col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Священномученик Андроник (Никольский). О скверно-матерном слове

Не раз при­хо­ди­лось слы­шать от бла­го­чес­ти­вых сол­дат на­ших о том, как сму­ща­ют­ся они, по­сто­ян­но слы­ша от­вра­ти­тель­ную «ма­тер­щи­ну» и брань сквер­но­слов­ную повсюду. Еще тя­же­лее пе­ре­но­сить это там – на по­зи­ци­ях, где всякий стоит лицом к лицу со смертью. Так навязла в зубах и зацепилась на языке эта матерщина, что она по привычке, без всякого сознания сыплется на воздух. И офицеры, и солдаты даже пишут с позиций, чтобы запретили эту скверную ругань. «Не донимают нас настолько даже немецкие снаряды, как донимает матерщина», – пишут они. Некоторые даже так высказываются, что, пока воздух будет оскверняться там, на позициях, этой бранью черной, до тех пор Господь не смилостивится над нами.

И в самом деле, теперь всякий там, на позициях, ближе чем на шаг от смерти. Надо бы с благоговением и со страхом Божиим да с молитвой готовиться к ней, зная – к Кому приступить и приблизиться хочешь, – к Самому Богу. Между тем этой-то опасливости и не проявляют многие. До смешного и перед смертью оказывается это пристрастие к брани: пока снаряд неприятельский шумит в воздухе, все набожно даже крестятся и молятся ко Господу, а как только он разорвался где-либо в другом месте, так тут же и крестившиеся боязливо вслед снаряда посылают многоэтажную матерщину, – куда и страх смерти пропадет.

Не должно так быть, братия. Если, по слову Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36), то тем более придется ответить за скверно-матерное слово. Подумай только, кого ты поносишь и унижаешь своею руганью. Ты поносишь родившую тебя родную мать, перед которой ты должен благоговеть и память о которой для тебя должна быть священна. Жива или умерла твоя мать, – она неизменно молится о тебе, она благословляет тебя. И тем более она с тобой там, на поле брани. Ее сердце всегда около тебя своею заботою и своим беспокойством. Сообрази сам: в то самое время, когда она, родимая, молится о тебе со слезами, когда она издали благословляет тебя, ты в это самое время поносишь ее, на позор своих товарищей выводишь своею руганью отвратительною. Вообрази, что ты это допускаешь в присутствии самой твоей матери: она горячо о тебе молится Царице Небесной, а ты тут же ее поносишь и сквернословишь. Не зальется ли она горькими слезами на тебя – оскорбителя.

Итак, удерживай язык твой от матерщины. Ведь не будешь же ты ругаться в присутствии твоего командира. Перед ним ты выдержан и лишнего слова не скажешь. Значит, можешь удержать язык свой хоть на это время. Удерживай его и всегда помни, что пред тобой Сам Спаситель, обходящий ряды воинов христолюбивых, благословляющий их на стояние даже до смерти за Веру, Царя и Отечество. Помни, что тут и родимая мать твоя смотрит на твой подвиг.

Попомни и другое. Сосед твой только что настроился в душе набожно, почти молитвенно готовясь, может быть, и душу Богу отдать, если сразит его вражья пуля или вражеский снаряд. А ты своей матерщиной его расстроил; он смутился, или засмеялся, или сам выругался на тебя же. Так большой вред душе соседа своего причиняешь. Припомни строгое слово Спасителя о соблазнах и соблазнителях: Горе тому, через кого приходят соблазны. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17:1–2). Посему и заповедует христианам Святой Апостол Павел: Никому не подавайте соблазна (1Кор. 10:32).

Но, братие, не только воинам, но и всем христианам, надлежит иметь опаство, чтобы не грешить тем же матерным словом. Ибо и в городах, и в деревнях заполнен воздух скверно-матерным словом. Как будто и дела не сделать как следует, если не выругаться. Матерщина сделалась принадлежностью русского народа. По ней можно безошибочно узнать нашу Родину на самой ее границе с другими народами, а русского человека часто можно отличить по той же брани. Слышат это дети и, научаясь человеческой речи, научаются с ней и матерщине, думая, что так и надо говорить, если старшие говорят. А потом у ребенка это уже войдет в привычку, и с возрастом матерщиной он так и привыкнет пересыпать свою речь.

Посему, братие, все тщательно удерживайте свой язык от всякого пустого слова, а тем более от ругани и от матерщины. Пусть лучше привыкнет язык человеческий произносить слова набожные, молитвенное призывание Бога и Его помощи. Тогда и Бог будет близ нас. Тогда и дети от старших научатся ходить под Богом и с призыванием Его всегда себе на помощь. А кто перед Богом научится ходить, тот и от греха соблюдет себя свободнее, чем тот, кто бросает на ветер пустые и черные слова.

Сие посильно написал от сердца своего аз, многогрешный архиерей, за послушание тем благочестивым воинам христолюбцам, которые просили меня о том. Вы же все, и миряне и воины, примите к своему христианскому сердцу сии слова мои, от Божественного Писания Слова Божия прописанные, и соблюдите их в свое душевное спасение, молитву творя и о мне грешном Пермском епископе Андронике.

архиепископ Андроник (Никольский)
Пермские епархиальные ведомости. 1916. N 8-9

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок