col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов

Часть восьмая, часть седьмая, часть шестая, часть пятая, часть четвёртая, часть третья, часть вторая, часть первая

Упоминанием Зары закончилась предыдущая часть статьи. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома… (Мф. 1: 3). Для Христова родословия важен Фарес. Зачем же назван Зара, если он не был предком Iсуса Христа?

Златоуст поясняет: «Кроме сказанных, есть еще причина, по которой евангелист упомянул об истории кровосмешения Иудина. Не без цели к Фаресу присоединен Зара. По-видимому, напрасно и излишне было бы после Фареса, от которого надлежало вести родословие Христа, упоминать еще о Заре. Для чего же упомянутое? Когда Фамари пришло время родить их и начались болезни, Зара первый показал руку. Повивальная бабка, увидев это, чтобы заметить первенца, перевязала ему руку красною нитью. Когда же рука была перевязана, младенец сокрыл ее, и тогда родился Фарес, а потом Зара. Видя это, повивальная бабка сказала: Как ты расторг себе преграду (Быт. 38: 29)? Примечаешь ли таинственное прообразование? Не без причины об этом для нас написано, – так как не стоило бы повествовать о том, что сказала когда-то повивальная бабка и рассказывать, что родившийся вторым первый выставил руку. Итак, что значит это прообразование? Во-первых, разрешает этот вопрос имя младенца: Фарес означает разделение и рассечение. Во-вторых, самое событие: не по естественному порядку происходило то, что показавшаяся рука, будучи перевязана, опять сокрылась. Тут не было ни разумного движения, ни естественного порядка. Родиться другому тогда, когда один показал руку, может быть, естественно; но сокрыть ее, чтобы дать путь другому, – это уже несогласно с законом рождаемых. Нет, здесь присутствовала благодать Божия, устроившая рождение младенцев, и предначертывавшая чрез них для нас некоторый образ будущих событий. Что же именно? Те, кто тщательно вникал в это происшествие, говорят, что эти младенцы прообразовали два народа. Потом, чтобы ты знал, что бытие второго народа предваряет происхождение первого, младенец не показывается весь, а только протягивает руку, но и ее опять скрывает, и уже после того, как брат его весь вышел на свет, и он весь является. Так и случилось с тем и другим народом. Сначала во времена Авраама явилась жизнь церковная, затем, когда она сокрылась, произошел иудейский народ с жизнью подзаконною, а после того явился уже целый новый народ со своими законами. Потому-то повивальная бабка и говорит: Как ты расторг себе преграду? Прившедший закон пресек свободу жизни. И Писание обыкновенно называет закон преграждением. /…/ Другие утверждают, что слова: Как ты расторг себе преграду? сказаны о новом народе, поскольку он своим появлением упразднил закон. Видишь ли, что не по немногим и маловажным причинам евангелист упомянул о всей истории Иуды? Для того же упоминается о Руфи и Рааве, из которых одна была иноплеменница, а другая блудница, т. е., чтобы научить тебя, что Спаситель пришел уничтожить все наши грехи, пришел как врач, а не как судия. Подобно тому, как те взяли в замужество блудниц, так и Бог сочетал с Собою прелюбодейную природу. Пророки древле применяли это и к синагоге; но она оказалась неблагодарною к своему Супругу. Напротив Церковь, единожды освобожденная от отеческих пороков, осталась в объятиях Жениха».

Простите за объём цитаты, но, начав читать Златоуста, трудно остановиться. Итак, зачем было упоминать о Заре, если он не является предком Христа? Дело в мистической подоплёке этого события. Рождение Фареса и Зары прообразовало очерёдность рождения двух пар народов. Сперва пары внезаконного и подзаконного народов, то есть жившего без Ветхого Завета и начавшего жить под ним. А затем пары ветхозаветного и новозаветного народов, евреев и христиан.

Первым показал руку Зара, но целиком родился Фарес. Зара первым разорвал финишную ленту, но упал на финишной черте (простите за легкоатлетический образ в толковании Священного Писания), в то время как бегущий следом пересёк её всем телом. По правилам спортивных соревнований первым был Зара. По правилам жизни первым стал Фарес.

Вообще говоря, первым был Христос, хотя Он и назван в Евангелии от Матфея последним. (А у евангелиста Луки, наоборот, первым.) Первой была вера и жизнь по вере, а закон был дан, чтобы подготовить к принятию веры и затем уступить ей дорогу. Прежде Авраам, за ним ― Моисей, как и говорит Златоуст: «Сначала во времена Авраама явилась жизнь церковная, затем, когда она сокрылась, произошел иудейский народ с жизнью подзаконною». После Моисея ― Христос, как и говорит Златоуст: «Другие утверждают, что слова: Как ты расторг себе преграду? сказаны о новом народе, поскольку он своим появлением упразднил закон». Вера → закон → вера, или Авраам → Моисей → Христос. Но прежде всех ― Христос. Он ― Первый и Последний. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1: 8).

Таинственная подоплёка очерёдности рождения близнецов (или двойняшек?) Фареса и Зары указывает на то, что в духовном отношении последний был первым, а первый стал последним. Вспоминаются слова Господа: Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20: 16). Похоже, мы незаметно отходим от лекции отца Константина? Нет, не отходим. В этой части мы попытаемся иначе взглянуть на поставленный им вопрос «Богоизбран ли русский народ?»

Насколько я понял, отец Константин, отрицая Богоизбранность русского народа, отрицает не самую Богоизбранность, но особую Богоизбранность, особое место русского народа среди других христианских народов. Каждый христианский народ Богом избран. Это неоспоримый факт. Но случилось так, что у русских христиан сложилось особое мнение об исключительном избранничестве Русской Церкви и русского народа, и они стали думать о своей неповторимой миссии в Христианстве. Этой прелестной идее, этой пустой мысли, этой ложной затее и пытается противостать отец Константин в своей лекции.

Кому быть первым? Этот вопрос издавна волнует всю полноту Христовой Церкви. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18: 1) Кто главный? Чья кафедра выше? Кому стоять первым? История и матчасть вопроса о первенстве чести кратко и ёмко изложены в статье протоиерея Владислава Цыпина «Диптих», где он рассказывает об осуществившихся притязаниях папы Римского, под властью которого в итоге оказались все Западные Церкви. Также упоминает о домогательствах Москвы, чтобы стоять ей после Константинополя, или нового Рима. Помните, в каком контексте в 3-й части статьи мною упоминалась сказка Пушкина о золотой рыбке?

Говорит старику старуха:
«Не хочу <быть вольною Царицей>
А <хочу быть Римскою Папой».>
http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/bon/bon-049-.htm?cmd=p

Напомню этот контекст из третьей части. Знак равенства между русским народом и Церковью был поставлен не князьями-царями, не митрополитами-патриархами, не лучшими русскими умами, но самой жизнью, самим Христом, если хотите. Но с какого-то времени (с какого? ― вот вопрос!) русский народ и Церковь Христова начали расходиться, потому что лучшие русские умы начали смотреть в другую от Христа сторону. Не сильно в другую, но всё же в другую сторону. То есть и Христа из поля зрения не выпускали, и земного захотели. Поэтому в том, что знак равенства между Церковью и русским народом стал разрушаться, виноваты как раз-таки вожди русского народа, решившие, что, помимо Христа, должны быть у народа земные цели, причём не простые, а большие, прям как у старухи из сказки Пушкина: «не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою». Любопытно, что в черновиках «нашего всего» был вариант, когда старуха захотела стать папою римскою.

Прот. Владислав Цыпин: Как видно из этого текста [Уложенной грамоты Вселенского собора об установлении патриаршества в Москве. 1590 г.], восточные патриархи не пожелали поставить патриарха Московского в диптихе впереди себя – вслед за Константинопольским патриархом или хотя бы вслед за Александрийским патриархом, как того требовали в Москве. (А вот здесь хотелось бы поподробней. На каком основании требовали? Почему получили отказ? Были ли встречные требования? ― Г.С.). Ему было указано пятое место в диптихе – после восточных патриархов. Между тем, согласно 3-му правилу II Вселенского собора, «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Таким образом, в основание диптиха ставится политическое значение города, где находится первенствующая кафедра Поместной Церкви. Официальное признание Москвы третьим Римом, содержащееся в Уложенной грамоте, подписанной патриархом Константинопольским Иеремией (если следовать логике отцов II Вселенского собора и IV Вселенского собора, повторившего это положение в своем 28-м каноне – а следовать ей было бы естественно), должно было послужить основанием для того, чтобы отвести Московскому патриарху в диптихе второе место после нового Рима, но этого, как уже сказано, не было сделано. В Москве были недовольны решением Константинопольского собора о месте Русской Церкви в диптихе, но ради мира церковного с ним смирились.

Г.С.: Обидно, поставили пятыми. Даже бронзы лишили. Однако «ради мира церковного» Москва смирилась, но не оставила мысли взять, в смысле, освободить Константинополь от иноверцев, чтобы показать всем, кто какое место в Диптихе должен занимать.

Прот. Владислав Цыпин: Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов. В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; шесть автокефальных Церквей возглавляются: три – архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская – и три – митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская. В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем нет места для Американской Православной Церкви, автокефальный статус которой там отвергается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской – девятое. Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями». (Диптих. Протоиерей Владислав Цыпин. 24 мая 2011 г.)

Думаю, ничего страшного не произойдёт, если, подобно диптиху Православных Церквей, я составлю диптих Православных народов. После первых четырёх мест этого диптиха, занятых греческим народом, пятое место принадлежит русскому народу, шестое ― грузинскому, седьмое ― сербскому и т.д. Но надо уточнить, что согласно взгляду на «табель о рангах» из Константинополя, то бишь из Стамбула, шестое место в диптихе будет занимать сербский народ, седьмое ― румынский, восьмое ― болгарский, девятое ― грузинский и т.д. Разумеется, моя затея по составлению «народного» диптиха ― условна. Но при всей своей выдуманности этот диптих о чём-то да говорит. О чём?

Скажите, положа руку на сердце, кто из нас, русских христиан, готов со смирением встать на отводимое в сочинённом мною диптихе пятое место? Русским ли душам, стремящимся закружиться, загуляться, сказать иногда: «ч… побери всё!», стоять перед престолом Божиим после христиан Александрии и Антиохии? Нам ли, русским, чья неизмеримая духовная мощь распростёрлась от Балтики до Тихого океана, быть позади Антиохии? Дайте лупу, чтобы разглядеть её на карте. Так о чём говорит «диптих Православных народов»? О том, что диптих Православных Церквей не соответствует существующему в сознании многих (или не многих?) русских христиан порядку. Что же выходит? Официальный диптих расходится с неофициальным? А раз расходится, значит, надо его пересмотреть.

Тем и занят отец Константин в лекции «Богоизбран ли русский народ?», что смиряет христиан Русской Церкви. Оставь свои притязания, народ-Богоносец. Никакой ты не Богоносец. И вообще не избран Богом. Вот еврейский народ избран, а ты нет. «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость». Это слова знаменитой Пушкинской речи Достоевского. Хочу, простите, процитировать свою давнюю статью «Антихристианская направленность Пушкинской речи Ф. М. Достоевского». Зачем? Затем, чтобы восполнить пробел в лекции отца Константина, который, говоря о лжемиссии по овладению Константинополем, не называет её идеологов. Помните?

С 18:40 ― Но был эпизод в русской истории, когда наше правительство, опять-таки не Церковь, сознательно поставило перед собой миссию. /…/ Годы первой мировой войны. Русская идеология, русская общественная мысль (простите, встряну, я бы назвал всё это российским: российская идеология, российская общественная мысль. ― Г.С.) поставили перед русской (и всё же, российской! ― Г.С.) армией миссию завладеть Константинополем. И ничего не получилось. Не дал нам Бог Константинополя. Хотя мы поставили такую миссию. И всякий раз, когда мы ставим, наше государство ставит перед собой миссию, она проигрывает.

Давно хочу заметить, что отец Константин по ходу лекции так и не назвал ни одного имени, ни одного лица, ответственного за проведение Цареградской лжемиссии. Может, по недостатку времени он этого не сделал? А может, потому, что критиковать великого Достоевского у отца Константина смелости не хватило? В самом деле, безопаснее русский народ лишить Богоизбранности, чем лишить звания «гениального», а также прочих наград всемирно известного нашего соотечественника, которым гордится русская земля, ― Достоевского. «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно. Сокровища душевной красоты совмещены в нём были благодатно»[1]. Восполню этот пробел. Укажу бескультурно пальцем на одного из пропагандистов крестового похода на Константинополь. А то по прослушании лекции о. Константина складывается впечатление, будто в возложении на себя лжемиссий повинен сам народ. Это не так. Народ ― тело, а повинна всегда голова. Народ ― заложник, которого ведёт руководство.

Достоевский: «Да и высказывалась уже эта мысль не раз, я ничуть не новое говорю. (Конечно, ничего нового: либерте, эгалите, фратэрните[2], так, кажется, звучит эта мысль по-французски? – Г.С.). Главное, все это покажется самонадеянным: «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемiрному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории[3] (какой именно? – Г.С.), в наших даровитых людях (каких именно? – Г.С.), художественном гении Пушкина (а, теперь всё понятно. – Г.С.). Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя Христос». Почему же нам не вместить последнего слова Его? (Какого «последнего слова Его»? Которое Вы сами только что сочинили? – Г.С.). Да и сам Он не в яслях ли родился?»

Последнее слово Христово, или Евангелие, дорогой Федор Михайлович, мы только что со вниманием перечитали, и ничего в нём не нашли о придуманном Вами «всечеловечески-братском единении». Зато в Новом Завете есть слова проклятия всем хотящим превратить благовествование Христово, а именно: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1: 8). Спросим себя: нет ли даже в этом кратком упоминании Д. о яслях такого превращения, т.е. извращения Христова благовестования? Во-1-х, Он в яслях не рождался, но был положен в ясли по рождении Своём (см. Лк. 2: 7). Но, это, конечно, мелочи. А, во-2-х, и это главное, Господь восхотел быть положенным в яслях не для того, чтобы христиане хвалились Его самоуничижением, превосходящим всякое разумение, но чтобы дать им пример смирения. У Ф. М. всё наоборот: служащая к смирению нищета становится основанием для тщеславия. Раз наша земля нищая, говорит Ф. М., значит, она достойна принять «последнее слово» возлегшего в яслях Бога и тем самым прославиться, поскольку «и сам Он не в яслях ли родился?».

Сопоставим слова Д. о нищете и славе (да, я понимаю, что не о славе меча или науки, но о славе «всечеловечески-братского единения» идёт речь) со словами апостола Павла: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения; пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим. 6: 3-5). Собственно, ради последних слов о прибытке приведена эта большая выдержка из Апостола. Говоря о прибытке, апостол имеет в виду прибыток материальный, но ведь прибыток может быть и душевным, как, например, прибыток, питающий страсть тщеславия. И разве не о таком прибытке, который принесёт «благочестивая нищета», мечтает Ф. М., говоря, что «сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено» высказать новое слово о братстве людей?

Сопоставим также слова Д. со словами святителя Иоанна Златоуста из молитвы ко святому Причащению: Господи Боже мой /…/ якоже восприял еси в вертепе и в я́слех безсловесных возлещи́: си́це восприими́ и в я́слех безсловесныя моея́ души и во оскверненное мое тело внити. Златоуст для того и вспоминает о яслях Господа, чтобы не так страшно было просить Его возлечь в яслях своей души. Причём, Златоуст говорит о безсловесии, или неразумии и немоте («алогос» в оригинале) своей души, а Д., выходит, настолько словесен и разумен, что готов вместить «последнее» слово Христово. Златоуст униженно молит Господа войти в ясли своей души, а Д., даже не спросясь Христа, определяет и постановляет вместиться Его «последнему» слову в нищей земле. Вот так смирение. Вот так пример для подражания даёт Ф. М. Да никакая она не нищая, наша Русская земля. Она богата всем: и нищетой, и богатством. Но если даже нищета, служащая обычно ко смирению, превратилась в повод для пагубного превозношения (как это и случается у фарисеев), то, что было бы при богатстве? Было бы всебратское единение уже не на основе «сердца русского», но на основе «меча или науки», как это и случилось при СССР.

Вот и выходит, что с одной стороны: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». Потому что «не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою». Это с одной стороны, а с другой: «Константинополь рано ли, поздно ли должен быть наш». Одной рукой бьёт себя в грудь, призывая обратиться к своему внутреннему человеку, а другой блудит по Европам и Константинополям. Одной рукой одну красочную фразу бросает, а другой ― другую, противоположную по смыслу. И как ловко всё выходит. Почти как у поэта Пушкина, которого Достоевский избрал себе во пророки.

Искусство мира — карусель —
Блистайность над глиором
И словозвонная бесцель,
И надо быть жонглером[4].

Не надо быть жонглёром. Такое искусство, такой хоккей, как говорил комментатор Озеров, нам не нужен. Поэтому добрым и полезным делом занят батюшка Константин, когда уверяет нас, что не обретается русский народ в числе Богоизбранных, и тем смиряет нас, гордых, учит не высокомудрствовать, не ставить перед собой мировые задачи, но тихо и скромно решать церковно-бытовые, семейные, рабочие проблемы.

С 24:02 ― Точно так же в 20-м веке. /…/ Иоанн Крестьянкин или Кирилл Павлов /…/, они о чём думали? О спасении загнивающей Западной Европы? Нет, они спасли себя и обращающихся к ним людей. А получилось что? В конце концов, возрождение России. Вот об этом и надо думать, и тогда Русь будет крепкой. Не надо ставить цели, идеи и задачи на стороне. Надо скромно трудиться над созиданием своей души. То, что, собственно говоря, просто и легко выразил Серафим Саровский: стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. Надо созидать общину церковную, семью созидать, рабочее место созидать…

А ведь прав о. Константин, на все 100 % прав. Стяжи дух мирен, и Господь, если не поставит тебя выше пятого места в диптихе Православных Церквей при жизни, то сделает это там, на Небе.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 7-11).

Друже, посяди выше… Чтобы услышать эти слова от Господа, нужно сесть пониже. Этому разумению и старается отец Константин научить русских христиан, чтобы они не мнили о себе высокого, не искали первых мест, но скромно держались последних. Об этом и Господь заботится, потому что не дал россиянам Константинополя. Хотя дал его католикам. И что из этого вышло? Не только никакой духовной пользы не получили западные христиане от овладения Константинополем, Иерусалимом, Антиохией, напротив, произошло с ними обратное ― распаление похоти плоти, похоти очес и гордости житейской.

Что-то мне подсказывает, что тоже самое произошло бы и с восточными христианами, если бы они заняли Царьград. Во всяком случае, революционный пожар запылал бы в нём в 1917 году, если бы до этого времени Стамбул стал российским. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови. Господи, благослови!».

Окончание следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
25 января 2024

[1] Строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

[2] Фр.: свобода, равенство, братство. Сей девиз родился за столетия до французской революции среди братков-каменщиков.

[3] «Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемiрному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…». Скажите, как воспринимать эти слова Достоевского в свете СВО? В самом деле, как относиться к словам Достоевского о том, что к всемiрному братству людей русский народ из всех народов наиболее предназначен, в свете начавшегося через СВО противостояния России коллективному Западу? Их изрёк пророк, как называют Ф. М. Достоевского церковные иерархи, например, митрополит Иларион (Алфеев), или лжепророк?

[4] Из стихотворения Василия Каменского «Жонглёр» (1923 г.).

Заметки на полях

  • МО

    Нет, не знал таких подробностей про масонов. И об отце Корепанове ничего не знал, пока Вы не прислали ссылку на его лекцию. Похоже, у Вас талант отыскивать в соцсетях подобные вещи. «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Шучу. Что предлагаете делать? Возражать Игорю Петровскому? Я бы предпочёл толкнуть назад в реку утопленника, как это описано в стихах Пушкина, чтобы тот плыл дальше. А вдруг утопленник начнёт являться по ночам? Я не смотрю ни «Спас», ни «Союз» и хорошо себя чувствую. А за организацией, от имени которой вещает «Спас», есть Кому присмотреть.

  • Тюменская область

    Отец Георгий, мы дома никаких телеканалов не смотрим, только дети иногда какие-то мультфильмы. Будь моя воля, телевизора вообще бы в доме не было, но воля не моя)) Каналы, которые Вы назвали, показали с 2020 года (с того времени я как раз их и перестала смотреть) и сейчас продолжают показывать, что вещают они совсем не от той организации, лексику которой используют. Тем более я не ставлю целью что-то отыскать про масонов, иудаистов и тому подобных в интернете. Слушаю проповедников или книги как правило во время домашних дел, и, бывает, когда руки мокрые или грязные, не могу переключить. И выслушиваю поневоле вот такие перлы. А поскольку на темах богоизбранного народа и богопротивного масонства Вы специализируетесь, Вам я и задаю свои вопросы. Но при этом не настаиваю на ответах. Такое время. Ни от кого ничего не жду. И по поводу выступления якобы церковного спикера, частично оправдывающего масонов, ничего посоветовать не могу. Да и кому, зачем? Просто хочется предупредить, что ли. Что даже якобы церковное СМИ проповедует зло. И травит проповедников покаяния. Одно время была целая кампания развёрнута по травле о. Иоанникия из Чихачево. В другой раз тот же Петровский травил о. Александра из Сологубовки за нежелание дезинфицировать лжицу. А у меня много знакомых смотрят и доверяют этим каналам. Которые стали очень похожи по методам воздействия на советские СМИ. Не думаю, что у Церкви Христовой вообще может быть какой-то канал.

  • Тюменская область

    Единственное, что я до сих пор ищу и не устаю — проповедь чистого православия, покаянного и смиренного духа, истины и молитвы. Я очень радуюсь, когда нахожу у того или другого пастыря искорку Божьей любви, чтобы учили молиться, находить в себе грехи и искоренить страсти, вести духовную жизнь на практике каждый день. Конечно, звучит это как-то высокопарно, но я попробовала подобрать точные слова. Ведь у нас оскудела такая школа покаяния, почему-то не учат нас сейчас по церквам (это я не в осуждение, а в сожаление). Иначе бы мы здесь не обитали, в интернете. И всякий раз, казалось бы, обретя наставника в вере, горько слышать, как он то в сталинизм уходит, то в протестантизм, то ещё в какие-то дебри нас ведёт. Как будто оскуде преподобный… Простите, отец Георгий, за беспокойство. Это не от хорошей духовной жизни, не от правильного духовного устроения, Вы же понимаете.

  • МО

    В сегодняшнем Евангелии некто спросил у Господа, что нужно сделать для спасения? И услышав в ответ известные заповеди, сказал, что он их соблюдает. А ведь не нужно было этого говорить, потому что дальнейшая речь Господа его опечалила. Спрашивается, кто тянул этого человека за язык?

  • Надпись на свитке в руке преп. Серафима Вырицкого на его иконе в часовне в Вырице:

    «Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная».

  • МО

    Простите, Ольга Сергеевна, а Вы не могли бы пояснить, почему оставили здесь такой отзыв?

  • Хотелось, чтобы преподобный Серафим Вырицкий, живший в безбожное время, тоже сказал здесь своё слово о России. В подтверждение Ваших слов о том, что «диптих Православных Церквей не соответствует существующему в сознании многих (или не многих?) русских христиан порядку». Правда, преподобный говорит не о Церкви, а именно о стране.

  • Пермь

    Екатерине.
    «Одно время была целая кампания развёрнута по травле о. Иоанникия из Чихачево. »

    Эта компания ведь не свидетельствует о том, что он пастырь добрый.
    Сколько людей калечат под видом православия.

  • Тюменская область

    Алексей, пусть Господь Сам прояснит вам всё в ответ на вашу реплику. Я не знаю, что ответить, да и вряд ли старцу нужно моё заступничество. Только замечу, что в любом случае травля — это не христианское дело.

  • МО

    //«диптих Православных Церквей не соответствует существующему в сознании многих (или не многих?) русских христиан порядку».//

    Признаюсь, что принадлежу к числу тех православных (многих или не многих? ― не вем, Бог весть), которых порядок церквей в диптихе почти не волнует. Что-то слышал об этом порядке, но лишь на днях узнал подробности из процитированной выше статьи прот. В. Цыпина. Ещё признаюсь, что давным-давно мне случилось жить в монастыре, и из непродолжительной монастырской жизни я на всю оставшуюся жизнь запомнил спасительное житейское правило ― «торчи, где воткнули». В некоторой вариации это правило можно услышать и в мирской жизни ― «сиди лягушка в своей луже, не то будет хуже». К чему это я? К тому, что вопросом диптиха, а также справедливости/несправедливости 5-го места в нём РПЦ МП, я заинтересовался в поисках истоков Цареградской лже-миссии. Как мне кажется, она возникла и оформилась в головах русских христиан из-за несоответствия реального положения дел формальному. Очерёдность церквей должна быть пересмотрена, потому что она давно устарела ― вот одна из мыслей, которая собирала русских крестоносцев в поход на Константинополь. Но Господь не дал состояться этому походу, видимо, сохраняя Русскую Церковь для более высокого места на Небе, а не на земле. (См. приведённую в статье притчу о том, как занимали места за столом приглашённые). Именно об этом я, как мог, постарался рассказать в 8-й части статьи.

    Касательно слов на иконе прп. Серафима Вырицкого. Разумеется, они характеризуют не столько святого, сколько иконописцев, вложивших в его руки свиток с этими словами: «Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная».

    Душевность враг духовности. Кто это сказал? Но без душевности не обойтись нигде, даже на таком высокодуховном сайте как «Ветрово». Но в этих словах святого (точнее, иконописцев) душевности слишком много. Она преобладает над духовностью. В каком году были сказаны эти слова святым? О какой стране в них говорится? К какой стране нам, взирающим на его икону, относить эти слова? К стране в границах какого года? 1917? 1940? 1990? 2022? Я думаю, можно было бы обойтись второй частью этого выражения: «Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная».

    Вера не имеет границ, и безграничность ― одно из главных украшений Православия.

  • «Господь одаривал отца Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой):

    «Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера – выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал…»»

    В. П. Филимонов. «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»
    https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyritskij/svjatoj-prepodobnyj-serafim-vyritskij-i-russkaja-golgofa/1_1

  • МО

    //пусть Господь Сам прояснит вам всё в ответ на вашу реплику.//

    И Господь проясняет: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради…

    «В гостях у о. Владимира Головина (Анатолий Мун) Из города в деревню»
    https://www.youtube.com/watch?v=YeNhVPH9Ugw

    «ОВЦЫ (00:31:15) Зимний сарай для овец (00:32:55) Плюсы разведения овец (00:33:42) Летний выгул для овец (00:34:51) Сколько времени уходит на обслуживание овец? (00:38:01) Блюда из баранины (00:38:55) Почему многие не любят баранину? (00:39:41) Плюсы разведения овец (00:42:11) Плюсы Эдильбаевской породы овец».

    Похоже, гонимый батюшка обрёл своё место. Остаётся только порадоваться за него.

  • Тюменская область

    Отец Георгий, на тему этой народной мудрости («из непродолжительной монастырской жизни я на всю оставшуюся жизнь запомнил спасительное житейское правило ― «торчи, где воткнули». В некоторой вариации это правило можно услышать и в мирской жизни ― «сиди лягушка в своей луже, не то будет хуже») есть хорошее и мотивирующее (меня, например) видео с Афона:

    https://www.youtube.com/watch?v=UNLZ9qEXNdo.

    По поводу гонимого Головина не поняла, если честно. Я писала про других людей.

    В интернете сейчас столько грязи почти о каждом можно наколупать. А если не хватает, то туда загрузить. Например, на того же монаха, который на видео, тоже есть «компромат» — от другого монаха. Единственное, что пока остаётся, — никого не судить от слова вообще. Это мне совсем недавно пришло на сердце.

    «Вера не имеет границ, и безграничность ― одно из главных украшений Православия». Я согласна с этим описанием. Когда-то увидела по телевизору репортаж из северного монастыря, сюжет включал и небольшой разговор с монахиней. Обычный русский монастырь. Потом поняла, что этот монастырь находится не в России, а в Финляндии. А монашки-то совсем русские люди, хоть и финского происхождения! Выключила звук (чтобы акцента не было слышно), проверить мужа — и он тоже поймался, не разглядел в них инородцев. Верующие православные — люди одного духа, что отражается и на внешности, и на впечатлении от них. А ещё раньше и язык церковный был единым, так и вообще… Теперь разделили языки, и делятся народы. Меряются своей «самолучшестью».

  • Тюменская область

    «Очерёдность церквей должна быть пересмотрена, потому что она давно устарела ― вот одна из мыслей, которая собирала русских крестоносцев в поход на Константинополь. Но Господь не дал состояться этому походу».

    Господь дал состояться походу русских на Константинополь. В 1920-м году.

  • МО

    //В другой раз тот же Петровский травил о. Александра из Сологубовки за нежелание дезинфицировать лжицу. А у меня много знакомых смотрят и доверяют этим каналам. Которые стали очень похожи по методам воздействия на советские СМИ.//

    Спасибо, уважаемая Екатерина, за ссылку. Беру на заметку присланную Вами «проповедь» о масонах Игоря Петровского. Во-1-х, тут уже официальный церковный рупор говорит о масонстве святителя Филарета. «Посвящение в масоны принял член Российской Академии Наук, богослов и проповедник митрополит Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий), по-доброму о них отзывался и с ними дружил первенствующий член Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (ГлагОлевский), в масонскую ложу вступил и святитель Московский Филарет (Дроздов), даже помогал им издавать «Сионский вестник». А во-2-х, вот эта статья Игоря Петровского меня заинтересовала. «Встречи не забываются».
    https://www.pravoslavie.ru/71717.html

    «Ощущение предрассветной тишины не подвело. То, что произошло через пару секунд, заставило сердце замереть. Откуда-то со стороны правого нефа в церковный зал вошел седовласый старец. Его появление было похоже на восход солнца».

    «Я буду, как могу, молиться о вас. И давайте договоримся встретиться через два месяца в четыре часа дня». И всё! Через два месяца в четыре часа дня! Как в кино: «В шесть часов вечера после войны».
    Г.С.: Точно, как в кино про разведчиков.

    «И тогда я понял, что, наверное, в этом вечно туманном городе, далеко за пределами России, я встретил такого мастера…».
    Г.С.: А вот и слово «мастер», подобно восходу солнца, подоспело к концу статьи «Встречи не забываются».

    Игорь Петровский: «ВЛАСТЬ ЗАХВАТИЛИ МАСОНЫ!»: ЧЕМ ОПАСНА БОРЬБА С МИРОВОЙ ЗАКУЛИСОЙ?
    https://spastv.ru/vlast-zahvatili-masony-chem-opasna-borba-s-mirovoj-zakulisoj/

    «Таким образом первые английские масоны объявляли веру – важнейшим принципом, а атеизм – безумием. Поэтому в масоны нередко вступали весьма приличные люди и даже глубоко верующие христиане».
    Г.С.: Потому и вступали в масоны, что не находили света в христианстве.

    «Молю всещедрого Бога, чтобы не только в пастве… мне вверенной, но и во всем мире были христиане такие, как НовикОв». Святитель, конечно, не поддержал философские умствования русских масонов, но их просветительским трудам был рад».
    Г.С.: Можно было Игорю Петровскому и «наше всё» вспомнить, который писал: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шешковского (домашнего палача кроткой Екатерины) в темницу, где и находился до самой её смерти». Да, тёмная, дремучая Русь, и первый луч её просвещения ― Новиков. Цитирую Острецова: «Теоретический градус Соломоновых наук». Относится к 1823 г., переписано в 1863-1865 гг. в кружке московских розенкрейцеров. Содержит конспективное изложение учения теоретического градуса, к которому на первоначальном этапе принадлежали и члены кружка Новикова-Шварца. В частности, излагается каббалистическая теория творения мира путем сжатия (цимцум— евр). Приводится и присяга именем Иеговы на верность Ордену и начальству, которую отрицал Новиков при допросе его Шешковским: «Я, МЫ, обещаюсь свободно и по добром размышлении: 1. Во всю мою жизнь поклоняться вечному всемогущему Иегове в духе и истине» (л.3).

    «То есть, в России конца 18 века, как в и Англии, в масонском движении видели обыкновенное просвещенчество и филантропию. Поэтому еще в начале 19 века даже в Московской духовной академии к масонскому обществу относились как к интеллектуальному союзнику».
    Г.С.: Более того, пригласили союзников (нынче говорят партнёров) участвовать в переводе Библии.

    «Таким образом, современные европейские масоны уже не занимаются тем, чем они занимались в эпоху святителя Филарета».
    Г.С.: Разве? «Просвещением» они занимаются и поныне под вывеской РБО (Российское Библейское Общество).

    «Таким образом с начала 19 века и по сей день существуют два враждующих масонских лагеря. Так называемые «регулярные масоны» англо-саксонского мира и «либеральные масоны» Европы».
    Г.С.: Эта «вражда» ― борьба нанайских мальчиков. Погуглите, кто не в курсе, что это такое?

    «А когда же, как и где масонство стало приобретать не просто какие-то странные, а явно враждебные по отношению к христианству черты?»
    Г.С.: Масонство всегда было враждебно христианству.

    «Существуют ли среди масонов явные враги Христа и Церкви? Да, существуют! Все ли масоны таковы? Нет, не все. И это первое, что надо знать некоторым ревнителям, когда они лишались чувств от новости, как какие-то масоны «Великой ложи России» пришли в Елоховский собор освятить православную икону».
    Г.С.: Разделяя масонов на добрых и злых («масонство масонству рознь»), не имеет ли Игорь Петровский задание подготовить сознание верующих к принятию масонства?
    Ау, Александр Вячеславович, где Ваш язык, простите, перо, чтобы осадить разошедшегося в отыскании масонских заговоров иерея Георгия?

  • Пермь

    Екатерина

    «Алексей, пусть Господь Сам прояснит вам всё в ответ на вашу реплику. Я не знаю, что ответить, да и вряд ли старцу нужно моё заступничество.»

    Простите меня, за причинённое смущение. Судить никого и не думаю. Посмотрел фильм, который, видимо, был снят после травли. Те люди, которых там показали, вызывают глубокую жалость. Что-то не то…, могу и ошибаться.

    «Только замечу, что в любом случае травля — это не христианское дело.»

    Здесь я с вами полностью согласен.

  • Тюменская область

    Алексей, несть числа по этому делу ссылок разоблачительных, гораздо меньше вот таких, местных, они поспокойнее: https://kineshma.bezformata.com/listnews/shiarhimandrita-ioannikiya/88401421/. Телевидение — это такое колдовство по типу «помоги мне, кривда-бабушка, прямое искриви, кривое распрями».

  • МО

    //есть хорошее и мотивирующее (меня, например) видео с Афона//
    https://www.youtube.com/watch?v=UNLZ9qEXNdo.

    Это, как я понял, и есть иеромонах Симон (Безкровный) Афонский, автор книги «Птицы небесные»? 675 тыс. просмотров, однако. «В России цена за тысячу просмотров может варьироваться от 0,25 до 4$, в среднем это будет 1$, то есть за миллион просмотров артист получает тысячу долларов. Доходы с YouTube можно проверить с помощью сервиса SocialBlade, который показывает аналитику каналов и их примерный доход».

    По-моему, Вы уже как-то рекламировали проповеди этого иеромонаха? Интересно, но на мой взгляд, затянуто. Почти 20 минут о том, что можно было бы сказать за 5. Удачный спецэффект ― многоцветная подсветка лица, говорящего в темноте. Название интригующее ― «Самый
    секретный прием Умной Молитвы». Но должен сказать, что этот самый секретный секрет давно раскрыт в Евангелии, в частности, в притче о занимающих места на брачном пире. Этот «секрет» спасителен не только для «Умной Молитвы», но для всей духовной и недуховной жизни.

    Другое видео из этой серии: «В чем тайна смирения? Иером. Симон (Безкровный)»
    https://www.youtube.com/watch?v=BIDL4rk8jNg

    По-моему, просто поток слов. Слова вроде правильные, но какой-то связной мысли в них не улавливается. Всё одно и то же да по тому же… Вы бы не могли пояснить, о чём почти 17 минут говорит проповедник? В чём тайна смирения?

  • Тюменская область

    Отец Георгий, это не иеромонах Симон, а его духовное чадо. Я когда-то «рекламировала» здесь книгу иеромонаха «Птицы небесные», и до сих пор не отрекаюсь от своей «рекламы». Это прекрасная православная книга, написанная на основе личного дневника старца Симона (теперь, вроде бы, он в схиме с именем Григорий). Он как раз нигде не выступает, а занимается единым на потребу для монаха — молитвой, богообщением. В книге «Птицы небесные» содержатся (кроме прочих богатств духовных) близкие моим мысли о том, что даже самая талантливая литература отнимает у нас силы души и время, данные для Бога, а вся земная культура, даже самая по — земному «святая», «великая», «высокая», по сути нам… не нужна. Это крамольная мысль, но за ней — правда. При этом я нигде не встретила ничьих сомнений в том, что в книге содержится что-то не православное. Самое же ценное в ней — это то, что автор учит молиться и даже «заражает» желанием молиться. Такое явление — большая редкость во всей современной православной литературе. После прочтения у меня появилось твёрдое убеждение, что если удастся обрести молитву, то уже ничего не страшно, даже лишиться зрения или ещё чего-то самого дорогого. А в рассказе последователя автора «Птиц небесных», видео которого мы обсуждаем, ценным для меня оказалось то, что он на примере своей жизни и общения со старцем открыл, какое место по праву принадлежит нам, считающим себя православными (в диптихе ли, в жизни ли). После этого открытия тоже становится не страшно упустить своё место, а становится, наоборот, жить легко и свободно.

  • Тюменская область

    Вы тоже, отец Георгий, говорили об этом же «приёме» — занимать последнее место, об этом Евангелие говорит, я с вами со всеми согласна, это и есть единомыслие. В ролике просто ещё приведён удачный пример с уборкой уборных. Выходец из нашей области как-то поубивал сослуживцев за то, что его будто бы заставляли чистить туалет. Был бы он православным и знал бы тайну смирения — столько людей осталось бы в живых, и сам он — на свободе. Но нынче эта тайна — для советского гордого мира безумие, а для прочих — соблазн.

  • Пермь

    Немного дополню Екатерину.
    Иеромонах Симон — духовное чадо архимандрита Кирилла (Павлова). Самая главное, о чём пишет иеромонах во всех своих книгах — это борьба с собственным Я, а также со своими мыслями. Поэтому тайну смирения умом не понять и мыслью не ухватить 🙂

  • Минск

    Екатерина, не могли бы Вы прокомментировать, что имеет ввиду о. Серафим в анонсе беседы о «позоре русского Православия » на Бусти . Вероятно, Вы смотрели ( у меня нет доступа к контенту на этом сервере)
    https://youtube.com/shorts/99vFviIV83w?si=9iSOjbj-r-pES38_

    И ещё вот это :
    https://youtube.com/shorts/orWv7zmv1Kc?si=42T3t5uy0GKWjeLF
    Тут взгляды о. Серафима явно расходятся с взглядами о. Георгия Селина, с которым Вы единодушны . Я имею ввиду высказывания о Достоевском. Как Вы это совмещаете ?

  • Минск

    Екатерина «Выходец из нашей области как-то поубивал сослуживцев за то, что его будто бы заставляли чистить туалет. Был бы он православным и знал бы тайну смирения — столько людей осталось бы в живых, и сам он — на свободе. »

    Согласна, что у человек была крайне неприемлемая реакция и, возможно, состояние аффекта на издевательства. Но Вы не служили в армии. Там и ног иногда лишаются по причине дедовщины
    https://rg.ru/2006/01/26/soldat.html
    Смиренно к этому относиться было бы посильно только тайному монаху, оказавшемуся в армии. Но сослагательное наклонение здесь неуместно.

    У отца Романа есть очень хорошее стихотворение на тему смирения :

    * * *
    Смирение Достоинству кадит.
    Им друг без друга — как душе без чувства.
    Достоинство Смирение хранит.
    Смирение без оного — холуйство.

    В духовной жизни кто б ни постучал —
    Не торопись впускать, когда не видно.
    Ты думаешь, смиренно промолчал?
    Нет, просто смалодушничал постыдно.

    И так, и этак — за плечом смешок,
    Лукавый рад, следит за нами в оба.
    Считаешь, что с достоинством прошёл,
    А сам пронес гордыню, как зазнобу.

    В чём разница? Не различить, поверь.
    Как ни крути — не пользует старанье.
    Не разобраться, кто стучится в дверь,
    Покуда ни Любви, ни Покаянья.

    Иеромонах Роман
    2 мая 2001
    Скит Ветрово

    https://vetrovo.ru/songs/smirenie-dostoinstvu-kadit/

  • Москва

    Алла, вы хорошо сказали. Воздержимся от суждения из тёплых домов о том, с чем, по милости Божией, самим не пришлось столкнуться. Просто так психика не ломается.

  • Тюменская область

    Алла, я не могу прокомментировать, так как тоже не имею доступа к подобным платформам и иметь не хочу. Мне эти «платформы для избранных» не нравятся. И я не всё принимаю из того, что говорят или пишут проповедники в интернете, вне зависимости от степени их многоуважаемости. Алла, я ведь даже не всё принимаю, исходящее от самого отца Романа или отца Георгия. «Всяк человек лож». А по поводу стиха, смирения и армии могу так прокомментировать. У нас среди близких родственников есть человек, ставший пожизненный инвалидом в армии. И есть у меня бабушка (на небесах уже), у которой в детстве забрали отца и дом, и «собственное достоинство», справив малую нужду прямо на голову. Так без этого «достоинства» она и жила, ни с кем при жизни не поругавшись и принимая всё на свою смиренную головушку. Меня её муж, участник войны, всегда призывал быть такой же смирённой (как в деревне говорили), как бабушка. Увы, я пока этого не приобрела, но терплю, пробую, учусь. Смирение не означает принятие всех идей. Это принятие скорбей.

  • МО

    Александр Вячеславович откликнулся на моё «ау» на своём сайте, где мы 2-ю неделю ведём плодотворную научную дискуссию. Желающие могут полюбопытствовать в комментах под статьей А. В. Буздалова «Послание патриархов 1723 г. и проблема консенсуса».
    https://history-of-ideas.ru/article/300

  • Тюменская область

    Отец Георгий, немного познакомилась с содержанием вашей беседы на указанном сайте. Если вас интересуют подробности того, как и кем производился синодальный перевод Писания, найдите или приобретите книгу архимандрита Фотия (Спасского), современника митрополита Филарета. Не раз и не два в книге упомянут перевод и его значение, как видел то архимандрит Фотий, борец с масонами. И получите при чтении как духовную радость от заочного общения со святой жизни человеком, так и большое эстетическое удовольствие от живого русского языка автора. К сожалению, труда Фотия в широком и бесплатном доступе в интернете я не нашла, только печатная книга есть в продаже. Я её тоже могу вам прорекламировать : https://ostrovknig.ru/zhitiya_svyatykh_i_podvizhnikov_tserkvi_knigi/avtobiografiya_arkhimandrita_fotiya_spasskogo_1792_1838/

  • Самара

    Царя ли вашего распну? Нет у нас царя кроме…И тот и другой народ хоистопродавцы и тот и доугой христоубийцы и их потмки.Пока что, пока не покается по настоящему.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок