col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Митрополит Иоанн (Снычёв). О прикосновении Божественной сущности к человечеству естеству

На Сретение

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха!

Се­год­ня мы с ва­ми, воз­люб­лен­ные братья и сест­ры, тор­жест­вен­но от­ме­ча­ем дву­на­де­ся­тый празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня.

Со­бы­тие про­ис­хо­ди­ло так. Пре­чис­тая Де­ва Ма­рия в со­ро­ко­вой день по­сле рож­де­ния Хрис­та Спа­си­те­ля вмес­те с Ио­си­фом пра­вед­ным и Богомладенцем явилась в Иерусалимский храм, чтобы принести за Младенца Христа непорочную жертву: два птенца голубиных. В это время там находился и праведный Симеон Богоприимец. Это был человек, как свидетельствует Евангелие, праведный и благочестивый, и Дух Божий бе в нем. Этому мужу ветхозаветной Церкви было сказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя, обетованного Мессию.

Проходили годы, а он все ожидал. Приносились десятки, сотни, тысячи младенцев в Иерусалимский храм, но сердце, или вернее Дух Божественный, пребывавший в этом человеке, ни на кого не указывал, что это Христос. Но в тот день, когда действительно Христос Спаситель был принесен Своею Пречистою Матерью в Иерусалимский храм, Дух Божий направил туда стопы Симеона, чтобы ему своими очами узреть обетованного Мессию. Затрепетало сердце сего праведного человека при виде Богомладенца, исполнившись неземной радости. Старческими руками Симеон праведный взял Богомладенца и нежно произнес: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что очи мои увидели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. И исполненный Духа Святаго, праведный Симеон указал, кем будет Христос Спаситель для всего человечества: Се лежит на падение и на восстание многих. А Тебе, — обращаясь к Богоматери, сказал Симеон,— Тебе Самой оружие пройдет сердце. То есть, как бы оружием пронзит сердце Твое.

Вот, возлюбленные братья и сестры, какое событие мы с вами вспоминаем в сегодняшний день. Здесь мы видим, с одной стороны, исполнение обетования, данного человеку Богом о пришествии в мир Мессии, а с другой — соприкосновение Божества с человечеством, которое ощутил в своем сердце святой праведный Симеон. Это была поистине великая минута в жизни Симеона Богоприимца. Великая, торжественная, радостная, возвышенная минута, ибо он увидел своими очами Мессию Христа Спасителя. И это соприкосновение Божества с человечеством и доныне продолжает свершаться в Церкви Христовой.

Апостол Павел — ревнитель отеческих преданий — не понимал вначале истинности учения Спасителя и гнал Церковь Христову. Но вот сей гонитель соприкоснулся с Божеством, а вернее, Оно, Божество, прикоснулось к его сердцу. В тот день он направлялся в Дамаск, где намеревался расправиться с последователями Иисуса. Но уже на подступах к городу его неожиданно осиял небесный свет, повергши его ниц. И хотя этот свет временно лишил его зрения, зато в сердце у него произошло просветление. И из гонителя Павел превратился в ревностного проповедника христианства. Вот как соприкосновение с Божеством изменило нрав человека жестокого и сделало его великим сосудом Божиим.

Прикосновение Божества, возлюбленные братья и сестры, происходит со многими людьми, отвращая человека от греха на правый путь, на путь спасения. Вспомним житие преподобной мученицы Евдокии. До своего обращения она никак не реагировала на христианство. Но однажды по соседству с Евдокией остановился некий монах, который постоянно читал Евангелие. Чрез слово Господне Божественная благодать прикоснулась к ее сердцу, и Евдокия уразумела, что стоит на гибельном пути, и обратилась от греха к праведной христианской жизни. Она вошла в число спасающихся, в число святых, и ныне мы ее прославляем.

А разве преподобная Пелагея не испытала прикосновения Божества к своей душе? Испытала. И тоже — чрез слово Божие, которое проповедовал тогда епископ Нон. Божественная благодать коснулась ее сердца, и эта язычница, эта блудница, преобразившись, достигла целомудрия и святости.

Особенно явственно соприкосновение Божественной сущности к человеческому естеству можно увидеть на примере Серафима Саровского. Когда он еще в сане диакона совершал Божественную литургию, благодать Божия настолько обильно изливалась на преподобного, что он начинал светиться. Некогда Мотовилов, благочестивый человек и ученик преподобного Серафима, испытал на себе прикосновение Божественной благодати, и в зимнее время, когда на улице стояла стужа, этот человек почувствовал внутри себя такую теплоту Божественного Духа, что она зримо растопила снег.

Видите ли, возлюбленные братья и сестры, какой неизреченный дар снискали себе от Господа христиане — соприкосновение Божественной сущности с сущностью человеческой! Когда это происходит — человек приходит в восторг, изливает особые слезы умиления, отвращает свое сердце от греха и вступает на спасительный путь.

И если мы с вами внимательно вспомним свою мимошедшую жизнь, то, я думаю, любой христианин заметит и подтвердит ту истину, что прикосновение Божественной благодати к нашим сердцам в той или иной мере испытал каждый из нас. К каждому сердцу прикасалась Божественная благодать, вызывая слезы умиления, раскаяния, глубокого сожаления о том, что делали мы не так. Она проникала в сердце и наполняла его особенною любовью и к Богу, и к ближнему, так что оно готово было на любые испытания: на собственные страдания и на сострадание к людям. И как было бы спасительно, если бы это соприкосновение с Божеством никогда нами не забывалось, но все более и более утверждалось! Утверждалось так, как некогда утвердилось в сердце праведного Симеона Богоприимца, дабы, воспламеняемые Божественной благодатью, мы неослабно шли спасительным путем к вечному блаженству во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)

Заметки на полях

  • И такое было. Великая, торжественная, радостная, возвышенная минута, ибо он (Симеон) увидел своими очами Мессию Христа Спасителя. И это соприкосновение Божества с человечеством и доныне продолжает свершаться в Церкви Христовой.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Благословенный час

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Новая книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок