине стало легче дышать. Всё это означает то, что Бог призывает всех нас к новому созиданию Р(?)русского Д(?)дома, Р(?)русского М(?)мiра (подскажите, с какой буквы писать эти слова: с большой? с маленькой? ― Г.С.). К созиданию государственному, общественному, социальному, промышленному, художественному и во всех, всех сферах жизни человеческого общества. Это означает, что открывается воистину безбрежная возможность новой творческой созидательной жизни великого народа, строящего своё …

Г.С.: Опять строительство? Чего на этот раз?

С 17:43 ― … светлое (простите, я ослышался, этого слова нет. ― Г.С.) будущее суверенно, основываясь на своём разуме и на своих веками и отцами завещанных ценностях (которые попрали в 1917 году и закопали под трупом Ленина. ― Г.С.). В этих условиях и в преддверии этого великого труда, который начался с трудов ратных, но должен обязательно продолжиться трудами государственными, хозяйственными и прочими, может показаться, что, призывая к трудам духовным, мы призываем к чему-то несущественному. Действительно, когда нужно столько всего делать, есть возможность свободно творить, свободно созидать (простите, тридцать лет была возможность свободно созидать, и что создали? ― Г.С.), мы призываем заняться самим собой, самими собою, и для человека внешнего может, действительно, помыслиться, что не к самому важному мы зовём. Но в действительности успех всех остальных трудов зависит от того, как мы совершим именно наше духовное делание, потому что суть его в трезвении. Во внимательном наблюдении за своими мыслями, чувствами, желаниями, намерениями. Задача в том, чтобы всю эту правду нашей внутренней жизни, которая может скрываться, которую мы можем искусно скрывать за внешним поведением… Но ни Бога, ни историю не обмануть. То, что внутри нас есть, то и будет поистине содержанием и результатом, и плодом всей нашей внешней деятельности.

Замечательные слова. И Господь наш Иисус Христос говорит о том же: Не может древо доброе плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их (Мф. 7:18-20). И ещё говорит Господь: Зане, аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? (Лк. 23:31).

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
18 марта 2022

Заметки на полях

  • И необходимо по­мнить, кто рас­суж­дает и опре­де­ля­ет своё намерение, — све­тиль­ник сте­зям на­шим дол­жен быть за­кон (свет) Хрис­тов и на­ша со­весть. И что знаем несравненно для на­ро­да со­гре­шив­ше­го. Это ― по­ка­я­ние, и наступает благовременье (вре­ме­на мир­ные). На деле увра­че­ва­ние от гре­ха. А ес­ли по­ка­я­ния не про­ис­хо­дит, то по­пус­ка­ет­ся Бо­гом кара (вой­на), и вой­на эта ста­но­вит­ся очис­ти­тель­ной. … Разумеем из Священного Писания: .«..во время посещения Моего будут повержены (неправедно живущие), говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем» (Иер. 6:12-16).

  • Благодарен о. Георгию за статьи, Татьяне — за комментарии!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок