В Минске показали видео с кощунственным «богослужением» так называемой «церкви» ПЦУ. «Служили» ряженые в священническое облачение мiряне: шла «Божественна лiтургiя у 14-ту недiлю пiсля П’ятидесятницi». Почему ряженые? Потому что назвать митрополитом, иереями и иеромонахами тех, кого «рукополагал» изверженный из сана монах Филарет, самочинно возложивший на себя куколь патриарха, может только враг Православия. «Богослужение», конечно же, совершалось на «мове». Осквернённый раскольниками собор был наполнен малоцерковными националистами всех мастей и просто заблудшими людьми, поставившими национальное, мiрское превыше церковного единства. К сожалению, не смог разобрать слов Херувимской и других песнопений, но резануло вместо Изрядно о Пресвятей — Особливо. Пока пытался вслушаться в слова, краем глаза, с правой стороны экрана, увидел сообщение о ещё одном, мягко говоря, нововведении:
«Вечерня на русском языке. 24 октября 2020. Прямая трансляция богослужения».
Богослужение на руском поразило ещё больше. Великую ектению иерей-обновленец провозглашал лицом к народу. Так же, спиной к Алтарю, встал на амвоне и чтец, приготовившись читать паремии.
— Будем внимательны! — вместо привычного Вонмем! прокричал из-за его спины любитель словесной ясности. Очень вовремя прокричал, потому что в наше время нужно быть особливо внимательными, чтобы устоять в Истине. Но если ряженые пцу-шники — явные враги Святого Православия и пагубная гордыня вредит только им, не принадлежащим к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, то обновленческая хворь может растлевать даже верных. Не желание ли угодить духу мiра приводит к служению на руском, украинском, белоруском, сербском и болгарском, разделяя некогда единое братство пред Христом? Много лет назад, посещая на Афоне сербский и болгарский монастыри, утешался тем, что братия служит на родном для славян церковнославянском. Зачем же сейчас, в конце времён, в домах Божиих зачёркивать то, что единит, провоцируя разъединение? Или до того уже земное заслонило Небесное, что хотим быть рускими, украинцами, белорусами даже в Церкви, забыв о том, что все должны быть Божиими? Зачем следовать духу мiра, посещая экуменические сборища, обручая Истину с ложью? Дух мiра лукав, он любит подмены и потому заставляет устраивать концерты перед Царскими Вратами, загоняет архипастырей и пастырей освящать места, порождающие страсти, внушает священникам гонять мячи, одевает их в клоунские купальники, чтобы «проповедовать» о таинстве Крещения! Дух мiра устанавливает неслыханные доселе глумливые поминовения, проводя футбольные состязания в честь усопших. Дух мiра потворствует греху, он принуждает главного еретика оправдывать содомитов, а православных служителей брататься с ним, приближая точку невозврата! Казалось бы, куда ещё катиться дальше? Маски сброшены, покровитель содомитов показал свою суть, пришло время прекратить богопротивное общение с ним и прочими еретиками, но нет, князь мiра сего не даст разорвать экуменические сети, в которых весьма уютно себя чувствуют некоторые православные архипастыри и пастыри. Не для того он их плёл. Отец всякой лжи так замутил головушки мiролюбцам, что ему уже служат те, кто должен, следуя за Христом, бороться с ним! Слабый идёт на поводу у сильного, и если представители Церкви заигрывают с мiром, то этим показывают, что они не со Христом, Который победил мiр.
Вот почему будем внимательны, особливо будем внимательны!
Иеромонах Роман
30-31 октября 2020
Скит Ветрово
Что же делать? Что же делать? Уходить да?
Татиана, уходить нам некуда, потому что вне Церкви нет спасения!
Батюшка, может быть люди хотят служить на своем современном языке не потому что они русские, сербы, болгары (то есть не по национальной и мiролюбивой причине) а потому что люди не знают ц/сл, но хотят понимать службу и привлечь людей в Церковь? Ведь действительно ц/сл не понятен современному человеку, далёкому вообще от традиции и Церкви. Я помню, как заходила в храм и ничего не понимала вообще, что поют, постою и уйду. К стыду своему даже не знаю, что такое «изрядно» , и как оно отличается от «обособливо». То есть по сути то, что говорят на службе не понимаю. Канон я вообще чаще всего даже не слышу, потому что ничего не понимаю, кафизмы тоже. Да, можно сказать, посмотрите заранее со словарем, но в темпе нашей жизни это практически нереально, моей жизни точно..
Буквально год назад мне пришлось общаться с одним игуменом женского монастыря, который выступает за службы на русском языке, и который оправдывает сокращение и изменение служб… Было очень неприятно, когда он пытался убедить меня, что это нормально. Конечно же Бог ему судья, но осадок остался от этой беседы. Происходит всё так, как предупреждал преп. Лаврентий Черниговский.
Церковнославянский язык очень красивый, и службы много потеряют, если будут проходить на русском языке!
А понять его можно.
У нас в Храме другая проблема: в советское время там городской архив был, и что-то коммунисты сделали, стала плохая акустика . Как мне батюшка объяснил, уже ничего нельзя сделать. Но мы приспосабливаемся: знаем, где лучше встать ( иначе хоть на русском, хоть на церковнославянском- ничего не разобрать), или текст богослужения берём с собой. Зато на крыльце почему-то всё прекрасно слышно! Но на крыльце же не будешь молиться!
Добрый вечер! Я православная христианка из Минска. Помолитесь о нас люди добрые, кто понимает, что у нас происходит! Помолитесь о нас, о. Роман! Идет против нашей Церкви информационная война. Пишут статьи недобросовестные, невоцерковленные журналисты, пытаясь объяснить населению, что у нас должна быть своя Церковь. Аргумент что Церковь вне политики многие не принимают. Люди охвачены праведным гневом за правду и за ненасилие. К сожалению, в протестном движении есть наши братья и сестры… И к еще большему сожалению есть сочувствующие батюшки. И мало кто понимает, что на своих плечах втаскивает в Белую Русь бело-красно-белое движение. Это реально страшно… страшно, что это просто путь Украины. Помоги нам всем Господи!
«Нам всем конец? — Не верю!
Рассеется мираж.
Крадущемуся зверю
Читаю «Отче Наш»…»
Но сегодня зверь уже не крадется, уже грохочут копыта, вытанцовывая на паперти…
А нам, действительно, уходить некуда,Господи!
Спаси, Милостивый, что еще можно спасти!
«Только не остави меня, Боже, / Так, как оставляю я Тебя… «
«Не ужасайся» — предупреждает Господь.
Но как, не ужасаясь, видеть и понимать, что даже те, давно знакомые и близкие, казалось бы, тебе люди, верующие,- и вдруг оказываются по другую сторону видимых и невидимых баррикад… Словно мгновенное помешательство происходит…
Господи, управь!..
Страшен момент истины…
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» Пс.1(1).
«Вскую шаташася языцы , и людие поучишася тщетным ? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. «Расторгнем узы Их и отвержем от нас иго Их.» Живый на Небесех посмеется им , и Господь поругается им, тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я» Пс.1(2).
Покровитель содомитов, похоже, забыл, призывая демонстрировать им уважение, за что Господь уничтожил древние города Содом и Гоморру. Теперь, оказывается, не грешники должны каяться в Церкви, а Церковь должна каяться перед ними. Всё с ног на голову перевернул, как в кривом зеркале.
Дорогая Елена из Минска, трудно найти слова утешения, кроме «С нами Бог!». Православные верующие понимают, «что ныне лежит на весах, и что совершается ныне», какие вселенские торги торгуют нас «на мосту между злом и добром»… Это наша общая беда, потому молимся, просим Господа спасти славянский мир, вы не одни, и какая бы жуть не подступала,знайте, что наши молитвы — с вами, о вас. Господи, помоги выстоять, выжить, сохранить то, что нельзя утратить — веру, надежду, Слово Божие!..
Уважаемая Анна из Санкт-Петербурга. К вопросу о церковнославянском языке.
Это язык церковных служб, которому уже много веков. Что в 21 веке должно служить тому, чтобы сбросить его с корабля современности?
Церковнославянский язык непонятен людям, которые прекрасно владеют русским (говорят, читают и пишут) в отличие от наших предков, которые в большинстве своем были неграмотны?
Если внимательно вчитаться в тексты Священного Писания на церковнославянском языке, то понять можно очень многое, пусть даже и не дословно.
Но если бы дело было только в понимании умом, то невозможно было бы объяснить реакцию послов князя Владимира, которые побывав на службе в Константинополе, говорили: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты.»
Получается, даже на то, что не всегда понимает ухо, отзывается душа. Значит вопрос не только в понимании — непонимании, а в настрое души.
Еще один пример: нецерковные люди называют теарт «храмом искусства». Но даже в нем соблюдают верность традициям и языку. Например, оперу всегда исполняют на языке оригинала и никому из любителей оперы не приходит в голову требовать ее исполнения в переводе.
А священник нашего минского храма сегодня убеждённо доказывал, что у белорусов с литовцами и история одна, и судьба, и даже менталитет наиболее схож. Именно такая точка зрения сегодня становится популярной среди молодёжи. «Русские поддерживают диктатора, — значит, нам не по пути», — таково мнение большинства, идущих под БЧБ флагами.
Церковнославянский язык для православной души очень важно, знаю это из собственного опыта.10 лет пела на клиросе и благодаря церковнославянскому языку открывалось многое, чего нет в русском языке, значит через этот язык говорит нам Дух Святый прямо в сердце.
Мария, благодарю Вас за поддержку и за молитвы.
Наше общество сильно разделили, можно сказать разодрали. У нас на приходе тоже ушли несогласные (их не много, но такие есть) с тем, что Церковь вне политики. Наш отец настоятель четко придерживается этой линии. Прискорбно что ушли (ушли в другой приход). И еще более прискорбно, что в среде священников бродят такие мысли, как рассказала Валентина. Я вынуждена сейчас много общаться с окружающими, и хочу сказать, что очень мало кто хочет объединения с западом. Среди верующих я таких настроений не почувствовала. В основном верующие люди возмутились из-за лжи и насилия. А организаторы протестов этим умело воспользовались. Но такие мысли есть. Согласна, что в основном среди молодежи бродят такие мысли (это относится и к молодым священникам)
Как то действительно стремительно стали развиваться события… То экуменизм, то ростки обновленчества, то на Украине томос, то теперь у нас брожение и обсуждение темы автокефалии.
Да, силовым давлением протест глохнет, но их идеи укореняются в обществе.
Помоги нам всем Господи!
Елена (Минск), помогай Вам Господь!
Татьяна, Вы поднимаете вопрос, является ли ц/сл язык священным или нет. Мне кажется, что если бы один язык был священнее другого, то вряд ли у апостолов был дар языков, чтобы благовествовать всем людям. Не понимаю такую не любовь к своему родному русскому языку. В 19 веке ц/сл не понимали даже и грамотные люди. Вспомним А.С. Пушкина, который читал Библию на французском (я не говорю, что это хорошо). Потому что во первых на ц/сл и на русском не было еще вообще Библии в том варианте, который мы сейчас имеем, а во вторых он не знал ц/сл.
Красота богослужения не противоречит осознанности своей Веры.
«Получается, даже на то, что не всегда понимает ухо, отзывается душа. Значит вопрос не только в понимании — непонимании, а в настрое души.» Могу сказать, что не всегда душа отзывается на то, что не понимает разум.
Именно отсутствие знания и протекающее отсюда суеверие было одной из причин богоотсупничества народа (по моему мнению и то, что читала в свое время на Православие ру и других православных сайтах). В пример, когда люди считали, что Троица — это Богородица, Христос и Николай Чудотворец. Не понимаю, что хорошего, когда людям читают Апостол и Евангелие на богослужении, а они ничего не понимают в большинстве своем. Тем более на русском служат на приходах по желанию паствы. И идет туда молодежь в основном. Повторюсь, что я не противник ц/сл, а просто хочу понимать, почему богослужение на русском плохо априоре.
P.S. Именно поэтому я не люблю оперу, потому ничего там не понимаю. Хотя есть опера и на русском языке, но ее я тоже не люблю тоже по той же причине, ничего не понять
Елена (Минск), попробуйте посоветовать своим знакомым посмотреть фильм «Гибель империи. Византийский урок» . Там на примере другой страны рассказывают о частой смене власти, о предательстве Веры и чем все заканчивается.
https://www.youtube.com/watch?v=0hs3o5O5kX4
Уважаемая Анна, оперу любит тот, кто любит и понимает музыку, слова там важны, но вторичны. И на службе — нужно постепенно очистить душу покаянием, Причастием, тогда и понимание через сердце и ощущение Благодати Божией будет постепенно приходить. Познакомьтесь поближе с Псалтирью, Евангелием — можно и на русском языке их сначала почитать, а когда придет определенное понимание смысла (уверяю вас, что и на русском не сразу будет все понятно), тогда читайте на церковно-славянском. Это не просто старинный, это сакральный язык, имеющий огромную силу и более глубокие смыслы. Божией помощи!
Уважаемая Анна из Санкт-Петербурга.
Вот, что пишет о богослужебном языке архимандрит Рафаил (Карелин):
«…Древний язык это напоминание сердцу человека о его древнем отечестве — потерянном рае. Современный язык — это язык школы и университета, язык улицы и рынка, фабрики и вокзала. Он не помогает человеку вырваться из плена обыденных повседневных дел, забот и интересов. Напротив, священный язык как бы свидетельствует, что в храме мы общаемся с другим миром, с другой, необычной для нас реалией»
http://www.hram-ks.ru/Karelin1.shtml
Спасибо за добрые советы. Но всё-таки мое сообщение было адресовано отцу Роману.
Как-то неуместно сравнивать богослужение с оперой. Тем более если там слова вторичны. Какой смысл тогда приводить ее в пример? В Богослужении главное это слово, притом внятно сказанное, чтобы люди поняли.
А за музыкой ходят в филармонию, а не в оперу.
Церковь часто освящала предметы, вырванные из повседневности. Почему таким не может стать современный русский? Все-таки, что выше жертвенник или дар, лежащий на жертвеннике? Что выше, Церковь или язык, на котором в ней говорят? Языческие храмы были освящены и стали христианскими.
Не хочется спорить на эту тему, потому что все вышесказанное понятно, но не достаточно для того, чтобы сказать, что нельзя служить на русском. Это просто привычка, вот и все. Почему можно на тувинском, но на русском нельзя?
Анна, я для себя ответ на этот вопрос нашла у О. Романа здесь: http://vetrovo.ru/prose/slichenie/
Анна из Санкт-Петербурга, я тоже раньше ничего не понимала и тоже хотелось слышать русское слово, привычное уху, но потом мне объяснил один очень хороший человек смысл древнего языка. Церковнославянский язык = старославянский язык, он не является разговорным, потому что это богослужебный язык, не осквернённый матерной бранью и другими новомодными исковерканными словами. Ни в одной поместной церкви не служат на том языке, на котором говорят современные люди. В греческой церкви служат на старогреческом, в грузинской церкви на старогрузинском, в англоязычных странах служат на староанглийском языке. Никто на этих языках не разговаривает, эти языки церковные и предназначены именно для церковной службы. Это подобно тому, как на латыни никто не говорит и нигде не употребляют её кроме медицины. Божьей помощи вам, Анна. ??
Ольга, спасибо, мой вопрос в другом.
Анна, я ни в коем случае не сравниваю богослужение с оперой, тем более, что сама и пою на клиросе, и регентую. Кто-то упомянул в своем отклике о важности языка оригинала даже для оперы, и я оттолкнулась от этой мысли в своем высказывании. Смысл-то в другом: церковно-славянский язык для богослужения — это как старинная намоленная икона, на нем веками молились наши предки. И его емкость, сила, как сейчас говорят, «энергетика», просто не сопоставима с нашим современным повседневным языком. Вы только сравните: «Только не остави меня, Боже, / Так, как оставляю я Тебя… » и «Оставих Тя, не остави мене»!
Анне из Санкт — Петербурга
http://blagogon.ru/digest/939/
Приведем слова святителя начала ХХ века архиепископа Никона (Рождественского):
«В стремлении устранить славянский [язык] мы не можем не видеть одно из средств, какие пускают в ход враги Церкви, чтобы вытравить из души народной ту церковность, которая составляет основу народного миросозерцания, народной нравственности. А потому все, кому дорога православная русская душа, должны отстаивать славянский язык как в народной, да и во всякой школе, так и в церковном богослужении. Только при этом условии мы можем сберечь то сокровище народного духа, коим теперь любуются в его проявлении в жизни все образованные народы земли… Наше родное Православие в народном сознании воплотилось в нашем церковнославянском богослужебном языке и стало душею души народной…».
А вот что о мистической красоте церковнославянского языка пишет архимандрит Рафаил (Карелин):
«Сторонники языковой реформы богослужения утверждают, что на новом, современном языке литургия будет более понятной. Но литургия, сама по себе, тайна. Она не может стать понятной на вербально-семантическом уровне, иначе можно было бы понять и усвоить литургику с книгой в руках за письменным столом.
Здесь мистика и обаяние языка: древний священный язык трогает человеческое сердце, заставляет звучать сокровенные струны души. Модернисты не знают и не чувствуют этого; они хотят древний язык заменить новыми языками для того, чтобы была понятнее семантика слова, которая не делает понятнее тайну богослужения.
Священный церковнославянский язык как бы свидетельствует, что в храме мы общаемся с другим мiром, с другой, необычной для нас реалией.
Проповедь в храме произносится на современном языке. Но молитву нельзя смешать с проповедью или богословием. Проповедь рассказывает о духовном мiре, а молитва включает нас в этот мiр; богословие указывает путь, а молитва ведет по этому пути.
Прочитаем вслух внимательно псалмы на новом и древнем языках, какую разницу увидим мы в своём внутреннем состоянии? Новый язык подобен воде, которая может утолить жажду, но оставит душу холодной, а древний язык – вино, которое веселит и радует сердце человека».
Светлана, благодарю Вас за ссылку на замечательный фильм о. Тихона. Очень полезный фильм не только для нас, но и для всех православных христиан. Потихонечку буду кидать ссылочки знакомым)
Спасибо вам всем за молитвы о нашей земле и за вашу поддержку!
Сестрички, огромная радость читать ваши ответы и ссылки о красоте, пользе и нужности служб на церковнославянском языке. Дай Бог, чтобы наше священоначалие, наши пастыри не отходили от наших традиций. Дай Бог, чтобы православные люди осознали пагубность экуменизма и обновленчества.
Храни вас всех Господь!
Истинная красота в словах Татьяны из Нефтеюганска: «Церковно-славянский язык для богослужения — это как старинная намоленная икона, на нем веками молились наши предки. И его емкость, сила, как сейчас говорят, «энергетика», просто не сопоставима с нашим современным повседневным языком». Храни вас, Господи!
Здравствуйте!
Недавно узнала, что в нашей Церкви есть старообрядческие приходы- единоверцы. В одном известном монастыре мне сказали, что они давно в лоне РПЦ и анафему со старообрядцев вообще-то сняли.. И теперь наши архиереи служат , так называемым древнем чином.. ( а кто знает ,каким он на самом деле был до расскола?)
На этих службах стоят , как православные, так и единоверцы, которые крестятся двумя перстами.. Символ веры так же читается старообрядческий! А служит наш митрополит.. Как такое возможно? Как православным к этому относиться? Разве это не экуменизм? Разве наша служба не правильная?? Песнопения стали, как в опере, это правда, но ведь можно просто вернуть всё, как было 10 лет назад в храмах… откуда эта любовь к старообрядчеству… многие православные прихожане приняли это с восторгом.
Но ведь понятно, кто и как снял анафему..ее нельзя снять , если это ересь..
Елизавета, единоверцы, это те, которые остались в лоне Православной Церкви, сохранив старые обряды. Всё-таки наша Вера не в обряды, а в Христа. Вы спрашиваете, откуда они знают, как было раньше? Так вот единоверцы и знают. Двоеперстие это обряд. У отца Даниила Сысоева есть очень хорошая лекция о старообрядчестве. Она есть в интернете. Он разбирает там, почему произошел раскол. И дело не только в обрядах. Старые обряды, это не ересь. В 19 веке уже было разрешено переходить из единоверия в наши Церкви. Сейчас разрешено и нам переходить в их общины. Это мостик, по которому реальные старообрядцы могут вернуться в Православную Церковь
Вот это видео. Мне оно помогло понять, почему произошел раскол. Там дело не только в обрядах. Там намного сложнее. Отец Даниил разбирает и символ веры и двоеперстие, и троеперстие
https://youtu.be/-iUFgGkU670
Елизавета (Москва), старообрядцы, в отличии от господствующей Церкви, традиционно придерживаются знаменного распева. В то время, как мы скачем с распева на распев. Знаменный распев очень красив, неспешен, даёт место глубокой молитве.
И ещё один момент: они говорят, что осеняют себя крестным знамением так, как это делал прп.Сергий Радонежский, которого они почитают не меньше, чем мы.
Кочетковцы активизировались.
Спасибо всем за ответы!
Да, о.Даниила смотрела, и эту тему, и другие, очень уважаю его!
Хотелось бы ответ отца Романа ?? Душа верит ему. А пока считаю это экуменизмом.