col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Димитрий (Волков). Притча о прощённом долге

В Неделю одиннадцатую по Пятидесятнице (Мф. 18:23-35)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, апостол Иоанн Богослов однажды сказал: мiр лежит во зле (1 Ин. 5:19). Каким же образом зло побеждает в этом мiре? Мiр как бы захвачен путами зла. Вот в сегодняшней притче мы слышали о том, как некий царь решил спросить долг у своего должника. Долг в десять тысяч талантов.

Десять тысяч талантов золота, если переводить в вес, это несколько сот тонн золота. Но на самом деле это не говорит о величине этой суммы. Вспомним, что в период расцвета Израильского царства во время царя Соломона налогов поступало в казну всего 666 талантов. То есть 10 тысяч талантов — это 15-ти летний бюджет Израильского царства. С чем сравнить эту цифру сейчас? Не с миллиардом долларов, не с десятью миллионами, не с десятью миллиардами, а наверное, с несколькими триллионами долларов США. То есть сумма невероятна, которую невозможно заработать, невозможно и её отдать.

Господь в этой притче показывает нам, что человек безмерно должен Ему, должен саму жизнь, само существование, само бытие за то, что Господь постоянно помогает нам в нашей жизни, сохраняет нас, питает нас силой, разумением, а главное, дарует нам возможность спасения. Господь совершает для этого человека чудо — прощает ему весь долг. Что же делает этот человек? Он идет, находит своего должника, который должен ему не в пример меньше — всего лишь сто динариев, и влечет его в темницу.

Это образ мышления плотского человека. Максимум, до чего падшее человечество на нравственном уровне дошло, это до возвеличивания принципа справедливости, того принципа, который можно проиллюстрировать словами око за око, зуб за зуб (Исх. 21:24). Этот иудей, а притча была обращена к иудеям, безусловно, поступил по закону. Он имел право требовать возмещения долга, имел право совлечь своего должника в темницу. Но Господь показывает нам, что этот принцип, который главенствует в нашем мiре, исключает принцип Царства Небесного. А принцип Царства Небесного — отпущайте долги должником вашим, отпущайте грехи, и Отец ваш Небесный отпустит вам грехи ваши.

Мы говорим, что государство цивилизованное тогда, когда в нем главенствует закон. На самом деле это та же самая реализация принципа око за око, зуб за зуб (Исх. 21:24). Государство через свои институты обещает человеку, даже бедному, даже безвестному, защиту от богатого и сильного. Обещает, что воздаст ему по заслугам его еще в этой жизни. И человек современный, как и древний человек, пропитан этой мыслью о воздаянии. О воздаянии за добро добром и злом за зло. В сердце падшего человека в ответ на оскорбление и обиду неминуемо рождается негодование. Он желает воздать злом за зло. Это естественная реакция человека, пораженного грехом. Человек, даже если его обидчик сильнее его или их разделяет расстояние, время или другие обстоятельства, если он не воздал обидчику злом, то зло все равно притаилось в его сердце. И он однажды ужалит другого человека, а тот ужалит третьего и так далее.

Зло распространяется как вирус, передаваясь от одного оскорбленного к другому, умножая себя и не имея никаких препятствий для своего распространения. Но Господь в этой притче говорит о принципе, который выше принципа справедливости — о принципе прощения обид, о принципе безоговорочного милосердия, когда в ответ на свое прощение мы не ждем никаких услуг. Мы не ждем никакого воздаяния. В этой притче помилованный при всем своем желании, при всей своей благодарности никак не может воздать Богу за помилование. Слишком велика сумма. Никакими услугами, никакими дарами он не способен покрыть совершенное Богом чудо, чудо Божьего милосердия.

Вот этот принцип — принцип Царствия Небесного — Господь огласил и сделал известным для всех нас. Если в Ветхом Завете это принцип не был законом и лишь некоторые люди были милосердны, могли прощать грехи, то в Новом Завете, в наше время, мы все призваны к тому, чтобы прощать ближнему его согрешения, его долги. Мы часто боимся это делать по причине того, что мы думаем или нам кажется, что, если мы начнем прощать обиды, если мы начнем прощать ближнему грех в отношении нас, то нас заживо съедят и мы окажемся в этом мiре слабыми, окажемся мальчиками для битья. По этой причине мы стараемся защищаться, защищать свои права. Тем более этому учит нас пропаганда, которая сейчас в мiре — тому, что мы должны отстаивать свои права, отстаивать свое человеческое достоинство.

Но этот принцип, надо помнить, он не христианский. Христианский принцип заключается в прощении врага своего, в том, что мы должны творить добро ненавидящим нас, любить врагов наших. Христиане призваны именно к тому, чтобы быть не от мiра сего. Как Господь сказал о Себе: Мое Царство не от мiра сего. И принципы и правила Царства Небесного не от мiра сего. Они соединяют нас не с этим мiром, а именно с Царствием Божьим, которое, Господь сказал, внутри вас есть. Человек, который незлобив, который прощает ближним и врагам своим, уничтожает это зло, которое образуется в его душе по причине оскорбления или обиды, причиненной ему. И наступает прерывание этой цепочки передачи зла от человека к человеку. Как христианин, который истинно прощает окружающим его обиды, он становится тем участком, той частичкой пути, который прерывается на нем. Он не передает зло дальше.

Словом, зло как бы стихает у его ног. Не случайно по этой причине человек незлобивый очень часто, несмотря на наши опасения, на наш страх, что мы окажемся никому не нужными, что мы будем побиваемы всеми, всеми презираемыми, оказывается всеми любимым. К нему люди неосознанно влекутся, потому что устали от зла и ищут того, кто не будет для них источником опасности.

Посмотрим на самих себя. Мы часто общаемся с другими, словно запершись в броню, в какую-то крепость, боясь сказать что-то лишнее, боясь другого оскорбить, обидеть, потому что ожидаем от него такой же реакции. Это показывает, что мы в постоянном напряжении. На самом деле такой человек это напряжение снимает с нас. Мы чувствуем, что в его присутствии наша душа раскрывается, мы не боимся быть теми, кто мы есть. Поэтому не случайно рядом со святыми очень многие приходили к вере. Рядом со святыми человек чувствует легкость, светлость, чувствует, как благодать касается его сердца. И напротив, зло, затаенное в душе, желание мести как бы под спудом хранится в нашем сердце и отравляет все наше существование.

В церковном предании есть несколько таких историй, когда за непрощение обид человек был жестоко наказан.

В Киево-Печерской Лавре жили два монаха, которые однажды поссорились и враждовали долгое время. И вот один из них оказался на смертном одре и передал через монахов тому брату просьбу простить его. Тот отказался. Когда братия привела того монаха к одру умирающего, и тот испрашивал прощения у своего брата, он ответил: не примирюсь с тобой ни в этом веке, ни в будущем. Как только он это сказал, то упал и умер здесь же у ног своего брата.

Подобный случай мы имеем в церковном предании четвертого века, когда некий иерей Сапрыкин, находящийся во вражде с неким Никифором, отказался, даже находясь в заточении и ожидая казни за исповедание христианства, простить своего брата. И как только он отказался, благодать покинула его. И когда наступило время казни, он отвратился от Христа и принес жертву идолам. Человек, который таит в сердце своем обиду на своего брата, не только передает зло другим, обижает, оскорбляет, но разрывает тот канал благодати, который связывает нас с Богом, со святыми, с ангелами. Душа его помрачается, становится тесной и пустой. Поэтому не только люди выделяют незлобивого человека как нечто особенное в этом мiре, но еще при его жизни в душе наступает Царствие Божие. Еще при этой жизни он наполняется светом, который позволяет ему проходить сквозь страсти, бушующие в этом мiре, и не прикасаться к ним.

И вот сегодня, разбирая эту притчу, мы должны все с вами понять одну простую вещь, которая касается каждого из нас. Она не как некая недосягаемая вершина, на которую мы можем взирать, но никогда не дерзнем добраться до нее. Она для нашей практической жизни очень важна, чтобы мы роднились с ней. Многие святые подвижники, святые отцы, особенно последних времен, говорили, что ничто так не очищает душу, как клевета, напраслины, обиды, которые человек благодарно и незлобиво терпит. Никакие поклоны, даже молитвы не идут в сравнение с этими скорбями, которые терпит человек.

Поэтому призываю вас всех к тому, чтобы в первую очередь помнить о неосуждении, помнить о том, что прощение ближнего — это благо не только для него, а для нас самих. Оно соединяет нас с Богом, с ангелами и со святыми. Спаси всех Господь.

Иеромонах Димитрий (Волков)
16 августа 2015
Официальный сайт Оптиной пустыни

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок