col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Как меня лишил Богоизбранности священник Корепанов

Часть пятая, часть четвёртая, часть третья, часть вторая, часть первая

Откуда есть пошла российская земля? С великой перестройки царя Петра Алексеевича Романова. Называя его реформы великими, самого царя назвать великим не могу. Великим в духовном смысле. В житейском плане, да, царь Петр был велик, переделав сногсшибательными реформами русский народ в российский. Но с точки зрения духовного блага, которое приносят своим подданым истинно великие правители, такой великости в нём нет.

Его Величество… Изысканно звучит. Кто это? Великими правителями русской земли я считаю святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, потому что Владимир Великий и Ольга Великая открыли своим подданым путь к Свету. А Петр что? Как он возвеличил своих граждан? Напротив, взял Небесное, что ещё хранилось в людских душах, и бросил на служение земному. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5: 19). Согласно этим словам Спасителя, царя Петра ещё можно назвать малейшим, но великим его никак не назовёшь.

С 16:51 ― Когда русские первопроходцы пошли до пределов Тихого океана и в конце концов взяли эту территорию, с которой мы до сих пор не знаем, чё делать. Вот, взять-то мы её взяли, а зачем, до сих пор, вот уже 400 лет думаем, да чё же нам тут надо? Вроде и отдавать-то жалко, земля огромная, богатая… Какие там земли отдавать… Мы, вон, четыре Курильских острова не можем отдать, а тут такую большую Сибирь. Ну и что делать, мы тоже не знаем. Она лежит вот эта бескрайняя Сибирь, богатая земля, мы не знаем, что с ней делать. У нас не хватает силы ею овладеть. Но тем не менее народ этой земли мы привели ко Христу. Хотя никто такой цели перед собой не ставил. Люди просто шли, пытаясь достигнуть океана. Оказалось, исполняют миссию.

Напомню, что, следуя в фарватере мыслей отца Константина, мы говорим о миссии Русской Церкви и миссии русского народа. Священник говорит, что они разнятся, но, оказывается, могут и совпадать. Они совпадают, когда люди живут просто: просто идут, просто говорят, просто думают… Именно тогда народ выполняет Церковную миссию, или заповедь Христа: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам… Но когда люди начинают озадачиваться своим предназначением и вопросами типа: «а я разве не Божий избранник?», тогда происходит сбой, и народ начинает нести свет Христов не церковными, но политическими средствами.

Что на это сказать? Народ, он всё равно что тело. А оно только бы и делало, что просто жило и просто ело. Голова же народа ― правители. Они дают приказ ногам, куда идти, рукам, что брать, и всему остальному телу, что со взятым делать. Народ думает так, как его научат думать. Научат думать, что он совершенствует мироздание, возвращая его к Источнику — Шхине, и что от состояния каждого человека в этом народе зависит судьба мира, как мы это читали у раввина Штайнзальца в 1-й части статьи, он так и будет думать. Научат народ строить коммунизм, он и будет строить коммунизм… Но вот Сибирь-то мы не можем освоить, говорит батюшка. И чё с ней делать, не знаем. Почему же не хватает сил овладеть землями за Уралом, как овладели Севером, то есть обжить их, наполнить собой и сделать русскими навечно? Видимо, Господь не даёт. Но ведь дал же Он силы руским людям обжить Север, дал силы русским казакам дойти до Тихого океана, дал силы российским мореходам достичь Америки. Почему же Бог не даёт сил обжить 18 Франций (36 Германий) в то время, как эти франции (германии) Он отдал России в полное распоряжение? Вернёмся к дневнику равноапостольного Николая (Касаткина).

«Царские братья стояли во главе флота доселе, сначала Константин Николаевич, потом — доселе Алексей Александрович, требовали на флот, сколько хотели, и брали, сколько забирала рука; беднили Россию, истощали ее средства, — на что? Чтобы купить позор! Вот теперь владеют японцы миллионными русскими броненосцами. Не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие; бездарность же не умела порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом».

Знаете, когда была продана Аляска, стало ясно, что Церковная миссия российского народа закончилась. Проданная в 1867 году Аляска показала, что больше от Российской империи в плане проповеди Евангелия ожидать нечего, и что она как Христов проект завершилась. Хотя государство просуществовало ещё полвека, но с точки зрения выполнения им Церковной миссии продажа Аляски была началом его конца.

Отец Константин говорит о том, что задачи Христовой Церкви и задачи народов мiра различны. Я с ним согласен. Однако в случае православного государства, каким была Российская империя, задачи Российской Церкви и российского народа совпадали, поскольку Церковь и государство жили одной верой. «Ваши радости и успехи ― наши радости и успехи, а неудачи ― наши неудачи». Помните Декларацию митрополита Сергия в 1927 году? Так вот, эти слова, сказанные митрополитом от лица Российской Церкви в адрес Советского Союза, можно, не моргнув глазом и не кривя душой, отнести к Российской империи. Потому я и говорю, что миссия Российской Церкви совпадала с миссией Российского государства. Но когда это государство продало души тех, кто уже был обращён ко Христу, и души тех, кто ещё ждал такого обращения из числа народов, живущих в Северной Америке, то оно показало, что доллары ему дороже проповеди Евангелия, и что бабло этому государству важнее спасения душ человеческих.

Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5: 15). А если свеча сама себя ограничивает в свете или не хочет светить вовсе, что с ней делать? Поэтому, да, с продажей Аляски российский народ как проповедник, как миссионер, как носитель света Христова в мир, исчерпал себя, и Российская империя была заменена Советской.

Нельзя не сказать о незначительном, почти крошечном в сравнении с приходом СССР, Божьем наказании, которое понесли российские христиане за отказ от проповеди в Америке, ― по деньгам. Потоки золота, открытого на Аляске после её продажи, потекли в американские карманы, а могли бы оказаться в российских. Аляска была продана за 7 200 000 $ (4 доллара 73 цента за гектар). Но что такое семь миллионов в сравнении с её золотом? Пыль. Здание Твидова суда в Нью-Йорке обошлось американской казне в два раза дороже Аляски. Так всё и вышло, как говорил Господь. Искали бы прежде Царства Небесного, и золото Аляски приложилось бы вам… (ср. Мф. 6: 33).

Чем была вызвана продажа Аляски? Правительство поменяло курс. Вместо Северо-Американского было взято Северо-Восточное направление расширения империи, нацелившейся теперь на азиатское побережье Восточного (Тихого) океана. «Зачем вам Корея?» — вопросил святитель Николай адмирала Дубасова. «По естественному праву она должна быть наша, — ответил он, — когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног; мы растем и протягиваем ноги, Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею». И тут позвольте вопрос. А посылал ли Господь Россию в Порт-Артур? Не говорит ли Он устами равноапостольного Николая, что не посылал? Господь отправил Россию проповедовать Евангелие в Северной Америке, а в Порт-Артур не отправлял.

А как шла миссия на Аляске? Там проповедовал святитель Иннокентий, апостол Америки, нашедший в алеутском народе отзывчивых слушателей и добрых исполнителей слова Божьего. И он, насколько я знаю, не сетовал, что Россия ― морская держава, напротив, благодарил Христа Бога, что Тот даровал православным христианам океанский флот, и пользовался этим флотом для обращения ко Христу алеутов. И вот очередной вопрос. Почему один святой, споспешествуемый Богом, плыл с проповедью Христа в Америку, а другой святой, споспешествуемый Богом (о чём свидетельствует успех его миссии в Японии) писал: ««Поймет ли [Россия], что ей совсем не нужен большой флот, потому что не морская держава? /…/ Она будет беспримерно могущественною, если твердо и ясно сознает себя континентального державою, и хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава и потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда добычею врагов ее и источником позора для нее».

Почему один так, а другой иначе? Я думаю, потому что Господь не посылал российских миссионеров на юг, но хотел видеть их на севере. «Кто может знать мысли Господа?» ― скажете вы. Но тут не надо знать Его мысли, тут достаточно знать историю России и сопоставлять факты. Господь дал России Аляску? Дал. Пожалуйста, обживайте, заселяйте эти земли, стяжайте дух мирен, и вокруг вас будут спасаться тысячи алеутов и других народов Северной Америки. Бог весть, может, и Канада со временем стала бы российским Севером, как русским Севером стал заволжский край. Но нет. Взоры российских правителей устремлялись на юг. Оно понятно, там тепло, там вкусно, там много культурных людей, перед которыми и с которыми можно потусоваться красиво[1].

И вот вояж Его Императорского Высочества Алексея Александровича по миру в 1871 году. Вы прочли рассказ классика советской литературы В. М. Шукшина «Чужие»? И что думаете? Это клевета? Но даже если 9/10 в этом рассказе ложь, и только 1/10 правда, то и она поражает. Нарушающая законодательство РФ Википедия таких откровений о великом князе не выдаёт, какие сообщает советский классик. Википедия пишет другое. Например, о совместной охоте великого князя со знаменитым (разумеется, на Западе) Буффало Биллом. Кто это такой? Его имя обыграли в своей песенке Битлы: «Hey, Bungalow Bill! What did you kill, Bungalow Bill?» (и так 8 раз по разу). Ну и кого же убил Бунгало Билл? Википедия: «Уильям Коди получил прозвище Буффало Билл[2] после того, как подписал контракт, по которому обязался обеспечить рабочих Канзасской и Тихоокеанской железнодорожных компаний мясом бизонов. За восемнадцать месяцев (1867-1868) Коди убил 4280 бизонов». Я подсчитал, это по 8 буйволов в день. И полтора года без выходных. А если с выходными, то по 12.

Признаюсь, не знал, а узнавши, был поражён размахом бизоньей бойни в США. Вот ссылка на статью Википедии «Уничтожение бизонов в США». Эта ссылка не уводит нас от лекции отца Константина, потому что он рассказывает, как восточные христиане шли на восток к Тихому океану, а в ссылке говорится, как западные христиане шли на запад к тому же океану. Ну и как они шли? Как несли свет Евангелия язычникам? Как европейский народ выполнял миссию Церкви?

«Руководители железнодорожных компаний осознали и потенциальную выгоду от близости огромного количества бизонов к путям следования поездов, и стали привлекать пассажиров возможностью стрелять по бизонам из окон вагонов. Также были организованы специальные охотничьи рейсы». Г.С.: Вот бытовая зарисовка из жизни Дикого Запада ― люди едут на поезде и стреляют по бизонам.

Пирамида из бизоньих черепов, 1870-е годы

Нет, это не картина в духе Верещагина, это обычная фотография. И каждый бизоний череп на ней, как череп индейца. Почему? Читаем: «В 1875 году американский генерал Филип Шеридан заявил на слушаниях в Конгрессе: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев…». Полковник Ричард Додж говорил: «Смерть каждого бизона — это исчезновение индейцев».

По сути, на этой фотографии запечатлена индейская голгофа, сложенная из бизоньих черепов. «Я танцевал с двумя молодыми дамами, которые сами убили двух буйволов», ― пишет великий князь Алексей маме.

Столь же кровожадно истреблялись голуби. Можете почитать об этом здесь. Цитирую: «Охотников на голубей было намного больше, чем профессиональных охотников на пушного зверя, или трапперов, а стрельба по голубям стала популярным видом спорта среди юношей. Странствующих голубей убивали с такой лёгкостью, что они даже не считались пернатой дичью, поскольку охотник-любитель с одного выстрела мог убить шесть птиц. Удачный выстрел из двуствольного дробовика в сторону мест ночёвок мог повалить более 60 птиц. /…/ Во второй половине XIX века тысячи странствующих голубей использовались в качестве живых мишеней в соревнованиях по «стендовой стрельбе», их выпускали при помощи специальных ловушек. Во время других соревнований участники стояли на равном расстоянии друг от друга, пытаясь сбить как можно больше птиц в пролетающей стае. Голубей было так много, что для получения награды в одном из соревнований нужно было убить 30 тысяч птиц».

Вот уж, действительно, Дикий Запад. Дикий не в смысле необжитый, как я прежде понимал это выражение. Нет, Дикий, значит хищный, кровожадный. Как сорвавшаяся с цепи собака кусает всех на своём пути, так тысячи западных христиан, вырвавшись из Европы, устремились уничтожать жизнь в Америке. На одном фото из этой статьи запечатлен траппер, что значит охотник, добывающий зверя не оружием, но ловушками, силками, капканами. И что мы видим на траппере? Цилиндр, сюртук и галстук. Это вам не шапка-ушанка, унты и зипун. Это цивилизация. Это скрытая под красивой наружностью звероподобная сущность западной культуры.


https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Decoy_Passenger_Pigeon.jpg?uselang=ru

Но вернёмся к русским, нет, всё же к российским князьям. Другой упомянутый равноапостольным Николаем великий князь ― К. Н. Романов. Википедия говорит, что «именно по инициативе Константина Николаевича была продана американская часть Российской империи». Что касается личной жизни Его Высочества, то раздел «Семейная жизнь» разделён на две половины: 1) в браке и 2) вне брака. «После нескольких лет страстной любви к своей красавице жене, родившей ему шестерых детей, наступило охлаждение. Предметом его обожания стала танцовщица Санкт-Петербургского Большого театра Анна Васильевна Кузнецова (1844—1922), побочная дочь великого трагика Василия Андреевича Каратыгина. Обо всём Константин Николаевич сам честно рассказал своей супруге и призвал «соблюдать приличия». По словам А. А. Половцова, Константин Николаевич «гулял в Крыму и, встречая знакомых, старался знакомить их со своей танцовщицей Кузнецовой и при встрече говаривал: „В Петербурге у меня казенная жена, а здесь собственная“».

Да-с, такие вот приличия. А о «семейной жизни» великого князя Алексея Александровича лучше не говорить, чтобы не оскорблять последних приличий. Кое-что изложено в шукшинском рассказе. Яркая у него концовка: «Для чего же я сделал такую большую выписку про великого князя Алексея? Я и сам не знаю. Хочу растопырить разум, как руки, — обнять две эти фигуры, сблизить их, что ли, чтобы поразмыслить, — то сперва и хотел, — а не могу. Один упрямо торчит где-то в Париже, другой — на Катуни, с удочкой. Твержу себе, что ведь — дети одного народа, может, хоть злость возмет, но и злость не берет. Оба они давно в земле — и бездарный генерал-адмирал, и дядя Емельян, бывший матрос… А что, если бы они где-нибудь ТАМ — встретились бы? Ведь ТАМ небось ни эполетов, ни драгоценностей нету. И дворцов тоже, и любовниц, ничего: встретились две русских души. Ведь и ТАМ им не о чем бы было поговорить, вот штука-то. Вот уж чужие так чужие — на веки вечные. Велика матушка-Русь!»

«Твержу себе, что ведь — дети одного народа, может, хоть злость возмет, но и злость не берет». Непонятно, какого рода злости хочется Шукшину? Злости от того, что детям одного народа поговорить не о чем? Но раз дети одного народа, стало быть, наоборот, не надо злиться.

«А что, если бы они где-нибудь ТАМ встретились бы?» Действительно, вот встретятся ТАМ души тех, кто сидел за колючей проволокой, и тех, кто эту проволоку натягивал, чтобы караулить сидящих за ней, и о чём они будут говорить? Выяснять, кто прав, кто виноват? Полагаю, что ТАМ говорить в том смысле, как это представляется Шукшину, уже не будут. Хватит, отговорились… Всё скажет Собравший их ТАМ. Скажет на понятном для всех языке, потому что всё, что ТАМ ― выше любого языка и любого народа, любого государства, выше семьи и выше всего-всего земного. И что же Он скажет? Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. /…/ Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25: 34, 41). И это будет последний и решительный Страшный Суд.

И о том ли горевать, что не найдут ТАМ общего языка князь Алексей и дядя Емельян? То, что они чужие между собой, невелика беда, но то, что они чужие Церкви, вот в чём трагедия народа, призванного на служение Богу. «Велика матушка-Русь!» ― последние слова рассказчика. Что значат они в контексте всего рассказа? Я почему-то слышу в них своеобразную гордость. Дескать, так велика Русь, что её сыновья могут быть настолько чужими между собой, что чужее уже не бывает…

Эй, дети Руси, все ли вы дети Церкви? Далеко не все. А кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

Велика Её Величество матушка-Русь, кто бы спорил, но Царство Небесное бесконечно больше. И его надо заселять. Потому и сотворил Бог Русь великой, чтобы было больше насельников в Его Царстве.

Продолжение следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
22 декабря 2023

[1] «Где твоя родина, сынок? Продал её Горбачёв, чтобы тусоваться красиво». Эту фразу в к/ф «Брат-2» сказал таксист в ответ на слова Данилы «я люблю Родину». Фраза запомнилась, но фильм больше смотреть не хочу.

[2] Это значит ― Бизоний Билл, п.ч. buffalo ― бизон, а Билл ― сокращение имени Уильям.

Заметки на полях

  • Псков

    Интересно и правдиво про Петра малейшего, пишите. Всегда так чувствовала, но есть в среде православные, которые Петра восхваляют, это конечно печально.Видно много в таковых душах земного пристрастия или властолюбия, не знаю… Для меня, что Ленин, что Пётр все одно, один дух. Пыль в глаза хорошо умели пускать,напористые были. Не скажу, что ничего хорошего в них не было, но в общем, для Духа — ничего. Одной рукой создают, другой разрушают, употребляют власть недальновидно и в итоге глупо, оставляя потомкам разхлебывать: «за нами хоть потоп» . Но знаю так же, что Цари даны нам по нам, а значит сами хороши, прости нас Господь.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок