Отвечая на нападки, мы часто говорим, что на Церковь нельзя смотреть только как на «общественный институт», которому присущи те же черты, что и остальному обществу. Церковь, объясняем мы, это Царство не от мiра сего, Богочеловеческий организм, глава которого – Христос. И слышим в ответ: «И где же эта ваша идеальная Церковь»? То, что наши собеседники не видят, не понимают Таинственной жизни Церкви – это их беда. Но ведь и у нас есть беда: наши пороки, которые подвергаются осмеянию именно потому, что принадлежат нам — людям «не от мiра сего», которые, по словам святого Амвросия Оптинского, «должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх».
Очередным поводом для осмеяния Церкви стал бюстик Путина «из бивня мамонта», продающийся в церковной лавке Троице-Сергиевой Лавры. «Я даже не сразу понял, — пишет автор заметки в altgazeta.ru. — Подумал, какой еще Путин может продаваться в церкви? Там же, вроде, торгуют предметами религиозного культа и поклонения верующих в Христа». Но, пройдясь по лавкам Лавры, автор действительно увидел и бюстик Путина за двадцать семь тысяч, и «подарочный набор» (кажется, фляжка и рюмки) за сорок пять, и наручные часы за пятьдесят три. «На ценниках покрупнее написано не «цена», а «сумма пожертвования», — отмечает наблюдательный, хотя и не очень грамотный автор. — При чем, таких лавок в лавре и на прилегающей к ней территории больше десятка. А еще есть лавки и магазины монастырских продуктов, книг и цветов. Монастырские трапезные, рестораны, гостиницы, парковки и экскурсии с платным «благословлением» использования фотоаппарата на территории этого памятника истории и культуры».
Что же ответить ему на это? Что в Лавре он не заметил главного – Свято-Троицкого собора с мощами преподобного Сергия Радонежского, игумена Русской земли? Что святой Сергий, поселившись на этом месте, своими руками построил первую деревянную церковку, и позже, когда вокруг него собралась чтившая его братия, по-прежнему носил убогую одежду, сам рубил дрова, носил воду, пек хлеб и иногда по несколько дней оставался без еды? Что сегодня и в Троицком соборе, и в других лаврских Храмах ежедневно служится Божественная литургия, совершается Таинство Евхаристии, и автор заметки сам может прийти туда с покаянным сердцем? Что Православие – там, в Храме, у аналоя с Крестом и Евангелием, а не в лавке, где продается бюст президента и малахитовые часы? Но у него уже сложилось личное впечатление, Церковь для него – большая лавка и, как и многие другие, он не собирается приходить сюда с какими-то духовными поисками. Как и мы не пойдем молиться в ювелирный салон.
В конце текста автор раскрывает нам свой главный секрет: оказывается, у производителя этот бюстик Путина можно купить всего за 15 тысяч рублей! «Получается, рясаносы из лавры наваривают на её продаже 12 тысяч рублей (80% от стоимости)», — заключает он.
Под этой заметкой оставлено много комментариев, но вполне исчерпывающим стал уже первый из них: И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:12-13).
Только, в очередной раз справедливо вспоминая эти слова, мы забываем одно: когда Господь изгнал продающих и покупающих, Храм не остался пустым. Ведь там ещё были молящиеся, и Сам Христос, и Его апостолы – а это и есть Церковь. Не нужно судить о ней по торговцам, которые вновь расставляют свои столы.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 ноября 2018
Вроде и смешно с выводов этого «прихожанина», но и сердце так сжалось, обидно как-то. Видимо потому, что подобные выводы в обществе часто на слуху. Вплоть до анекдотов в газетах. А что им сказать? Ведь слепой из окна может видеть глубокую красоту природы, а зрячий — серую стену. Как писал отец Роман в стихе » У старца» — «Что мы можем? Только плакать!»
Господь знает кого когда призвать. Кого в 1-й час, кого в 3-й, кого в 6-й, в 9-й и в 11-й.
Будем уповать на милость Божию и да призовёт каждого в свой час в Свой виноградник!
Верно, в отличие от того автора, в Лавру шли прежде всего к Сергию Радонежскому.
Вот как написал в своем стихотворении о. Тихон-Пантелеимон (Агриков), ещё когда он только поступил в монастырь.В этих строчках выражены чувства к Игумену земли Русской, которому он, конечно, старался подражать своей жизнью.
У раки Преподобного Сергия
Вот гроб Преподобного в церкви стоит,
И всех приходящих к себе он целит.
Лежит в нем угодничек Божий святой.
И как бы веками всегда он живой.
Давно он уж жил на греховной земле,
И многих тогда привлекал он к себе.
Творил он добро, исцеляя недуг,
Страдающим телом и духом был друг.
Он всех утешал, утирая слезу,
Кто с верою ведал ему всю беду.
Полумрак во храме разлился вокруг,
А старец лежит как священный сосуд.
Мерцают лампады , их благостный свет
Чуть-чуть освещает пришедших от бед…
Их много вокруг , все с нуждой и тоской,
Все ищут себе здесь блаженный покой.
Жизнь мира тяжелою ношей легла
На их изболевшие скорбью сердца.
Стоят они тихо пред ракой святой,
Утешитель Сергий , ты русский, ты свой,
Как трудно нам жить средь греха, суеты,
Кто может помочь нам, кто внемлет, как ты?
Из дальних краев мы пришли все к тебе,
Неся свои скорби, грехи на себе.
Услышь нас, Угодничек Божий святой,
Ты всех наделял здесь своей добротой.
Нам тяжко в грехе, наш губитель злой дух
Нисколь не жалеет, всех губит вокруг.
Стоят и вздыхают пред ракой святой,
Услышит ли Сергий? Пошлет ли покой?
Полумрак во храме разлился вокруг,
А Сергий лежит — благодатный сосуд.
Он слышит, он видит скорбящих детей,
И всех он объемлет любовью своей,
Всем хочет помочь, приютить, обласкать,
Скорбящему сердцу свой мир ниспослать.
О, русские люди, вздохните душой,
Великий у вас покровитель есть свой.
Всегда он печется о Русской земле,
Готов ее скорби нести на себе…
Вот гроб преподобного в церкви стоит,
Скорбящих, недужных к себе он манит.
1956 г.
Тут к месту, мне кажется, вспомнить притчу про пчелу и муху.
Как можно делать такие легкомысленные выводы: «когда Господь изгнал продающих и покупающих, Храм не остался пустым». Разве христиане не знают. что между изгнанием торговцев из храма и словами Христа «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) прошло совсем немного времени, а далее последовало Бога убийство. Торговля в храме, да еще и такая похабная — страшный признак смертельного недуга и повод дает лишь для слез.
Sawwa, и в ветхозаветные времена Храм не был только местом торговли. Из Евангелия и Священного Предания мы знаем, что туда приходили праведные Иоаким и Анна, там воспитывалась Пресвятая Богородица, пребывали святой Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Там первосвященнику Захарии явился Ангел Господень. И Господь, оставшись в Храме в возрасте двенадцати лет, сказал искавшим Его родителям: Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2:49). Господь изгнал из Храма продающих и покупающих, но те, кто любил Его, остались рядом с Ним. Ветхозаветный Храм стал пуст после Распятия Христова (по воле самих людей, отвергших его Хозяина) и был разрушен, потому что стал ненужным. Но была основана Церковь, в которую вошли все те, чьи имена названы выше. И, если в Церкви продают и покупают, то это признак недуга тех, кто это делает, а не Церкви как Тела Христова. Чтобы судить о Церкви, нужно смотреть не на торговцев, которые, не сознавая того, опять хотят превратить Храмы в вертепы разбойников и соблазняют нецерковных людей. Нужно смотреть на святых, которые есть и будут с Богом.
Недавно один петербургский священник сказал в проповеди приблизительно следующее: «Господь, глядя на великолепие Иерусалимского Храма, сказал ученикам: Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено (Лк. 21:6). И действительно – народ Израильский не принял Христа, и вскоре пришли римляне и не оставили там камня на камне. Не так ли было в России до революции? Сколько у нас было прекрасных Храмов, монастырей, какой сильной, величественной казалась наша земля! И всё это великолепие было разрушено, потому что люди забыли Бога. В Храм, может быть, они ходили, но подлинную, живую веру утратили. Не то же ли происходит и сейчас? Сколько Храмов восстановлено, сколько строится! Но для чего люди ходят туда? К Богу ли они идут? Если нет, не будет ли всё снова разрушено?» Думаю, наша задача – идти к Богу самим и стараться, по возможности, помочь найти этот путь кому-то еще. И верить во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Конечно, хотелось бы, чтобы из Храма были изгнаны торговцы, но это не каждому по плечу – недаром в Евангельские времена это сделал Сам Господь.