col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Филарет (Вознесенский). Евангелие на Богородичные праздники

Бhсть же ходsщымъ и5мъ, и3 сaмъ вни1де въ вeсь нёкую: женa же нёкаz и4менемъ мaрfа пріsтъ є3го2 въ д0мъ св0й. И# сестрA є4й бЁ нарицaемаz марjа, ћже и3 сёдши при ногY ї}сwву, слhшаше сл0во є3гw2. Мaрfа же м0лвzше њ мн0зэ слyжбэ, стaвши же речE: гDи, не брежeши ли, ћкw сестрA моS є3ди1ну мS њстaви служи1ти; рцы2 u5бо є4й, да ми2 пом0жетъ. Tвэщaвъ же ї}съ речE є4й: мaрfо, мaрfо, печeшисz, и3 м0лвиши њ мн0зэ, є3ди1но же є4сть на потрeбу: марjа же бlгyю чaсть и3збрA, ћже не tи1метсz t неS.

Бhсть же є3гдA глаг0лаше сі‰, воздви1гши нёкаz женA глaсъ t нар0да, речE є3мY: блажeно чрeво носи1вшее тS, и3 сосц†, ±же є3си2 ссaлъ. Џнъ же речE: тёмже u5бо блажeни слhшащіи сл0во б9іе и3 хранsщіи є5.

Евангелие от Луки, 10: 38-42, 11: 27-28

 

Сегодня, в день праздника в честь Божией Матери, слышали мы с вами то Евангелие, которое почти всегда, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, читается за литургией во все Богородичные праздники – Евангелие, хорошо нам знакомое, о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал и как на это отозвались те, кто слушали Его Божественное слово.

Мы знаем, что Евангелие это оканчивается словами: Бысть егда глаголаше сия (когда Он говорил это) одна женщина из народа воскликнула: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк.11: 27), т.е. блаженна Та, Которая сподобилась быть Материю Твоею. И знаете вы ответ Спасителя: Темже убо (тем более) блажени слышащие слово Божие и хранящие его. Отсюда может появиться, если не недоумение, то, во всяком случае, некоторое удивление: Что же получается? Когда ублажают Пренепорочную Матерь Господа, то Сам Он утверждает, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его, тем более блажен…

Здесь вспоминается еще один случай, о котором говорит Евангелие. Когда Господь был окружен народом, а Ему сказали, что Матерь Его и братья Его хотят Его видеть, Господь ответил: Кто Матерь Моя и братья Мои? (Мф. 12: 48). И, показав рукой на окружавших Его, говорит: Кто творит волю Отца Моего, тот Мне и брат и сестра и матерь (Мф. 12: 50), т.е. поставил духовное родство выше кровного. Вот и тут можно, казалось бы, понять, что, действительно, те, которые Его слово понимают и исполняют, ближе Ему, чем Матерь Его и братья по плоти.

Но это – недоумение только кажущееся. Достаточно нам отдать себе отчет: а кто же лучше всех воспринимал Его Божественное слово и хранил его? Про Пренепорочную Деву Марию прямо сказано в Евангелии, что Она хранила в сердце Своем вся глаголы сия (Лк. 2: 19). Никто из людей так не воспринимал Его Божественное слово и так его не хранил и не исполнял, как Его Пренепорочная Матерь.

Поэтому не отвод ублажения от Его Матери мы должны здесь видеть, а только возведение мыслей слушателей к более совершенным понятиям. Если Матерь Его блаженна уже потому, что Она сподобилась быть Его Матерью, то тем более Она блаженнее всех потому, что никто так не слушал, никто так не хранил, как драгоценность, Его святейшие слова, как Пречистая Дева Мария. И поэтому-то это слово Христово никоим образом не является уменьшающим духовный авторитет и высоту Его Матери. Господь только возводит, как всегда, мысли слушателей от материального к высшим духовным понятиям и указывает на то, что именно в высшем, духовном плане, Матерь Его выше и блаженнее всех.

Еще по поводу этого Евангелия часто говорят: «Почему Господь, когда Марфа просила, казалось бы естественно, чтобы Он сказал ее сестре Марии помочь Марфе, не исполнил ее просьбу?» То, что Марфа заботилась и суетилась, как сказано в русском тексте о многом (Лк.10: 41), – явление вполне понятное. Какой хозяйке оно не понятно? Такого драгоценного и святейшего Гостя как не принять самым наилучшим образом? И, действительно, добрая, радушная и благоговейная хозяйка все делала для того, чтобы свое хозяйское дело сделать как следует, но – перестаралась… И вот Господь и указывает ей на то, что едино есть на потребу (Лк. 10: 42).

И это означает, в основном, духовном смысле то, что человеку нужно заботиться прежде всего и больше всего не о том, о чем заботилась Марфа, а о том, о чем заботилась Мария. А в смысле второстепенном, материальном, – и то, что не нужно нам много заботиться и хлопотать, а одно только нужно, достаточно одного.

Часто люди говорят: «Вот Мария села у ног Иисусовых и слушала слово Его. Ну хорошо, что же получится, если все люди будут всегда и во всем исключительно следовать примеру Марии, а не Марфы?»

Из Евангелия мы знаем: Господь сказал, что не Марфа, а именно Мария избрала благую часть. И поэтому на просьбу Марфы Он отвечает (мягко и деликатно), что Мария избрала ту благую часть, которая не отнимется от нее, т. е. просьба Марфы исполнена не будет.

Но – говорят – что же будет, если все последуют примеру Марии и откажутся от всяких хлопот, хозяйственных, обыкновенных, повседневных? Что же получится из жизни тогда? Но это вопрос, который может появляться только теоретически. Это похоже на то, как говорят: «Ну что будет, если все уйдут в монахи? Что будет? Как будет без брака продолжаться род человеческий? Что получится, если все будут монахами?» Ответ прост: «Не беспокойтесь – не уйдут. Факты говорят за себя. Достаточно только проверить, сколько на белом свете монахов и сколько тех, кто не ушел в монахи…» Не будет этого никогда, и брачная жизнь не прервется в человеческом роде.

А жребий, который избирает человек, всецело посвятивший себя Богу, освобождает его от всяких земных привязанностей и излишних попечений. Этот жребий благословен, ибо это то, что избрала Мария. Это – часть благая, которая никогда не отнимется от нее Господом. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский, 1903–1985),
третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей
Сайт «Ветрово»
20 сентября 2022

Заметки на полях

  • Ереван

    Спаси Господи!
    С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, отец Роман! Всех с Праздником!

  • МО

    Википедия о митрополите Филарете (Вознесенском).

    Митрополи́т Филаре́т (в миру Гео́ргий Никола́евич Вознесе́нский; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск — 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) — епископ Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий первоиерарх Русской православной церкви заграницей, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

    В 1930 году рукоположен в сан диакона, а в 1931 году — в сан священника. Служил в Харбине (1931—1947), Трёхречье (1947—1949), затем снова в Харбине (1949—1962). В 1945—1962 годы являлся клириком Московского Патриархата. В 1962 году уехал из Китая в Австралию, перейдя в РПЦЗ. 26 мая 1963 года был рукоположен во епископа Брисбенского, викария Австралийско-Новозеландской епархии. 27 мая 1964 года, будучи младшим епископом по хиротонии, избран Первоиерархом РПЦЗ. Годы, когда митрополит Филарет возглавлял Русскую православную церковь заграницей, стали периодом принятия важных решений, среди которых анафематствование Ленина и гонителей православия (1970), Канонизация царской семьи и новомучеников (1981), осуждение экуменизма (1983). При этом Русская Зарубежная Церковь заметно дистанцировалась от мирового православия, сблизилась со старостильными структурами, поставила архиерея для русских «катакомб».

    Современники согласны в оценке митрополита Филарета как человека аскетических устремлений. Он мало спал, строго постился, старался подавать милостыню всем просящим, любил богослужение, знал наизусть Евангелие. Постническая жизнь не сделала отца Филарета замкнутым — он общался с молодёжью, которая ходила за ним чуть ли не толпами, был хорошим собеседником, мог пошутить, отличался хорошим и добрым чувством юмора, имел в запасе массу умилительных историй из жизни и быта духовенства.

    После занятия советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, в связи с чем архимандрит Филарет перешёл в клир Московского патриархата, однако он решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть, призывая к тому же своих прихожан и со свойственной ему прямотой высказывая своё критическое отношение к советской власти.

    Митрополит Филарет рассказывал, что к нему пришёл сотрудник харбинской газеты, желавший услышать, слова благодарности за предоставление эмигрантам советского гражданства, «но я ответил ему, что от взятия паспорта категорически отказываюсь, так как не знаю ни о каких „идейных“ переменах в Советском Союзе и, в частности, не знаю, как протекает там церковная жизнь, зато много знаю о разрушении храмов и преследовании духовенства и верующих мирян». Коммунистическую Манчжурию он впоследствии именовал «красной клеткой».

    К тому времени русское население массово уезжало из Китая, поселяясь на тихоокеанском побережье США и Австралии. Архиерейский Синод РПЦЗ, зная о его непримиримой позиции по отношению к коммунизму и советской власти, с 1953 года пытался вызволить архимандрита Филарета из Китая. Процедура выдачи ему визы для выезда из страны была намеренно замедлена. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг. Несмотря на свои антикоммунистические взгляды и репутацию исповедника, архимандриту Филарету пришлось раскаяться в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписать «покаянное заявление» по форме, установленной Архиерейским собором РПЦЗ. Данное заявление было одобрено 29 марта 1962 года на заседании Синода РПЦЗ.
    3 апреля того же года прибыл в Сидней.

    Почитается как святой в ряде малочисленных неканонических православных юрисдикций.

    30 апреля 2001 года канонизирован неканонической Российской Православной Автономной Церковью; память 8 ноября по юлианскому календарю.

    20 мая 2001 года канонизирован неканонической «Святой Православной Церковью Северной Америки». Торжества канонизации прошли в Свято-Воскресенском храме города Вустер, настоятелем которого является протопресвитер Виктор Мелехов. Данная «канонизация» имела для «Бостонского синода» особое апологетическое значение, поскольку демонстрирует позитивное отношение означенной группировки к РПЦЗ, подчёркивая то обстоятельство, что только с приходом митрополита Виталия (Устинова) Русская Зарубежная Церковь стала на путь отступления, повлёкшего за собой отделение Спасо-Преображенского монастыря.

    8 апреля 2008 года канонизирован в РПЦЗ(В-В).
    Официальное прославление состоялось 23 августа 2009 года.

    27 октября 2008 года канонизирован в Русской истинно-православной церкви.

    21 ноября 2008 года канонизирован на «V Всезарубежном Соборе» неканонической Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Агафангела (Пашковского).

    13 июля 2017 года был канонизирован РПЦЗ(М) с другими первоиерархами РПЦЗ, митр. Антонием, Анастасием и Виталием.

  • МО

    «Архимандриту Филарету пришлось раскаяться в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписать «покаянное заявление» по форме, установленной Архиерейским собором РПЦЗ. Данное заявление было одобрено 29 марта 1962 года на заседании Синода РПЦЗ».

    Любопытно было бы почитать это заявление.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок